Кроха программа развития ребенка с
Программа и методика последовательного воспитания, обучения и развития малыше до 3-х лет. Авторы — Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.
Впервые подготовлена для родителей программа воспитания ребенка от рождения до 3 лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено: что, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие.
Цель программы: комплексно развивать, воспитывать и обучать детей в возрасте до 3 лет.
Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Младенческий, ранний возраст — наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.
Авторы особое внимание в программе обращают на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, инициативности. Программа состоит из четырех глав. Впервые в нее включен материал, посвященный предродовой педагогике (первая глава). Вторая глава — «Как я буду расти и развиваться» — содержит характеристику особенностей физического, психического, личностного развития ребенка от рождения до 3 лет и условий, в которых оно происходит. Третья глава — «Гуленька» — представляет программу воспитания и развития детей 1-го года жизни. В четвертой главе — «Я сам» — предложена программа воспитания и развития ребенка 2-го и 3-го года жизни по видам деятельности. Так легче проследить основные этапы развития малыша и реализовать их цели и задачи. В конце каждого параграфа и главы книги резюмируются основные положения программы воспитания и развития. Программа предусматривает экологическое воспитание малышей. В ней выделен раздел «Как прекрасен этот мир!» (начало экологического воспитания).
Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. М.: Просвещение, 2001.
Программа и методика воспитания и развития ребенка младенческого и раннего возраста. Адресована педагогам и родителям. Здесь вы найдете информацию о том, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок рос добрым и общительным, самостоятельным и сообразительным, развивался полноценно и был здоровым.
Оглавление
- Уважаемые мамы и папы! Бабушкин дедушки! Старшие сестренки и братишки! (Г. Г. Григорьева)
- Слово к педагогам, которые будут читать эту книгу (Г. Г. Григорьева)
Глава I. Мы ждем тебя, малыш!
- Я уже живу (Развитие и воспитание ребенка до рождение)
- Слово к отцу
- Готовимся к встрече малыша
Глава II. Как я буду расти и развиваться (Особенности и условия развития ребенка раннего возраста)
- Вот какой крепыш я буду {Особенности физического развития ребенка до трех лет)
- Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью! (Общие вопросы развития личности)
- Только так из человека выйдет Человек! (Г. Г. Григорьева)
- Для меня важно, как организован мой день (Общие требования к режиму дня)
Глава III. Гуленька (Воспитание и развитие ребенка первого года жизни)
- Я пришел в этот мир (Особенности ребенка первого года жизни)
- Как я развиваюсь в первый месяц жизни
- Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать (Воспитание и развитие ребенка от 1 до 3 месяцев)
- Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой (Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев)
- Я учусь ползать, я начинаю понимать вас (Воспитание и развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев)
- Ура-а-а! Я хожу и говорю! (Воспитание и развитие ребенка от 9— 10 до 12 месяцев)
- Мой день упорядочен (Режим дня на первом году жизни)
Глава IV. Я сам (Воспитание и развитие ребенка второго-третьего года жизни)
- Вот и стали мы на год взрослей (Особенности воспитания и развития ребенка на втором-третьем году жизни)
- Мой день (Режим дня)
- Я продолжаю учиться действовать с предметами
- Пробую есть сан (Кормление ребенка на втором году жизни)
- Умываюсь и ем сам! (Кормление ребенка на третьем году жизни)
- Я одеваюсь сам
- Я начинаю трудиться вместе с мамой и папой
- Я с удовольствием играю
- Мне надо много двигаться (Развитие движений детей на втором-третьем году жизни)
- Я люблю поговорить (Развитие речи детей на втором году жизни)
- Меня понимают все (Развитие речи детей на третьем году жизни) (Г. В. Груба)
- Взял я в руки карандашик… (Изобразительная деятельность ребенка на втором году жизни)
- Как живу я и расту е стране Акварелни (Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет)
- Покажите мне спектакль (Домашний театр)
- Как прекрасен этот мир! (Начало экологического воспитания)
- Собираюсь в детский сад (Я. Я. Кочетова)
- В какой семье я расту и как меня воспитывают (Типы семенного воспитания)
Приложение
Литература
Структурно-содержательная характеристика
Автор раздела Е.Ф. Терентьева выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Программа опирается на ряд методических положений.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет; показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, необходимо воспитывать наблюдательность и любознательность, учитывая, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, неумению выразить свое отношение к миру природы.
В качестве наиболее эффективных методов приобщения ребенка к природе выделяются: постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач, игры. В программе даются конкретные рекомендации по созданию природной развивающей среды в семье; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома, что позволяет приблизить ребенка к естественной природной среде. Немалое значение отводится атмосфере любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенности взрослых на гармонию с миром природы.
Отмечается, что первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.
Авторы программы рекомендуют иметь дома цветущие комнатные растения, привлекать малыша к совместной поливке, содержанию растений в чистоте, сочетать наблюдения с уходом за живыми существами. Зимой выращивать в комнате овощные растения: лук, морковь, свеклу, петрушку и зелень. Наблюдать за ростом лука — появлением белых корней, зеленых перьев, формировать первые нравственно-эстетические чувства и представления об этом.
Взрослые должны пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным, формировать действенную позицию (помочь, защитить, позаботиться), предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жестокости. Необходимо научить ребенка правильно обращаться с кошкой, собакой: мягко, по-доброму, считаться с их потребностями, замечать хорошее или плохое состояние, помогать правильно себя вести при приеме пищи. Рекомендуется многократно наблюдать за жизнью рыбки в воде, ее поведением. Ребенку следует объяснить, что рыбка в аквариуме не игрушка, а живая, поэтому требует особого отношения.
Необходимо ухаживать за птичкой по возможности в присутствии ребенка. Приучать малыша не мешать животным во время отдыха, сна: вести себя тихо, не шуметь. Покажите, как можно приласкать кошку, осторожно погладить, ощутив мягкий и пушистый мех. Играть с животными можно и нужно, но никакого насилия. Игра должна быть радостной для обоих (с мячом, бантиками, бумажками и др.).
Как отмечают авторы программы, у двухлетнего ребенка есть целый мир — «мир за окном». Предлагается понаблюдать за полетом снежинок, за животными, их движениями. Например, за вороной, сорокой или голубем; за деревьями, ветки которых раскачиваются на ветру; за небом: как по нему бегут облака; за дождем: как на улице появляются лужи. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Детей 2-го и 3-го года жизни не следует загружать обилием информации. Обращайте внимание на отдельные, наиболее яркие явления, характерные для данного времени года. Учите ребенка слушать, рассматривать, совершенствовать его органы чувств, знакомьте с цветом, формой, величиной объектов природы. Представления о свойствах объектов природы (цвете, форме, размере и др.) — изначальное содержание, которым оперирует ум ребенка. Так, например, через собственные действия с предметами природы маленький человечек познает их свойства:
- намоченные камешки меняются (блестят);
- камни бывают большие и маленькие, твердые, тяжелые;
- сухой песок рассыпается, его можно насыпать в ведерко;
- из сухого песка ничего нельзя построить;
- сырой песок мягкий, из него можно сделать «пирожки»;
- камешки тонут в воде, а кораблики, палочки, щепки не тонут;
- вода теплая (холодная), льется, течет, разливается, бывает чистой и грязной.
Манипулирование предметами природы, экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: внешним оживлением, весельем, смехом, радостью, удивлением, огорчением при неудачах. На улице малышу прежде всего интересна погода, ее состояние и постоянное изменение по сезонам. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер. Собираясь на прогулку, можно одеть куклу.
В качестве объектов для наблюдений рекомендуются деревья. Важно приучать детей бережно относиться к деревьям: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки, не срывать листья. В парке можно поискать «грустное» дерево, вызвать у ребенка к нему сочувствие, огорчение, объяснить, почему оно попало в беду, чем люди могут ему помочь. Найдите «веселое» дерево, выясните, почему оно красивое, здоровое. Пусть малыш выберет рядом с домом дерево, с которым бы хотел дружить.
Прогулка весной в цветущий фруктовый сад — незабываемое событие, она вызывает у детей особые восторг и радость. Под руководством взрослого они учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие особенности (цвет, размеры), движения. Надо показать детям, как от состояния погоды зависит поведение животных. При встрече с лягушкой или жабой объясните, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь. Она хорошая, безобидная, не надо ее брать в руки, ей нужны травка и вода, а в руке человека ей будет жарко и неудобно.
