Органическое нарушение в развитии ребенка

Органическое нарушение в развитии ребенка thumbnail

Симптомы органического поражения мозга у детей

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.
Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.

  1. Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
    Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.
  2. Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
  3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
  4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.
    Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.
    Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.
Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.
Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.

Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.

Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.

Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.

Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.

Если ваш ребенок:

  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый

Вы думаете, что все это — особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга.  Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Источник

ïÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÐÓÉÈÉËÉ ÄÅÔÅÊ

     òÁÚ×ÉÔÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ ãîó ×ÓÅÇÄÁ ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ ÏÔ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÅÇÏ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÏ×. ïÎÏ ×ÙÚÙ×ÁÅÔ ÍÎÏÖÅÓÔ×Ï ×ÏÐÒÏÓÏ× Õ ÐÅÄÁÇÏÇÏ× É ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ, ÔÁË ËÁË × ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÏÔÄÅÌØÎÙÅ ÆÕÎËÃÉÉ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÔ ×ÏÚÒÁÓÔÕ ÉÌÉ ÄÁÖÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÏÐÅÒÅÖÁÀÔ, Á ÄÒÕÇÉÅ ÒÁÚ×ÉÔÙ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÈÕÖÅ ÎÏÒÍÙ. üÔÏ ÓÏÚÄÁÅÔ Ó×ÏÅÏÂÒÁÚÎÕÀ «ÍÏÚÁÉÞÎÕÀ» ËÁÒÔÉÎÕ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ É ÍÏÖÅÔ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔØ ×ÐÅÞÁÔÌÅÎÉÅ ÎÅÐÏÓÌÕÛÁÎÉÑ ÉÌÉ ÎÅ×ÏÓÐÉÔÁÎÎÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÁ. ðÏÜÔÏÍÕ ÚÁÄÁÞÅÊ ÐÓÉÈÏÌÏÇÁ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÅ ÔÏÇÏ, ÎÅ ÓÔÏÉÔ ÌÉ ÚÁ ÆÁÓÁÄÏÍ «ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ», «ÕÐÒÑÍÓÔ×Á», «ÂÁÌÏ×ÓÔ×Á» ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉËÁ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ, Á ÚÎÁÞÉÔ, ÎÕÖÄÁÅÔÓÑ ÌÉ ÒÅÂÅÎÏË × ÐÅÄÁÇÏÇÉÞÅÓËÏÊ É ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÊ ËÏÒÒÅËÃÉÉ.
     ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÅ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ — ÜÔÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÐÓÉÈÉËÉ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ. ë ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÍÕ ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÍÏÖÎÏ ÏÔÎÅÓÔÉ ÔÁËÉÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ËÁË ÍÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÍÅÖÐÏÌÕÛÁÒÎÏÇÏ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ, ÌÏËÁÌØÎÙÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÒÅÞÅ×ÙÅ ÚÏÎÙ ËÏÒÙ), ÜÐÉÌÅÐÓÉÑ, ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÀÝÉÅ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ãîó.
     íÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ — ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÁÑ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔØ ÆÕÎËÃÉÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ÐÒÉ×ÏÄÑÝÁÑ Ë ÌÅÇËÉÍ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×ÁÍ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ É ÓÎÉÖÅÎÉÀ ÏÂÕÞÁÅÍÏÓÔÉ.
     ðÒÉÞÉÎÙ ÜÔÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÉ — ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ×ÒÅÄÎÏÓÔÉ, ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÙÅ × ÐÅÒÉÏÄ ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ (ÔÏËÓÉËÏÚ, ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ Õ ÍÁÔÅÒÉ, ÁÌËÏÇÏÌØÎÁÑ ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÑ × ÐÏÚÄÎÉÅ ÓÒÏËÉ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ), ÔÒÁ×ÍÙ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÒÏÄÏ×, ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒ×ÙÈ ÔÒÅÈ ÌÅÔ ÖÉÚÎÉ. ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÜÔÉÈ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÊ ÐÒÏÉÓÈÏÄÑÔ ÂÏÌÅÅ ÉÌÉ ÍÅÎÅÅ ÌÏËÁÌØÎÙÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÍÏÚÇÁ × ËÏÒËÏ×ÙÈ ÌÉÂÏ ÐÏÄËÏÒËÏ×ÙÈ ÏÔÄÅÌÁÈ. ðÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÍÉÎÉÍÁÌØÎÏÊ ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÉ ÏÔÌÉÞÁÀÔÓÑ ÍÎÏÇÏÏÂÒÁÚÉÅÍ É ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ. þÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ ÚÁÄÅÒÖËÁ É ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÍÏÔÏÒÉËÉ: ÎÅÌÏ×ËÏÓÔØ Ä×ÉÖÅÎÉÊ, ÔÉËÉ, ÇÒÉÍÁÓÎÉÞÁÎØÅ, Ä×ÉÇÁÔÅÌØÎÁÑ ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÎÏÓÔØ ÌÉÂÏ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÁÑ ÍÅÄÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ, Á ÔÁËÖÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÓÎÁ, ×ÏÚÂÕÄÉÍÏÓÔØ, ÎÅÕÐÒÁ×ÌÑÅÍÏÓÔØ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ.
     ÷ ÈÏÄÅ ÄÁÌØÎÅÊÛÅÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÍÉÎÉÍÁÌØÎÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÅÊ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÁÑ ËÏÍÐÅÎÓÁÃÉÑ ÉÍÅÀÝÉÈÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ. ðÒÉ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÅ ÏÂÕÞÅÎÉÑ, ×ÏÓÐÉÔÁÎÉÑ É ÌÅÞÅÎÉÑ Ë ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÏÍÕ ×ÏÚÒÁÓÔÕ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ ÉÍÅ×ÛÉÅÓÑ ÒÁÎØÛÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ, É ÏÂÎÁÒÕÖÉÔØ ÏÓÔÁÔÏÞÎÙÅ Ñ×ÌÅÎÉÑ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÍÏÖÎÏ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÍ ÎÅÊÒÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍ É ÜÌÅËÔÒÏÜÎÃÅÆÁÌÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÏÍ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ. ïÄÎÁËÏ ÐÒÉ ÐÒÉÓÏÅÄÉÎÅÎÉÉ ÄÒÕÇÉÈ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÙÈ ÆÁËÔÏÒÏ× (ÔÒÁ×Í, ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÉÈ ÏÐÅÒÁÃÉÊ, ÓÏÍÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑÈ, ÐÅÒÅÕÔÏÍÌÅÎÉÑ, ÎÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÊ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÊ ÓÉÔÕÁÃÉÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ) ÍÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ ÍÏÖÅÔ ÐÒÉ×ÅÓÔÉ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÒÑÄÁ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ: ÜÐÉÌÅÐÓÉÉ, ÐÓÉÈÏÐÁÔÉÉ, ÎÅÓÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÒÅÞÅ×ÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÀ ÎÅ×ÒÏÚÏÐÏÄÏÂÎÙÈ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×. ÷ Ó×ÑÚÉ Ó ÜÔÉÍ ×ÁÖÎÏÊ ÚÁÄÁÞÅÊ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÍÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÍÉ ãîó É ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÅ ÚÁ ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÒÅÂÅÎËÁ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏ×: ÎÅ×ÒÏÐÁÔÏÌÏÇÁ, ÐÓÉÈÏÌÏÇÁ, ÌÏÇÏÐÅÄÁ.
     ðÒÉ ÏÂÙÞÎÏÍ ÐÁÔÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÍÉÎÉÍÁÌØÎÏÊ ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÅÊ, ÐÒÉ ÃÅÒÅÂÒÁÓÔÅÎÉÞÅÓËÉÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÉÓÔÏÝÁÅÍÏÓÔØ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÏÂßÅÍÁ É ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ×ÎÉÍÁÎÉÑ, ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔØ ÍÅÈÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÁÐÏÍÉÎÁÎÉÑ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÁÑ ÒÁÚÎÉÃÁ × ÕÒÏ×ÎÅ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÊ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÈ ÐÒÏÂ. ôÁËÁÑ ÎÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÕÒÏ×ÎÑ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÊ ÓÌÕÖÉÔ ËÒÉÔÅÒÉÅÍ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÃÉÉ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÊ ãîó ÏÔ ÏÌÉÇÏÆÒÅÎÉÉ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÁÑ ÌÁÂÉÌØÎÏÓÔØ, ×ÙÓÏËÁÑ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ Ë ÏÃÅÎËÅ ÜËÓÐÅÒÉÍÅÎÔÁÔÏÒÁ.
     ðÒÉ ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÆÏÒÍÁÈ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ãîó × ÂÏÌØÛÅÊ ÓÔÅÐÅÎÉ ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ (ÐÁÍÑÔØ, ×ÎÉÍÁÎÉÅ), Á ÌÉÞÎÏÓÔÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ × ÇÒÁÎÉÃÁÈ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÎÏÒÍÙ. ôÁËÉÅ ÄÅÔÉ ÔÑÖÅÌÏ ÐÅÒÅÖÉ×ÁÀÔ Ó×ÏÀ ÎÅÓÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏÓÔØ, Õ ÎÉÈ ÌÅÇËÏ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×ÔÏÒÉÞÎÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ: ÚÁÉËÁÎÉÑ, ÔÉËÉ, ÓÔÒÁÈÉ, ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÎÁ É ÁÐÐÅÔÉÔÁ. óÁÍÏÏÃÅÎËÁ ÚÁÎÉÖÅÎÁ, ÒÅÂÅÎÏË ÞÅÔËÏ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÕÅÔ ÏÔÎÏÛÅÎÉÅ Ë ÓÅÂÅ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÚÎÁÞÉÍÙÈ ÌÉÃ.
     ðÒÉ ÄÒÕÇÉÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÈ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏ-×ÏÌÅ×ÙÈ ÍÅÈÁÎÉÚÍÏ×, ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÐÓÉÈÏÐÁÔÏÐÏÄÏÂÎÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ. üÔÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ × ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÊ ×ÏÚÂÕÄÉÍÏÓÔÉ, ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÊ ÎÅÕÓÔÏÊÞÉ×ÏÓÔÉ, ÏÂÉÄÞÉ×ÏÓÔÉ. ôÁËÏÊ ÔÉÐ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÞÁÓÔÏ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÕÓÉÌÅÎÉÅÍ ÉÚÍÅÎÅÎÉÅÍ ×ÌÅÞÅÎÉÊ: ÓÔÒÅÍÌÅÎÉÅ Ë ÂÒÏÄÑÖÎÉÞÅÓÔ×Õ, ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÏÓÔØ, ÓÅËÓÕÁÌØÎÁÑ ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÎÏÓÔØ É Ô.