Игры для ребенка для развития уверенности в себе
Картотека игр на развитие уверенности в себе.
Важным показателем эффективности общения является уверенное поведение. Тревожным, замкнутым, неуверенным в себе детям зачастую трудно установить дружеские отношения со сверстниками. Они чаще предпочитают игры в одиночестве, либо выполняют роль ведомого. Для таких детей именно игра может стать той школой, где они по-новому посмотрят на себя, испытают позитивное внимание сверстников, почувствуют радость успеха от совместной деятельности.
Эти игры помогут научить детей:
- Различать свои индивидуальные особенности: внешний облик, манеру поведения;
- Радоваться удаче, успеху;
- Описывать свои чувства, желания;
- Передавать свои чувства, желания разными средствами (жесты, мимика, поза, походка, слова);
- Осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.
«Угадай, о ком говорим»
Цель игры: развитие уверенности в себе.
Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например: «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т.д.»
Задача водящего – узнать, о ком идет речь.
«Найди пару»
Цель игры: научить передавать информацию с помощью мимики.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Сейчас нам каждому нужно найти себе пару. Каждый будет искать ее так, чтобы другим это не было видно. Можно встретиться глазами, улыбнуться, подмигнуть, чтобы другой участник понял, что вы хотите с ним составить пару».
Затем ведущий считает до пяти, и дети по команде «Начали!» подбегают к своим партнерам и становятся в пары. Для тех детей, кому не удалось с первого раза найти себе пару, игра повторяется.
«Ветер дует на того…»
Цель игры: научить выделять индивидуальные особенности сверстников.
Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того…». Продолжение фразы может быть таким: «У кого светлые волосы», «Кто в красной одежде», «Кто любит смеяться», «Кто высокого роста» и т.д.
После фразы все, у кого есть такая отличительная черта, должны собраться в одном месте.
Примечание. В старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.
«Дрессировщики»
Цель игры: развитие уверенности в себе, умения работать в паре.
Ведущий предлагает детям «отправиться в цирк». Дети делятся на пары: один играет роль зверя, второй — дрессировщика.
Задача каждой пары – придумать и показать свой номер всей группе.
Задача остальных детей – догадаться, какое животное представляет дрессировщик.
«Моё любимое животное»
Цель игры: развитие внимания друг к другу, умения с помощью мимики и пантомимы передавать задуманный образ.
Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное. Участники стараются угадать это животное.
Можно предложить ребятам изобразить животное, разделившись на пары, группы.
Варианты: показать сказочного персонажа.
«Я самый»
Цель игры: повышение самооценки ребенка.
Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул.
Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Ведущий отвечает: «Это наша Танечка! Ну-ка, Таня, выбегай! На волшебный стул вставай!»
Тот, кого назвали, встает на стул. Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, один ребенок говорит: «Таня красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».
Затем выбирают следующего участника и игра повторяется.
«Магазин»
Цель игры: научить вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные» слова.
Из числа участников выбирается продавец, остальные игроки – покупатели. Организуется «магазин», продавец встает за прилавок.
Ведущий говорит:
— На полке в нашем магазине стоит много игрушек. Игрушку вам продадут, только если вы попросите это сделать вежливо.
«Запрещенное движение»
Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям, развитие внимания.
Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас он будет показывать разные движения, а частники должны за ним их повторять, кроме одного – запрещенного (показывает, какое именно запрещенное). Ведущий начинает выполнять разные движения руками, ногами телом головой, лицом, среди них неожиданно показывает запрещенное. Кто его повторил, становится ведущим. Он изобретает сове запрещенное движение. Таким образом, становится уже два запрещенных движения. Игра продолжается дальше.
«Перевертыши»
Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга, тренировка в переключении внимания.
Дети стоят в кругу. Ведущий, показывая на свой нос, говорит: «Это моя коленка». Ребенок, стоящий рядом с ведущим, должен показать на свою коленку, а назвать другую часть тела, например: «Это мой нос». Следующий ребенок, показывая на рот, называет другую часть тела. И так далее.
Игра продолжается дальше по цепочке, по мере овладения правилами темп игры убыстряется.
«Руки – звери»
Цель игры: научить с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине соседа справа. Ведущий говорит: «Рука наша веселись и в лягушку превратись!»
Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т.п.
Примечание. Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно выполнять и левой рукой, либо двумя одновременно.
«Назови себя»
Цель игры: научить детей давать позитивную самооценку.
Дети сидят на стульях. В руках ведущего мяч. Он поочередно бросает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный…», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…».
Примечание. Иногда детям достаточно сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходит вся группа вместе с ведущим.
«Колечко»
Цель игры: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.
