Автор периодизации психического развития ребенка

Автор периодизации психического развития ребенка thumbnail

Понятие возраста и его параметры

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л. С. Выготскому, возраст — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст — это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему, а бывает и наоборот (но тут речь уже идет об отставании в умственном развитии).

Возраст — это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст — это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные

изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

  • • социальную ситуацию развития;
  • • круг отношений;
  • • ведущий тип деятельности;
  • • сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

  • • новообразования личности;
  • • формы общения;
  • • эмоционально-волевую сферу;
  • • способности общения;
  • • новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Подходы к периодизации психического развития

Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

По мнению Л. С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера — автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.

Французский психолог Р Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0—3 года — раннее детство; 3—5 лет — дошкольное детство; 6—12 лет — начальное школьное образование; 12—16 лет — обучение в средней школе; 17 лет и старше — высшее и университетское образование.

Читайте также:  Занятия с ребенком развитие чувства уверенности

Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П. П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Американский психолог .П. Колберг (1927—1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.

  • 1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.
  • 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товаришами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
  • 3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:

  • 1) доверие — недоверие (1 год);
  • 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2—4 года);
  • 3) предприимчивость и чувство вины (4—6 лет);
  • 4) умелость и неполноценность (6—11 лет);
  • 5) идентификация личности и путаница ролей (12— 15 лет — девочки и 13—16 лет — мальчики);
  • 6) близость и одиночество (молодость);
  • 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);
  • 8) целостность и безнадежность (пожилой возраст).

На каждом этапе формируется новое необходимое для социальной жизни качество и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

  • 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18—24 месяцев);
  • 2) дооперациональная стадия (от 1,5—2 до 7 лет);
  • 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
  • 4) стадия формальных операций (после 12 лет).

Третья группа выделяет периоды развития на основе совокупности существенных критериев.

Периодизация Л. С. Слободчикова:

  • 1 ступень — оживление (от рождения до I года);
  • 2 ступень — одушевление (от 1 года до 5—6 лет);
  • 3 ступень — персонализация (от 6 до 18 лет);
  • 4 ступень — индивидуализация (от 18 до 42 лет).

А. Дистервег выделял три возрастные стадии:

  • 1 стадия — господство ощущения;
  • 2 стадия — господство памяти;
  • 3 стадия — господство разума.

Проблема разработки целостной возрастной периодизации развития до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не охватывает всех явлений, свойственных выделяемым периодам. Все они в чем-то дополняют друг друга.

Л. С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [1]. Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л. С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [2].

Эта проблема интересовала и А. Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий вид деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.

Идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева послужили основой для создания Д. Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в отечественной возрастной психологии (табл. 3). Эльконин исходил из следующих положений:

  • • возрастное развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
  • • развитие — это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;
  • • природу детства следует рассматривать в ее конкретноисторическом понимании;
  • • в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Читайте также:  Значение игры в познавательном развитие ребенка

Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и новообразования данного возраста.

Таблица 3

Возрастная периодизация по Д. Б. Эльконину

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Основные новообразования

I

Младенчество (от рождения до 1 года)

Непосредственно эмоциональное общение

Формирование потребности в общении, эмоциональное отношение

I

Раннее детство

Предметно-манипу-лятивная

деятельность

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Окончание табл. 3

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Основные новообразования

II

Дошкольный

возраст

Ролевая игра

Стремление к общественно-значимой деятельности

II

Младший

школьник

Учебная деятельность

Произвольность психических явлений, внутренний план действия

III

Подросток

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам

III

Старший школьный возраст

Учебно-профессио-

нальная

деятельность

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы

Источник

На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.

Виды периодизаций развития ребенка

Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:

  • раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
  • дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
  • начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных для начальной школы интеллектуальных навыков;
  • обучения в средней школе (от 12 до 16 лет) — ее содержанием является получение общего образования;
  • высшего (университетского) образования — наступает после достижения ребенком 16 лет.

Помимо такого варианта периодизации могут формироваться по одному внутреннему критерию — они строятся на основе одной из сторон развития ребенка. Хорошо иллюстрирует это периодизация П. П. Блонского, которая основывается на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. В ней выделяют следующие стадии детства:

  • беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов;
  • молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов;
  • постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости.

Также были созданы периодизации по нескольким существенным признакам развития (иначе — комплексным возрастным критериям). К ним относятся периодизации Выготского Л. С., Слободчикова В. И., Эльконина Д. Б. и прочих им подобных.

Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. Он выполняется посредством возрастных кризисов, которые вызываются расхождениями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Каждый переход к новому такому периоду предшествует возникновению неудовлетворенности ребенка занимаемым им местом в обществе и желания изменить свое текущее положение. Периоды стабильного/кризисного развития согласно этой возрастной периодизации таблицей представлены на рисунке ниже:

Виды периодизаций развития ребенка

Рисунок 1. Возрастная периодизация психического развития по Л. С. Выготскому

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Д. Б. Эльконин (годы жизни 1904-1984) развил теории Л. С. Выготского и положил следующие критерии в основу собственной периодизации:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • новообразования личности;
  • характер течения возрастного кризиса.
Читайте также:  Что такое гармоничность развития ребенка

Согласно его мнению ребенка, следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. Окружающий мир познается ребенком в двух системах: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Эти системы осваиваются им через различные деятельности, подразделяемые на две группы. Первая группа включает в себя деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений (главным образом в них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы). Вторая группа включает в себя ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательной сферы).

Замечание 1

Обе линии развития составляют единый процесс психического развития, но на любом возрастном этапе доминирует только одна из них.

Наглядно эта периодизация представлена на следующей схеме:

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Рисунок 2. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Рисунок 3. Расшифровка значений периодизации Д. Б. Эльконина

Периоды/стадии развития детей Д. Б. Эльконин разделял по следующей схеме.

  1. Раннее детство. Этот этап включает в себя 2 стадии. Первой стадией является младенчество, начинается она с кризиса новорожденности. Ведущей деятельностью младенчества является общение со взрослыми, что ведет к преимущественному развитию мотивационно-потребностной сферы. Следующей стадией является ранний возраст, который начинается с кризиса первого года жизни. На всем его протяжении ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная сфера, а также в нем доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
  2. Детство. Этот этап начинается с кризиса 3 лет, который знаменует собой начало дошкольного возраста. В это время ведущей деятельностью становится игровая деятельность, а также развитие мотивационно-потребностной личностной сферы. Следующая стадия начинается кризисом 6-7 лет. Это начальный этап младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью на это время становится учебная, интеллектуально-познавательная сфера вновь доминирует;
  3. Отрочество. Этот этап также делится на две стадии. Первой стадией является подростковый возраст, который начинается с кризиса 11-12 лет. В этот период ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, преимущественное развитие вновь переходит к мотивационно-потребностной личностной сфере. Вторая стадия — это ранняя юность, она берет начало от кризиса 15 лет. Ведущая деятельность на этот период — учебно-профессиональная, доминирующая линия развития — интеллектуально-познавательная.

Д. Б. Эльконин считал, что в каждой точке своего развития ребенок имеет расхождения между усвоенным в прежних отношениях «человек-человек» и усвоенным из системы «человек-предмет». Тот момент, когда подобное расхождение оказывается в своей высшей точке и является кризисом, после которого идет развитие стороны, отстающей в прошлый период. Такие кризисы делятся на кризисы отношений «человек-человек» (3 и 13 лет) и кризисы личности/самосознания (1, 7 и 17 лет).

Современные периодизации психического развития ребенка

Из таких периодизаций выделяется периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-е годы прошлого века. Ее базисом является понятие «событийной общности», которая охватывает такие стороны развития, как его объект и источник. Внутри такой общности формируются те человеческие способности, которые позволяют личности включаться в разные социальные группы и приобщаться к конкретным формам культуры, а еще выходить из групп социума, проявлять собственную индивидуальность/самобытность и производить новые формы. Идея событийной общности основывается на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития любой высшей функции психики, которое было сформулировано Л. С. Выготским. Такая периодизация представляет собой конкретную карту людских общностей, только внутри которых могут достигаться разные уровни развития всех функций психики, которые необходимы для существования внутри групп социума, их изменения и создания новых.

В. И. Слободчиков предложил схему, именуемую «матрицей возраста» — в ней каждая ступень представляет собой относительно завершенный цикл развития психики. В ней имеется горизонтальная периодическая последовательность (становление/реализация) психического развития.

Современные периодизации психического развития ребенка

Рисунок 4. Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову

Периодизация развития психики является довольно обширной темой, вызывающей большой интерес. И в настоящее время в этой сфере продолжаются исследовательские работы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник