Нервно психическое развитие ребенка после года

Нервно психическое развитие ребенка после года thumbnail

ТЕМА: ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Компетенции:

ОК 5, 6, 7

ПК 1.1

Требования к представлениям:

— иметь представление об анатомо-физиологических особенностях преддошкольного возраста;

— иметь представление о закономерностях роста и развития ребенка преддошкольного возраста;

— иметь представление о потребностях ребенка преддошкольного возраста и способах их удовлетворения;

иметь представление о возможных проблемах детей преддошкольного возраста и путях их решения.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать чувство ответственности по социальной адаптации ребенка.

2. Воспитать умение контактировать с детьми преддошкольного периода.

Развивающие цели:

1. Научить выделять главное, находить ключевые слова и понятия по теме для логического осмысления материала.

2. Развивать речь.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста.

2. АФО органов и систем в этих периодах.

3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения.

4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молоч­ных зубов». Условно в нем выделяют две фазы:

1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший ясельный возраст;

2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.

Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых шести лет жизни закладыва­ется основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.

Анатомо-физиологические особенности органов

И систем детей периода «молочных зубов»

Нервная система характеризуется дальнейшим раз­витием и созреванием, расширением условнорефлекторных связей, становлением и развитием второй сигналь­ной системы — речи. Дети этого возраста коммуника­бельны, активно вступают в контакт, испытывая возрас­тающую потребность в общении. Они чрезвычайно лю­бознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, зак­репленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.

Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетво­ряются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны орга­низовывать с ними совместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Ребенок в Ребенок в

Возрасте 1,5 лет возрасте 3 лет

Критерии оценки НПР детей периода «молочных зу­бов».

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.

Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1. — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2. — сенсорное развитие (С);

3. — игра и действия с предметами (И);

4. — движения (Д);

5. — навыки (Н).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 23 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 2—3 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);

2. — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3. — игра (И);

4. — конструктивная деятельность (КД);

5. — изобразительная деятельность (Изод);

6. — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7. — движения (Д).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 4—6 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — мышление и речь (MP);

2. — внимание и память (ВП);

3. — моторика (М);

4. — социализация (С).

Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес):

РП — запас понимаемых слов быстро расширяется; РА — лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;

СР — различает по величине 2 полых куба (разница граней — 3 см);

Д — ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе­ние (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н — самостоятельно ест гу­стую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес):

РП — обобщает предметы по существенным признакам в по­нимании речи;

РА — облегченными или пол­ными словами правильно назы­вает предметы и действия в мо­мент сильной заинтересованнос­ти (словарный запас 30—40 слов);

СР — различает 3—4 контра­стные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И — воспроизводит в игре от­дельные часто наблюдаемые дей­ствия;

Д — перешагивает (без поддержки или может пользо­ваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес):

РП — понимает вопрос взрослого о предметах и действиях,

изображенных на картинках;

РА — во время игры словами и двухсложными

предложениями обознача­ет свои действия;

PC — различает 3 — 4 контрастные величины предметов

(кубы с разни­цей граней 3 см);

Д — перешагивает приставным шагом через парал­лельно

положенные на полу 3 палки;

Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес):

РП — понимает без иллюстраций короткий рассказ

Читайте также:  Центр развития ребенка 247 саратов

о ранее знакомых событиях;

РА — при общении со взрослыми

пользуется трех­сложными

предложениями, употребляя,

прилагательные и местоимения

(словарный запас 200—300 слов);

СР — подбирает по образ­цу и

вербальной инструкции взрослого

3 предмета разных цветов

(красный, синий, зеле­ный);

И — воспроизводит в игре ряд

последовательных дей­ствий

(начало сюжетной игры);

Д — перешагивает череду­ющимся шагом через 3 параллельно

положенные на полу палки; перешагивает без поддержки

через палку или веревку, приподнятую над по­лом на 10 см;

Н — частично надевает одежду.

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г — говорит многословными предложениями (не более трех слов);

В — появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;

ВФ — подбирает по образцу разнообразные -предметы основных цветов;

И — игра носит сюжетный характер;

КД — самостоятельно делает простые сюжетные пост­ройки и называет их;

НО — полностью одевается, но еще не умеет застеги­вать пуговицы и завязывать шнурки;

НК — ест аккуратно;

Д — перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3 лет:

РА — словарный запас — 1200—1300 слов;

Г _ начинает употреблять сложные придаточные пред­ложения;

В — появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;

ВФ — в своей деятельности использует правильно гео­метрические фигуры, по назначению;

ВЦ — называет 4 основных цвета;

И — появляются элементы простой игры;

КД — появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ — с помощью пластилина или карандаша изобра­жает простые предметы и называет их;

НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пу­говицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрос­лого;

НК — пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;

Д — перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 4 лет:

MP — группирует предметы по классам: классифици­рует картинки и определяет среди них лишнюю (непохо­жую на другие); складывает из 3 частей разрезанные кар­тинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отве­чая на вопросы взрослого;

ВП — из 4—5 показанных предметов вспоминает на­звание 1—2-х после того, как их убирает взрослый;

М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иног­да зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3. частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге;

С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.

Ребенок в возрасте 5 лет:

MP — строит и составляет по образцу различные узо­ры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с откры­тым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4—’5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1—2 четверостишия, скороговорки или счи­талки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3—6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссо­рясь и соблюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

РН — понимает значение всех слов из бытовой лекси­ки, называет, из чего сделаны отдельные предметы; со­ставляет рассказ по 2—3 картинкам, связанным содер­жанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);

ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; за­поминает 6—8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М — рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее, чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совер­шенствуются терморегуляторная, выделительная и защит­ная функции. Отмечается снижение функции сальных же­лез, уменьшение количества и выраженности естествен­ных кожных складок (к 5—б годам они сглаживаются и

исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бро­вей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (под­мывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может про­водиться реже:

в 1—4 года — 2 раза в неделю;

с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начи­нается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).

Читайте также:  Занятие с аутистом ребенком речевое развитие

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций кос­тей особое внимание необходимо уделить:

рациональному питанию;

соблюдению осанки;

достаточной двигательной активности;

адекватным физическим нагрузкам;

правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, на­растание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза). При этом отмечается пре­имущественное развитие крупных и средних мышц, обес­печивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9—10 лет. Для сти­муляции работы кисти детям рекомендуются специаль­ные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штрихов­ка, лепка и т. д.).

Дыхательная система значительно развивается, со­вершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В свя­зи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний рес­пираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1—3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.

Частота дыхания: в среднем 25—30 (до 3 лет — 28—32; после 3 —25—30) в минуту.

Дыхательная аритмия — сохраняется до 2—3 лет.

При выслушивании до 2—3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы осла­бевают и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в разме­рах, обогащается более разветвленной сетью капилля­ров.

Пульс составляет:

в 1—3 года — 105—115 уд. в мин;

в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.

ДРУГиу

АД mах составляет:

до 5 лет — 80 + 2n, где n — число лет ребенка; в 5 лет — 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет — 100 + n, где n — число лет ребенка; АД min = 2/3-1/2 от АД mах.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — фермента­тивная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако сли­зистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами дис­пепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные желе­зы, расширяется вкусовое восприятие, появляются ин­дивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см. Емкость желудка: в 2 года — 300—400 мл; в 3 года — 400—500 мл; в 5—6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микро­флоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остают­ся менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значитель­ные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатоми­чески зрелыми, хотя функции их еще несовершенны. Суточный объем мочи составляет: до 5 лет 600 + 100 (n — 1), где n — число лет ребен­ка;

старше 5 лет 100 х (n + 5), где n — число лет ребен­ка.

Разовый объем мочи составляет 90—120 мл в сутки. Относительная плотность мочи — 1010—1020 ед. Частота мочеиспусканий 8—10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется:

у девочек — к 1,5—2 годам;

у мальчиков — к 3—3,5 годам.

Прокрутить вверх

Источник

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. Уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

В этот период начинают формироваться социальные связи. Трёхлетний ребенок это личность. Для него характерен — эгоцентризм. Амбиции должны быть, из них вырастают личности. Они любознательны, нет предела любознательности (почемучки). Нельзя сюсюкаться.

Таблица 1 Показатели НПР (двигательные навыки, речь и психика) детей с 1 года до 3-х лет

Возраст ребёнка

Двигательные

навыки

Общение с окружающими, развитие и

понимание речи

Ощущение формы и цвета предметов

1 год

3 месяца

Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, на-клоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу.

Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями

Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча)

1 год

6 месяцев

Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например, палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать

Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов

Среди 3-4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом

1 год

9 месяцев

Может ходить по поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3-4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого

В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге

Различает 3 разных по величине предмета

2 года

Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков

В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных

Находит предмет названного или показанного цвета

2 года

6 месяцев

Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков

Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре

Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу

3 года

Перешагивает через предметы высотой 10-15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков

В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200-1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры

Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в раннем детстве лекция

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 2-го года жизни

Оценка НПР детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1 — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2 — сенсорное развитие (С);

3 — игра и действия с предметами (И);

4 — движения (Д);

5 — навыки (Н).

Таблица 2 Показатели НПР 2-го года жизни

Возраст

Понимание речи (Рп)

Активная речь (Ра)

Сенсорное развитие (Ср)

Игра и действия с предметами (Ип)

Движения (Дв)

Навыки (Н)

1 год 3 месяца

Запас понимаемых слов резко расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 6 месяцев

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»)

Словами облегченными и произнесенными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 9 месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы

Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см

Воспроизводит сложные сюжетные постройки — перекрытия типа ворот, скамейки

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см

Частично раздевается с помощью взрослого (снимает шапку, ботинки)

2 года

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых

Пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения.

Подбирает по образу и словам взрослого три контрастных предмета разных цветов

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (шапку, ботинки)

Показатели НПР детей в возрасте 2-3 лет

Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям:

1 — активная речь: грамматика (Г), вопросы (в);

2 — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3 — игра (И);

4 — конструктивная деятельность (КД);

5 — изобразительная деятельность (Изоб);

6 — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7 — движения (Д).

Таблица 3 Показатели НПР детей 3-го года жизни

Возраст

2 года 6 месяцев

3 года

Активная речь

Грамматика (Г)

Говорит многословными предложениями (более трех слов)

Начинает употреблять сложные предложения с придаточными

Вопросы (В)

Появляются вопросы: «Где?», «Куда?»

Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?»

Сенсорное развитие

Воспроизведение формы (Ф)

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению

Воспроизведение цвета (Цв)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов

Называет четыре основных цвета

Игра (И)

Игра носит сюжетный характер

Появляются элементы ролевой игры

Конструкторская деятельность

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

Появляются сложные сюжетные постройки

Изобразительная деятельность (Изо)

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их

Источник