Методики раннего развития ребенка в 5 месяцев

Методики раннего развития ребенка в 5 месяцев thumbnail

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы  - слайд

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Читайте также:  Особенности развития ребенка седьмого года жизни

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Читайте также:  Центр развития ребенка в сестрорецке

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник

Как развивать ребенка в 5 месяцевВ предыдущей статье мы с вами обсуждали развитие четырехмесячного ребенка, а сегодня самое время поговорить о том, как развивать ребенка в 5 месяцев с помощью специальных упражнений, игр и интересных игрушек, сделанных любящими мамиными руками.

Давайте не будем долго рассуждать, а сразу перейдем к описанию игр, ведь время не ждет, и нашему малышу нужны увлекательные занятия, организованные мамой и занимающие большую часть времени его активного бодрствования.

Игры для физического развития ребенка 5 месяцев

Игра «Я лечу»

Пятимесячный ребенок достаточно хорошо владеет собственным телом, а если вы выполняли упражнения, рекомендованные для предыдущих этапов развития, то мышцы его спины, живота и шеи настолько окрепли, что малыш может… взлететь! Конечно, с вашей небольшой помощью. Вот несколько вариантов:

  • Расположитесь на полу на спине, ноги согните в коленях и поднимите (голени параллельны полу). Положите малыша на свои ноги и слегка покачайте вперед-назад и из стороны в сторону, придерживая ребенка руками за спинку. Удобно, что во время выполнения занятия, кроха видит ваше лицо, и вы можете разговаривать с ним. К тому же, это отличное упражнение для маминого пресса, ведь заботясь о том, как развивать ребенка в 5 месяцев, не стоит забывать и о себе.
  • Также лежа на спине возьмите ребенка под мышки и покачайте на вытянутых руках.
  • Положите малыша на пол на животик. Сами встаньте над ним, широко расставив ноги. Наклонитесь и возьмите кроху под животиком (одна рука в районе бедер, вторая – под грудкой). Покачайте ребенка, постепенно увеличивая амплитуду движений.

Выбирайте понравившийся вам способ полета или опробуйте их все. Во время полета вы можете спеть потешку или рассказать стишок, например, вот этот:

Я лечу над облаками,

Над лесами, и полями,

Кто со мной в железной птице

Не боится прокатится?

Или сочините свою песенку. Я пела так: «У-у-у, самолет летит… У-у-у, в нем Егорка сидит. Вот так, вот так, наш Егорка летит».

Такие полеты способствуют развитию представлений о собственном теле и укреплению вестибулярного аппарата.

Игра «Держи-держи!»

Надеюсь, вы продолжаете регулярные занятия на фитболе? Именно сейчас, когда тело малыша готовится к самостоятельному ползанию, эти упражнения чрезвычайно важны для укрепления мышц спины и живота. Если ваш ребенок уже достаточно уверенно чувствует себя на мяче, самое время предложить ему такую игру.

Ребенок лежит на фитболе на животе. Вы надежно фиксируете его  спинку и ножки и плавно раскачиваете мяч вперед-назад. Положите привлекательную игрушку прямо перед ребенком – он будет стараться ее достать во время движения вперед. После нескольких неудачных попыток обязательно задержитесь в крайней передней точке и дайте крохе возможность схватить добычу.

Сенсорные коробки для ребенка 5 месяцев

В этом месяце предлагаю познакомить вашего малыша с таким занимательным развивающим пособием, как сенсорная коробка. Это  коробка, тазик, контейнер, корзина или другая емкость, которая наполнена различным содержимым для ощупывания, рассматривания, пересыпания, рассыпания, перемешивания и т.д.

Подробнее о сенсорных коробках и их применении в развивающих занятиях с детьми разного возраста вы можете почитать здесь и здесь, а сейчас я остановлюсь на вопросах организации игры с пятимесячным малышом и, конечно, на возможном содержании таких коробок. Исследовать содержимое сенсорной коробки ребенку в 5 месяцев будет удобно в 2-х положениях:

  1. Коробка стоит на столе. Малыш сидит у вас на бедре, наклонившись вперед. Вы поддерживаете его за грудку. При этом основной вес малыша приходится на ваши руки. Сажать малыша на колени в прямом смысле этого слова следует лишь в том случае, если он уже делает самостоятельные попытки садиться.
  2. Коробка лежит на полу. Ребенок лежит на животе, под грудку ему подкладывается валик из свернутого полотенца, небольшая диванная подушечка (высотой до 15 см) или подушка для кормления (теперь-то вы, наконец, оправдаете эту покупку). В этом положении руки малыша свободны и он может активно изучать и рассматривать содержимое сенсорной коробки.

Что же вы положите внутрь?

