Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности

Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности thumbnail

Согласно концепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальной ситуацией, т.е. его положением в обществе, системой отношений со взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация развития не дается извне, а создается в результате живого взаимодействия между ребенком и его окружением. Переход от одного возрастного этапа развития к другому связан с изменением социальной ситуации развития. В концепции А.Н. Леонтьева основной категорией является понятие «деятельность». Основываясь на деятельностном подходе к развитию личности ребенка Д.Б. Эльконин разработал периодизацию возрастного развития личности ребенка. Детство от рождения ребенка до окончания школы он делит на 7 периодов: 1) младенчество (от рождения до 1 года); 2) раннее детство (от 1 года до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет); 4) старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 6) подростковый возраст (от 10-11 до13-14 лет); 7) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). Весь процесс детского развития делится на 3 этапа: дошкольное детство (до 6-7 лет); младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); средний и старший школьный возраст (от 10-11 лет до 16-17 лет). Переход от одного этапа к другому происходит в условиях кризисной ситуации: при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Для каждого этапа характерна ведущая деятельность:

1. Младенчество: эмоционально-личностное общение со взрослыми.

2. Ранний возраст: предметно-манипулятивная деятельность.

3. Дошкольный возраст: игра.

4. Младший школьный возраст: учение.

5. Подростковый возраст: трудовая деятельность и интимно-личностное общение.

6. Старший школьный возраст: интимно-личностное общение.

Ведущая деятельность играет существенную роль в развитии личности ребенка. Поскольку в начальной школе ведущей деятельностью является учебная деятельность, то важно педагогу уметь организовать деятельность учеников таким образом, чтобы она оказывала влияние на его психическое развитие. В зрелых группах и коллективах, то есть в таких объединениях детей, которые заняты серьёзной совместной деятельностью, существуют два вида отношений: деловые и личные. Необходимо параллельно развивать как деловые, так и личные взаимоотношения их участников, так как это оказывает влияние на развитие этих качеств личности ребёнка.

К деловым отношениям относятся те, которые складываются в игре, учении и труде — основных видах совместной деятельности детей. Сюда входят: руководство и подчинение; распределение обязанностей; координация действий; составление планов и программ; обсуждение планов и программ и их реализация; оказание взаимопомощи и др.

В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеются определённые возрастные особенности. В дошкольном возрасте все отношения представлены в наглядно-действенной и наглядно-образной форме, что не исключает и словесного действия на детей со стороны взрослых. К совместному планированию как более сложной и развитой форме деловых отношений можно переходить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Взрослый человек объясняет детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется. Вместе с детьми разрабатывается 2-3 простейших плана, по которым в дальнейшим разворачивается деятельность. В конце младшего школьного возраста дети могут переходить к самостоятельному планированию, причём не только в игре и труде, но и в учёбе.

Личные взаимоотношения детей имеют свою логику развития. Главной задачей здесь является укрепление и обобщение их нравственной основы и задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и поддерживать необходимые нормы нравственности, реализуя их в системе детских групповых межличностных отношений.

Организация деятельности детских групп должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности, для приобретения его положительных качеств.

Условия совместной деятельности

Обеспечение каждому члену детской группы возможности для активного участия во всех её делах. Это выполнимо лишь тогда, когда количество участников в группе невелико: 3-7 человек. Но поскольку наполняемость класса больше (25 — 30 человек), то считаем закономерным включение в учебный процесс методов групповой работы, то есть наряду с фронтальными и индивидуальными методами целесообразно использовать задания для микрогрупп (пара, или диады; тройки, или триады, и более). Такие задания обеспечивают активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяют скоординировать действия каждого.

Получение богатого и разнообразного опыта обучения и совместной деятельности в группах. Рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получить богатый опыт обучения, усваивать различные формы ролевого поведения вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки.

Читайте также:  Занятия с ребенком 2 лет для развития речи домашние животные

Использование в группах и коллективах таких норм взаимоотношения, которые интересы личностного развития ставятся на первом плане. Каждый ребёнок в группе получает такие же права, что и группа в целом и если мнение ребёнка расходится с мнением большинства, то за самим ребёнком остаётся право поступить по-своему.

