Развитие внимания у ребенка с зпр

Развитие внимания у ребенка с зпр thumbnail

Как развивать внимание у детей с ЗПР

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность.

внимание детей с зпр
Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки. Всю важность этого аспекта могут прочувствовать больные с задержкой психического развития, ведь с ним у них большие проблемы. Однако с ней можно успешно бороться.

Что такое внимание: теория и классификация

Прежде чем перейти к проблеме концентрации при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.

Внимание – это избирательное и управляемое восприятие.

Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.

Устойчивое внимание – это залог здоровой психики, что выражается в спокойствии.

Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них.
Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах. Поэтому довольно легко переключаться между объектами, или же вообще не обращать внимания ни на что.

коррекция внимания зпр
Этот процесс тесно связан с другими: слухом, зрением, мыслями и действиями. Некоторые психологи считают, что концентрация — это не отдельная способность человека, а лишь параметр, свойство указанных процессов.
Особую важность данной способности отмечают учителя, которые понимают, что для запоминания чего-либо необходимо прежде сконцентрироваться. Поэтому помимо стандартных навыков вроде чтения и письма, идет усиленная тренировка внимания.
Для этого выделяются разновидности и свойства:

РазновидностиСвойства
Произвольное – есть волевое усилие, напряжениеКонцентрация
Послепроизвольное – есть сознательный выбор, но нет напряженияОбъём
ПоследовательноеСосредоточенность
Непроизвольное (пассивное) – устанавливается независимо от желания человекаРаспределение
сенсорно-перцептивное (внешнее) – познание окружающего мираПереключаемость
Конституционального происхождения Рассеянность
Интеллектуальное (внутреннее) – самопознаниеУстойчивость
Моторное – акцент на движения и действия

У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции, но имеет некоторые особенности. Например, память гораздо меньше. Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для малыша с ЗПР. Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.

Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР

Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить  главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего.
Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться.
Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.

Диагностика внимания у детей с ЗПР

Обнаружить проблемы с концентрацией достаточно просто. Обычно это делается уже при обследовании на ЗПР. Диагностикой внимания занимается педиатр, психолог, логопед, дефектолог, психиатр и другие специалисты. Они исследуют общие умственные способности, эмоционально волевую сферу. На основе результатов делается заключение и даются рекомендации по коррекции и развитию.

диагностика внимания зпр

Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР

Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры. При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы  VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше.
При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:

  • дозированность информации;
  • наглядность;
  • многократное повторение;
  • смена вида деятельности.

Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации.
Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.

Читайте также:  Развитие ребенка посредством предметной игровой деятельностью

Упражнения для развития внимания

Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей.
Упражнение №1
Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок.  В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность. Обязательное награждение за успехи.
Упражнение №2
Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
упражнения на внимание при зпр

Упражнение №3
Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя. Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О».
Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты. Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз.
Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.

Статья в тему: Коррекционная программа для детей с ЗПР

Как заниматься дома

Можно работать над развитием внимания у детей с ЗПР не только со специалистами, но и дома с родителями. Акцент делается на регулярном повторении однотипных заданий, требующих повышенной концентрации.
Хорошее упражнение с текстом, в котором ребенок должен вычеркнуть указанную букву (например, все буквы «П»). Варьировать сложность можно с помощью размера шрифта, длины текста или времени работы. Начинать можно с 1 мин, постепенно увеличивая на 30 секунд и доходя до общей продолжительности занятия  в 10-15 минут.
Используется и рисование. Например, перерисовывание простых объектов, раскраски или штриховка геометрических фигур.
Можно предложить найти различия в картинках, для этого даже есть специальные приложения на компьютере или мобильных телефонах. Мнения по поводу того, можно ли использовать компьютер для развития или игр для детей с ЗПР расходятся.

Доводы «За»Доводы «Против»
Широкий выбор игрНет общения с людьми
Возможность присоединиться к специальным курсам и интерактивным играм, которые развивают когнитивные способностиСидячий и малоподвижный вариант занятий
Компьютер или телефон привлечет внимание ребенка благодаря красочности и подвижности элементовРебенок не развивает мелкую моторику рук
Возможно привыкание и последующий отказ от занятий «вживую»

Вывод

Внимание – важнейший компонент жизнедеятельности человека, который влияет на успех всех действий.
У детей с ЗПР есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Общие показатели довольно слабые, а вот невнимание преобладает. Таких детей легко отвлечь от занятия даже пустяком. Поэтому так важно проводить дополнительные занятия.

развитие внимание зпр
Моменты, направленные на развитие концентрации можно дополнять и в уже привычные упражнения и задания. Сделать это можно усложнив условия, просто заставив ребенка искать отдельные элементы. В занятиях сохраняется последовательность, они не должны быть утомляющими. При регулярном графике упражнений скоро станут заметны улучшения, возможно полное восстановление.
Рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут составить список упражнений, которые подходят конкретному ребенку с его особенностями.

Источник

Внимание — это главное условие для осуществления познавательной деятельности, направленность сознания на конкретный объект. Внимательное восприятие порождает яркие и четкие образы, способствует функционированию мыслительных процессов в ускоренном ритме, гарантирует четкость и аккуратность движений.

Контроль над процессом внимания позволяет значительно улучшить выполнение любой деятельности. Прежде чем поговорить о том, какие особенности имеет внимание у детей с ЗПР, скажем немного о внимании как таковом.

О роли внимания

Сложно переоценить роль внимания: оно необходимо для активного познания окружающего мира, практической деятельности. Человеку свойственно запоминать лишь те раздражители, которые успевают завладеть его вниманием.

Для педагогов крайне важно, внимание у детей с зпрчтобы учащиеся имели высокий уровень развития внимания: это нужно для адекватного восприятия новой информации. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, внимание которых имеет определенные особенности.

Именно поэтому особенности внимания детей с задержкой психического развития, а также методы его развития подвергаются тщательному изучению. Анализируя внимание детей разного возраста, стоит обратить внимание на их способность к концентрации, сохранению инструкций в памяти, а также активность в процессе выполнения определенных заданий. Эти способности поддаются развитию в рамках обычных школьных занятий и коррекционных программ.

Разновидности внимания

Внимание может быть:

  • произвольным;
  • последовательным;
  • непроизвольным.

В свою очередь каждый тип внимания имеет пять основных свойств:

  • объем;
  • сосредоточенность;
  • распределение;
  • переключаемость;внимание у детей с зпр
  • устойчивость.

Под объемом подразумевают количество информации, которую ребенок может охватить вниманием в определенный отрезок времени. У детей с ЗПР объем памяти, как правило, сильно отличается от нормы.

Под устойчивостью понимают способность не отвлекаться от деятельности на посторонние дела или объекты.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 лет при аппликации

Распределение внимания — это не что иное как способность заниматься несколькими видами деятельности одновременно с одинаковой результативностью.

Под переключаемостью внимания понимают осознанный переход от одной деятельности к другой, от одного объекта к следующему. Скорость переключения у детей с ЗПР заметно снижена.

К положительным свойствам внимания можно отнести способность к переключению, а также устойчивость и сосредоточение, тогда как негативными свойствами являются отвлекаемость, невнимательность, рассеянность.

Об особенностях внимания у детей с ЗПР

Анализируя особенности внимания детей с задержкой психического развития (ЗПР), можно отметить, что главное отличие — это недостаток внимания. Типичные признаки недостатка внимания: рассеянность, слабое внимание к словесной информации независимо от содержания. Ребята не способны удерживать внимание более 15 минут, быстро теряют суть повествования даже при незначительных внешних раздражителях.

Итак, основные особенности внимания у ребят с ЗПР:

  • уменьшенный объем;внимание у детей с зпр
  • неустойчивость;
  • слабое распределение;
  • недостаточная концентрация;
  • избирательность.

До третьего класса малыши не способны равномерно распределять внимание, в результате чего в процессе работы над заданием отмечаются скачки работоспособности.

Каждый из вариантов внимания по-своему отражается на качестве усвоения предметов. Так, например, чтобы преуспевать в математике, ребенку необходимо поработать над увеличением объема внимания, для безупречной грамотности потребуется точное распределение, тогда как чтение нуждается в проявлении устойчивости внимания.

У детей с ЗПР, имеющих проблемы с развитием каждого из свойств внимания, можно наблюдать неуспеваемость практически по всем предметам в школе.

Развивать различные виды внимания можно с помощью специальных коррекционных упражнений, а также чтения, диктантов и так далее. Заниматься с ребятами нужно согласно четкой инструкции, стараясь их мотивировать и заинтересовать процессом.

Важно правильно дозировать нагрузки для детей с ЗПР, ведь малейшее переутомление вызывает у них снижение внимание у детей с зпрконцентрации внимания, что выливается в неспособность воспринимать материал, справляться с заданиями согласно инструкциям. Задания должны быть доступными, необъемными, интересными.

Наиболее эффективный способ завладеть вниманием детей с ЗПР во время занятия — использовать жесты. Это связано с их ослабленным вниманием именно к словесному материалу, к которому дети быстро теряют интерес, независимо от его содержания, особенно при наличии внешних раздражителей.

Чтобы снова добиться создания рабочей атмосферы после потери внимания у ребят, потребуется время, а это негативным образом отразится на эффективности занятия.

Ниже рассмотрим некоторые варианты упражнений и игр, способствующих развитию основных свойств внимания у детей с ЗПР.

Упражнения для увеличения объема внимания

Упражнение №1.

Проводить занятие нужно в группе для получения соревновательного эффекта. Ребятам предлагают внимательно посмотреть на центр экрана, запомнить информацию и записать ее. Победителями станут те, кто смог записать в двух самых длинных словах более 5 букв без ошибок. Победители обязательно награждаются.

Упражнение №2.

Перед детьми раскладывают предметы (до 10) либо картинки с их изображениями. В течение 10 секунд ребята внимательно смотрят на предметы или картинки, после чего их закрывают. Сначала дети называют названия предметов, после чего пытаются внимание у детей с зпрвоспроизвести их последовательность по памяти. Задание можно усложнять, меняя местами предметы, убирая некоторые из них.

Упражнение №3.

Ученику дают задание заметить вблизи себя как можно больше идентичных по форме, цвету, фактуре или размеру предметов.

Упражнения для повышения концентрации внимания

Задание №1.

Интересная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с целой группой, построена на поиске подходящих «дорожек» в спутанном клубке линий. Детям нужно будет провести пальцем по каждой линии для того, чтобы добраться до ее финиша. Разнообразить игру можно, предложив «распутать» клубок с цифрами, найти домики для животных, маршруты для машин и пр.

По мере продвижения детей можно будет увеличивать количество линий, предлагая отказаться со временем от использования карандаша или пальца. Кроме того, играть можно на время и без ограничения времени, с установкой интервала, учитывающего уровень подготовки и возраст детей.

Задание №2.

Интересное упражнение, способствующее улучшению концентрации внимания.

Работать над заданием можно со школьниками, способными к выполнению арифметических диктантов. Учитель зачитывает детям задачи, которые они решают в уме, после чего записывают ответы. Сложность задач регулируется в зависимости от возраста и подготовки. Варианты для учеников разных классов:

1-й класс — «Даны числа 5 и 2… Сложите их и из полученного результата отнимите 1… Добавьте к ответу 3 и запишите результат.»

2-й класс — то же самое, но с двузначными начальными цифрами.

3-й класс — «Даны числа 35 и 25».  Прибавьте ко второй цифре первого числа вторую цифру второго числа, внимание у детей с зпрполученное число разделите на первую цифру второго числа.

Чтобы задания больше нравились детям, можно добавлять в них элементы игры, например, предлагая поиграть в мага, способного угадывать числа.

Перечисленные задания способствуют улучшению концентрации внимания. По результатам можно будет выявить основные особенности внимания детей: быстрое его истощение, запоздалое включение и т.д. На основании этих результатов педагог сможет скорректировать работу.

Читайте также:  Роль сюжетных физкультурных занятий в развитии ребенка

Для развития концентрации внимания подойдет также и упражнение на поиск лишнего предмета. Ребенку нужно будет из перечня картинок с изображениями или предметов выбрать то, что не соответствует остальным. Например, это может быть книга среди игрушек, вилка среди ложек и т.д. Игра подходит для малышей дошкольного возраста.

Задания для исследования работоспособности учеников

Удачное упражнение, с помощью которого можно определить уровень внимания детей с ЗПР, — «Счет». Ребятам предлагают сложить числа, записанные столбиком (до 10), и записать ответ.

Еще один вариант упражнения с цифрами — ребята рассаживаются вокруг стола, после чего ведущий произносит 5 однозначных чисел. Дети записывают их по памяти, после чего ведущий их проверяет и выставляет баллы. Каждый ребенок выступает в роли ведущего по очереди.

Для развития навыка слушать и выполнять инструкции подходит упражнение «Запомни движение».  Педагог или ведущий внимание у детей с зпрпоказывает детям несколько движений в определенном алгоритме. Задача детей — повторить их сначала в том же, а потом в обратном порядке.

Для этих же целей подойдет упражнение «Нарисуй!». Детям предлагают закрашивать картинки по инструкции, например таким образом, чтобы красный шар оказался между желтым и синим, а желтый рядом с зеленым, и так далее.

Для развития наблюдательности можно поиграть в игру, построенную на описании предметов. Для этого ребятам предлагают в течение нескольких минут внимательно посмотреть на группу предметов (например, брелок от ключей, чашку, отвертку, бусы и пр.), после чего описать их по памяти.

Выиграет тот, кто опишет предметы наиболее точно. Таким же образом можно пробовать описывать и людей: их одежду, прическу, цвет глаз. Экспериментировать в рамках этого упражнения можно до бесконечности.

Развитие навыков работы с узорами

Упражнение «Повтори по образцу».

Этот вариант задания подойдет для формирования навыка выполнения сложных узоров, идентичных друг другу. Прорисовка каждого узора будет требовать высокой концентрации внимания от ребенка с ЗПР, подразумевая выполнение действий в определенном порядке:

  • анализ отдельных элементов узора;внимание у детей с зпр
  • выбор положения для каждого из них;
  • сохранение последовательности действий на протяжении долгого времени.

Педагог должен в первую очередь обращать внимание не на то, как ученик справляется с воспроизведением образца, а на то, сколько времени он способен работать, не допуская ошибок. Именно этот показатель позволит проанализировать уровень внимательности. Начинать работать над воспроизведением узоров необходимо с нескольких минут, постепенно можно увеличивать время и усложнять узоры.

Чтобы закрепить навыки работы с узорами, можно предложить детям сыграть роль учителя и проверить готовые узоры других ребят, выделяя ошибки. Кстати, проверять можно не только узоры, но и диктанты детей, примеры и прочие задания.

Как работать с детьми дома?

Развивать концентрацию внимания можно с помощью выполнения однотипных заданий, требующих определенного терпения. Одно из них — это вычеркивание каких-либо букв в печатном тексте, например на страницах старой газеты или журнала. Ребенку для выполнения задания нужно быть предельно сосредоточенным и внимательным.

В зависимости от возраста ребятам с ЗПР можно предлагать поработать с более крупными или мелкими шрифтами, внимание детей с ЗПРпостепенно увеличивая время работы на 5 минут.

Также для домашнего обучения детей, учитывая их особенности и с целью развития у них разных типов внимания, можно:

  • раскрашивать картинки по образцу, в том числе и с использованием штриховки;
  • выкладывать из спичек или счетных палочек разнообразные картинки, также по образцу и даже на время;
  • сравнивать картинки;
  • искать изменения в предметах или на картинках и пр.

Внимание — это сложный психический процесс, связанный с мотивацией и намерениями. Деятельность детей с ЗПР может быть успешной только в том случае, если уровень их внимания достаточно высокий. Так как внимание — один самых важных психических процессов, работа с детьми с диагнозом ЗПР для его развития крайне необходима, хотя и будет довольно сложной.

Только систематическая коррекционная работа позволит добиться результата — улучшить развитие внимания у детей с ЗПР начиная с раннего возраста, несмотря на их особенности. В процессе такой работы должна быть организована внимание детей с ЗПРдеятельность разного типа, обязательно вызывающая положительную мотивацию.

Планируя коррекционную работу с детьми с ЗПР, нужно помнить о том, что задания не должны быть слишком сложными и объемными. Увеличивать объем и сложность нужно будет постепенно, не допуская выведения детей из состояния равновесия.

Самыми сложными для таких ребят будут задания, требующие повышенной умственной активности, поэтому их лучше исключить из программы. Выстраивая план занятий, нужно учитывать специфику внимания у детей, их индивидуальные особенности, а также зоны актуального и планируемого в ближайшее время развития.

Только в этом случае можно будет надеяться на определенный эффект и прогресс со временем, выражаемый в улучшении показателей концентрации, распределения, удерживания внимания у детей с задержкой психического развития.

Источник