Дети садятся в круг, ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Источник
Рейтинг Игры и занятия, с помощью которых родители могут помочь ребенку развить его уверенность в себе |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Дети лучше всего развивают новые навыки через игровую деятельность. Игры также могут помочь им укрепить уверенность в себе. Рассмотрим несколько простых, но эффективных занятий для укрепления уверенности в себе.
1. Достижения в этом году
Чтобы развить уверенность в себе, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах. Данное занятие предполагает, что ребенок должен вспомнить все, чего он достиг за последний год. Такое упражнение хорошо выполнять в канун Нового года.
Вам потребуются:
- бумага и ручка.
Как выполнять:
- дайте ребенку лист бумаги и ручку;
- предложите ему за 15 минут составить список всех достижений за последний год – как больших, так и маленьких;
- когда ребенок составит список, предложите ему прочитать его вслух с чувством гордости;
- если у вас несколько детей, они могут выполнить это упражнение вместе. Посоветуйте каждому ребенку подписать свой список;
- сложите все списки в вазу или чашу, перемешайте и предложите каждому ребенку наугад вытянуть чей-то список;
- задача детей – прочитать списки достижений друг друга. Остальные дети хвалят автора списка.
2. Волшебная коробка
Это творческий способ развития уверенности в себе и повышения самооценки.
Вам понадобятся:
- картонная коробка;
- зеркало.
Как выполнять:
- соорудите «волшебную коробку»: положите на ее дно зеркало так, чтобы каждый, кто в нее заглядывает, видел свое отражение;
- поставьте волшебную коробку перед ребенком. Спросите его: «Как ты думаешь, кто самый особенный человек в мире?
- дождитесь ответа ребенка и скажите, что волшебная коробка даст ему ответ на этот вопрос;
- спросите ребенка, что он ожидает увидеть в коробке, и позвольте ему заглянуть внутрь.
После этого спросите ребенка, что он чувствует после того, как заглянул в коробку. Ребенок может сказать, что он понял, что каждый человек уникален и в чем-то талантлив.
3. Организованность
Это занятие направлено на то, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на своих целях и спланировать их достижение.
Вам понадобятся:
- лист бумаги;
- карандаш;
- линейка.
Как выполнять:
- определите, на какой период вы хотите спланировать дела – на день, неделю или месяц;
- нарисуйте таблицу, состояшую из четырех столбцов: предмет, задача, текущая дата, дата выполнения;
- повесьте таблицу на дверцу холодильника или на стену в детской комнате;
- заполняйте таблицу каждый раз, когда у ребенка появляется задача с крайним сроком выполнения;
- отмечайте выполнение задач.
Такие списки позволяют ребенку контролировать выполнение задач и их сроки. Ребенок получит от этого большее удовольствие, если вы придумаете для него символическое вознаграждение за достижения.
4. Не откладывайте дела на потом
Когда вы не уверены, что сможете сделать что-то хорошо, то склонны откладывать это. Но чем дольше вы откладываете, тем больше появляется сомнений в успешном исходе дела.
Вам понадобятся:
- лист бумаги;
- карандаш;
- линейка.
Как выполнять:
- это занятие можно использовать для того, чтобы корректировать цели ребенка или даже в его привычки;
- нарисуйте таблицу, состоящую из двух столбцов: «изменения, которых я хочу достичь» и «что для этого нужно сделать»;
- предложите ребенку записать желаемые изменения и шаги, которые ему для этого необходимо предпринять. Затем помогите ребенку выполнить эти шаги, когда это будет возможно.
5. Одна буква, разные слова
Эта веселая игра позволит ребенку находить в себе положительные качества. В нее могут играть двое и больше людей.
Вам необходимы:
- пространство и время для игры.
Как выполнять:
- один участник говорит: «Начали». Второй мысленно произносит буквы алфавита. Когда первый участник говорит: «Стоп!», второй произносит букву, на которой он остановился;
- после этого ребенок должен придумать как можно больше положительных слов о себе, которые начинаются на эту букву.
Эта простая игра подталкивает ребенка к тому, чтобы находить в себе положительные качества. Это, в свою очередь, укрепляет его самооценку.
6. Движения под музыку
Танцы – очень веселое занятие. Но некоторые дети застенчивы, а некоторые не хотят танцевать, потому что считают, что не умеют. Движения под музыку могут изменить такую установку ребенка.
Вам понадобятся:
- запись детской музыки;
- импровизированный танцпол или просто безопасное место для танцев.
Как выполнять:
- включите музыку;
- попросите ребенка выйти на танцпол и просто подвигаться в такт музыке;
- неважно, как танцует ребенок и выглядит ли он при этом глупо. Даже если он просто захочет попрыгать – позвольте ему это сделать.
