Роль сюжетных физкультурных занятий в развитии ребенка

Ирина Бурова
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ

Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ

Основное предназначение сюжетно-игрового физкультурного занятия – дать детям радость от движения, от игры, от развития воображаемой ситуации, участниками которого они являются.

Основная цель, которую ставит перед собой воспитатель: формирование позитивного отношения к физкультуре.

Задачи, которые решаются в ходе работы:

Повышать двигательную активность детей;

• Развивать творческое воображение;

• Способствовать совершенствованию двигательных навыков;

• Воспитывать уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к товарищам.

Для того, чтобы занятие вызвало у детей интерес, воспитатель должен учесть множество факторов,начиная с мотивации (сюжета) и заканчивая подбором игровых атрибутов.

Воспитатель должен быть эмоциональным, искренним и обладать определенными качествами:

— уметь увлекать детей своими эмоциями, вызывать у них желание следовать его примеру;

— уметь видеть и чувствовать каждого ребенка;

— правильно подобрать атрибуты и спортивное оборудование;

— знать, как строится занятие, как распределяется нагрузка, как осуществляется переход от одной части занятия к другой;

— любить заниматься физкультурой и спортом и быть приверженцем здорового образа жизни.

Особенности и виды сюжетно-игровых занятий

У нас сюжетно-игровое занятие младшей группе детского сада проводится один раз в неделю. Два раза проводятся традиционные занятия, одно — занятие – прогулка и одно – физкультурный досуг. Все занятия строго дозированы по времени и рационально соотносятся с другими видами деятельности в течение дня и недели.

Сюжетно-игровые занятия мы условно разделили на пять групп: экологической направленности,фольклорные, занятия со спортивными атрибутами (например «Школа мяча», комплексные игровые программы (физкультурные досуги, занятия с элементами развития речи (по мотивам сказок, стихов, лексической темы по развитию речи).

Структура сюжетно-игрового занятия

По структуре сюжетно-игровое занятие почти не отличается от традиционного, кроме того, что в нем перед вводной есть еще одна часть, условно называемая нами – провокация. Провокация, конечно, только в хорошем смысле слова. Провокация, которая призвана привлечь внимание детей, организовать их для физкультурного занятия без всякого организационного момента, вызвать у них желание следовать за воспитателем.

Сюжетно-игровые занятия имеют и свои особенности:

• В занятии используются только те движения, которые дети хорошо освоили, т. е. разучили на физкультурном занятии, закрепили на повторном занятии с усложнением и на утренней гимнастике;

• В занятии используются только те игры, которые дети знают или те, которые довольно легко разучиваются;

• Сюжетно-игровое занятие проводится неспешно, дети общаются с воспитателями, между собой, обмениваются впечатлениями, рассуждают;

• Познавательный элемент сюжетно-игрового физкультурного занятия является разнозначной и равноценной частью занятия;

• В сюжетно-игровом занятии для младших дошкольников обязательно используется красочная, привлекательная для детей игровая и спортивная атрибутика.

Методы, применяемые на сюжетно-игровом физкультурном занятии

В дошкольном возрасте в большей мере используют показ, имитацию, зрительные, звуковые ориентиры.

Имитация – это подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др., птицам (гусь, петух, курица, воробышек, цапля, насекомым (бабочка, жук, комар, муха, пчела, гусеница, растениям (цветок, трава, различным видам транспорта (поезд, автомобиль, самолет, трудовым операциям (колка дров, полоскание белья и др.).

Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

Методы с использованием зрительных ориентиров (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, наклонам (достать носки ног, способствует увеличению амплитуды движения.

Методы с использованием звуковых ориентиров применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а так же как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные ориентиры, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и др.

Словесные методы активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

К данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснение, указания, вопросы, рассказ, беседа и др. Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным.

Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для побуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.

Сюжетный (тематический) рассказ применяется непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Условия организации сюжетно-игрового занятия

При подборе сюжетных игр прежде всего принимается во внимание сформированность у ребенка представлений о сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т. д., просматривает видео-, презентации, проводит беседы.

Огромную роль в проведении сюжетно-игровых занятий играет подбор атрибутов (маски, игрушки, спортивное оборудование). Они должны быть яркими, красочными, чтобы создать эмоциональное настроение на занятии, вызвать интерес, побудить детей к выполнению заданий.

Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.

Эстетическая характеристика сюжетно-игровых занятий обогащается игровыми зачинами, загадками, считалками. Примером содержания сюжетно-игровых занятий служат народные сказки, детские книжки и т. д. Важным моментом для проведения сюжетно-игровых занятий является музыкальное сопровождение.

На сюжетно-игровом занятии могут использоваться самые разнообразные игры, и чем больше игр будут знать дети, тем лучше.

Приветствуются также игры-импровизации, авторские игры, игры-драматизации, речевые малоподвижные игры, психогимнастика, игры с математическим содержанием, игры с экологическим содержанием и т. д.

Список литературы

1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – Н. Н. : «LINKA PRESS», 2005.-112 с.

2. Бабаева,Т. И. Младший дошкольник в детском саду / Т. И. Бабаева и др. — СПб. : «Детство- ПРЕСС», 2006.- 288 с.

3. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2004.- 72 с.

+

Источник

Евгения Коростелева
Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста

В настоящее время обсуждается впервые разработанный в России Федеральный государственный общеобразовательный дошкольного образования. Задачи, которые ставит стандарт, перекликаются с задачами федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стандарт ставит следующие задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности и др.

Перечисленные задачи могут решаться в процессе физического воспитания и развития дошкольников.

Физическое развитие в детском саду осуществляется на специальных занятиях физической культурой, в игровой деятельности и повседневной жизни детей.

Сюжетное занятие – одна из организованных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л. С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Такие физкультурные занятия будут способствовать развитию у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности.

Приступив к подготовке физкультурному занятию сюжетного типа, я более глубоко изучила значение физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Физкультурные занятия — являются ведущей формой для формирования правильных двигательных умений и навыков, содействуют развитию разносторонних способностей детей, создают условия для двигательной деятельности.

Физкультурные занятия состоят из трех частей вводной, основной, заключительной. Каждая часть физкультурного занятия решает свои задачи.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. На физкультурном занятии используются такие способы организации детей, как:

Фронтальный способ, групповой способ, поточный способ, индивидуальный и посменный способ.

Особое внимание в своей работе я уделила методике проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание.

Дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники.

Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность детей.

Изучив двигательный материал с дошкольниками на физкультурных занятиях смешанного типа, закрепляют и совершенствуют эти движения в ходе занятий игрового и сюжетного типа.

Сюжеты занятий способствуют положительному настрою детей на занятие, активности детей, а также увлечённому выполнению детьми физических упражнений, развитию воображения детей, самостоятельности, артистизма.

Перед занятием провожу предварительную работу: беседы, художественные рассказы, предлагаю детям нарисовать рисунки на предложенную тему. На выставке своих работ дети рассказывают о своих путешествиях. И уже на занятиях мне легче сохранить игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми, и время от времени поощряю их.

В конце занятия использую специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками.

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Сюжетная форма проведения физкультурных занятий помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.

Источник

Курылева Ольга Николаевна
Значение физкультурных занятий в развитии дошкольников

Сарычева Н. Н., Курылева О. Н.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном обществе предъявляются новые, все более высокие требования к человеку, в том числе и ребенку – к уровню его здоровья и развития. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Основной формой организованного обучения физическими упражнениями в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных, которые направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения ребенка к проявлению своей двигательной активности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий с дошкольниками является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности. Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которая состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении; обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка, через социально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки; сформировать навыки в разных видах движений; способствовать развитию; двигательных качеств и способностей ребенка; стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность; создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных, нравственно-волевых проявлений детей.

Таким образом, формирование оптимальной двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях требует от педагогов компетентности и постоянного самообразования.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.

2. Бородич А. М. методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 – 225с.

3. Выготский С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 189с.

Источник

Консультация для педагогов

«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника»

     Дошкольный возраст — наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

     К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

     Отличительными особенностями дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

     При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников (Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др.). В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

     Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

     Вызывает сомнение, что дошкольник может самостоятельно открыть способы, запечатленные в общественно-историческом опыте человечества, а путь «проб и ошибок» длителен и требует значительных затрат физических сил. Кроме того, «если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Это положение остается справедливым как относительно умственного, так и относительно физического развития» (П.Ф. Лесгафт).

     Следует помнить, что физкультурное занятие — форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

Задачи физкультурного занятия

     На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

     Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма  посредством  закаливания,   повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

     Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;

— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

— формирование изгибов позвоночника;

— развитие сводов стопы;

— укрепление связочно-суставного аппарата;

— развитие гармоничного телосложения;

— регулирование роста и массы костей;

— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

     При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Воспитательные задачи:

— потребность в ежедневных физических упражнениях; — умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

— приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

— самостоятельность, творчество, инициативность;

— самоорганизация, взаимопомощь.

     Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

     Благодаря физическому воспитанию:

— создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);

— закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

— прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим  упражнениям.

     Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера,

ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

     В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

— осознает свои двигательные действия;

— усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

     Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Содержание физкультурного занятия

     При планировании содержания занятий по физической культуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года, на их повторяемость и постепенность усложнения. Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

     Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более  сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

     Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Структура физкультурного занятия

     Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности (самостоятельное выполнение движений, наблюдение показа действий воспитателем, осмысление задания или указания воспитателя и т.д.).

     Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

     Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

     Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных  положений (стоя, сидя, лежа).

     Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений:

1-2 — для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т.д.); 1-2- для туловища (наклоны) и т.д.; 1-2 — для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой и  прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте. После выполнения   комплекса   следуют   упражнения   на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия   следуют   основные   виды   движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

     Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

— упражнения  высокой  степени  интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками;

— упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой.

— упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

     Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц. Нельзя не учитывать особую ранимость детских рук и стоп. В связи с этим особое внимание уделяется упражнениям по укреплению мышц рук и ног. Предлагаются упражнения со скакалкой, с резиновым кольцом, эластичной трикотажной лентой, набивными мячами (весом от 0,5 до I кг), детскими гантелями.

     Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил.    В играх каждому ребенку должна быть предоставлена возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

     Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание, игры и игровые упражнения малой подвижности (хороводные, народные, на ориентацию в пространстве).

Программный материал для занятий по физической культуре планируется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности, уровня ДА. При этом важно учитывать условия проведения: в зале, на площадке, в лесу.

Виды физкультурных занятий

     Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

     Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

     Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических    движений,    элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

     Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме  окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествие», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки» и др.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

     Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями  и  т.д.   Важно,   чтобы  дети  приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки.

     Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением различных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.

     Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.  Физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия.

     Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользоваться пособием, предлагает варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

     Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.

      Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

     Контрольно-проверочное занятие — своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель: выявление и устранение ошибок в технике выполнения движений.

     Занятие «Туризм» проводится на воздухе, в ближайшей лесу или парке. Оно дает возможность закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения.

     Условия достижения оптимальной ДА детей во время занятий по физической культуре

     Для достижения оптимальной ДА детей необходимо:

— запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределять ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

— осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

— поддерживать положительный эмоциональный настрой ?