Народная игрушка в развитии ребенка
Светлана Викторовна Заикина
Роль народной игрушки в развитии ребенка-дошкольника
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность» и «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать других людям, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые, к сожалению, у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребностей не только в созерцании мира, но и в активном его познании и преобразовании.
Еще В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно, чтобы труд стал потребностью, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приобщение к миру прекрасного – сложный и длительный процесс. Мы, педагоги нашей группы, стали приобщать детей к миру прекрасного с первых дней пребывания детей в учреждении. В начале мы показывали детям готовые куклы, которые мы изготавливали с детьми группы прошлого выпуска. Мы придумывали различные игры, создавали игровые ситуации. Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами и народными игрушками.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.
Народная педагогика создала все основные типы игрушекдля каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской, замечательные каталки для малыша 2-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушек для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).
Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами механики и техник (Богородская игрушка). Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т. д.). все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
В нашей группе для работы с детьми представлены народные игрушки (богородские, дымковские, филимоновские, игрушки-забавы (пирамидки, грибки, матрешки, с которыми дети с удовольствием обыгрывают сказки.
Мы стараемся развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, так как на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией мы помогаем детям воплотить увиденное в творческих работах. Изобразительная деятельность тем и интересна и увлекательна, что в ней можно передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Наши занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников, а для этого они сопровождаются музыкальным оформлением и художественным словом.
Знакомя детей с народным творчеством, мы ставим перед собой воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать детей на народных традициях.
• Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
•Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор и знакомство с древними образами.
Образовательные задачи:
• Развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи.
• Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
• Развитие творческих способностей, способности детей в разных видах художественного творчества.
Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами. Для восприятия детей нашей группы мы организовываем выставки-ярмарки, на которых представлены предметы, представляющие различные народные промыслы: Дымково, Гжели, Хохлома и др. Дети с удовольствием обыгрывают сказки, придумывают различные игры.
Мы, педагоги, всегда рядом с детьми и стараемся учить детей играть вместе, согласовывать свои интересы с общими, коллективными; помогать друг другу и радоваться успеху товарища.
На занятиях по ознакомлению с народным искусством, после рассказа и показа, даем детям возможность заняться творчеством, — дети украшают дымковские игрушки чашки, тарелки, ложки, подносы в соответствии с особенностями какого-либо промысла (Гжель, Хохлома, Дымка). Продуктивные виды деятельности (лепка, пластилинография, аппликации, рисование) сопровождаются пением народных песен, заучиванием стихов-потешек, закличек. После физкультминутки заканчиваем занятие народными играми. Каждое занятие тщательно продумывается. Цели и задачи ставятся в соответствии с возможностями детей.
Одним из наиболее важных условий успешного развития детских способностей является разнообразие и вариантность работы. Всякий раз мы создаем новую ситуацию так, чтобы дети смогли реализовать свои возможности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостные удивления. Работая третий год с моими ребятишками, я знаю, кто и чему научился, кому нужно помогать, а кто справится с заданием сам.
Большой интерес вызывает рисование с использованием нетрадиционных приемов, где дети рисуют пальчиком, ладошкой, ватными палочками. Очень интересна обрывная аппликация с использованием разноцветных салфеток, которыми дети украшают дымковскую барышню и петушка, чашки, тарелки.Дети с удовольствием занимаются пластилинографией: «Разноцветные матрешки», «Филимоновская игрушка», «Чудо-Хохлома, ложки». На всех этих занятиях у детей развивается глазомер и мелкая моторика.
После каждого занятия мы устраиваем выставку, где дети рассматривают свои работы. Мы добиваемся, чтобы каждый ребенок узнал и показал свою работу. Данные обстоятельства вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, способствуют развитию эстетического восприятия, повышают интерес.
Занятия продуктивной деятельностью требуют подготовки. Дети нашей группы с удовольствием помогают педагогам. Они четко знают, что для занятий лепкой нужны дощечки, стеки, салфетки; а для аппликации – клеенки, влажные салфетки клеящие карандаши; для рисования – большие клеенки, фартуки, нарукавники, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки и специальные тряпочки. После каждого занятия творчеством группа требует уборки, и наша художественная деятельность плавно переходит в хозяйственно-бытовой труд. Дети выполняют поручения педагога собрать кисточки, отнести стаканчики. Я обязательно отмечаю наиболее старательных детей, ведь похвала стимулирует и радует детей.
