Общеразвивающие упражнения и роль в развитии ребенка

Общеразвивающие упражнения и роль в развитии ребенка thumbnail

Общеразвивающие
упражнения занимают значительное место
в общей системе физического воспитания
и системе коррекционного развития детей
с нарушением зрения. Они необходимы для
своевременного развития организма,
сознательного управления движениями,
являются средством оздоровления,
укрепления организма.

Общеразвивающие
упражнения в детском саду используются
на физкультурных занятиях, в утренней
гимнастики, во время физкультминуток
и зрительной гимнастики, на детских
праздниках.

Общеразвивающие
упражнения – это специально разработанные
движения рук, ног, туловища, шеи и других
частей тела, глаз, которые могут
выполняться с разным мышечным напряжением,
разной скоростью и амплитудой, в разном
ритме и темпе, с предметами и без.
Происходит развитие двигательных,
психических качеств ребенка, подготавливает
его к овладению сложными действиями,
навыками ориентировки, формируется
осанка.

Общеразвивающие
упражнения имеют ряд особенностей: они
точно дозируются, могут применяться в
разных вариантах и комбинациях.
Большинство упражнений просты по своей
структуре. Они состоят из элементов,
которые могут быть выполнены отдельно,
что очень эффективно для детей с нарушение
зрения в силу особенности их восприятия,
им необходимо дозировать, делить на
части получаемую информацию для удобства
восприятия (это одно из условий
коррекционного обучения).

В
результате систематического повторения
общеразвивающих упражнений создается
своеобразный фонд двигательного опыта
двигательных качеств и способностей,
мышечная память, необходимых как в
жизненной практике, так и для формирования
сложных пространственных представлений
и зрительного восприятия. Наряду с
влиянием на формирование опорно-двигательного
аппарата, общеразвивающие упражнения
являются прекрасным средством для
развития органов дыхания. Активное
дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет
особое значение для организма ребенка.
Интенсивность окислительных процессов
в тканях ребенка выше, чем у взрослого
человека, поэтому ему необходимо большое
количество кислорода. Ребенок с трудом
переносит кислородное голодание, так
как значительное количество энергии
расходуется на рост и развитие, а если
брать детей с нарушением зрения на
снабжение органа зрения – глаза.

Четкий
ритм, строгая дозировка, периодическое
увеличение и снижение нагрузки в
общеразвивающих упражнениях способствует
укреплению сердечной мышцы, работы
сердца.

Упражнения
оказывают большое влияние на развитие
нервной системы. А мы знаем из предыдущих
глав нашей работы, что дети с нарушением
зрения часто страдают и нервно-психическими
нарушениями. Быстрота реакций, координация,
осознанное овладение движениями имеет
значение и для развития познавательной
сферы ребенка.

Как
правило общеразвивающие упражнения
выполняются в коллективе, что способствует
развитию у детей организованности,
дисциплины, в какой то степени налаживать
межличностные отношения, если особенно
упражнение выполняется в паре.

Движения
становиться более совершенными, когда
они выполняются в сопровождении музыки.
Музыка воздействует на эмоции детей с
нарушением зрения, создает у них
определенное настроение, влияет на
выразительность детских движений,
служит в совеем роде ориентиром. Музыка
может содействовать большей амплитуде
движений или наоборот, вызывать их
сдержанность, четкость в исполнении.
Движения становятся непринужденными,
координированными, ритмичными.

Наличие
предметов в процессе выполнения
упражнений обогащает чувственный опыт
детей с нарушением зрения, служит
дополнительными зрительными ориентирами,
упражняет зрительные функции
(прослеживания, сосредоточения, фиксации)

Общеразвивающие
упражнения имеют свою классификацию:

  • По
    анатомическому признаку (в соответствии
    с воздействием на отдельные части тела)
    – упражнения для рук и плечевого пояса;
    упражнения для туловища; упражнения
    для ног.

  • Упражнения
    указанных групп могут быть направлены:

  • На
    развитие отдельных качеств и способностей
    – силы, гибкости, ловкости, быстроты,
    координации, равновесия, ритмичности,
    пластичности.

  • На
    развитие свойств психики – внимание,
    сообразительности, ориентировки в
    пространстве, во времени.

  • На
    повышение функционального уровня
    систем организма – упражнения для
    тренировки дыхательной, сердечно —
    сосудистой системы, активизации обменных
    процессов.

Общеразвивающие
упражнения могут проводится как без
предметов, так и с использованием
различных предметов и снарядов –
гимнастическая палка, мяч, флажки,
обручи, скакалки, на гимнастической
скамейке, у гимнастической стенки,
стульев и др. Предметы создают у детей
интерес к занятию, оказывает значительное
влияние на освоение движений, развитие
сенсорики, двигательных качеств и
способностей. Активное действие с
предметами в процессе упражнений
содействует полисенсорному познанию
(цвета, веса, формы, качества материала
и других свойств предмета). Действие с
предметом дает возможность добиться
большей отчетливости двигательных
представлений, которые основываются
на различных ощущениях и восприятиях.
Зрительные восприятия создают образ
движения в его динамики, пространственных
отношениях. Слух позволяет выполнить
движение в определенном ритме и темпе.
Предметы способствуют отчетливости
восприятия.

Читайте также:  Основные направления диагностики отклонений в развитии ребенка

Общеразвивающие
упражнения могут выполняться:

  • При
    свободном построении в звенья, в круг;

  • При
    построении в колонны (передача предметов
    друг другу), в круг с большой веревкой;

  • Группами
    с веревками, большими обручами;

  • Парами.

Таким
образом, рассмотрев характеристику
общеразвивающих упражнений, можно с
уверенность сказать, что общеразвивающие
упражнения благотворно влияют на
развитие детей с нарушением зрения и
позволяют более эффективно выстроить
коррекционную работу в процессе
физического воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Гульфия Захитова
Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста

Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста.

«Физическое образование ребенка есть база для всего остального»

А. В. Луначарский.

Особенности развития детей раннего возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослыми стоит важная задача – укрепление организма малыша и своевременное развитие движений. Движение является биологической потребностью растущего организма. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширения функциональных возможностей развивающего организма, формирование точных двигательных навыков (правильная ходьба) и основных движений (ходьба, бег, лазанье, метание, е также развитие качеств движений (быстрота, ловкость, сила, выносливость). Оно способствует выработку у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывать любовь к спорту.

Влияние движений на любой живой организм многогранно. Следует отметить, что движение способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, улучшают питание тканей, способствуют воспитанию чувства ритма, обладают антистрессовым действием. Необходимо помнить, что движения являются органической потребностью малыша, чем ребенок младше, тем труднее ему подавлять эту потребность. Движения ребенка раннего возраста необходимы ему для познания окружающего мира. Полноценное нервно — психическое развитие малыша невозможно также без достаточного количества движений. Для воспитаний движений ребенку необходимы различные формы двигательной деятельности.

Дети третьего года жизни отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег. Некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, в играх. С игрушками и пособиями. Есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения со взрослыми и детьми. Таким образом, дети уже подготовлены к общеразвивающим упражнениям, которые проводятся в детском саду. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики. Сначала по подгруппам, а затем организованно со всей группой. Занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке, которые должны быть оборудованы в соответствии с существующими нормативами.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела. Влияние общеразвивающих упражнений многогранно: они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложным действиям, развивают силу мышц, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

Движения у малышей несовершенные, неточные. Это объясняется недостаточным развитием опорно – двигательного аппарата, нервной системы, организма в целом. Мало выраженные изгибы позвоночника, изгибы стопы. Недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног является причиной частых падений ребенка. У маленьких детей замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы – разгибатели. Малыши быстро утомляются, поэтому они могут выполнять упражнения с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением.

Кора головного мозга ребенка, несмотря на быстрые темпы развития, еще недостаточно сформирована, наблюдается незрелость анализаторов. Движения еще не могут восприниматься во всей полноте пространственных, временных и силовых характеристик. Новые условно — рефлекторные связи создаются легко, но отличаются непрочностью. Поэтому необходимо постоянно возвращаться к одним и тем же упражнениям и не торопиться с их усложнением. Движения маленькие дети выполняют схематично, не согласовано, часто замедленно. Объяснения воспитателя понимают лучше, если одновременно видят, как выполняет взрослый, и при этом двигаются сами. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у ребенка радостное настроение. Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения. Воспитателю надо помнить, что маленький ребенок порой не понимает общих указаний, следует чаще обращаться к каждому ребенку. Взрослый напоминает малышу, как нужно правильно выполнять то или иное упражнение. Общая и индивидуальная оценка дается сразу по ходу выполнения упражнений. В любом упражнении дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.

Читайте также:  Все для развития ребенка 3лет

При подборе упражнений необходимо учитывать особенности физического, психического развития детей, знать их возрастные особенности, их подготовленность, предшествующий опыт, соблюдать постепенное нарастание сложности. Упражнения, подобранные воспитателем должны быть доступны детям и соответствовать особенностям их возраста. Важным требованием при планировании общеразвивающих упражнений является учет состояния здоровья детей.

Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качеств материала и других свойств предметов. Предметы создают как бы зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела. Все упражнения с пособиями в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Наряду с общим влиянием, каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие:

Погремушка – вызывает радость, повышает мышечное напряжение, оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно – двигательный.

Флажки – действия с ними требуют большей координации кистей.

Кубики – требуют более точных и тонких движений кистей рук, развивают пространственные ориентировки.

Ленты с палочками (без палочек, султанчики – помогают более отчетливо выделить в движении плавность, мягкость или стремительность.

Мячи резиновые – прекрасно развивают силу и ловкость пальцев, координацию, быстроту движений.

В упражнениях с пособиями решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать друг другу. Во время выполнения упражнений воспитатель следит за правильностью движений детей. Он активно участвует в упражнениях вместе с детьми, являясь примером для них.

Многие общеразвивающие упражнения целесообразно проводить с музыкальным сопровождением. Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей. Движения, выполняемые ими под музыку, становятся более мягкими, ритмичными, координированными. Малыши приучаются выполнять движения в темпе, заданном им воспитателем при помощи музыки. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. Под плавную тихую музыку дети идут спокойно, широким шагом; быстрая, громкая музыка побуждает их к бегу, подскокам; внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке или смене движений. Общеразвивающие упражнения, проводимые под музыку должны быть достаточно просты, хорошо освоены детьми и выполнятся ими свободно и непринужденно.

Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Раннее детство — особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка.

Источник

Татьяна Караваева
Значение общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания и развития дошкольников

Читайте также:  Наталья кулакова развитие ребенка второй год жизни

Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Общеразвивающие упражнения занимают важное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому ему необходимо большое количество кислорода, поглощаемого в час на 1 кг веса. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию, так как значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка еще не сформирован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких.

При обычном двигательном режиме она составляет в среднем 900-1600 мл. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т. п.

Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

Источник