Ä. ðÒÉ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÁÑ ËÒÉÔÉÞÎÏÓÔØ Ë Ó×ÏÉÍ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÑÍ, ÜËÓÔÅÒÎÁÌØÎÙÊ ÌÏËÕÓ ËÏÎÔÒÏÌÑ, ÞÁÓÔÏ ÚÁ×ÙÛÅÎÎÁÑ ÌÉÂÏ ÎÅÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ÁÎÎÁÑ ÓÁÍÏÏÃÅÎËÁ. ïÔ ÄÅÔÅÊ É ÐÏÄÒÏÓÔËÏ× Ó ÐÓÉÈÏÐÁÔÉÅÊ ÜÔÕ ÇÒÕÐÐÕ ÏÔÌÉÞÁÅÔ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×, ÎÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏÅ ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÁ. òÅÚÕÌØÔÁÔÙ ÎÅÊÒÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ×ÙÑ×ÉÔØ ÔÏÞÎÕÀ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÀ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ. ïÓÏÂÅÎÎÏ ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÔÁËÏÇÏ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÙÈ ÔÒÁ×Í ÞÅÒÅÐÁ, ÓÏÔÒÑÓÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ.
     íÅÖÐÏÌÕÛÁÒÎÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ — ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÄÎÏÇÏ ÉÚ ÐÏÌÕÛÁÒÉÊ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ ÌÉÂÏ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔØ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÍÅÖÄÕ ÎÉÍÉ.
     îÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÆÕÎËÃÉÊ ÐÏÌÕÛÁÒÉÊ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ ÔÁËÖÅ ÍÏÖÎÏ ÏÔÎÅÓÔÉ Ë ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÍÕ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÍÕ ÒÁÚ×ÉÔÉÀ. òÅÂÅÎÏË Ó ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÀÝÉÍ ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÆÕÎËÃÉÊ ÐÒÁ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ (× ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÜÔÏ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÌÅ×ÏÒÕËÏÓÔØÀ) ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ Ó×ÏÅÏÂÒÁÚÎÙÍ ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÅÍ ÍÉÒÁ. õ ÜÔÉÈ ÄÅÔÅÊ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÅÔ ÎÁÇÌÑÄÎÏ-ÏÂÒÁÚÎÙÊ ÔÉÐ ÍÙÛÌÅÎÉÑ É ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÑ; × ÔÏ ÖÅ ×ÒÅÍÑ ÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÓÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑ, ÁÂÓÔÒÁËÔÎÙÅ ÓÈÅÍÙ ÕÓ×ÁÉ×ÁÀÔÓÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÈÕÖÅ. ÷ ÍÌÁÄÛÉÈ ËÌÁÓÓÁÈ ÜÔÏ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÔÒÕÄÎÏÓÔÑÍ × ÕÓ×ÏÅÎÉÉ ÍÁÔÅÍÁÔÉËÉ, ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÍÕ ÐÏÎÉÍÁÎÉÀ ÌÅËÓÉËÏ-ÇÒÁÍÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÁÎÁÌÉÚÁ ÐÒÅÄÌÏÖÅÎÉÊ.
     ðÒÉ ÐÁÔÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÄÏÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ ÐÒÁ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ ÎÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÒÁÂÏÔÏÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ, ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÐÁÍÑÔÉ, ×ÏÚÍÏÖÎÏ ÎÁÌÉÞÉÅ ÜÊÄÅÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÒÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÚÁÐÏÍÉÎÁÎÉÑ(100%-ÎÏÅ ÚÁÐÅÞÁÔÌÅÎÉÅ ËÁÒÔÉÎËÉ ÓÏ ×ÓÅÍÉ ÄÅÔÁÌÑÍÉ). õÒÏ×ÎÉ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÑ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÈ ÔÅÓÔÏ× ÎÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÙÅ: ×ÙÓÏËÉÅ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÑ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ «ëÕÂÉËÏ× ëÏÏÓÁ», «íÁÔÒÉà òÁ×ÅÎÁ» ÓÏÞÅÔÁÀÔÓÑ Ó ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑÍÉ × ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ×ÅÒÂÁÌØÎÙÈ ÁÎÁÌÏÇÉÊ, ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÉ ÐÏÎÑÔÉÊ. åÓÌÉ ÓÐÒÏÓÉÔØ ÒÅÂÅÎËÁ Ï ÓÐÏÓÏÂÅ ÅÇÏ ÍÙÛÌÅÎÉÑ, ÔÏ ×ÙÑÓÎÑÅÔÓÑ, ÞÔÏ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÅÔ ÎÅ «ÐÒÏÇÏ×ÁÒÉ×ÁÎÉÅ», Á «×ÉÄÅÎÉÅ ËÁÒÔÉÎÏË». úÁ ÓÞÅÔ ÜÔÏÇÏ ÐÏÉÓË ÏÂÝÉÈ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÅÊ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ Ó ÔÒÕÄÏÍ.
     äÅÔÉ Ó ÌÅ×ÏÒÕËÏÓÔØÀ ÎÕÖÄÁÀÔÓÑ × ÎÅÓËÏÌØËÏ ÉÎÏÍ ÐÏÄÈÏÄÅ ÐÒÉ ÏÂÕÞÅÎÉÉ ÞÔÅÎÉÀ É ÐÉÓØÍÕ. çÏÒÁÚÄÏ ÕÓÐÅÛÎÅÅ ÏÂÕÞÅÎÉÅ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÒÉ ÚÒÉÔÅÌØÎÏÍ ÚÁÐÏÍÉÎÁÎÉÉ ÃÅÌÙÈ ËÏÒÏÔËÉÈ ÓÌÏ×, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÍÙÈ ËÁÒÔÉÎËÏÊ.
     õ ÄÅÔÅÊ Ó ÄÏÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ ÐÒÁ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÔÒÕÄÎÙÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÏÂÕÞÅÎÉÅ ÐÏ ÏÂÙÞÎÙÍ ÐÒÏÇÒÁÍÍÁÍ × ÐÅÒ×ÙÈ ËÌÁÓÓÁÈ ÛËÏÌÙ, ÄÌÑ ÎÉÈ ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÎÁÇÌÑÄÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× ÏÂÕÞÅÎÉÑ, ÐÏÏÝÒÅÎÉÅ ÒÉÓÏ×ÁÔØ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÙÅ ÓÈÅÍÙ-ÉÌÌÀÓÔÒÁÃÉÉ ÐÒÉ ÒÅÛÅÎÉÉ ÍÁÔÅÍÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÄÁÞ.
     ðÒÉ ÄÏÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÉÉ ÌÅ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÎÅÕÓÐÅÛÎÏÓÔØ × ÈÏÄÅ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÑ ÇÒÁÆÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÂ, ÚÁÄÁÎÉÊ, ÔÒÅÂÕÀÝÉÈ ÚÒÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÁÎÁÌÉÚÁ É ÓÉÎÔÅÚÁ. òÅÞØ ÒÁÚ×ÉÔÁ ÈÏÒÏÛÏ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÞÔÅÎÉÑ É ÐÉÓØÍÁ ÐÒÉ ÌÅÇËÉÈ ÆÏÒÍÁÈ ÎÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÎÅËÏÔÏÒÏÅ ÎÅÄÏÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏÇÏ ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÑ, ÓÌÁÂÏÓÔØ ÜÍÐÁÔÉÉ. ìÏÇÉËÁ ÍÙÛÌÅÎÉÑ ÎÅ ÎÁÒÕÛÅÎÁ.
     ðÒÉ ÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÈ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÒÅÞÉ, ÐÉÓØÍÁ É ÞÔÅÎÉÑ, ÐÒÅÐÑÔÓÔ×ÕÀÝÉÅ ÛËÏÌØÎÏÍÕ ÏÂÕÞÅÎÉÀ.
     ÷Ï ×ÒÅÍÑ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ËÏÒÒÅËÃÉÉ ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÏÂÒÁÝÁÔØ ×ÎÉÍÁÎÉÅ ÎÁ ×ÎÅÛÎÅÅ ×ÙÒÁÖÅÎÉÅ ÜÍÏÃÉÊ, ÏÐÏÚÎÁÎÉÅ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÄÒÕÇÉÈ ÌÀÄÅÊ, ÐÏÎÉÍÁÎÉÅ ÌÏÇÉËÉ ÉÈ ÞÕ×ÓÔ× É ÐÏÓÔÕÐËÏ×. ðÏÚÉÔÉ×ÎÏ ×ÌÉÑÅÔ ÓÌÕÛÁÎÉÅ ÍÕÚÙËÉ É ÏÔÒÁÖÅÎÉÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÍÕÚÙËÉ × ÒÉÓÕÎËÅ. óÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÙÅ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÜÔÏÇÏ ÔÉÐÁ ÎÁÓÔÕÐÁÀÔ × ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ, ÞÁÓÔÏ ÏÎÉ ÐÒÅÄÐÏÞÉÔÁÀÔ «ÏÂÝÅÎÉÅ» Ó ËÏÍÐØÀÔÅÒÏÍ, Á ÎÅ ÓÏ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÁÍÉ. ôÒÅÎÉÎÇÉ ÏÂÝÅÎÉÑ, ÜÍÐÁÔÉÉ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÕÍÅÎØÛÉÔØ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÍÅÖÐÏÌÕÛÁÒÎÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÉ.

Читайте также:  Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

÷ÉÌØÞÉÎÓËÁÑ ô.ð.
(íïóõ)

Источник

1.2.
Виды нарушений развития и их причины

Содержание
учебного материала

Понятие
«норма» и «отклонения» в психическом
и личностном развитии.

Классификация
и виды отклонений в развитии и поведении
детей.

Нарушения
в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии человека (ребенка).

Этиология
нарушений нервно-психического развития.
Эндогенные и экзогенные факторы риска
патологии.

Классификация
причин: по времени воздействия на
организм ребенка (пренатальные, натальные,
постнатальные перинатальные); по
происхождению (органические,
функциональные).

Учение
о психическом дизонтогенезе
(В.В.Лебединский). Классификация
дизонтогенеза.

Взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом.

Основные
понятия:

аномалия, дети с патологией развития,
дети с дефектами развития, дети с
отклонениями в развитии, дети(лица) с
особыми образовательными потребностями,
дефект, дизонтогенез, недоразвитие,
нарушение развития, норма, отклонение,
экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие
идеи:
Знание
происхождения нарушений, времени и
особенность их возникновения предоставляют
педагогу необходимые исходные данные
для планирования индивидуальной
программы специальной педагогической
деятельности.

1.2.Виды
нарушений развития и их причины

Как
свидетельствует мировой и общественный
опыт, число детей с отклонениями в
развитии велико и неуклонно возрастает.
Этому есть ряд причин: дезадаптация
общества и отдельных семей, отсутствие
в ряде случаев нормальных гигиенических,
экономических, экологических условий
для будущих матерей и детей разных
возрастных групп. У многих детей возникает
психическая , познавательная депривация,
недостаточность удовлетворения сенсорных
и эмоциональных контактов и потребностей.
Это и многие другие патологические
факторы приводят к различным заболеваниям
и отклонениям в развитии.

Норма
– (
лат.
«norma»)
– руководящее начало, правило, образец;
установленная мера, средняя величина
чего-нибудь.

Аномалия

( греч. anomaloz-
неправильный) – патологическое отклонение
от нормы в функциях организма и его
частей, отклонение от общих закономерностей
развития.

Понятие
«аномалия развития» входит в круг
понятий,объединяемых термином
дизонтогенез»,
которым обозначают любые формы нарушений
онтогенеза, т.е. развития индивида в
отличие от развития вида (филогенез).

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка с зпр

Многочисленными
психолого-педагогическими исследованиями
доказано, что ранняя диагностика и
коррекция отклонений психомоторного
развития детей являются главными
условиями их эффективного обучения и
воспитания, предупреждения у них более
тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности)
и социальной депривации.

На
начальных этапах развития проблемного
ребенка главным препятствием к его
обучению и воспитанию является первичный
дефект. При отсутствии коррекционного
воздействия в дальнейшем ведущее
значение начинают приобретать вторичные
наслоения (отклонения), и именно они
мешают социальной адаптации ребенка.
Возникает педагогическая запущенность,
расстройства-волевой сферы и поведения
что обусловлено эмоционально-личностными
особенностями на фоне дефицита общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.

  1. Виды
    нарушений, их классификация

В
настоящее время единых принципов
классификации в развитии не существует.
Некоторые исследователи выделяют
следующие группы детей с отклонениями
в развитии:

1)
дети с сенсорной неполноценностью ( с
нарушением слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и
сенсомоторики);

2)
дети с задержкой психического развития;

3)
дети с астеническим и реактивным
состоянием и конфликтными переживаниями;

4)
дети с психопатоподобными (психопатическими)
формами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);

5)
умственно отсталые дети (олигофренные
в степени дебильности, имбецильности,
идиотии);

6)
дети с начальными проявлениями психических
заболеваний ( шизофрения, эпилепсия,
истерия и др.)

Эта
классификация детей с отклонениями в
развитии представлена в работе М.А.
Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях
с отклонениями в развитии» (1967).

Возможно
и другое подразделение на группы:

    1. дети
      с отклонениями развития в связи с
      органическими нарушениями;

    2. в
      связи с функциональной незрелостью;

    3. дети
      с отклонениями в развитии на почве
      депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с
      проблемами психического развития.-
      М., 1995).

В
монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова
«Основы дефектологии» (М., 1990) приводится
следующая классификация детей с
нарушениями развития:

1)
дети с сенсорными нарушениями (нарушения
слуха и зрения);

2)
дети с интеллектуальными нарушениями
( умственно отсталые и дети с задержкой
психического развития);

3)
дети с нарушениями речи;

4)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

5)
дети с комплексными (комбинированными)
дефектами развития;

6)
дети с искаженным(или дисгармоничным)
развитием.

  1. Этиология
    нарушений развития.

Этиология
(греч.
aitia
–причина, logos
– учение) – учение о причинах возникновения
болезни. Причины возникновения болезни
могут быть вызваны эндогенными и
экзогенными факторами.

Эндогенные
факторы
(греч.
endon
– внутри, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший во
внутренней среде

организма.

Экзогенные
факторы
(греч.
exo
– снаружи, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший вне
организма
(травмы,
инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез
отклонение
в психическом развитии.

Психомоторное
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс, в нем отмечаются последовательность
и неравномерность формирования отдельных
психических процессов и функций. На
каждой из усложняющихся стадий развития
выявляется ее связь с предшествующей
и последующими стадиями, каждый возрастной
этап характеризуется качественным
своеобразием, отличающим его от других
этапов.

Нарушения
развития детей могут быть вызваны
разными факторами.