Источник
Татьяна Николаевна Иванникова
Статья «Русская народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка»
Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка
Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский.
Основная цель: формирование и развитие личности
ребёнка через русскую народную игрушку.
Задачи.
Познакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к предметам искусства; учить видеть красоту, самобытность.
Вызывать желание создавать красивое своими руками.
Прививать уважение к культуре своего народа.
Развивать у детей коммуникативные навыки.
Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
По теме «Знакомство детей с устным народным творчеством, как средством формирования нравственно- патриотических чувств» я работаю седьмой год.
Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, сточки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в условиях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одной из возможных путей её решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.
Знакомство с народными игрушками не только доступно детям,
Но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются.Вместе с детьми мы воспроизводили их: лепили эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписывали их как дымковские мастера. Расписывали силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собирали матрёшек из множества деталей,
сделанных из картона, при этом знакомились с видами росписи.
Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности, Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.
Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которое больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познаёт окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.
Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, из растительных материалов — плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.
Вместе с родителями мы провели занятие «Мастерская по изготовлению народной куклы». На занятие пришли дети с мамами и старшими сёстрами. В «мастерской» мы изготовляли тряпичных кукол. Кукол делали взрослые вместе с детьми. Сначала я рассказала об истории русской народной куклы, потом этапы её изготовления и началась работа. Все работали очень увлечённо, проявили фантазию при украшении кукол.Были сделаны куклы: «Кувадка», «Невеста», «Нянюшка», «Пеленашка», «Купавка», «Жених и невеста», «Барышня», «Птица Радость». Закончилось занятие чаепитием. Все решили, что совместные занятия нужно продолжать.
Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера; игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки; дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Всё это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем забытые нашими детьми. Между тем, народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребёнку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением.
Источник
Наталья Чентырева
Значение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушки
1. Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют. В играх ребёнок развивается, учиться, развлекается, отдыхает. Особенно нужна игра дошкольникам – не зря этот возраст называют возрастом игры. А рядом с игрой всегда игрушки. Они помогают ребёнку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей. Весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Игрушка обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости любознательности. Игрушки помогают ребёнку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность широко раздвинуть рамки игры, разнообразить её содержание.
Игрушка наиболее доступное детям произведение искусства.
Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением её истории. Игрушка как и игра отражают свою эпоху. В различные социальные эпохи менялась тематика, содержание, оформление, материал, техника изготовления игрушек в соответствии с духовными и материальными ценностями общества. Общая тенденция создания игрушек во все времена – это тесная связь с образом жизни людей и особенностями их труда. Ещё Н. К.Крупская отмечала: создавая игрушку, надо учитывать её педагогическую ценность и интересы детей. Игрушка должна помочь детям изучать окружающую действительность, стимулировать развитие их инициативы, самостоятельности.
О. К. Зинченко считает, что с игрушками у дошкольников ассоциируются определённые представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт.
Игрушка – это художественное произведение, задача которого – дать выразительный образ человека, животного, какого либо предмета. Хорошая игрушка реалистична, она передаёт основные, типичные черты действительности. «Утка должна быть действительно уткой, — писал А. М. Горький. – Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребёнка сходством с поросенком или зайцем. Нужно стремится к занимательности. Нужно, чтобы игрушка вызывала более или менее длительное удивление ребёнка, ибо удивление – это начало понимания и путь к познанию».
Главное педагогическое требование к игрушке – это побуждать детей воспроизводить те действия и отношения, которые известны или характеризуют исполняемую роль.
2.
Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как на предмет народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные, яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей – кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражён разнообразный круг детский интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Для неё характерны упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, не удерживаемая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях – Архангельской, Вологодской, Нижегородской и др. Столица
«игрушечного царства» находилась в Подмосковье в Троице Сергиевом посаде.
В русской народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Дети смотрят с улыбкой на кувыркающихся обезьянку, медвежонка, смеются рассматривая бодающихся козликов, клюющих кур и ярких птичек, кувыркающегося на турнике клоуна. Очень забавны многие народные игрушки – яркие свистульки и рожки, смешные «дергунчики», солдатики перестраивающиеся из пар в четвёрки, знаменитые богородские кузнецы с медведями, которые способны заставить горько плачущего ребёнка забыть о своих обидах и улыбнуться. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком. Действием. Широко известны игрушки: ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.
Есть среди этих игрушек и такие, в которых познавательный момент выведен ярко и отчётливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отличает её от пособия.
Изобразительное народное искусство адресовано к детям именно через народную игрушку. Всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска. На вопрос, предложенный вятской художнице – игрушечнице Е. А. Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании игрушек,она ответила: «А вот смотрю чем бы ребятишек позабавить да потешить…да и придумаю». И выходили из её рук разные кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки – свистульки. Той же мыслью руководствуется богородский игрушечник, вырезая из дерева целое стадо, и дедушка, делающий для своих внучат свисток, тележку, лодочку.
Говоря о народной игрушке выделяют: игрушки – самоделки, дидактические игрушки и сюжетные игрушки. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а так же тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном сказочном плане.
Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.
Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простата и ясность. Возьмём городецкую резную игрушку – знаменитых деревянных лихих коней, здесь мы увидим, как простыми линиями обозначена форма. Разве она не производит отчётливого впечатления? Наоборот впечатление это очень ярко. Та же предельная простота в дымковских глиняных «конюшках», «баранах».
Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка – до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.
Весёлая роспись семёновской деревянной игрушки ярка и народна. Средства же, которыми достигнут, этот эффект очень просты.
Городецкая деревянная игрушкаразнообразна по тематике: лошади, люди, пароходы и т. д. Знаменитые тройки с кучерами составляли ещё недавно типовую игрушку. Выразительность форм, яркие, живые краски, наивный детский орнамент – всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества. Удивительная простата сюжета, чёткость формы сочетается с живой раскраской. Более детскую игрушку трудно представить. Разумеется, игрушка эта только в отдельных образах может заинтересовать ребёнка: кони, поезда, зайчики, бараны. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать в нас неощутимым для ребёнка.
Загорске игрушки из папье-маше серые кони в яблоках с хвостами из пакли, с подставкой на колесах, чудесно раскрашенные птицы с пищалками – тоже любимы детьми.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу и сюжет и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и других предметах.
Обращают на себя внимание целые макеты-игрушки на тему русских народных сказок. Лучшей художественной иллюстрации для драматизации сказок трудно пожелать.
Игрушка-самоделка – это игрушка которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, кат алки на колёсах, лодки из кары деревьев и масса других игрушек. Все эти безусловно хорошие игрушки хорошо бы использовать детским садам, особенно в летнее время, для игр на свежем воздухе.
Н. К. Крупская говорила, что «игра для дошкольников – это способ познания окружающего, играя он изучает цвета, формы, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения», а всё это способствует умственному воспитанию детей. Приобретению этих познаний как нельзя лучше способствуют народные дидактические игрушки.
Народная дидактическая игрушка – это игрушка, в которой отражена народная мудрость, весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка, как и всё народное творчество, отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям. Наиболее распространёнными игрушками являются:
— шары разных размеров одноцветные – красные, синие, жёлтые, зелёные и шары многоцветные, составленные из цветных колец.
—конусы (башенки, пирамидки) разных размеров из пяти, семи, девяти, двенадцати, пятнадцати и более колец синего. Красного. Жёлтого, зелёного, фиолетового, оранжевого цветов; конусы многоцветные из колец разных цветов и размеров.
—игрушки-вкладыши, созданные по принципу увеличения или уменьшения их размеров, что даёт возможность вкладывать их одна в другую. Игрушки представляют собой пятиместные цветные мисочки, яйца, коробочки, репки, бочонки, кольца.
—цветные кольца для нанизывания разных размеров, цветные кольца для надевания и передвигания.
—цветная посуда – кувшинчики, горшочки, мисочки, стаканчики и т. д.
—наборы мелких предметов под названием «Бирюльки», корзинки с мелочью.
—игрушки винтовые, составляющиеся по способу навинчивания цветных колец на стержень – грибы, кувшины, бочонки и др.
—матрёшки.
Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребёнку: шары, бочонки, кольца и др.
В народной дидактической игрушке поставлена цель: дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны, они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка.
Возьмём для примера игрушки-вкладыши, вставляющиеся друг в друга яйца, круглые или цилиндрические чашечки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая и вновь складывая игрушки, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признакам, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим; следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребёнок подбирает подходящей величины вкладыш и достигает своей цели. Игры с такой игрушкойзаставляют малыша активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребёнок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он даёт правильную гамму величин. Как известно, дети любят нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы одноцветные или разноцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом разнообразии форм, величин, цвета. Подобные игрушки дают возможность последовательно расширять объем и сложность задания для ребёнка.
Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, а так же воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.
Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные дидактические игры для детей. Игры с этими игрушками начинаются раннего возраста, но когда дети могут уже упражняться в различных действиях – складывать, перекладывать, вынимать. Потребность в таких действиях удовлетворяется подобной игрушкой, а принцип самоконтроля в игрушке направляет игру в определённое русло и воспитывает внимание, волю. С появлением в играх замысла, что наблюдается уже на третьем году жизни ребёнка, эти игрушки приобретают иное значение. Две половинки деревянного яйца становятся радио наушниками и ребёнок закрывая ими ушки действительно ощущает усиление и ослабление силы звука; в то же время эта игрушка и чашечка для чая, и солонка; а когда малыш устанавливает на вершину башенки из кубиков то она превращается в салют. Невозможно перечислить все комбинации, которые способны придумать дети.
Для младших детей интересно скатывать с горки разноцветные шарики, а старшие дети играют, в эту игру соревнуясь в ловкости, точности попадания. В этих играх дети сами постепенно вырабатывают правила и со временем усложняют их придумывая что ни будь новое. На прогулках, в повседневной жизни педагог привлекает внимание детей к разнообразным предметам, указывает на их назначение, сообщает название и вместе с тем обращает внимание на признаки предмета – форму, цвет, величину и т. д. В жизни в обычных предметах эти признаки встречаются не отчётливо. Цвет имеет много переходов, оттенков, форма не всегда выступает ясно, ребёнку бывает трудно их определить, заметить. И вот тогда на помощь приходит дидактическая игрушка. Эта игрушка и используется для того чтобы подчеркнуть такие качества предметов как цвет, форму, величину. Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления,привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно,но не знает, не замечает его качеств.
По мнению А. М. Горького «игрушка заменяет маленькому ребёнку книгу, знакомит его с миром, со свойствами и качествами предметов». Организуя игры с игрушками, воспитатель разрешает одну из задач умственного воспитания – сенсорного воспитания.
3.
Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить, воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушки с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Деревянная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурку можно раскрыть и вдруг из неё появится другая, меньших размеров, но более красивая Матрёна. И эта в свою очередь раскроется и снова появится новая фигурка, потом ещё и ещё. Матрёшка является важным средством воздействия на детей. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика, всё это служит основой для проявления элементов творчества в игре и в рисовании.
Простата народной игрушки, её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка. Резная богородская игрушка даёт тонкое реалистическое изображение людей, животных. В Загорске из папье-маше изготавливают ярко расписанных уток, петухов (звучащих). Семёновская деревянная игрушка (мебель, транспорт) отличается богатой, декоративной росписью; глиняная дымковская – фантастическим замыслом, мягким юмором.
Такова та «живая» народная игрушка, которая представляет народное искусство в жизни детей. Мы неслучайно называем её «живой», она живёт и будет жить среди детей на ряду с современными игрушками. Отбор того, что из народной игрушки имеет право на существование в быту у детей, в их играх, далеко не завершен, до и вряд ли когда-либо будет завершён. Ведь народное искусство двигается вместе с жизнью, её потребностями, а потребности эти стали неизмеримо шире и глубже. Если творчество народа в старые времена создало такие мощные гнёзда производства игрушки, то можно представить, какие возможности открываются теперь, сколько замечательных талантов можно выявить в народе.
Как и в области языка, музыки, использование народного искусства в создании игрушки даёт много интересного и ценного. Е. Флёрина писала: «Мы уверены в том, что народная игрушка является при традиционном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Источник