Принципы исследования психического развития ребенка

Принципы исследования психического развития ребенка thumbnail

    Детская
    психология

    наука, изучающая факты и закономерности
    психического развития ребенка: развития
    его деятельности, развития психических
    процессов и качеств и формирования его
    личности. Детская психология изучает
    ребенка.

    Детская психология
    как наука о психическом развитии ребенка
    зародилась в конце XIX в. Началом этому
    послужила книга немецкого ученого-дарвиниста
    В. Прейера
    «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер
    описывал результаты ежедневных наблюдений
    за развитием своей дочери, обращая
    внимание на развитие органов чувств,
    моторики, воли, рассудка и языка.

    Данной проблемой
    занимались теорию трех ступеней детского
    развития (К. Бюлер), психоаналитическую
    концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию
    (Ж. Пиаже). (Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова)

    Детская психология,
    наряду с другими науками (педагогикой,
    физиологией, педиатрией и пр.), изучает
    ребенка, но имеет свой особый предмет,
    в качестве которого выступает развитие
    психики на протяжении детства. Детство,
    по периодизации, принятой в отечественной
    психологии (Д.Б. Эльконин), охватывает
    три большие эпохи: раннее детство —
    возраст от рождения до 3 лет, детство —
    от 3 до 10 лет и отрочество.

    Предмет: закономерности
    психического и социального развития
    ребёнка, особенности его поведения,
    взятые в их возрастной целостности.

    Задачи: — предпосылки
    и условия психического развития ребёнка;
    — исследование специфики различных
    видов деятельности ребёнка; — изучение
    особенностей поведения, формирования
    устойчивых черт характера; — изучение
    возрастных особенностей и закономерностей
    протекания психических процессов
    (мышление, память, речь и т.д.)

    1. Принципы изучения психики ребенка.

    Специфика
    методов детской психологии определяется
    спецификой ее объекта. Таковым выступает
    развитие психики_ребенка от
    рождения до семи лет. ПРИНЦИПЫ:

    1)
    гуманизма и
    педагогического оптимизма
    .
    Главное содержание его выражается в
    требовании «Не навреди!» Психолог
    должен, прежде всего знать психологические
    особенности, причины поведения ребенка,
    тактично, чутко, уважительно относиться
    к ней, верить в ее будущее.

    2)
    научности и
    объективности
    .
    Этот принцип предусматривает изучение
    психического развития, его механизмов
    и закономерностей согласно основам
    детской психологии, а не других наук
    или по аналогии с психических особенностей
    взрослого. При этом важно учитывать
    законы и закономерности детского
    развития, особенности детской психики
    на каждом возрастном этапе.

    3)
    детерминизма.
    Любое психическое явление взаимосвязано
    с другими, объясняется комплексом
    внешних и внутренних причин: условиями
    жизни, воспитанием, особенностями
    социального окружения, характером
    общения ребенка со взрослыми и
    сверстниками, спецификой ее деятельности
    и активности

    4)
    единства
    сознания и деятельности
    .
    Сознание формируется в деятельности,
    «руководит» ею, а усложнения
    деятельности, освоение новых ее видов
    обогащает и изменяет сознание. Это
    означает, что изучать сознание можно
    опосредованно, через изучение деятельности
    ребенка;

    5)
    развития
    психики, сознания в деятельности
    .
    Все психические особенности ребенка
    находятся в становлении, основным
    условием их проявления и развития
    является деятельность. Она не только
    выступает одним из условий развития
    психики, но и одним из путей ее изучения.
    Поэтому для изучения психических
    особенностей ребенка нужно организовать
    соответствующую деятельность (творческое
    воображение, например, можно зафиксировать
    в рисовании или при составлении сказок);

    6)
    историзма
    (генетический подход к изучению психики
    ребенка). При изучении явлений детской
    психологии необходимо с выяснять, как
    они возникли, развиваются и изменяются
    под влиянием взаимодействия ребенка
    со взрослым, ее деятельности и общения
    со сверстниками.

    7)
    комплексности,
    системности и последовательности
    .
    Изучение ребенка должно происходить
    последовательно, через определенные
    промежутки времени. При этом необходимо
    исследовать не отдельные параметры, а
    прослеживать все аспекты развития,
    чтобы не только контролировать, но и
    прогнозировать его переход, ставить
    педагогические задачи. Важно также
    определить место каждого качества в
    структуре психики, ее взаимосвязь с
    другими сторонами психического развития

    8)
    тщательности
    и регулярности
    .
    Соблюдение его предусматривает детальное,
    системное отслеживание процесса
    формирования психики детей с использованием
    соответствующих методов исследования;

    9)
    возрастного,
    индивидуального и личностного подхода
    .
    Общие законы психического развития
    проявляются у каждого ребенка
    индивидуально, своеобразно и неповторимо.
    Каждый ребенок усваивает речь, учится
    ходить, действовать с предметами, при
    этом путь ее развития остается
    индивидуальным.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

    Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

    Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

    Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

    Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С. Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

    Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

    Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

    Источник: 

    Урунтаева Г.А., Детская психология

    Источник

    МЕТОДЫ
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    ДЕТЕЙ

    § 1. Общие принципы и пути изучения психического развития детей

    При
    исследовании психического развития
    ребенка научная психология исходит из
    нескольких основных принципов.

    Во-первых,
    изучение психического развития детей
    должно быть объективным, т. е.
    раскрывающим это развитие в его
    собственных

    21

    закономерностях.
    Это важно подчеркнуть потому, что на
    ранних этапах своей истории детская
    психология истолковывала душевную
    жизнь детей по аналогии с душевной
    жизнью взрослых, детям приписывались
    несвойственные им переживания и мысли.

    В
    некоторых дневниках, ведущихся родителями,
    воспитателями и даже специалистами-психологами,
    еще и теперь можно встретить подобное
    истолкование поведения ребенка и его
    внутренней жизни. Это мешает пониманию
    действительного содержания детской
    психики, выяснению особенностей детей
    на том или ином этапе их развития.

    Во-вторых,
    нужно дать не только правильное описание
    процесса развития ребенка, но и верное
    теоретическое объяснение его, показывающее
    причинно-следственную связь и зависимость
    разных форм развивающейся психики
    детей. За описанием хода развития должно
    следовать выяснение его причин, лежащих
    как в условиях жизни и воспитания
    ребенка, так и во всей предшествующей
    истории развития детской психики.
    Принцип причинности требует изучения,
    по возможности, всех условий, определяющих
    возникновение новых качеств личности
    ребенка, его сознания. Только знание
    причин развития детей позволяет
    практически направлять это развитие,
    педагогически правильно воздействовать
    на него.

    В-третьих,
    раскрытие причин психического развития
    возможно лишь на основе тщательного
    прослеживания процесса формирования
    психики детей при активном, специально
    организованном руководстве этим
    процессом со стороны психологов и
    педагогов.

    В
    обычных условиях жизни и воспитания
    ребенка обнаружить эти причины очень
    трудно, так как они маскируются массой
    временных и преходящих влияний. Поэтому
    лишь специально организованное и научно
    контролируемое формирование изучаемых
    качеств и способностей ребенка, с
    целенаправленным и планомерным изменением
    условий его жизни, может дать ответ на
    вопрос о причинах и механизмах, лежащих
    в основе психического развития.
    Показателем раскрытия закономерностей
    развития психики детей является
    возможность активного формирования у
    них тех или иных психических процессов,
    качеств личности, способностей.
    Специальная организация
    психолого-педагогической работы по
    формированию психических качеств
    ребенка является основным методом
    научной детской психологии. Именно
    такие исследования позволяют переходить
    от простой констатации уровня развития
    ребенка к объяснению его причин и к
    целенаправленному педагогическому
    руководству дальнейшим развитием
    личности ребенка.

    Таким
    образом, на основе научного опыта в
    российской детской психологии сложились
    три основных принципа изучения
    психического развития ребенка: 1) принцип
    объективного подхода к

    22

    психике
    ребенка; 2) принцип причинного
    объяснения хода развития; 3) принцип
    изучения психики в процессе ее
    целенаправленного формирования.

    Изучение
    развития ребенка проходит в двух основных
    формах: 1) в форме «продольного
    исследования» и 2) в форме исследований
    посредством «поперечных срезов».

    При
    так называемом продольном исследовании
    систематически изучается развитие
    одних и тех же детей на определенном
    отрезке их жизни. Задача состоит в том,
    чтобы выяснить изменения, происходящие
    в психике ребенка при переходе от одной
    стадии развития к другой. К таким
    исследованиям относятся, например,
    систематические наблюдения за ходом
    развития детей, проводившиеся под
    руководством Н. М. Щелованова и И. Л.
    Фигурина [200]. На основе ежедневных
    наблюдений, в которых тщательно и точно
    фиксировалось поведение каждого ребенка,
    удалось подробно описать развитие детей
    первого года жизни.

    В
    других исследованиях предметом изучения
    является не все поведение ребенка в
    целом, а отдельные его стороны. Так, в
    работе А. Н. Гвоздева [32] обобщены
    повседневные наблюдения за развитием
    речи собственного сына в течение восьми
    лет с точной фиксацией ее фонетических,
    грамматических и синтаксических
    изменений.

    К
    исследованиям такого рода приближаются
    все регулярно ведущиеся дневники
    развития ребенка. Однако подобные
    дневники при всех своих положительных
    сторонах обладают и существенным
    недостатком — они, как правило, не всегда
    систематизированы, недостаточно
    целеустремленны и объективны.

    К
    продольным исследованиям относятся
    также и некоторые экспериментальные
    работы, в которых эксперимент систематически
    проводился на одних и тех же детях в
    течение определенного времени. Например,
    в исследованиях Н. И. Касаткина, Ц. П.
    Немановой и др. при установлении наиболее
    ранних сроков появления временных
    связей опыты начинали проводить с
    детьми, имеющими всего несколько дней
    после рождения, и ежедневно продолжали
    их до того момента, пока у детей не
    образовывались соответствующие условные
    связи. Таким образом, при продольном
    исследовании один и тот же ребенок или
    одна и та же группа детей изучаются на
    протяжении более или менее длительного
    периода их развития. Как правило, такие
    исследования требуют времени и очень
    трудоемки. Этот недостаток продольных
    исследований, а также невозможность
    охватить ими достаточно большую группу
    детей при выяснении их типичных возрастных
    особенностей устраняются в работах
    другого рода, которые могут быть названы
    исследованиями поперечных срезов. В
    этом случае исследование ведется на
    отдельных и различных по возрасту
    группах детей. Например, при выяснении
    особенностей развития детской игры
    исследователь проводит

    23

    одновременно
    наблюдения над играми детей 3-, 4- и
    5-летнего возраста и, сравнивая полученные
    данные, устанавливает общую закономерность
    развития детских игр.

    По
    принципу «срезов» построено известное
    в психологии экспериментальное
    исследование А. Н. Леонтьева по развитию
    памяти [114]. В этом исследовании прежде
    всего устанавливались особенности
    памяти определенного количества детей
    каждой возрастной группы от 4 до 16 лет
    («возрастные срезы»). Эти данные служили
    основанием для определения общей картины
    развития памяти в детском возрасте.

    При
    такой организации исследования
    существенное значение имеет выбор самих
    возрастных групп: можно брать группы,
    отличающиеся в возрасте на полгода, на
    год, на два-три года и т. д. Естественно,
    что чем меньше этот временной промежуток,
    тем больше возможностей определить все
    существенные переломы в развитии
    изучаемых психических процессов. Выбор
    возрастных групп зависит как от характера
    исследуемого процесса, так и от общей
    продолжительности изучаемого периода.
    Обычно при таком выборе руководствуются
    следующим правилом: чем выше темп
    развития исследуемого процесса, тем
    меньшими должны быть временные промежутки
    между отдельными «срезами».

    Несмотря
    на свою экономность, исследование по
    «срезам» также имеет ряд недостатков,
    основным из которых является трудность
    изучения поворотных пунктов в развитии
    процесса. Поэтому наиболее рациональна
    такая организация исследования, когда
    сначала путем возрастных «срезов»
    определяется общая тенденция в развитии
    той или иной психической деятельности,
    а затем в некоторых «поворотных» пунктах,
    требующих дополнительного изучения,
    проводится продольное исследование.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    МЕТОДЫ
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    ДЕТЕЙ

    § 1. Общие принципы и пути изучения психического развития детей

    При
    исследовании психического развития
    ребенка научная психология исходит из
    нескольких основных принципов.

    Во-первых,
    изучение психического развития детей
    должно быть объективным, т. е.
    раскрывающим это развитие в его
    собственных

    21

    закономерностях.
    Это важно подчеркнуть потому, что на
    ранних этапах своей истории детская
    психология истолковывала душевную
    жизнь детей по аналогии с душевной
    жизнью взрослых, детям приписывались
    несвойственные им переживания и мысли.

    В
    некоторых дневниках, ведущихся родителями,
    воспитателями и даже специалистами-психологами,
    еще и теперь можно встретить подобное
    истолкование поведения ребенка и его
    внутренней жизни. Это мешает пониманию
    действительного содержания детской
    психики, выяснению особенностей детей
    на том или ином этапе их развития.

    Во-вторых,
    нужно дать не только правильное описание
    процесса развития ребенка, но и верное
    теоретическое объяснение его, показывающее
    причинно-следственную связь и зависимость
    разных форм развивающейся психики
    детей. За описанием хода развития должно
    следовать выяснение его причин, лежащих
    как в условиях жизни и воспитания
    ребенка, так и во всей предшествующей
    истории развития детской психики.
    Принцип причинности требует изучения,
    по возможности, всех условий, определяющих
    возникновение новых качеств личности
    ребенка, его сознания. Только знание
    причин развития детей позволяет
    практически направлять это развитие,
    педагогически правильно воздействовать
    на него.

    В-третьих,
    раскрытие причин психического развития
    возможно лишь на основе тщательного
    прослеживания процесса формирования
    психики детей при активном, специально
    организованном руководстве этим
    процессом со стороны психологов и
    педагогов.

    В
    обычных условиях жизни и воспитания
    ребенка обнаружить эти причины очень
    трудно, так как они маскируются массой
    временных и преходящих влияний. Поэтому
    лишь специально организованное и научно
    контролируемое формирование изучаемых
    качеств и способностей ребенка, с
    целенаправленным и планомерным изменением
    условий его жизни, может дать ответ на
    вопрос о причинах и механизмах, лежащих
    в основе психического развития.
    Показателем раскрытия закономерностей
    развития психики детей является
    возможность активного формирования у
    них тех или иных психических процессов,
    качеств личности, способностей.
    Специальная организация
    психолого-педагогической работы по
    формированию психических качеств
    ребенка является основным методом
    научной детской психологии. Именно
    такие исследования позволяют переходить
    от простой констатации уровня развития
    ребенка к объяснению его причин и к
    целенаправленному педагогическому
    руководству дальнейшим развитием
    личности ребенка.

    Таким
    образом, на основе научного опыта в
    российской детской психологии сложились
    три основных принципа изучения
    психического развития ребенка: 1) принцип
    объективного подхода к

    22

    психике
    ребенка; 2) принцип причинного
    объяснения хода развития; 3) принцип
    изучения психики в процессе ее
    целенаправленного формирования.

    Изучение
    развития ребенка проходит в двух основных
    формах: 1) в форме «продольного
    исследования» и 2) в форме исследований
    посредством «поперечных срезов».

    При
    так называемом продольном исследовании
    систематически изучается развитие
    одних и тех же детей на определенном
    отрезке их жизни. Задача состоит в том,
    чтобы выяснить изменения, происходящие
    в психике ребенка при переходе от одной
    стадии развития к другой. К таким
    исследованиям относятся, например,
    систематические наблюдения за ходом
    развития детей, проводившиеся под
    руководством Н. М. Щелованова и И. Л.
    Фигурина [200]. На основе ежедневных
    наблюдений, в которых тщательно и точно
    фиксировалось поведение каждого ребенка,
    удалось подробно описать развитие детей
    первого года жизни.

    В
    других исследованиях предметом изучения
    является не все поведение ребенка в
    целом, а отдельные его стороны. Так, в
    работе А. Н. Гвоздева [32] обобщены
    повседневные наблюдения за развитием
    речи собственного сына в течение восьми
    лет с точной фиксацией ее фонетических,
    грамматических и синтаксических
    изменений.

    К
    исследованиям такого рода приближаются
    все регулярно ведущиеся дневники
    развития ребенка. Однако подобные
    дневники при всех своих положительных
    сторонах обладают и существенным
    недостатком — они, как правило, не всегда
    систематизированы, недостаточно
    целеустремленны и объективны.

    К
    продольным исследованиям относятся
    также и некоторые экспериментальные
    работы, в которых эксперимент систематически
    проводился на одних и тех же детях в
    течение определенного времени. Например,
    в исследованиях Н. И. Касаткина, Ц. П.
    Немановой и др. при установлении наиболее
    ранних сроков появления временных
    связей опыты начинали проводить с
    детьми, имеющими всего несколько дней
    после рождения, и ежедневно продолжали
    их до того момента, пока у детей не
    образовывались соответствующие условные
    связи. Таким образом, при продольном
    исследовании один и тот же ребенок или
    одна и та же группа детей изучаются на
    протяжении более или менее длительного
    периода их развития. Как правило, такие
    исследования требуют времени и очень
    трудоемки. Этот недостаток продольных
    исследований, а также невозможность
    охватить ими достаточно большую группу
    детей при выяснении их типичных возрастных
    особенностей устраняются в работах
    другого рода, которые могут быть названы
    исследованиями поперечных срезов. В
    этом случае исследование ведется на
    отдельных и различных по возрасту
    группах детей. Например, при выяснении
    особенностей развития детской игры
    исследователь проводит

    23

    одновременно
    наблюдения над играми детей 3-, 4- и
    5-летнего возраста и, сравнивая полученные
    данные, устанавливает общую закономерность
    развития детских игр.

    По
    принципу «срезов» построено известное
    в психологии экспериментальное
    исследование А. Н. Леонтьева по развитию
    памяти [114]. В этом исследовании прежде
    всего устанавливались особенности
    памяти определенного количества детей
    каждой возрастной группы от 4 до 16 лет
    («возрастные срезы»). Эти данные служили
    основанием для определения общей картины
    развития памяти в детском возрасте.

    При
    такой организации исследования
    существенное значение имеет выбор самих
    возрастных групп: можно брать группы,
    отличающиеся в возрасте на полгода, на
    год, на два-три года и т. д. Естественно,
    что чем меньше этот временной промежуток,
    тем больше возможностей определить все
    существенные переломы в развитии
    изучаемых психических процессов. Выбор
    возрастных групп зависит как от характера
    исследуемого процесса, так и от общей
    продолжительности изучаемого периода.
    Обычно при таком выборе руководствуются
    следующим правилом: чем выше темп
    развития исследуемого процесса, тем
    меньшими должны быть временные промежутки
    между отдельными «срезами».

    Несмотря
    на свою экономность, исследование по
    «срезам» также имеет ряд недостатков,
    основным из которых является трудность
    изучения поворотных пунктов в развитии
    процесса. Поэтому наиболее рациональна
    такая организация исследования, когда
    сначала путем возрастных «срезов»
    определяется общая тенденция в развитии
    той или иной психической деятельности,
    а затем в некоторых «поворотных» пунктах,
    требующих дополнительного изучения,
    проводится продольное исследование.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник