Деятельность ребенка и развитие одаренности

Деятельность ребенка и развитие одаренности thumbnail

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, НАХОДКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Цыганская Ю.Ю.

Учитель биологии

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, особенности развития, самореализация.

В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей, а также особенности психического развития одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.

Для  развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования.  Ведь  одаренный человек может дать обществу значительно больше, чем человек с обычными способностями. Поэтому перед обществом и школой всегда стояла и продолжает стоять проблема обучения и воспитания одаренных детей.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности [1].

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [2].

Цели работы с одаренными детьми

— Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

— Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них [3].

Деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • Групповые занятия;

  • Конкурсы; интеллектуальные игры;

  • Участие в олимпиадах; презентации;

  • Работа по индивидуальным планам;

  • Исследовательская деятельность.

  • Исследования динамики развития [4].

Читайте также:  Методики и диагностики развития ребенка в детском саду

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд безусловных преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношением родителей к одаренности своих детей. Позиции родителей могут быть различны. Некоторые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике [5].

В заключении еще раз хочу отметить то, что одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми [6].

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

  2. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

  3. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» — М; 2000 г.

  4. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

  5. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=5697

Источник

Библиографическое описание:


Полетаева, И. В. Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте / И. В. Полетаева, К. В. Хмельницкая, С. А. Воронкова, Т. В. Котенёва. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45633/ (дата обращения: 12.04.2020).



Встатье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрытия и реализации потенциала воспитанников. Так же затронута тема работы с родителями: сотрудничество и консультации в данном направлении. Этот материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.

Ключевые слова: образное мышление, логическое мышление, соотношение познавательной активности, проектно-исследовательская деятельность, методики выявления одаренности

Детская одаренность это одно из самых загадочных и интересных явлений в природе. Самым успешным, для развития способностей, является дошкольный период ребенка и раннее детство. Даже учеными доказано, что в каждом ребенке при рождении есть потенциал одаренности и при благоприятных условиях он эффективно развивается.

В каждой группе детского сада можно встретить ребенка, который в какой-то степени отличается от своих сверстников. Это не должно быть незамеченным педагогом, просто это надо направить в нужное русло и стараться как можно больше проявлять к этому интерес со своей стороны.

Для того чтобы развить способности «одаренности» необходимо, прежде всего, создать для этого условия: создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, системность.

Читайте также:  Книга для заполнения развития ребенка

В своей работе с одаренными детьми мы пользуемся следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенком.

В нашем детском саду есть творческие кружки по интересам, где каждый ребенок может применить свои знания и умения. Но нельзя сказать, что эти кружки и есть «мастерская для одаренных детей». Это все только может быть развивающим фоном для ребенка, пробуждением его природных данных. Все это является начальным этапом развития способностей дошкольника. На уровне детского сада педагог обязан распознать навыки одаренности своих воспитанников и постараться создать для этого необходимые условия. Наблюдая за детьми в группе, мы обратили внимание, что наши девочки очень хорошо поют и читают стихотворения. На фоне этих наблюдений мы стали устраивать концерты не только в своей группе, но решили выступить перед детьми других групп. Этим мы порадовали других детей и показали свои способности. Родители этих детей заинтересовались и уже через некоторое время отвели своих детей в кружки в ДК «Горняк» и ДК «Комсомолец». Соня Часовских и Таисия Нилова уже второй год занимаются в ансамбле в ДК «Горняк» и с успехом участвуют в концертах.

Дети нашей группы выступают не только на городской сцене, а также участвуют в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали, «Почемучки») и другие. Им это очень нравится и это у них получается с каждым разом все лучше и лучше. Даже между собой они ведут беседы о том, что поехать на конкур в другой город. Мы, конечно, стараемся поддерживать эти беседы, мечтаем, как это будет.

Но следует помнить, что одаренность не только надо увидеть, ее надо еще и развивать и поддерживать к этим знаниям и умением интерес ребенка.

Для выявления одаренных детей в своей работе мы использовали несколько методик:

  1. Методика «Последовательность картинок». С помощью этой методики мы выявили способности детей в области логического мышления.
  2. Методика «Вопросы к картинкам». С помощью этой методики был выявлен уровень детей в познавательной активности.
  3. Методика «Учебная деятельность». С помощью этой методики был выявлен уровень в области образного мышления.

При оценке выполнения заданий детьми по каждой методике мы выявили в своей группе детей, которые набрали максимальное количество баллов (по 5 за каждое задание по 5-ти бальной оценочной системе.)