  •  разнообразные крупы, панировочные сухари, мука, крахмал (очень интересные тактильные ощущения);
  •  сваренные макароны (остывшие, конечно);
  •  попкорн, сухие завтраки – звездочки, шарики, подушечки, кукурузные хлопья;
  •  фигурное детское печенье;
  •  изюм;
  •  замороженные овощные смеси (для закаленных деток или в жаркий день);
  •  гладкие камушки;
  •  трава (зимой можно купить в зоомагазине. Вы уже заметили, как часто я вас туда направляю?);
  •  песок;
  •  катушки или клубки разноцветных ниток;
  •  пуговицы;
  •  мозаика, детали конструктора;
  •  кубики, мячики-ежики (да-да, покупаем там же J), детали счетного материала;
  •  кусочки паззла-потеряшки;
  •  хозяйственные губки, нарезанные на кусочки различной формы.
Читайте также:  Ребенок учится говорить развитие значения слов

Думаю, принцип вы поняли. Дальше подключайте вашу фантазию и наблюдайте за предпочтениями вашего малыша.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Игры для творческого развития ребенка 5 месяцев

Первые шедевры

Помните, в прошлом месяце, я призывала вас организовать вернисаж на стенах вашей квартиры? (пункт «Вернисаж»). Но что же это за галерея без творческих работ самого малыша? Возможно, вы уже меня опередили и попробовали порисовать с малышом. Если нет, давайте займемся этим прямо сейчас.

  1. Малыш находится у вас на коленях в позе, которую я описала в предыдущей игре.
  2. Положите перед ним большой лист бумаги и поставьте блюдечко с краской (для первого рисовании лучше взять 1-2 цвета, например, синий и желтый, красный и синий).
  3. Сначала возьмите ручку малыша в свою, обмакните его пальчик в краску и поставьте несколько отпечатков на листе.
  4. Обратите его внимание на образовавшиеся следы.
  5. Теперь помогите крохе погрузить всю ладошку в блюдечко с краской и пошлепать по листу.

Есть еще 2 важных замечания:

  • Во-первых, малыша лучше совсем раздеть, а вам надеть фартук или одежду, которую потом не жалко сразу отправить в стирку. Рисовать лучше всего перед вечерним купанием.
  • Во-вторых, будьте готовы к любой реакции. Возможно, малыш сразу заинтересуется процессом и проведет некоторое время исследуя отпечатки и размазывая краску по листу. Держите под рукой еще пару запасных листов на этот случай. Но может оказаться, что крохе занятие не понравится. Он даже может бурно выражать протест. В этом случае не настаивайте. Отвлеките кроху другой игрой, а к рисованию вернитесь через недельку-две.

Обычно первые несколько занятий рисованием малыша больше увлекает не столько процесс и результат рисования, сколько новый объект исследования – краска. Дайте ему время, чтобы насладиться новыми ощущениями от размазывания и сжимания ее в руках, но не позволяйте есть краску. Мягко остановите руку малыша, направляющуюся ко рту и отвлеките игрушкой, а сами тем временем уберите краску. На всякий случай, используйте безопасные краски, рецепт которых вы найдете здесь.

 Съедобное рисование

Рисовать можно не только краской. Вы можете использовать для этой цели овощное или фруктовое пюре. Налейте пюре на поднос с невысокими краями, а кроху расположите лежа на животике, подложив ему под грудку валик из полотенца. Малыш будет оставлять следы на поверхности подноса. Время от времени вы тоже можете что-нибудь нарисовать (мячик, солнышко, кубик, цветок) и позволить малышу стереть ваш рисунок.

Игра является первым знакомством ребенка с нетрадиционными способами рисования, способствует развитию тактильной чувствительности, стимулирует его познавательную и творческую активность.

Другие игры для сенсорного развития ребенка до года Вы найдете по ссылке.

Посмотрите видео о развитии крохи в 5 месяцев:

Вот мы и обсудили с вами интересную тему «Как развивать ребенка в 5 месяцев». Пожалуйста, не забывайте о том, что ваш пятимесячный кроха – самостоятельная личность, и ему необходимо время для того, чтобы поиграть и отдохнуть в одиночестве.

Не стремитесь заполнить весь его день развивающими играми, упражнениями, массажем, гимнастикой и интенсивным общением с мамой. Иногда вы можете просто побыть в сторонке, наблюдая за тем, как ребенок изучает новую игрушку или просто рассматривает и пробует на вкус свои крошечные ручки. Это время тоже очень важно для малыша.

Оно позволяет ему отдохнуть от обилия впечатлений, «переварить» полученные в предшествующих играх знания, а также учит ребенка самостоятельности и умению играть одному. Это такая же естественная и необходимая веха в развитии ребенка, как обучение ползанию, хождению, речи и т.д. Помните об этом.

Ну а мы с вами встретимся в следующей публикации, где пойдет рассказ о том, как можно развивать ребеночка в полгода.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Методики раннего развития ребенка в 5 месяцев

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Вам будет интересно:

Источник