Проект речь ребенка через развитие моторики рук

Проект речь ребенка через развитие моторики рук thumbnail

Детско-родительский образовательный проект:                                                 «Развитие мелкой моторики  как средство формирования речи детей                 раннего возраста»

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта.

  1. Воспитатели первой младшей группы.
  2. Дети первой младшей группы.
  3. Родители и другие члены семьи.

Образовательная область:                                                                          сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.

 Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.                  

     Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

     Л.С. Выгодский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.

     Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:                                                                                                            

     Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;                                                                                                          Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);                                                                                                                                               Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;                                                   Рисование карандашом (фломастером, кистью);                                                                         Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;                                                                                    Одевание и раздевание игрушек;                                                                                              Лепка из пластилина и теста.

     Игры с пальчиками не только  эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

     Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Цель проекта: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.

Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.

Задачи для детей:

     Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

Задачи для родителей:
    Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.
  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Мониторинг результатов.

Ожидаемый результат:

  1. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
  2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
  3. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
  4. Интеллектуальное развитие детей.
  5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

I Подготовительный этап.

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Читайте также:  Слишком раннее развитие у ребенка

II Основной этап реализации проекта.

1. Работа с детьми.                                                                                                                           2. Взаимодействие с родителями.

— Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
— Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
— Создание информационного пространства (информационный стенд).

III . Заключительный этап.

     Диагностика и подведение результатов работы.

     Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

— дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);                                                                                                                   — расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;                                                                                                                                                 — дети знают и играют в пальчиковые игры;                                                                        — у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;                                                                                                                                                     — в речи детей появились простые предложения.

     Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства                                    формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.                                                        

     Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме.                           Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2009-2010 учебный год (один год).

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2010-2011 учебный год (первый год).

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2011-2012 учебный год (второй год).

    Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
                                                                                                                                          Перспектива на будущее:
   Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.

     Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий.                             Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.

     И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».

Месяц

Тема

Содержание

Ноябрь

«Рисуем на манке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Февраль

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Май

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ                                                      ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Месяц  

Раздел образовательной деятельности

Темы игр-занятий

Оборудование

сентябрь

«Игры из ничего»

«Прищепки в корзинке»

Прищепки, корзина

«Перекладывание двумя пальчиками»

Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы

«Скрути нитку в клубок»

Поднос, клубок шерстяных ниток

«Вышивание на картоне»

Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок

октябрь

«Игры из ничего»

«Игры с карандашом»

Карандаш с гранями

«Игры со шнурками»

Разноцветные веревочки

«Игры с шариком»

Шарик, игрушка

«Идеальный урок»

Кусок плотной ткани, застежки разного типа

ноябрь

«Игры из ничего»

«Наждак»

Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости

«Нанизывание»

Колечки, шнурки

«Игры на кухне»

«Маленький помощник»

Миска с водой, овощи

«Взбиваем крем»

Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня

декабрь

декабрь          

«Игры с крупой»

«Игры с крупой»

«Помочь Золушке»

Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом)

«Волшебное сито»

Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)

«Пересыпаем ложкой»

Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка

«Рисуем дорожки»

Спички, манная крупа

январь

«Игры с крупой»

«Сюрприз»

Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки

«Шуршалки и гремелочки»

Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.

«Пальчиковые игры с бумагой»

Игрушки из комканой бумаги

Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки

февраль

«Наш разноцветный мир»

«Сгибаем бумагу»

Листы бумаги

«Рвем бумагу»

Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман

«Пальчиковые игры на бумаге»

Лист бумаги, краски, пальчики

«Рисунки ладошками»

Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои)

март

«Игры в ванной комнате»

«Водяные струйки»

Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками

«Шариковые бои»

Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками

«Напои зверей»

Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины

«Игры с водой»

Поднос, две миски

апрель

«Игры в ванной комнате»

«Игры с водой»

Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка

«Игры с водой»

Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками

«Выловим из воды»

Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета)

«Выжимание губки»

Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка)

май

«Игры в ванной комнате»

«Капли в ячейках»

Поднос, платформа с ячейками,  пузырек с чуть подкрашенной водой

«Расти, расти, цветочек»

Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа

май

«Чудеса на песке»

«Отпечатки наших рук»

Поднос с песком, ванночка с водой

«Что же спрятано в песке»

Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице

июнь

Самомассаж

«Массаж своими руками»

Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями

«Ласковые игры для пальчиков»

Варианты игр

Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.

Читайте также:  Центра развития ребенка детский сад 110 петрозаводск

Источник

Тюнтяева Оксана Анатольевна
Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».

Автор проекта: воспитатель высшей категории Тюнтяева Оксана Анатольевна.

Тип проекта: коррекционно – развивающий.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – апрель).

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Задачи проекта:

— проводить регулярную работу по развитию пальчиковой моторики,

выделяя время в режиме дня, организуя занятия с детьми;

— повышать интерес младших дошкольников к проводимым упражне-

ниям;

— сочетать проводимые упражнения (форма проведения – игра) с

речевой активностью;

— привлекать родителей детей к активному содействию в разнообразии

изготовления дидактических игр для развития мелкой моторики.

Предполагаемый результат: дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие мелкую моторику рук; познакомятся с разными техниками аппликации (обрывная аппликация, аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами, что расширит кругозор;

Роль родителей в реализации проекта: повторение с детьми дома упражнений на развитие мелкой моторики;

Продукт проектной деятельности:

— изготовление детьми различных видов аппликации;

— выставка детских работ в творческом уголке группы;

— коллективная работа «Фруктовая фантазия» (обрывная аппликация);

— коллективная работа «Ежик на лужайке» (аппликация выполнена

нетрадиционным методом с использованием овсяных хлопьев и

разноцветных полосок);

— размещение материалов проекта на сайте.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»

Введение.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движение пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь эта была установлена еще во II веке до н. э. В разных странах проводились исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае были очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами.

Актуальность данной темы существует и в наши дни. У некоторых детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдение за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. Ведь уровень мелкой моторики ребенка является показателем готовности его к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет хорошо логически мыслить, у него развита память, внимание и связная речь.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.

Работа с детьми проходила во второй младшей группе (дети от 3 до 4-х лет).

Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Изучив задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, были выявлены случаи недостаточного речевого развития у детей. Их можно разделить на группы:

— Дети, которые говорят отдельными словами; часто слова

произносятся не полностью, т. е. это слова-фрагменты (сохранены

только части слова, например: «мако» (молоко) «сина» (машина).

Читайте также:  Консультации особенности развития речи ребенка

Есть дети, которые употребляют в своей речи слова-звукоподража-

ния, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию:

«би-би» (машина) «мяу» (кошка) «бух» (упал).

Встречаются в детской речи контурные слова – слова, в которых

правильно воспроизводится ударение, количество слогов, например:

«титики» (кирпичики) «папата» (лопата) «патина» (машина).

— Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятна и с граммати-

ческими ошибками.

И лишь небольшое количество детей имеют речь, соответствующую нормам программы воспитания и обучения.

Что же необходимо сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

В нашей группе проводится регулярная работа по развитию речи с детьми, обновляется предметно-развивающая среда, пополняется объем развивающих, дидактических игр и пособий.

Начинать развивать мелкую моторику пальцев рук следует с самого раннего возраста.

1. Перед занятиями особое внимание уделяется проведению пальчиковых игр. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Простой способ для начального этапа – это вождение указательным пальцем правой руки круговых движений по ладони левой руки, затем поочередное загибание пальцев на руке от мизинца до большого пальца, делать решетку из пальцев. Стихотворных вариантов множество. Например:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

— Необходимо научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. Можно использовать следующие стихи:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

— Для тренировки могут быть использованы и упражнения без речевого сопровождения. Например, «человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

— Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

— Учить детей поочередно соединять большой и указательный, средний, безымянный, мизинец.

— Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь-кулак-ладонь-ребро (ладони)».

2. Массаж ладоней и пальцев рук.

Массаж пальчиков детки уже могут выполнять самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности.

Массаж ладоней мы проводили с помощью массажных мячиков в сочетании со стихами. Перед занятием воспитатель прокатывает по столу мячик и называет имя ребенка. Ребенок ловит мячик.

— (имя ребенка) скажи, пожалуйста, какой мячик по форме?

— какого цвета мячик?

— какой мячик гладкий или колючий?

(закрепление понятий «форма», «цвет», «качество предмета»)

— на кого похож мячик, если он колючий? (на ежика)

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

(одной рукой ребенок поглаживает по ладони другой руки колючим мячиком)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

(одной рукой ребенок держит мячик, другой поглаживает)

Проект речь ребенка через развитие моторики рук

Стимулирующее воздействие оказывает массаж на функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.

Массаж ладоней рук с помощью грецкого ореха.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила,-

с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда.

И снесла яичко

Умничка-синичка,-

воспитатель кладет орешек в «гнездо»

Ты яичко покатай

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –

Так у птиц заведено.

С этими словами ребенок катает орешек между ладонями.

Работа с веревочкой с узелками.

На веревочке завязаны 8-16 узлов, веревка натянута горизонтально.

Ребенок проговаривает строки:

Я хватаю за веревку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы ее беру

И играю поутру,-

Хватаясь за узел на каждый ударный слог.

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений.

Массаж с помощью металлического колечка «Су-джок».

(«су-джок» в переводе с корейского означает «су» — кисть, «джок» — стопа).

В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На руках существует множество энергетических точек. Катая мячик, мы воздействуем на эти точки, что благоприятно сказывается на работе всего организма. Каждый пальчик отвечает за работу внутреннего органа. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. При использовании массажа пальцев мы поем песенку про колечко:

«Я ношу, ношу колечко». Дети с удовольствием и интересом занимаются с такими колечками.

Проект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рук

3. Помимо пальчиковых игр следует занимать ребенка и предметными играми – мозаика,

Проект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рук

нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застегивание — расстегивание пуговиц, шнуровка;

Проект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рук

игры с различными видами конструктора,театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный и т. д., игры с шестигранными карандашами (катание между ладонями, активизирует нервные окончания, снимает напряжение) упражнения с зубными щетками(растирание подушечек пальцев) игры с крупами (для таких игр чаще всего используют гречку, горох, фасоль).

Игры:

«Спрячь платочек»

Предложить ребенку скомкать носовой платочек от уголка и поста-

раться спрятать его в кулачке.

«На лыжах»

На столе перед ребенком лежат резьбой вверх две пробки от пласти-

ковых бутылок – это лыжи. Ребенок ставит в них указательный и

средний пальцы – это «ноги лыжника». Все сопровождаем стихами:

Мы идем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

«Иголочки для ежика» .

Каждому ежику найти свои иголочки (развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление сенсорных знаний).

Проект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рук

«Бусы для Маши»

Проект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рук

«Котенок кусается»

Прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от

указательного пальца к мизинцу):

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Рисунок на крупе»

На поднос насыпаем манную крупу. Проводим пальчиком ребенка

по крупе. Предлагаем нарисовать что-нибудь по желанию (забор,

дождик, волны).

4. Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.

Использование различных видов нетрадиционных методов рисования, аппликации дает возможность развивать творческие способности дошкольников, благоприятно способствует развитию у ребенка мелкой моторики, тактильного восприятия.

В младшей группе мы коллективно сделали аппликационную работу «Фруктовая фантазия» методом обрывной аппликации. Аккуратно отрывать кусочки бумаги от целого куска цветной бумаги и приклеивание этих фрагментов дает возможность детям развивать мелкую моторику рук, глазомер, также усидчивость и терпение.

Проект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рукПроект речь ребенка через развитие моторики рук

Нетрадиционная аппликация с использованием овсяных хлопьев и цветных полосок «Ежик на лужайке».

Проект речь ребенка через развитие моторики рук

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».

3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».

4. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

Источник