Интернет пространство для развития ребенка

Интернет и воспитание: проектирование безопасного информационного пространства детей и подростков.

Борисова Наталья Петровна, старший методист ГБОУ ДПО ЦПК «Красноярский Ресурсный центр».

Современные средства массовой информации и новые технологии привнесли радикальные и необратимые изменения в жизнь общества. Наиболее чувствительным к подобным изменениям оказывается подрастающее поколение. С одной стороны, дети с большей легкостью, чем взрослые овладевают новыми  технологиями, пользуясь предоставляемыми ими преимуществами, с другой стороны, они же оказываются самыми уязвимыми к воздействию мощного потока разнообразной информации, что негативно сказывается на их здоровье и развитии.  

Не секрет, что большинство подростков уже буквально «живут» в Интернете. Согласно Федеральному закону № 436, в настоящее время особенно остро встает проблема использования информации, наносящей вред жизни и здоровью порастающего поколения, а также формирование умений работать с социально-значимой информацией.

В данном законе определено понятие информационной безопасности детей как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся, а именно личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.  Современные информационно-коммуникационные технологии – сетевые сервисы – могут стать помощником педагога в формировании коммуникативных УУД.

Как оградить наших детей от негативного влияния сети, показать, что сеть это очень мощный инструмент воздействия, что полезного можно извлечь из работы в ней? Ответить на эти вопросы сложно, но мы постараемся найти хотя бы некоторый выход из сложившейся ситуации.

Опасности Интернета исходят не только и не столько от тех действий, которые могут считаться специфичными именно для Интернета – злостного хакерства с подавлением других компьютеров и серверов, рассылки спама или компьютерных червей и вирусов —  в настоящее время соответствующие действия предпринимаются и в области мобильной связи. Регулярно обновляемое антивирусное программное обеспечение позволяет минимизировать данные риски. Опасности Интернета исходят из некорректных отношений пользователей Интернета к другим пользователям, равно как и к не пользователям.  

Множество полезных и приятных сервисов Интернета требуют делиться сведениями о себе. Одни требует совсем немного, другие больше. Не всегда легко понять, кто и зачем собирает эту информацию. Необходимые шаги для безопасности в Интернете — внимательность, здравый смысл и умение распознавать жульничество и интернет-мошенничество и избегать их.

В Интернете, как и на любой игровой площадке, одни люди приятны, другие — нет. И дети, и взрослые с помощью Интернета могут изводить или запугивать других людей, начиная с присвоения прозвищ и заканчивая физическими угрозами. Например, дети иногда отправляют угрожающие комментарии или неприличные изображения через службы мгновенных сообщений или блоги, незаметно для родителей и общества бесчестя ребенка.

Читайте также:  Норма и патология развития ребенка

Киберхищники используют Интернет для сближения с детьми. Их цель — изолировать детей и убедить их встретиться лично. О людях в сети известно только то, что они сами сообщают о себе. Киберхищники пользуются этой анонимностью для обмана детей, притворяясь другим ребенком или кем-то еще, кто заслуживает доверия.

Некоторые организации используют регистрацию или формы опроса для сбора личных сведений. При заполнении различных форм в Интернете без присмотра дети могут предоставить конфиденциальные сведения о себе или своей семье.

Коммуникативные УУД обеспечивают умения учащихся общаться с другими людьми, проводить опросы, ориентироваться на позиции других людей и отстаивать свою, продуктивно работать как со сверстниками, так и с взрослыми людьми.  Умение получать  информацию, осмысливать и критически оценивать ее, правильно интерпретировать, преобразовывать полученные сведения, совместно работать с информацией и практически применять в жизни, становятся ключевыми медиаобразовательными умениями, без которых не обойтись в современном быстро развивающемся информационном мире.

Коммуникативные УУД тесно связаны с окружающей социальной средой. Основными задачами их формирования в этой связи являются:

  • приобретение учащимися нового социального опыта;
  • включение в социальные отношения;
  • освоение социальных ролей;
  • формирование навыком поведения в социуме.

В исследованиях, проведенных ученым-педагогом Володаром Викторовичем Краевским, выделяется четыре основных структурных элемента содержания, тождественного социальному опыту:

Опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — обеспечивает формирование в сознании школьника истинной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной, исследовательской и практической деятельности

Опыт осуществления известных способов деятельности — проявляется в форме умений действовать по образцу, является основой конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению культуры народа. 

Опыт творческой деятельности — обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры

Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений — проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера.

Итак, если мы внимательно вчитаемся в эти четыре элемента, то обратим внимание на то, что ключевым словом тут является «деятельность».

Но деятельность бывает разная – самостоятельная, стихийная, а также направленная, образовательная и контролируемая. А почему бы учителям не показать положительные моменты «облачных» сервисов, не «привлечь» их на свою сторону и заинтересовать детей, к примеру, сетевыми проектами, в основе которых лежит совместная и созидательная деятельность в сети? И, прежде всего, научить детей думать, оценивать, творить.

В настоящее время наибольшее распространение получил комплексный подход к организации, реализации и поддержке веб-ресурсов – Web 2.0. Это термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, а также размещать в сети текстовую и мультимедийную информацию. Методика проектирования данных систем направлена на все большее увеличение количества пользователей, чем большее количество начитает пользоваться подобными системами, тем полнее становятся их информационная наполняемость. Пи этом вопросы её качества, надёжности, достоверности и объективности не рассматриваются.

Читайте также:  Центр развития ребенка в городе коврове

Таким образом, термин Web 2.0 обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые самими пользователями. К ним можно отнести открытые общественные сервисы, свободные энциклопедии, социальные сети и службы, позволяющие организовывать пользователям совместную деятельность.

Открытые общественные веб-сервисы предоставляют пользователям услуги поиска информации, новостей, файлового хранилища, хранилища аудио и видео файлов, то есть средств как для персональных действий участников, так и для коммуникации между собой с помощью электронной почты, служб коротких сообщений, форумов и блогов. Среди самых популярных на сегодняшний день в нашей стране можно отметить Яндекс, Рамблер, Mail.ru, а также международную систему Google.

Электронные свободно пополняемые энциклопедии отличаются тем, что каждый пользователь имеет возможность создавать записи или редактировать уже имеющиеся. Самые популярные –  Международный проект Википедия, общероссийский образовательный проект Летописи.ру, энциклопе́дия Тради́ция (Викитрадиция).  Сетевой проект «Дети в Интернете» посвящен вопросам безопасного поведения в сети Интернет и представляет собой электронную энциклопедию по данной теме.  

Социальные сети представляют собой программный сервис, площадку для взаимодействия людей в одной группе или в нескольких группах.  Социальная сеть может образовываться любым онлайновым сообществом, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме, являются авторами и читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов.

К примеру «Записки классной мамы» блог учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 14 города Апатиты Мурманской области Плужниковой Анны Евгеньевны, по сути уже является социальной сетью, созданной  педагогом и объединяющей множество людей. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент для поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы, а также обмена опытом.

Процессы социализации гораздо активнее происходят в Интернете. Созданные в социальной сети страницы класса могут способствовать развитию творческих способностей учащихся.

На слайде представлен список ключевых социальномедийных ресурсов РУнета. В этот список включены крупные соцсети, видеохостинги и блоги, а также молодые развивающиеся социальные медиа. На следующем слайде представлены основные социально-демографические показатели. Посчитанные статистики позволяют сравнивать соцсети друг с другом. Например, пользователи «ВКонтакте» моложе «Одноклассников» в среднем на 9 лет. Примерно одинаковые распределения по возрасту у социальных сетей «В кругу друзей» и «Одноклассники».

Специальные детские социальные сети:

  • Класснет  — социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам.
  • Бибигоша  — детский портал ВГТРК (Всероссийской государственной теле- и радио- компании) и Microsoft.
  • Смешарики  — социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала.
  • Твиди — детская социальная сеть от РБК (чат, игры, онлайн игры). Портал ориентирован на детскую аудиторию в возрасте от 6-ти лет. На сайте дети играют в онлайн игры, общаются, ведут дневники, ищут друзей, строят виртуальные миры.
  • Страна друзей — (прежнее название — Мир Бибигона) — первая в России детская социальная сеть, созданная компанией ВГТРК 21 июля 2008 года. С 21 марта 2011 проект был переименован в «Страну друзей». Сайт разделен на детскую часть, рассчитанную на детей в возрасте от 5 до 17 лет, и взрослую часть, рассчитанную на лиц 18 и старше лет. Основной возможностью сайта является общение в различных формах. В «Стране друзей» можно обмениваться фотографиями, создавать фотоальбомы и размещать видеоролики, голосовать и комментировать видео друзей, дарить фишки, добавить в какую-либо группу друзей и т. В видеоархиве «Страны друзей» собраны обучающие телепередачи по языкам, творческим дисциплинам, истории, занимательным фактам из мира животных и растений, видам спорта, представленные в интересном и доступном для ребёнка виде.
Читайте также:  Роль пословиц и поговорок в развитии ребенка

Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов, так называемые «облачные сервисы», ориентированы, прежде всего, на рядового пользователя, не обладающего какими-либо специализированными навыками, и предоставляют возможность пользоваться качественным лицензионным программным обеспечением совершенно бесплатно, используя при этом вычислительные возможности сервера. Основная концепция «облачных» технологий заключается в том, что информация хранится и обрабатывается средствами веб-сервера, а результат предоставляется пользователю посредством веб-браузера. При помощи элементов управления веб-страницей «облачного» сервиса пользователь может вводить и редактировать данные, а также сохранять конечный результат на свой компьютер.
Данные приложения интересны как мощные средства для организации взаимодействия удаленных участников в рамках работы над одним проектом в целях формирования коммуникативных УУД. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития.

 Сегодня совсем не обязательно собирать участников одного проекта, в том числе и образовательного в одном помещении и обеспечивать их компьютерной техникой, специальным программным обеспечением и доступом к сети. В этих условиях особенно важно правильно организовать работу виртуального сообщества, наладить оперативное и удобное взаимодействие между участниками проекта, обмен информацией, распределение задач, отслеживание выполнения работ, формирование конечного результата и так далее.

Таким образом, в настоящее время существует множество неоспоримо ценных сетевых инструментов, которые можно использовать для образования, создания и проведения образовательных проектов, формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения, а также для приобретения учащимися социального опыта и формирования навыков поведения в социуме.

Использованная литература.

  1. Вопросы интернет-образования, № 115 (Май 2013). Якушина Е.В. Формирование коммуникативных УУД с помощью сетевых сервисов. Приложение Диск Google.
  2. Концепция информационной безопасности детей и подростков.

Источник