Воссоздание в деятельности детской группы реальности, с которой они сталкиваются, став взрослыми. Детский коллектив должен решить сложные жизненные проблемы, где ставятся проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера.

Выявление задатков ребёнка и превращение их в способности. Коллективная деятельность детей должна носить творческий характер, только в этом случае каждый ребёнок получает возможность для развития своих личностных качеств и способностей.

Важную роль в организации коллективной творческой деятельности играет учитель [20, с.140]. Исследователи Я.Л.Коломинский и Е.А. Панько выделяют 5 стилей отношения учителя к школьникам.

1. Активно-положительный стиль. Учитель проявляет эмоционально-положительное отношение к детям, что неадекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя дают наиболее высокую оценку положительных качеств учащимся. В индивидуальных характеристиках своих учеников они отмечают положительный рост.

2. Ситуативный стиль. Учитель характеризуется эмоциональной нестандартностью, дружелюбие к ученикам сменяется враждебностью. Оценки учеников противоречивы и неопределённы.

3. Пассивно-положительный стиль. Для учителя характерна общая «+» направленность в манере поведения и речевых высказываниях. Но ему присуща замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Тон официален.

4. Активно-отрицательный стиль. Эмоционально-негативная направленность, резкость, раздражительность учителя. Он даёт низкую оценку ученикам, акцентирует их недостатки. Не хвалит детей, при неудачах наказывает; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный стиль. Учитель не столь явно проявляет отношение к детям. Он эмоционально вял, безучастен, отчуждён в общении с учениками. Возмущения не проявляет, но равнодушен к успехам и неудачам учеников. Ученик большее всего нуждается в одобрении, в «+» оценке, огорчается — оценке, а её отсутствие воспринимает как негатив. 98 % учащихся стремятся к оценке их работы учителем. Организуя деятельность учеников, учитель должен сравнивать ребёнка, но не со всеми детьми, а только с теми, кто обладает примерно равными способностями. А ещё лучше, если ребёнок сравнивается только с собой. Один из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия учащихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.

Учителя используют различные приёмы установления таких отношений. Некоторые у них мы охарактеризуем:

1) Обращение за помощью и советом. Учитель записывает на доске довольно сложное для детей задачу. Диалог с классом строится так: «Мне очень хочется, чтобы вы помогли мне решить задачу. Дело в том, что я где-то допускаю ошибку. Помогите мне разобраться, а потом мы продолжим урок. Учитель внимательно слушает советы учащихся, уточняя и опровергая некоторые моменты. В результате учитель «находит» ошибку и выражает благодарность за помощь.

2) Вопросы к учителю. При возникновении познавательного вопроса учитель может, извинившись перед учениками, сказать, что сразу не может ответить на поставленный? Или достаточно полно на него ответить, проявив большую заинтересованность вопросом. Он предполагает детям объединить усилия и найти ответы в книгах, даёт им задание по группам: рассказать то, что узнали. Это стимулирует активность и формирует деловые отношения между учителем и классом.

3) Обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, а с другой — обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически, самостоятельно мыслить, овладевать, умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями другого.

Важно правильно организовать дискуссию с тем, чтобы дать возможность попробовать свои силы, как активным школьникам, так и детям робким, застенчивым. Когда ребёнок видит, что его утверждение серьёзно рассматривается, он по-новому переживает свои успехи, стремится максимально раскрыть свои творческие способности.

В младших классах учитель может организовать дискуссию, например, на уроках математики при решении задач, на уроках литературы при разборе стихотворения или прочитанного рассказа. Чтобы дети работали активно, учитель доказывает неправильную точку зрения, а дети должны переубедить его.

4) Работа в парах и парах сменного состава. На уроках дети выбирают себе и самостоятельно изучают текст, вернее первый его абзац. Затем дети меняются напарниками и работают дальше, но прежде один другому пересказывает, что было в предыдущем абзаце. Это приводит к тому, что дети несколько раз повторяют содержание, а многократное повторение способствует запоминанию. Затем учитель использует работу в микрогруппах, где основной принцип деления — по способностям (то есть в микрогруппах равное количество сильных и слабых учеников). В каждой группе ученик — консультант.

Читайте также:  Духовное развитие ребенка дошкольного возраста

5) Организация игровых знаний на уроках. Игра может быть использована на отдельном этапе урока, а может проходить и в течение всего урока. Например, урок может проходить в форме игры-путешествия (путешествие по зимнему лесу, путешествие по карте нашего города и пр.).

6) Организация соревнования. На уроках возможно использование разного рода заданий — конкурсов, где дети соревнуются друг с другом (по рядам или по микрогруппам). Важно подобрать задания такого рода, чтобы от слаженного действия всей команды зависел общий успех. Учитель обязательно делает акцент на том, что в случае неудачи не нужно пытаться найти виноватых и обвинять кого-то из своей команды, нужно, наоборот, помочь тому, кто слабее.

7) Внеурочная деятельность. Организуя воспитательную внеурочную работу учитель может использовать КТД для формирования межличностных отношений. Это в первую очередь использование традиционных поручений, когда класс делится на группы и каждая группа отвечает за свой участок работы. Кроме того, учитель организует коллективную деятельность при подготовке и проведении различных мероприятий.

Источник

Оксана Семенова
Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними

Совместная деятельность позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнеров (деловое сотрудничество, разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (личностные взаимоотношения). Не последнюю роль здесь играет эмоциональная сфера ребенка.

Как показали многочисленные исследования взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3-4 лет через осуществление совместной деятельности. По мнению педагогов и психологов (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. С. Римашевская, Е. О. Смирнова, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений. Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность, не отнимать предметов и пр., а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т. д.). На следующем этапе 4-5 лет начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений, которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

Из всех проявлений активности в условиях совместной деятельности мы выделяем коммуникативную и продуктивную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых — качественное выполнение задания. Эта активность (при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т. д.) выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии, в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий к тем, кто допускает небрежность, ошибки.

Необходимо знакомить детей с основными правилами поведения в процессе совместной деятельности. Прежде всего, воспитатель должен определить правила поведения детей в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД, в быту, продуктивной и игровой деятельности. Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для совместной игровой деятельности характерными правилами будут следующие:

1. Играть нужно дружно: не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2. Игрушки надо беречь: не ломать, не рвать, убирать на место.

3. В группе надо соблюдать порядок: разговаривать вполголоса (тихо, чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие — на улице.

4. Товарищам надо помогать: делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам — научи другого.

Детям пяти лет важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают и мешают друг другу, вследствие чего их совместная деятельность не может быть организована, воспитатель формулирует требование: в группе надо разговаривать тихо, чтобы не перекрикивать друг друга. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

Читайте также:  Диагностика отклонений в развитии ребенка пмпк

В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование совместной игровой деятельности детей. Уровень этой деятельности, знание норм поведения имеют решающее значение для становления положительных взаимоотношений между детьми. Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре.

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими детьми в процессе совместной деятельности выражается:

– во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;

– в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;

– в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников и вовлечения их в общение и совместную деятельность;

– в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенный процесс совместной деятельности, имеющий в своей основе общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка, который помогает:

• развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,

• развивать навыки социального поведения,

• способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

формировать позитивное отношение к своему «Я»,

формировать позитивное отношение к сверстникам,

• учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Характерной составляющей совместной деятельности будет являться пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией, в которое входит:

1) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками.

2) Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и. т. п.).

3) Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

4) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.

5) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.

6) Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.

Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников — вся группа детей).

2. Совместно-последовательная деятельность, — когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей, организованная в малые подгруппы).

3. Совместно- совместная деятельность, — когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен. Поэтому, требуется принять решение как организовать детей в малые группы: разделить или объединить.

Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными. Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных. Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

Основания к объединению детей:

— по интересам

— по симпатиям

— по полу (мальчики, девочки)

— по задачам

— вокруг персонажей

— вокруг лидеров

— на основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение для совместной деятельности должно быть успешным для развития положительных взаимоотношений между детьми.

Источник