Нравственное развитие ребенка в классном коллективе

Нравственное развитие ребенка в классном коллективе thumbnail

Воспитание моральных качеств обучающихся

во внеклассной работе

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как нам сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его сердце семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что ученики начальных классов способны как губка впитывать все новое, именно в это время у них формируются главные психические функции.

Нам, педагогам, необходимо не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и сформировать понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними, помогут обрести свое место в социуме.

Нравственное формирование личности обучающегося предполагает становление связей ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания мы формируем у ребенка чувства патриотизма, сознание своих прав и обязанностей, интернационализма, активное обращение к действительности, глубокое почтение к людям труда.

Необходимые условия нравственного воспитания таковы:

  • направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;

  • включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;

  • создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;

Академик Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности.

От младших школьников требуется:

  • знать гимн, гордиться своей Родиной;

  • уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

  • любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;

  • дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;

  • трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;

  • бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

  • беречь общественное добро и родную природу;

  • помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

  • творчески относиться к самостоятельной работе на уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Испытанное и усвоенное в детстве отличается неизмеримой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальное благополучие, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

В современное время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря о духовности. Приходя в первый класс, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.

Изменения в духовно-нравственном поведении учащихся проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей, в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Хочется, чтобы детство детей было счастливым.

Задача педагогов — нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы — создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры обучающихся.

Внеклассная работа является логическим продлением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Это этические беседы, творческие мастерские; заочные экскурсии; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления,

игры, , классные часы, Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно — нравственной культуры .

Экскурсии — формируют и развивают самостоятельность, инициативность, определенные организаторские способности, умение работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).

В своей работе я использую разные виды экскурсий

-Экскурсии в природу. Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно проводят осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Очень любят ребята ходить в мини-походы, составляя команды по интересам. Такие поездки в лес способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой, ребята в будущем становятся настоящими друзьями природы и с удовольствием принимают участие в акции «Помогите птицам зимой». Выходя на прогулку, обращаем внимание детей на красоту природы.. Читаем стихи, Есенина, Тютчева.

-Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и растет город. Это способствует формированию чувства почтения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.

Очень ценно, если в начальных классах с детьми проводятся беседы о морали — этические беседы. Они включают основные вопросы, дающие возможность выработать у учеников нравственные представления. Тему для беседы педагог формулирует сам. Формулировка включает правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «НЕ имей сто рублей, а имей сто друзей», «Говорить легко — делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень трудно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.

Классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов надо стараться подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Читайте также:  Автор периодизации психического развития ребенка

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием определенных связей. Задача педагога- внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строится их микроклимат, и активно воздействовать на формирование гу-манных связей. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре.

Именно через игру и общение дети развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы.

Для нас с вами не секрет, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.

Они предпочитают сидеть в компьютере, находясь с самим собой.

Печально осознавать, прервался опыт передачи игр маленьким детям от старших, дворовые игры почти исчезли.

Те самые игры, в которые играли мы, те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали регулировать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали право  узнать самого себя, испробовать свои силы, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Детей  всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились, а другие забылись, оставив в памяти обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого.

Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится замок под названием «счастливые детские воспоминания».

Мы возродили любимые игры. Надо просто научить детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались из поколения в поколение.

На своих занятиях, мы знакомим детей с различными играми, изучаем правила, а на прогулках играем. Мы вспомнили такие игры, как «Хитрая лиса», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Колечко», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Классики», игры с мячом   ,игры со скакалкой, игры с резиночкой.

Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу.

Развитию нравственных взаимодействий в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по интересу.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «История русской армии», «Их именами названы улицы города», «Весточка с фронта», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества», «Дню матери»; позволяют воспитывать у ребят почтение к Родине, стремление быть подобными на выдающихся людей, а так же, стремление делать добрые полезные дела.

Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно — эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно — прикладное искусство формируют эстетический вкус. После тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой любимый город» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- любовь и почет к людям труда.

Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в классе, на переменах и после уроков. Это видно в детских рисунках( это и оттенки цвета, и форма образа). Особенно безупречны коллективные работы. Выполняя их дети учатся договариваться между собой, замечают недостатки своих работ , исправлять их, выносить дополнения для результата выразительности создаваемого образа. Наблюдения показали, дети умеют договариваться, всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют вместе, активно помогают друг другу.

Известно, что сказки несут в себе огромный потенциал полезных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что ученики в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. В этом и состоит педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы мы проводим викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.

И в этом  помогает литература А.П.Гайдара, рассказы Носова, где мы разбираем все образы и поступки героев, русские народные сказки, где всегда добро осиливает зло. Эта литература с целой палитрой человеческих чувств: матери и ребенка, взрослых и детей, истинности слова, товарищества, понимание человека самого себя. Правильное видение добра и зла означает, ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло приводит к негодованию, непримиримости, приливу духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Знакомясь с такой литературой дети с интеллектуальной недостаточностью получают необходимые элементы человеко-знания.  

Базой для становления духовно — нравственной личности является семья. Надо привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.

Из года в год мы проводим в конце осени в классе творческую выставку «Природа и фантазия», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. На глазах у всего класса любое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок втягивается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями.

Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое обращение к маме. Ребята узнали, а какой у мамы любимый цветок и какие комплименты подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.

Результатом совместной работы будет заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём безупречных качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

Известно, что когда ребенок счастлив и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на окружающий мир.

Читайте также:  Ребенок не хочет учиться в школе развития

Вспомогательными средствами воспитания является музыка, рисование. Музыка творит чудеса. Когда нам плохо – она  поднимает настроение. Когда нам хорошо- она делает жизнь еще прекрасней. Музыка  влияет на психоэмоциональную сферу человека. Иногда, включая тихую, спокойную, красивую музыку, видя как дети перевозбуждены, мы замечаем как они успокаиваются, утихомириваются и без суеты начинают выполнять задание при самоподготовке.

Огромная роль отводится патриотическому воспитанию . В его основе -развитие нравственных чувств, чувство Родины… Оно начинается у ребенка с позиции к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и близкими людьми. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует внимательному обращению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В нравственно-патриотическом воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности — близких людей. На конкретных фактах из жизни членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы пытаемся объяснить детям  такие ключевые понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Стараемся подвести их к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. На классных часах мы рассказываем ребятам о подвигах героев Великой Отечественной войны. Вместе читаем рассказы, учим стихи, песни. Героизм, стойкость, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты дети видят у героев — защитников Отечества.

Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Парк Победы, к памятникам. После таких экскурсий дети не остаются безучастными. У детей много вопросов – самых непредсказуемых и разнообразных. Мы всегда готовы ответить на эти вопросы, привести яркие примеры, убедить или разубедить.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города — это история, она передается и в биографии семьи, и в судьбе поколения.

 «Ими гордится город», мы знакомим детей с историей родного города, его традициями и достопримечательностями, памятниками культуры, выдающимися людьми.  

Детство это перемещение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Задача коррекционно-нравственного воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, способствовать развитию на этом пути.  И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит каким человеком он станет.

Источник

 «Развитие нравственных качеств у учащихся как основа успешной деятельности классного коллектива»

Зеткина Ю.А., учитель начальных классов

2017-2018 уч. год

        Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно-нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно-нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно-нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

         Аспекты, влияющие на развитие духовно-нравственного здоровья человека (учащегося):

1) Семья.

2) Взаимоотношения в школьном коллективе.

3) Отношение учащихся со сверстниками во внеурочное время.

4) Понятие здорового образа жизни (вредные привычки).

5) Средства массовой информации.

       Конечно, все аспекты являются важными для развития нравственного здоровья учащихся, но  хотелось  бы подробнее рассмотреть взаимоотношения в школьном коллективе и отношения учащихся со сверстниками в целом. Можно отметить, что иногда в  классе возникают различные споры, обиды, жалобы, агрессии и даже вражда между мальчиками и девочками, проскальзывают обзывательства с обеих сторон. И поэтому, приоритетным направлением для развития нравственного здоровья учащихся начинать надо с выстраивания межличностных отношений в своём классе.

       Процесс включения ученика в систему коллективных отношений очень сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Школьники члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, традициями, которыми придерживается их семья и т.д.

        Основной деятельностью классного руководителя будет является миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитать каждого и целиком всех».

        Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив — пожнёшь личность».

        Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс

       Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Читайте также:  Развитие моторики руки ребенка формирование ручной умелости

       Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность (Это участие в спортивных соревнованиях и уборка пришкольной территории, и совместная подготовка к различным мероприятиям). Без этого не образуется настоящий коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

       Нравственное воспитание учащихся включает в себя сплочение детского коллектива и создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом учащихся и родителей.

  • Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.
  • Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т.д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но здесь важно наличие базовых нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.

Можно отметить основные направления работы по сплочению детского коллектива.

  1. Организация совместной деятельности учащихся
  2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.
  3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.
  4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.
  5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.
  6. Установка традиций класса.
  7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
  8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций.

Рекомендации для сплочения школьного коллектива:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

   Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

— Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

— Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

— Какие традиции есть в нашем классе?

— Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.

— Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий ( праздники, коллективно-творческая деятельность)

    Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

3. Если в классе имеются так называемые отвергнутые дети, то им следует уделять как можно больше внимания:

— Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

— Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

— Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Использование на классных часах психологических игр на сплочение

коллектива для детей.

       Отметим какие основные задачи выполняют психологические игры на сплочение класса.

  1. Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.
  2. Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.
  3. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

          Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить. Это именно о тех играх, которые способствуют на сплочение коллектива.

Ты мне нравишься.

     Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна проходить эта игра.

    Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика (лучше  выбрать самого озорного). Примером комплимента может служить фраза: «Саша, ты мне нравишься за  жизнерадостность, улыбку и доброту».

   Также в конце игры можно провести своего рода рефлексию.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игры на развитие доверия

   Эти игры помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему.

«Сделай молча»

     Ученики становятся в хаотичном порядке в одну линию, затем учитель предлагает построится по росту от самого маленького до самого высокого ученика, но это нужно сделать это молча (задания могут варьироваться- построиться по дням рождения, от самого светлого цвета волос темному, от светло-голубых глаз до карих и т.д).

Психологический смысл данного упражнения

    Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим. Сензитивность – это чувство, ощущение.

Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. комплекс неполноценности).

    Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Ритуал прощания «Подсолнух».

    Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Вывод.

     Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни.

Источник