Особенности развития ребенка седьмого года жизни

Особенности развития ребенка седьмого года жизни thumbnail

Возрастные особенности детей 7 – го года жизни.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

         Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.

         Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

         За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

         У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение — принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное — это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

         Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли — ученика.

         Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

         Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель не условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.

         В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

         В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения.         Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро зло, справедливо — несправедливо, хорошо — плохо).

         Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус.

         У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

         При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

         Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

         Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

         Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

         Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

         В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

         У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Источник

Светлана Бостонова
Консультация «Возрастные особенности детей 7 года жизни»

Уважаемые Родители!

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрастечаще всего ваш ребенок:

• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

• Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка выготский

• Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими,приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

• Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Математика

Ребенок в возрастеот 6 до 7 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь решать простейшие задачки и головоломки.

2. Ребенок может уметь вычитать и прибавлять к числу.

3.Ребенок может уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

4. Ребенок может уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий с множествами.

5.Ребенок может уметь сравнивать числа: равенства — неравенства, больше — меньше.

6.Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

7. Ребенок может знать состав чисел первого десятка.

8. Ребенок может уметь различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

9.Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб;геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида.

10. Ребенок может знать знаки «+», «-«, «=», «>» и «<«.

11. Ребенок может уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

12. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

13. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

— Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрастеот 6 до 7 лет может уметь:

1.Ребенок может отвечать на такие вопросы как:

2. Ребенок может уметь выполнять задания, в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.

3. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

4. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

5. Ребенок может уметь разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие Речи

Ребенок в возрастеот 6 до 7 лет может уметь:

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

3. Речь у ребенка должна быть максимально приближенна к взрослой речи (по качеству).

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может уметь отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может уметь формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

7. Ребенок может уметь вести диалог и монолог.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

Ребенок в возрастеот 6 до 7 лет может уметь:

1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода

Ребенок в возрастеот 6 до 7 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь звонить по телефону.

2. Ребенок может знать, как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может уметь застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать, для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам как его родителям важно:

• Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

• Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

• Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

• Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать, ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

• Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери по недельное развитие

• Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

• Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.

Удачи Вам!

Источник

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 6 — 7 лет».

Подготовила

учитель-логопед

МБДОУ № 172

БИКСОН И.Г.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка, чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.

 В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места. У детей расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.

Задачи воспитания и развития.

  • Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника

  • Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей

  • Развивать и обогащать умение организовывать самостоятельную деятельность; добиваться цели и положительного результата

  • Совершенствовать физические качества, культуру движений, технику их выполнения

К шести годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остаётся ведущей и социально значимой для ребёнка речевой формой. Дети умеют слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения, активно используют нормы речевого этикета. Дети речевой патологией уверенно пользуются диалогом. Хотя реплики чаще всего бедны по речевому оформлению. В основном в диалоге присутствуют номинативы и предикативы.  Часто отсутствуют качественные и относительные прилагательные. Сравнительная степень не употребляется. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)  ребенок  этого  возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

 Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или  величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений  приводит к  появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя  из функционального назначения  предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. У детей формируются пред­посылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самокон­троль и самооценку при выполнении физических упражнений.Старший дошкольник уже спо­собен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способ­ствует эмоциональному благополучию и поддерживает положитель­ное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.). В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

Читайте также:  Взрослого в развитии ребенка раннего возраста

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Произношение звуков: Отмечается смешение близких в акустическом и артикуляционном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, P-JI, Ч-ТЬ, Ч-Щ,

Ч-Ц, СЬ-Щ.

Слоговая структура и звуконаполняемость: в речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-5 слогов, одним или двумя стечениями согласных звуков.

Словарный запас: дошкольников с ОНР к семи годам значительно наполнен, однако по — прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии или названия спортсменов по видам спорта, обнаруживает значительное количество

ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух — трех прилагательных или глаголов к заданному существительному.

Грамматическое оформление речи: ребенок способен строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части продолжаются отмечаться нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, изменения порядка слов.

Обучение грамоте: необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов и звуков, а

звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в словах.

Познавательная база:

Внимание: время продуктивной работы дошкольников с ОНР значительно ниже. В самом начале обучения оно составляет 6-7 минут и только к середине учебного года достигает нормы.

Память: дошкольники в состоянии удержать и воспроизвести ряд из 5-6 слов, повторить название 5-7 картинок, столько же предметов разложить в исходном порядке. Эти дети запоминают с первого раза и повторяют четко ритмизированные двустишия, короткие рассказы и скороговорки.

Мышление: снижение показателей словесно — логического мышления у части детей носит вторичный характер. Большинство из них без труда проводит невербальную классификацию: включение в ряд, исключение из ряда лишнего предмета. Те же задания, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольника серьезные затруднения.

Личностные особенности детей с ОНР также заметны. На занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ других детей. В процессе общения между собой некоторые детей обнаруживают повышенную возбудимость, а иные наоборот — вялость, апатию.

Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО — ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

• Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде.

• Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы,

строительный материал.

• Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

• Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры.

• Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.

• Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.

• Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

• Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться.

• Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.

• Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

• Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды

истории страны).

• Формировать представления о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность.

• Расширять представления о родном крае.

• Углублять и уточнять представления о Родине — России.

• Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

• Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран.

• Воспитывать потребность трудиться.

• Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.

НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО — РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

• Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность.

• Закреплять навыки коллективной работы.

• Развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.

• Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую).

• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части

множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

• Познакомить со счетом в пределах 20.

• Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть

предмета.

• Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры.

• Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов и некоторых их свойств.

• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы

из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

• Учить детей ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении,

отражать в речи их пространственное расположение.

• Дать детям элементарные представления о времени.

• Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

• Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

• Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка

природы.

• Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к

окружающей среде.

• Расширять представления о насекомых.

• Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

• Продолжать развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной

стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

• Развивать литературную речь.

• Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического.

Источник