После этого мы предложили этим детям более сложные задания. «Уникуб», «Колумбово яйцо», «Что здесь самое непохожее», «Расскажи по схеме», «Что для чего» и другие, так как предыдущие задания могли решить и другие дети. А вот справиться с более сложными заданиями уже сложнее.

Для одаренных детей свойственно иное соотношение познавательной активности и умственной способности. Это выражается в высокой познавательной активности и в опережающем развитии способностей в области логического и образного мышления и воображения. Все это носит индивидуальный характер в каждом одаренном ребенке. И каждый взрослый человек, столкнувшись с одаренным ребенком должен постараться направить эти способности в нужном направлении.

В качестве наиболее приемлемым методом развития одаренности можно назвать проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте — это то, когда конечный результат виден после нескольких взаимосвязанных действий.

Отличие проектно-исследовательской деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Это значит, что ребенок исследует различные возможности, которые связанны с выполнением поставленной задачи и выбирает доступный способ решения. Здесь ребенок не просто ищет способ выполнения действий, но применяет несколько вариантов для выполнения поставленной задачи. Например, мы предложили детям изготовить настольный театр. Вначале дети растерялись и не знали из чего его лучше сделать. Но потом Леня Скрипников предложил нарисовать персонажей к этому театру и выбрать материал из чего они будут это делать. После того как рисунки были готовы, дети решили, что из бумаги театр будет не очень прочным, а вот из пластилина как раз подойдет, потому что там все части у кукол могут двигаться. Так они реализовали задачу, которую мы перед ними поставили.

Читайте также:  Место педагога а развитии личности ребенка

Для реализации проектной деятельности необходимо привлекать и родителей. Дошкольник, видя, что взрослый в этом тоже заинтересован, будет проявлять еще больший интерес, что позволит ребенку и родителю больше понять друг друга. Но наряду с этим взрослый не должен предлагать своих вариантов решения задач. Он должен просто предложить одну из проблемных ситуаций «Почему снег тает», «Почему ночью темно, а днем светло», «Где вода чище» и другие. Одной из основных задач проектно-исследовательской деятельности считается создание проблемной ситуации, которую нельзя решить прямым действием.

Вторая особенность проектно-исследовательской деятельности есть заинтересованность участников. Но одного интереса мало, надо, чтобы и ребенок, и педагог, реализовывали в проектной деятельности не только смысл, но и понимание. Например, мы предложили детям построить зоопарк для животных. Прежде чем приступить к строительству дети решили, что в этом зоопарке будет много животных из разных стран и для каждого животного надо строит что-то особенное. Они нарисовали схемы построек, обговорили размер, для каждого животного, распределили, кто для кого будет строить и только потом приступили к строительству.

Третья особенность проектно-исследовательской деятельности является ее адресный характер. Ребенок, в ходе проектной деятельности, выражает свое отношение, и всегда ищет адресата — человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектно-исследовательская деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и является одним из социально значимых действий, которые доступны дошкольнику.

Проектная деятельность не только дают дошкольникам новые знания, но и помогают стимулировать их познавательную активность, что влияет на содержание сюжетно-ролевых игр. Например, мы предложили детям игру «Путешествие на другую планету». Дети самостоятельно изготовили из предметов-заместителей некоторые атрибуты к игре, затем они обратились к нам, чтобы мы рассказали и показали на плакате «Звездное пространство» где находятся в солнечной системе планете и как они выглядят. Затем они самостоятельно нарисовали маршрут полета, и игра началась. Не задумываясь над тем, что порой необходимо составить исследовательский проект, дети непроизвольно его придумывают сам.

В нашей группе был разработан природоохранный проект, совместно с родителями, «Что мы знаем о воде». В этой работе Шишова Дарина сама решила узнать о свойствах воды и о том, как надо беречь наши ресурсы. С этим проектом она выступила перед своими друзьями, чем их очень заинтересовала. Дети тоже решили не отставать и придумали с родителями свои проекты «Почему лед скользкий», «Какой кукла была в давние времена», «Почему волосы у человека очень прочные» и другие.

Каждый ребенок — это дар Божий, так давайте поможем ему быть одаренным во всем.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Дьяченко О. М.,Программа «Одаренный ребенок», 1997 г.
  3. Венгер Л.А, Программа “Одарённой ребенок”,1995 г.
  4. А. И. Савенков. «Одарённые дети в детском саду и школе», 2000г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектно-исследовательская деятельность, познавательная активность, проектная деятельность, методика, помощь этой, образное мышление, детский сад, логическое мышление, методика выявления одаренности.

Источник