Помните, что ваша цель – пригласить ребенка на танцпол и предложить ему подвигаться. Даже если это займет всего пару минут, похвалите его за то, что он сделал это, несмотря на свои страхи.
7. Проявляйте творчество
Еще один способ развить уверенность ребенка в себе – предложить ему заняться творчеством. Например, это может быть упражнение с повествованием.
Вам потребуется:
- достаточное пространство для игры.
Как выполнять:
- позвольте ребенку выбрать тему для истории;
- предложите ребенку придумать начало. Если это будет для него слишком сложно, начните историю сами и предложите ребенку продолжить;
- поощряйте творческий подход ребенка, посоветуйте ему проявить воображение, чтобы сочинить историю на свой лад. Объясните, что история не обязательно должна быть реалистичной, потому что это его собственная история, поэтому он может развивать сюжет по своему усмотрению.
Независимо от того, какую историю сочинит ребенок, оцените по достоинству его усилия. Это занятие даст вам понять образ мышления ребенка.
Кроме того, для развития уверенности ребенка в себе хорошо подойдут ролевые игры, выполнение заданий на время и игры на сплочение. Тем не менее, ребенок не станет уверенным в себе за короткое время. Это длительная работа, требующая и от вас, и от ребенка терпения и времени. Так вы сможете добиться желаемых результатов.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
02.07.2018
Источник
Встаньте с мест
Описание
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Смысл упражнения
Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Обсуждение
Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
Жонглеры
Описание
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов) .
Задача — одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Смысл упражнения
Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Обсуждение
Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировавать совместные действия с другими участниками или каждый «сам з себя»?
Сова
Описание
Один из участников — водящий — изображает «сову», которая в дневное время охраняет свою добычу. Но, будучи птицей ночной, на ярком солнечном свету она ничего не видит (глаза водящего закрыты или завязаны) и поэтому не может летать (запрещено сходить со своего места). «Добыча», которую изображают 10-15 смятых листов бумаги, лежит у ног водящего. Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных птиц», и по сигналу ведущего пытаются украсть у «совы» ее «добычу». Тот, кого поймала «сова», выбывает из игры. За одну попытку разрешается утащить только один кусок «добычи». Побеждает и награждается аплодисментами тот участник, который добудет больше всего таких кусков.
Смысл упражнения
Тренировка быстроты реакции, наблюдательности, умения действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией.
Обсуждение
Какими качествами «совы» и «дневных птиц» определялся их успех в этой игре? Где в реальной жизни востребованы эти качества?
Бег с карандашом
Описание
Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем) . Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй — левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.
Смысл упражнения
Упражнение учит координировать свои действия, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями. Развивает гибкую реакцию на меняющуюся обстановку, решительность. Также является физической разминкой, активизирует группу, снимает напряженность.
Обсуждение
Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот препятствовало?
Поезд
Описание
6- 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывав какие именно) и не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа) , при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние
могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Смысл упражнения
Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать вловиях недостатка информации, положившись на партнеров. Развитие умения координировать совместные действия. Физическая разминка.
Обсуждение
Кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонми», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
Раздвоение
Описание
Участникам дается краткое описание какой-либо конфликтной ситуации: например, девочка-подросток хочет пойти поздним вечером на дискотеку, а мама ее туда не отпускает. На роль одного из участников конфликта приглашается один участник, а на роль второго — сразу два. Тот, кто играет роль единолично, говорит реплики обычным образом, а те, кто вдвоем, — высказываются пословно: кто-то из них произносит одно слово, другой — следующее и т. д. При этом у них должен получиться связный, логически целостный разговор. Игра повторяется 3-4 раза с разными партнерами.
Смысл упражнения
Обучение навыкам взаимопонимания с партнером, «подстраивания» под него в разговоре. Материал для обсуждения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Обсуждение
В чем состояла основная сложность игры «двоих за одного»? Какие качества от них требовались, чтобы получился действительно связный разговор, они сумели бы вместе выступить как единый собеседник? Какие способы поведения в конфликтах были продемонстрированы: пассивное оправдание, агрессивная атака собеседника, игнорирование его высказываний, «уход от темы» и т. п.? В каких реальных жизненных ситуациях, связанных с конфликтами, результативны эти способы поведения?
Мне удается
Описание
Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:
•Как им удалось этому научиться?
•Где может пригодиться это умение?
Смысл упражнения
Создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Ломка психологических барьеров между участниками.
Обсуждение
Чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?
Просто скажи «нет»
Описание
Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.
После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те,
стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьб к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой ко внутренним, и так повторяется 6- 8 раз.
Смысл упражнения
Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин.
Обсуждение
Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться? Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связана? Просьба — эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлемая и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?
Источник