По
времени воздействия на организм
(пренаталъным, наталъным, постнатальным,
перенатальным). Неблагоприятное
воздействие в
период внутриутробного развития
называется
пренаталъным,в
период родовой
деятельности
наталъным,
а после рождения – постнаталъным
воздействием.
Соответственно называются и нарушения.
Сочетание
внутриутробной и природовой патологии
называется
перинатальным
повреждением
(например,
перинатальная энцефалопатия).

Вызвать
отклонения в развитии могут различные
патологические факторы, действующие
во внутриутробный период: генетические
отклонения, отягощенная наследственность,
хронические заболевания родителей;
злоупотребление родителей алкоголем,
наркотиками, курением: физические и
психические травмы женщины в период
беременности; инфекционные, вирусные
заболевания, токсоплазмоз; конфликт по
резус-фактору; нефропатия – недостаточность
деятельности почек, токсикозы и
интоксикация (отравления); внешнесредовые
факторы – неблагоприятная экологическая
ситуация, профессиональные вредности
у родителей до рождения ребенка и многие
другие неблагоприятные факторы.

Другая
группа причин – патология родовой
деятельности: быстрые, стремительные
роды, длительные роды со стимуляцией,
использование щипцов, обвитие ребенка
пуповиной, что приводит к рождению в
асфиксии (удушье), неквалифицированное
оказание акушерской помощи и другие
природовые травмы.

Нарушения
развития ребенка могут быть вызваны и
различными прижизненными факторами:
опухали мозга (менингиома), нейроинфекции
(менингиты и энцефалиты), инфекционные
болезни с осложнением на мозг, открытые
и закрытые травмы черепа, сотрясение
мозга, контузии и т.д.

В
ряде случаев отмечается действие не
одного какого-либо патологического
фактора, а их сочетание – полиэтиология.
Проявляется наследственная отягощенность:
через специальные структуры половых
клеток родителей – хромосомы – передается
информация о признаках отклонений
(аномалий) развития. Хромосомные нарушения
(абберации) приводят к умственной
отсталости ребенка, нарушениям слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата и т.д. По данным современной
науки, на 1000 новорожденных приходится
5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Нарушения
психомоторного развития ребенка могут
иметь место при нарушениях питания и
сна детей, при длительных соматических
заболеваниях, вызывающих истощение
ребенка и поражение центральной нервной
системы. Вероятность возникновения
отклонения в развитии повышается у
недоношенных детей, родившихся раньше
срока или с малым весом тела.

Читайте также:  Помощь ребенку с нарушениями развития

Нарушения
развития, связанные с органическим
поражением центральной нервной системы,
называются органическими нарушениями.

Дефекты
развития могут быть вызваны функциональными,
а не органическими причинами, тогда
говорят о дефицитарном развитии. В их
числе: социально-педагогическая
запущенность, эмоциональная депривация
(недостаточность эмоционального
положительного контакта ребенка со
взрослым), двуязычие (или многоязычие)
в семье, нарушение речи окружающих,
ограниченность речевых контактов
ребенка и др.

Установлено,
что благополучное развитие ребенка
бывает только в случаях равновесия
между внутренними и внешними условиями
формирования организма. По словам
И.П.Павлова, болезнь возникает там и
тогда, когда нарушается равновесие
внутренних и внешних условий жизни
организма, когда на неблагоприятное
воздействие окружающей среды ребенок
не может дать соответствующую ответную
реакцию, не может приспособиться к этому
воздействию.

Функциональные
нарушения обычно являются более легкими
по сравнению с органическими, и при
устранении неблагоприятных факторов
развитие интенсифицируется, а при
проведении специальной коррекционной
работы ребенок может догнать в развитии
сверстников. Функциональные нарушения
обратимы и при своевременно проведенных
коррекционных мероприятиях обычно
проходят бесследно.

Л.С.
Выготский выдвинул тезис об общности
закономерностей развития нормального
и аномального ребенка, что было
подтверждено рядом более поздних
исследований. И в норме, и при патологии
психическое развитие имеет поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап
завершается формированием новых, более
совершенных по сравнению с предыдущими
качеств, что является основой для
будущего скачка в развитии. Свойства
психики формируются на основе чередования
эволюции признаков с революционным,
скачкообразным формированием новых
качеств. Динамика развития нормального
и аномального ребенка подчинена единым
общим закономерностям, при этом каждый
вид аномального развития характеризуется
своими особенностями. Дети с отклонениями
по всем параметрам отличаются от детей
с нормальным развитием.

Каждый
вид аномального развития характеризуется
системным проявлением, в котором
выделяются первичные и вторичные
отклонения.

При
разных видах отклонений в развитии
доминирующим является нарушение речевого
общения, когда у ребенка нарушена
способность к приему и переработке
информации. Это общая закономерность
всех аномальных детей. При анализе
конкретного вида нарушенного развития
важно учитывать общие для всей группы
проявления нарушений, а также индивидуальные
характерологические особенности каждого
ребенка. Одна категория аномальных
проявлений отличается от другой по ряду
диагностических и прогностических
значимых показателей.

Важной
закономерностью психического развития
аномальных детей является трудность
их социальной адаптации, затруднения
во взаимоотношениях и взаимодействиях
с социальной средой.

Воспитание
детей с отклонениями в развитии отличается
своеобразием, которое проявляется в
коррекционной направленности, в
неразрывной связи коррекционного
воздействия с формированием практических
навыков и умений. Особенности воспитания
конкретного ребенка зависят от характера
имеющегося у него дефекта, от степени
выраженности нарушений отдельных
психических процессов и функций, от
возрастных и компенсаторных возможностей
ребенка, от характера медико-педагогического
воздействия, от условий жизни и воспитания
ребенка и ряду других факторов. Одни
дети нуждаются только в психолого-педагогическом
воздействии, другим требуется и серьезная
лечебно-оздоровительная помощь. Все
это подчеркивает необходимость ранней
диагностической и коррекционной работы,
ибо ранее выявление нарушений – залог
эффективности их преодоления.

Нарушения
развития у детей многоплановы и
многоаспектны. Они выражаются в
интеллектуальной, двигательной, речевой
или сенсорной неполноценности. Отклонения
в развитии бывают разных форм и разной
степени выраженности. Часто они становятся
заметными, и если своевременно не приняты
необходимые лечебно-оздоровительные
и педагогические меры, могут возникнуть
вторичные отклонения в структуре
дефекта. Поэтому очень важно своевременно
обнаружить отклонение в развитии и
оказать ребенку необходимую помощь.
Родители и воспитатели не всегда могут
адекватно оценить состояние ребенка,
обнаружить имеющиеся у него проблемы
и отклонения в развитии, поэтому педагогам
общеобразовательных учреждений
необходимо иметь определенный запас
сведений по специальной психологии и
коррекционной педагогике и владеть
навыками коррекционно-воспитательного
воздействия.

Организм
ребенка, его здоровье, личностные
особенности рассматриваются современной
наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог
должен иметь четкое представление о
закономерностях формирования индивида,
личности, при этом важно абстрагироваться
от частностей и деталей. У педагога
должно быть сформировано системное
представление, системное мышление и в
целом системная парадигма в изучении,
обучении и воспитании ребенка, в том
числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Современный
подход к коррекции и компенсации
отклонений в развитии может быть
охарактеризован как комплексный и
личностно-ориентированный, т.е. при
оценке состояния ребенка должны
учитываться данные разных специалистов,
характеризующие разные стороны
психического и физического состояния
ребенка, и оказываемая ребенку помощь
должна быть многоплановой. При этом
учитываются индивидуально-личностные
особенности каждого ребенка, т.е.
коррекционно-воспитательное воздействие
не может и не должно быть стандартизированным.

Рекомендации
к изучению темы

Семинарское
занятие

Этиология
нарушения развития.

Практическое
занятие

Виды
нарушений, их классификация.

Самостоятельная
работа студентов

Составление
логико-смысловой модели: «Виды нарушений
развития, их классификация».

Вопросы
для самоконтроля

  1. Дайте
    определение понятия «аномалия развития»

  2. Раскройте
    наиболее популярные классификации
    отклонений в развитии, представленные
    в специальной литературе.

  3. Какую
    классификацию могли бы предложить Вы?

  4. Назовите
    причины возникновения отклонений в
    развитии?

Литература
для самостоятельной работы

Бородулина,С.Ю.
Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов
н/Д., 2004.-C.27-34.

Гонеев,А.Д.
и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]-
М., 1999.-C.123-128.

Зайцева,
И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]-
Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.

Коррекционная
педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова.
– М., 1999.- C.13-18.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник