Методики определения уровня физического развития ребенка

Методики определения уровня физического развития ребенка thumbnail

Тема № 2. Здоровье и физическое развитие ребенка (2 ч.)

План занятия:

1.Определение понятия «здоровье»

2.Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

3.Группы здоровья

4.Профилактический контроль состояния здоровья детей

5.Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения

6.Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Определение понятия «здоровье».

По определению ВОЗ, здоровье– это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней.Факторы, влияющие на здоровье: физические, биологические, химические, механические. На рост и развитие детского организма, состояние его здоровьявлияют социаль­но-экономические и бытовые условия, отягощенная наследственность и т.д. При чрезмерных воздействиях их на организм – снижается его резистентность (сопротивляемость), что приводит к развитию патологических процессов, т.е. нарушению функции органа или его структуры.

Природные, социальные факторы среды затрагивают различ­ные уровни биологической системы (клеточный, тканевый, орган­ный, системный). Чем ниже уровень разрушения, тем сложнее, как правило, поставить диагноз. Под влиянием практически любых воздействий в большей или в меньшей степени происходят изме­нения внутренней среды, и все реакции организма (адаптацион­но-компенсаторные) направлены на сохранение или выравнивание ее параметров. Организм либо приспосабливается (адаптируется) к изменившимся условиям, либо компенсирует (восполняет) частич­но или полностью утраченную функцию.

Адаптационная и компен­саторная функции осуществляются благодаря пластичности струк­тур организма; отдельные клетки или органы берут на себя допол­нительные функции, утраченные или ослабленные в результате действия повреждающего фактора. Если агрессивность фактора чрезмерно велика или продолжительна, напряжение адаптацион­но-компенсаторных механизмов достигает предельного уровня и может произойти их срыв, сопровождающийся развитием патоло­гии. Следовательно, заболевание возникает в случае сильного повреждающего воздействия или ослабления адаптационно-компен­саторных механизмов организма. А в раннем детском и дошкольном возрасте эти механизмы еще недостаточно совершенны и во многом зависят от санитарно-гигиенического окружения ребенка, правильного ухода, питания и др. факторов.

Соматическое здоровье отражает состояние органов и систем организма. Основой его является генотип организма, реализуемый фенотипически в зависимости от возрастных потребностей и факто­ров среды.

Физическое здоровье характеризуется степенью совершенства саморегуляции функций, гармонией физиологических процессов, высоким уровнем роста, развития организма и его способностью адаптироваться в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга и выражается уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и адекватными поведенческими реакциями.

По данным ВОЗ уровень здоровья лишь на 20% зависит от наследственных факто­ров. Доля влияния средовых биологических и социальных факторов на здоровье человека составляет 18–22%. Незначительная часть (8–10%) показателей здоровья определяется деятельностью медицинских учреждений. В наибольшей степени качественное и количественное проявление здоровья обусловлено образом жизни человека. Следовательно, здоровье – это результат гармоническо­го единства врожденных и приобретенных биологических и соци­альных качеств, а болезнь – нарушение этой гармонии.

Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

Под физическим развитиемпонимают совокупность мор­фологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышеч­ная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит ус­тойчивость организма к неблагоприятным воздействиям сре­ды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропомет­рических исследований.

Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно ис­пользовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). Помощник фиксирует голову ре­бенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в од­ной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют лег­ким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Пос­ле трех лет используется вертикальный ростомер со скользя­щей планкой, который позволяет измерить рост стоя и сидя. Измерение окружностей, диаметров и поперечников у детей производится в положении лежа (за исключением окружнос­ти головы, которая измеряется у ребенка в вертикальном по­ложении с того момента, когда он хорошо держит голову).

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах.

Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений.

Рост. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4–5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.

Приблизительно рост ребенка можно вычислить по формулам:

100 см – 8 (4 – n) для детей младше четырех лет,

100 см + 6 (n – 4) – для детей старше четырех лет, где n – число лет ребенка, а 100 см – примерный рост четырехлетнего ребенка.

Исходя из этой формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см, пятилетнего – 106 см, шестилетнего – 112 см.

Вес (масса тела). Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0–1,3 кг в три года до 2,2–2,5 кг в шесть–семь лет.

Приблизительно массу тела ребенка можно вычислить по формуле:

10,5 кг + 2n, где n – возраст малыша, 10,5 кг – примерный вес годовалого ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре – 18,5 кг, в пять лет – 20,5 кг, в шесть лет – 22,5 кг.

Окружность головы. Этот показатель можно определить по формуле:

50 см – 1 (n) для ребенка младше пяти лет и 50 см + 0,6 (n) – для ребенка старше пяти лет, где n – возраст ребенка, а 50 см – окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три – лишь 49 см, а в шесть лет – уже 50,6 см.

Окружность грудной клетки. Нормативы грудной клетки отражает формула:

63 см – 1,5(10 – n), где n – возраст ребенка, а 63 см – средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего – уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть лет – 57 см.

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам что должен уметь ребенок

У детей от трех ло шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести–семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук– почти в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза и более. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.

Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения вели­чины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на осно­вании массовых обследований детей в определенных регио­нах, имеющих свои географические, социальные и экономи­ческие особенности. В нашей стране наряду с методом средних норм и сигмалъных (стандартных) отклонений (таблицы параметрического типа) широко используются таблицы непараметрического типа центилъные. Центильные таблицы в отличие от сигмальных не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обра­щении. С их помощью можно определить соответствие пока­зателей массы тела достигнутому росту и степень их отклоне­ния. В таблицах с использованием центильного метода оценки за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного воз­раста и пола – в интервале от 25-го до 75-го центиля. Каж­дый измерительный признак (длина, масса тела, окружность грудной клетки) должен быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен «ко­ридор», можно дать оценку и принять решение о необходи­мости дополнительных исследований:

· область «очень низких» величин (до 3-го центиля). Ребе­нок должен проходить специальное консультирование и, по по­казаниям, обследоваться у специалистов: эндокринолога, нев­ропатолога и др.;

· область «низких» величин (от 3-го до 10-го центиля). Пока­зано консультирование и обследование при наличии других от­клонений в состоянии здоровья или развития;

· область величин «ниже среднего» (от 10-го до 25-го центиля);

· область величин «выше среднего» (от 75-го до 90-го центиля);

· область «высоких» величин (от 90-го до 97-го центиля);

· область «очень высоких» величин (выше 97-го центиля). Вероятность болезненной природы таких изменений достаточ­но высока, поэтому требуется консультирование у врача и об­следование.

Наиболее оптимальный уровень физического развития ха­рактеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного коридора.

Используются следующие варианты оценки физического развития:

1. Нормальное физическое развитие – при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах длины, кроме низ­кого роста).

2.Дефицит массы тела I степени – от 3-го до 10-го центиля или II степени – до 3-го центиля (при любых вариантах длины).

3. Избыток массы тела I степени – от 90-го до 100 центиля или II степени – от 90-го до 97-го центиля (при любых вариан­тах длины).

4. Низкий рост (с указанием соответствия массы).

Стандарты физического развития могут использоваться как для индивидуальной оценки развития ребенка, так и для оцен­ки физического развития всего детского коллектива. Срав­нительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.

Существенным показателем развития является уровень биологической зрелости детского организма (биологический возраст). Каждому человеку присущ свой собственный темп развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, некоторых особенностях психо­физического развития. В раннем и дошкольном возрасте наи­более достоверным показателем биологического возраста является так называемый костный возраст – сроки появ­ления ядер окостенения. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста) и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отставание био­логического возраста от календарного приводит, как прави­ло, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требова­ниям, предъявляемым ему окружающей средой.

Другие показатели здоровья врач оценивает по опросу ро­дителей, осмотру ребенка, данным лабораторных исследова­ний (анализов). По показаниям могут быть проведены допол­нительные исследования (рентгенологическое, ультразвуковое и др.). Полученные данные соотносятся с данными осмотра врачами-специалистами.

Группы здоровья

По совокупности критериев (показа­телей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здо­ровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или на­личию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенны­ми ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.

Первая группаобъединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко бо­левших за период наблюдения (1–3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (анома­лии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.),не влияющие на состояние здоровья ребенка и не тре­бующие коррекции.

Вторую группусоставляют дети с небольшими отклоне­ниями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском воз­никновения у них хронической патологии.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нару­шения в здоровье:

• рахит, дефицит или избыток массы тела I и II степени;

• аллергическая предрасположенность;

• дефекты осанки, уплощение стоп;

• функциональные изменения сердечно-сосудистой сис­темы;

• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания брон­хитами или пневмонией;

• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);

• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедлен­ной коррекции;

• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, кос­ноязычие;

• дисфункция желудочно-кишечного тракта – периоди­ческие боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;

• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степе­ни;

• вираж туберкулиновой пробы.

Третья группа объединяет детей с хроническими болезня­ми или врожденной патологией в состоянии компенсации,т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического за­болевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными откло­нениями только в одной системе или органе.

Четвертая группавключает в себя детей с хронически­ми болезнями, врожденными пороками развития в состоя­нии субкомпенсации,которое определяется функциональны­ми отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основно­го заболевания, с нарушениями общего состояния и самочув­ствия после обострения, с затяжным восстановительным пе­риодом после острых заболеваний.

Пятая группа – дети с тяжелыми хроническими болезня­ми, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.

Читайте также:  Центр развития ребенка старый оскол отзывы

При включении детей в II–V группы не обязательно нали­чие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно – по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в про­цессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функ­циональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболева­ний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняет­ся, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специаль­ного оздоровления.

Распределение детей на группы по уровню здоровья слу­жит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения(назначение рекомендаций по режиму, питанию, физвоспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим при­вивкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, не­обходимой лекарственной терапии).

Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установ­ленные для каждого возраста; им назначают только профи­лактические и оздоровительно-воспитательные воздействия.

Для детей II группы здоровья сроки обследований устанав­ливаются чаще в зависимости от характера отклонений. Они нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных мероприятий, щадящем режиме дня, индивидуаль­ном питании, физическом воспитании и закаливании, а при необходимости – в лечении. Некоторые дети II группы нуж­даются в систематическом наблюдении у невропатолога, эн­докринолога и др. с целью своевременного выявления воз­можных отклонений в зависимости от фактора риска.

Дети III, IV и V групп наблюдаются врачом-педиатром и врачами-специалистами в сроки, установленные для диспан­серизации больных, находящихся на диспансерном учете. Они нуждаются в постоянном лечении, проведении специальных оздоровительных мероприятий, в изменении режима дня, пи­тания, физического воспитания, закаливания. Часто этим де­тям необходимо лечение в стационаре и санатории.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Физическое развитие человека сложно и многообразно. Оно включает такой обширный комплекс различных признаков, что исчерпывающая их характеристика едва ли возможна. Поэтому из всего разнообразия признаков физического развития приходится выбирать некоторый минимум важнейших признаков, по возможности поддающихся количественному объективному учету. Для их изучения используют три основных метода:

1) антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);

2) антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);

3) антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия основывается на визуальном осмотре человека. Оценивают тип телосложения, состояние кожных покровов, степень развития мускулатуры, отложений жира, состояние опорно-двигательного аппарата, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивают по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания обычно определяют по шкале J.M. Tanner, позволяющей оценить степень развития вторичных половых признаков: оволосение лобка и подмышечных впадин, развитие молочных желез и состояние менструальной функции у девочек.

Антропометрию проводят с помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и др. Антропометрия включает в себя соматометрию (измерение размеров тела и его частей), остеометрию (измерение размеров скелета и его частей) и краниометрию (измерение размеров черепа). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным показателям относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный размеры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.

Антропофизиометрию проводят с использованием специальных приборов (динамометры, угломеры, велоэргометры, спирографы и др.) и специальных методов (проведение функциональных проб и т.п.). Оценивают по целому ряду показателей, характеризующих силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. К антропофизиометрии относится фетометрия — измерение размеров плода, которое проводится с помощью ультразвуковых исследований (УЗИ). К фетометрическим показателям, определяемым с помощью УЗИ, обычно относят бипариентальный, лобно-затылочный размеры головы, длину бедра (длину бедренной кости), плеча, диаметр грудной клетки и живота, окружность живота и головы, размеры сердца и мозжечка.

При измерении параметров физического развития для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий. Измерения следует проводить в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

В практическом здравоохранении обычно ограничиваются лишь антропоскопией и определением отдельных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности грудной клетки и головы. Это связано с рядом причин. Во-первых, эти исследования проще всего провести, что немаловажно в условиях ограниченного времени, выделяемого для осмотра, во-вторых, не исчерпывая всех характеристик физического развития, эти признаки отражают ряд его существенных сторон и в сочетании с другими данными о состоянии здоровья имеют важное практическое значение для интегральной оценки состояния здоровья индивидуума и группы людей.

Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами (стандартами) для соответствующего возраста и пола. Данные антропометрических измерений обрабатываются с использованием различных методов вариационной статистики. Приведем некоторые из них.

Метод сигмальных отклонений.Это весьма простой метод примерной оценки отдельных антропометрических показателей, в основе которого лежат антропометрические стандарты. Антропометрические стандарты — средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании репрезентативной выборки населения, однородной по возрастно-половому и социальному составу. При использовании данного метода для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратическое отклонение (а), которое определяет границы однородной группы (нормы). Для оценки определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. При этом оценка проводится следующим образом:

— М ± 1а — средние данные;

— М от +1а до +2а — данные выше средних;

— М от +2а до +3а — высокие данные;

— М от +3а и более — очень высокие данные;

— М от -2а до -1а — данные ниже среднего;

— М от -3а до -2а — низкие данные;

— М менее -3а — очень низкие данные.

Процентильный метод.Более точным методом оценки физического развития является процентильный метод, который исключает необходимость математических расчетов. В основе этого метода лежит использование процентильных таблиц, которые составляются следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97% обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или процентиль). Если полученные результаты соответствуют 25-75 процентилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 процентилю, это говорит о развитии ниже среднего, а если 3 — о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 процентиля, развитие оценивают выше среднего, а если в 97 — как высокое. Процентильные таблицы широко применяются за рубежом с конца 70-х годов XX в. и позволяют сравнивать индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Процентильные таблицы обычно включают такие антропометрические показатели, как рост, масса, окружность головы и грудной клетки.

Читайте также:  Развитие ребенка и определение пола

Основанием для включения ребенка в группу наблюдения участкового педиатра являются зоны 2-го и 6-го интервалов и, соответственно, отнесение ребенка ко II группе здоровья, зоны 1-го и 7-го интервалов свидетельствуют о необходимости углубленной диагностики для уточнения заболеваний. Наличие 3 внутренних процентильных зон, входящих в границы средних или нормальных показателей (зоны 3-5-го интервалов), позволяет контролировать более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при динамических изменениях.

С помощью процентильных таблиц можно оценить соматический тип ребенка. Согласно схеме И.И. Бахраха и Р.И. Дорохова (1975), все дети без ожирения и гипотрофии могут быть отнесены к одному из трех соматических типов: микро-, мезоили макросоматическому, согласно сумме номеров интервалов процентильной шкалы, полученных для длины и массы тела. К микросоматическому типу относятся дети при сумме до 9 (физическое развитие ниже среднего), к мезосоматическому типу — при сумме от 10 до 16 (физическое развитие среднее), к макросоматическому типу — при сумме 17 и более (физическое развитие выше среднего).

Для каждого ребенка может быть определена гармоничность физического развития. Определение гармоничности проводится на основании тех же результатов процентильных оценок. К группе с гармоничным развитием относятся дети при разности номеров интервалов между двумя показателями, не превышающей 1, если разность составляет 2, то развитие считается дисгармоничным, если разность равняется 3 и более, развитие считается резко дисгармоничным.

Для оценки состояния питания определяется соотношение массы и длины тела: при попадании искомой величины массы тела в область 1-го интервала, ребенок относится к группе детей с очень низким питанием, в область 2-го коридора — к группе детей с низким питанием; в область 3-го коридора — к группе детей с питанием ниже среднего и т.д.

Антропометрическая оценка методом процентилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеет преимущества перед другими: он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста. Однако процентильный метод разработан лишь для детей и подростков в возрасте до 18 лет, в связи с чем для оценки физического развития взрослых должны применяться другие методы.

Для анализа антропометрических данных можно использовать оценочные коэффициенты, или индексы физического развития, рассчитанные путем сопоставления различных антропометрических признаков с помощью априорных математических формул. Метод индексов позволяет давать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индексы построены на связи антропометрических признаков (массы с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.п.). Разные индексы включают разное число признаков и разделяются на простые, включающие два признака, и сложные, включающие более двух признаков. К наиболее часто применяемым индексам относятся ростовой индекс Брока-Бругша, массо-ростовой индекс (Кетле), жизненный индекс, силовой индекси т.д.

Для примера приведем методику расчета оптимальной (идеальной) массы методом, который был предложен более 100 лет назад французским антропологом П. Броком и который до сих пор не утратил своего значения.

При использовании метода Поля Брока идеальная масса рассчитывается по формуле:

Идеальная масса (кг)= Рост (см) — 100.

Однако формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин, в связи с чем в настоящее время эта формула преобразована следующим образом:

Идеальная масса для мужчин (кг)= (Рост в см — 100) х 0,9.

Идеальная масса для женщин (кг)= (Рост в см — 100) х 0,85.

Кроме того, формула Брока не учитывает, что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты. По мнению многих диетологов, расчеты массы по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свою массу нормальной, хотя на самом деле она избыточная, и, наоборот, некоторые низкорослые, чья масса нормальная, будут считать ее избыточной.

Есть много и других более точных методов оценки оптимальной массы, однако важное практическое значение имеет не столько сама оценка идеальной массы, сколько степень ее отклонения от нормы, так как одна и та же масса тела у хрупкого и плотного человека при одинаковом росте характеризует их физическое развитие по-разному. Для этого, воспользовавшись одним из способов расчета, узнают, какой должна быть идеальная масса тела в зависимости от возраста, пола, роста или других антропометрических показателей, после чего для выяснения наличия недостатка или избытка массы тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Методики определения уровня физического развития ребенка

Если полученное число положительное, это указывает на дефицит массы тела, если отрицательное — это говорит об избыточной массе тела. В данном случае бывает необходимо оценить отклонение реальной массы от идеальной. Делается это следующим образом:

Методики определения уровня физического развития ребенка

Если реальная масса тела отличается от идеальной в пределах 10% в обе стороны, это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы массы тела на 10-29% соответствует ожирению I степени; на 30-49% — II степени, на 50-99% — III степени, на 100% и более — IV степени. Снижение массы ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит массы тела составляет от 10 до 20%, это гипотрофия I степени, от 20 до 30% — II степени; на 30% и более — III степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).

Важное значение для практического здравоохранения имеет оценка функционального состояния человека. Функциональное состояние — комплекс характеристик, определяющих уровень жизнедеятельности, а также системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается адекватность функций организма выполняемой работе. Обычно оценку функционального состояния проводят с помощью антропофизиометрических методов.

Основными и наиболее просто определяемыми показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы являются пульс и артериальное давление, дыхательной системы — жизненная емкость легких. Причем важное значение имеют не только эти показатели в покое, но и их изменения после физической нагрузки и длительность восстановления. Такие исследования проводят с помощью различных функциональных проб (восстановление пульса после нагрузки, ортостатическая проба, гарвардский степ-тест, тест PWC-170и т.д.).

Специалистами Национального НИИ общественного здоровья РАМН и Новгородского научного центра Северо-Западного отделения РАМН разработана методика оценки физического здоровья населения, которая основывается на балльной системе оценки критериев физического здоровья отдельно детей и взрослых с последующим их суммированием. Таким образом, получаются комплексные показатели уровня физического здоровья детского, взрослого и всего населения1. Данная методика может рассматриваться как одно из направлений изучения физического развития населения.

Источник