Нервно психическое развитие ребенка после года

ТЕМА: ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Компетенции:
ОК 5, 6, 7
ПК 1.1
Требования к представлениям:
— иметь представление об анатомо-физиологических особенностях преддошкольного возраста;
— иметь представление о закономерностях роста и развития ребенка преддошкольного возраста;
— иметь представление о потребностях ребенка преддошкольного возраста и способах их удовлетворения;
иметь представление о возможных проблемах детей преддошкольного возраста и путях их решения.
Воспитательные цели:
1. Воспитывать чувство ответственности по социальной адаптации ребенка.
2. Воспитать умение контактировать с детьми преддошкольного периода.
Развивающие цели:
1. Научить выделять главное, находить ключевые слова и понятия по теме для логического осмысления материала.
2. Развивать речь.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста.
2. АФО органов и систем в этих периодах.
3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения.
4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.
Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молочных зубов». Условно в нем выделяют две фазы:
1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший ясельный возраст;
2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.
Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых шести лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.
Анатомо-физиологические особенности органов
И систем детей периода «молочных зубов»
Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условнорефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы — речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, закрепленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.
Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетворяются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны организовывать с ними совместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.
Ребенок в Ребенок в
Возрасте 1,5 лет возрасте 3 лет
Критерии оценки НПР детей периода «молочных зубов».
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.
Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:
1. — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);
2. — сенсорное развитие (С);
3. — игра и действия с предметами (И);
4. — движения (Д);
5. — навыки (Н).
Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 2—3 лет.
Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2—3 лет осуществляется по следующим показателям:
1. — активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);
2. — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);
3. — игра (И);
4. — конструктивная деятельность (КД);
5. — изобразительная деятельность (Изод);
6. — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);
7. — движения (Д).
Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет.
Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет осуществляется по следующим показателям:
1. — мышление и речь (MP);
2. — внимание и память (ВП);
3. — моторика (М);
4. — социализация (С).
Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет
Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес):
РП — запас понимаемых слов быстро расширяется; РА — лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;
СР — различает по величине 2 полых куба (разница граней — 3 см);
Д — ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);
Н — самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес):
РП — обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи;
РА — облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности (словарный запас 30—40 слов);
СР — различает 3—4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);
И — воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;
Д — перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;
Н — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес):
РП — понимает вопрос взрослого о предметах и действиях,
изображенных на картинках;
РА — во время игры словами и двухсложными
предложениями обозначает свои действия;
PC — различает 3 — 4 контрастные величины предметов
(кубы с разницей граней 3 см);
Д — перешагивает приставным шагом через параллельно
положенные на полу 3 палки;
Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.
Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес):
РП — понимает без иллюстраций короткий рассказ
о ранее знакомых событиях;
РА — при общении со взрослыми
пользуется трехсложными
предложениями, употребляя,
прилагательные и местоимения
(словарный запас 200—300 слов);
СР — подбирает по образцу и
вербальной инструкции взрослого
3 предмета разных цветов
(красный, синий, зеленый);
И — воспроизводит в игре ряд
последовательных действий
(начало сюжетной игры);
Д — перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно
положенные на полу палки; перешагивает без поддержки
через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см;
Н — частично надевает одежду.
Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:
Г — говорит многословными предложениями (не более трех слов);
В — появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;
ВФ — подбирает по образцу разнообразные -предметы основных цветов;
И — игра носит сюжетный характер;
КД — самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их;
НО — полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки;
НК — ест аккуратно;
Д — перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.
Ребенок в возрасте 3 лет:
РА — словарный запас — 1200—1300 слов;
Г _ начинает употреблять сложные придаточные предложения;
В — появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;
ВФ — в своей деятельности использует правильно геометрические фигуры, по назначению;
ВЦ — называет 4 основных цвета;
И — появляются элементы простой игры;
КД — появляются сложные сюжетные постройки;
ИЗ — с помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их;
НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого;
НК — пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;
Д — перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.
Ребенок в возрасте 4 лет:
MP — группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (непохожую на другие); складывает из 3 частей разрезанные картинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого;
ВП — из 4—5 показанных предметов вспоминает название 1—2-х после того, как их убирает взрослый;
М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3. частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге;
С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.
Ребенок в возрасте 5 лет:
MP — строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом;
ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4—’5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1—2 четверостишия, скороговорки или считалки;
М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3—6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;
С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила.
Ребенок в возрасте 6 лет:
РН — понимает значение всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2—3 картинкам, связанным содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);
ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6—8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;
М — рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее, чем на 40 см;
С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.
Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совершенствуются терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности естественных кожных складок (к 5—б годам они сглаживаются и
исчезают).
Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.
Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.
Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже:
в 1—4 года — 2 раза в неделю;
с 4 лет — 1 раз в неделю.
Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.
К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).
Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.
К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.
В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание необходимо уделить:
рациональному питанию;
соблюдению осанки;
достаточной двигательной активности;
адекватным физическим нагрузкам;
правильному подбору мебели и игрушек.
Характерно также развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза). При этом отмечается преимущественное развитие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9—10 лет. Для стимуляции работы кисти детям рекомендуются специальные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штриховка, лепка и т. д.).
Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.
К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.
До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В связи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1—3 года.
Тип дыхания:
к 2 годам — диафрагмально-грудной;
к 5 годам — грудной.
Частота дыхания: в среднем 25—30 (до 3 лет — 28—32; после 3 —25—30) в минуту.
Дыхательная аритмия — сохраняется до 2—3 лет.
При выслушивании до 2—3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.
Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.
Пульс составляет:
в 1—3 года — 105—115 уд. в мин;
в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.
ДРУГиу
АД mах составляет:
до 5 лет — 80 + 2n, где n — число лет ребенка; в 5 лет — 100 мм рт. ст.;
старше 5 лет — 100 + n, где n — число лет ребенка; АД min = 2/3-1/2 от АД mах.
Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — ферментативная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако слизистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.
К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см. Емкость желудка: в 2 года — 300—400 мл; в 3 года — 400—500 мл; в 5—6 лет — 1000 мл.
Сохраняет свое значение наличие нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.
Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.
Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны. Суточный объем мочи составляет: до 5 лет 600 + 100 (n — 1), где n — число лет ребенка;
старше 5 лет 100 х (n + 5), где n — число лет ребенка.
Разовый объем мочи составляет 90—120 мл в сутки. Относительная плотность мочи — 1010—1020 ед. Частота мочеиспусканий 8—10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется:
у девочек — к 1,5—2 годам;
у мальчиков — к 3—3,5 годам.
Источник
В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. Уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета.
В этот период начинают формироваться социальные связи. Трёхлетний ребенок это личность. Для него характерен — эгоцентризм. Амбиции должны быть, из них вырастают личности. Они любознательны, нет предела любознательности (почемучки). Нельзя сюсюкаться.
Таблица 1 Показатели НПР (двигательные навыки, речь и психика) детей с 1 года до 3-х лет
Возраст ребёнка | Двигательные навыки | Общение с окружающими, развитие и понимание речи | Ощущение формы и цвета предметов |
1 год 3 месяца | Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, на-клоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу. | Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями | Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча) |
1 год 6 месяцев | Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например, палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать | Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов | Среди 3-4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом |
1 год 9 месяцев | Может ходить по поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3-4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого | В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге | Различает 3 разных по величине предмета |
2 года | Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков | В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных | Находит предмет названного или показанного цвета |
2 года 6 месяцев | Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков | Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре | Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу |
3 года | Перешагивает через предметы высотой 10-15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков | В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200-1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры | Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий |
Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 2-го года жизни
Оценка НПР детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:
1 — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);
2 — сенсорное развитие (С);
3 — игра и действия с предметами (И);
4 — движения (Д);
5 — навыки (Н).
Таблица 2 Показатели НПР 2-го года жизни
Возраст | Понимание речи (Рп) | Активная речь (Ра) | Сенсорное развитие (Ср) | Игра и действия с предметами (Ип) | Движения (Дв) | Навыки (Н) |
1 год 3 месяца | Запас понимаемых слов резко расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 6 месяцев | Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации») | Словами облегченными и произнесенными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности | Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик) | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 9 месяцев | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы | Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см | Воспроизводит сложные сюжетные постройки — перекрытия типа ворот, скамейки | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см | Частично раздевается с помощью взрослого (снимает шапку, ботинки) |
2 года | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых | Пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения. | Подбирает по образу и словам взрослого три контрастных предмета разных цветов | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (шапку, ботинки) |
Показатели НПР детей в возрасте 2-3 лет
Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям:
1 — активная речь: грамматика (Г), вопросы (в);
2 — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);
3 — игра (И);
4 — конструктивная деятельность (КД);
5 — изобразительная деятельность (Изоб);
6 — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);
7 — движения (Д).
Таблица 3 Показатели НПР детей 3-го года жизни
Возраст | 2 года 6 месяцев | 3 года | |
Активная речь | Грамматика (Г) | Говорит многословными предложениями (более трех слов) | Начинает употреблять сложные предложения с придаточными |
Вопросы (В) | Появляются вопросы: «Где?», «Куда?» | Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?» | |
Сенсорное развитие | Воспроизведение формы (Ф) | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению |
Воспроизведение цвета (Цв) | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов | Называет четыре основных цвета | |
Игра (И) | Игра носит сюжетный характер | Появляются элементы ролевой игры | |
Конструкторская деятельность | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Появляются сложные сюжетные постройки | |
Изобразительная деятельность (Изо) | — | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их |
Источник