Весной малышу следует показать труд людей, как копают землю, сажают в рыхлую почву семена на огороде, в цветнике. Можно побудить его посадить на своем огороде лук, крупные семена (горох, бобы, фасоль), на клумбе — ноготки, настурции. Особое внимание обращаем на то, что все делается для хорошего роста семян гороха, моркови и др. (семена посадили в рыхлую, теплую землю, полили бороздки, чтобы семена дружно взошли).
Летом, гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названиями некоторых цветов (ромашка, колокольчик, лютик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, желтый). Рассматривая цветочную клумбу, очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Постоянно приучайте беречь цветы, не рвать их. На летних прогулках в сад дети узнают, где растут яблоки, вишни, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравнивают их по величине, цвету, форме, вкусу; наблюдают за муравьями, как они тащат еловые иголки — они строят свой дом (муравейник), не следует им мешать. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благородная задача взрослых. С первых шагов ребенка каждым своим действием необходимо закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Просмотреть/Скачать программу Кроха.
Источник
Общая характеристика Программы
Определение 1
Программа «Кроха» (далее Программа) – это программа и методика, разработанная рядом авторов (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.), для последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3-х лет.
Программа была разработана специально для родителей, по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет. В ней рассматриваются и описываются общие закономерности развития ребенка раннего возраста, четко и ясно обозначено, что и в каком возрасте необходимо делать с ребенком для того, чтобы обеспечить ему своевременное и полноценное развитие.
Замечание 1
Цель Программы – комплексное воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от рождения до 3-х лет.
Программа основана на идеях гуманизации общественного и семейного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Именно младенческий возраст, по мнению авторов Программы, является наиболее ответственным периодом в жизни каждого человека, так как именно в это время осуществляется закладка фундамента личности, происходит формирование психического и физического здоровья.
Наибольшее внимание авторами Программы было уделено развитию у детей таких качеств личности как активность, самостоятельность, любознательность и инициативность.
Структурно Программа состоит из четырех глав:
- Первая глава – предродовая педагогика (данный материал, впервые вошел в научную и методическую литературу по педагогике).
- Вторая глава «Как я буду расти и развиваться» — включает в себя материалы по особенностям психического, физического и личностного развития ребенка от рождения до 3-х лет, а также в ней описаны условия, которые необходимо создать вокруг ребенка для его успешного и своевременного развития.
- Третья глава «Гуленька» — содержит программу развития и воспитания детей первого года жизни.
- Четвертая глава «Я сам» — содержит программу по развитию и воспитанию детей от 2-х до 3-х лет. В программе описаны основные виды детской деятельности.
Помимо указанных разделов, Программа содержит раздел, который предусматривает экологическое воспитание детей: «Как прекрасен этот мир!». Данный раздел направлен на начало экологического воспитания.
Замечание 2
Деление Программы на главы обусловлено тем, что так проще отследить основные этапы развития ребенка и реализовать их основные цели и задачи.
В конце каждого параграфа Программы имеются выводы, которые резюмируют основные положения Программы.
Методические положения Программы
Программа опирается на ряд методических положений:
Оказывать ребенку всевозможную помощь в открытии окружающего мира. Взрослый знакомит ребенка с окружающим миром, учит его любить, понимать значимость природы, почему ее нужно беречь и т.д.
Научить ребенка наблюдать за природой, радоваться, любоваться и восхищаться её красотой и окружающего мира. В процессе созерцания, формирует у ребенка наблюдательность и любознательность, умение выражать свое отношение к миру природы.
Создание необходимой эффективной развивающей среды в семье. В Программе даны конкретные рекомендации по созданию среды: наличие живого уголка, домашнего питомца, домашние растения, домашняя библиотека, музыкальные инструменты и т.д. Задача взрослого научить ребенка ухаживать за домашними животными и растениями, объяснить значимость книг в жизни человека, научить видеть красоту музыки и т.д.
Наблюдение за природными явлениями – осуществляется не только во время прогулок, но в процессе наблюдения из окна. По мнению авторов Программы, у маленького ребенка есть целый «мир за окном». Детям очень интересно наблюдать за природными явлениями из окна, следить за прохожими, птицами и животными. Во время таких наблюдений взрослый должен отмечать что изменилось, с чем это связано и т.д.
Через наблюдения совершенствовать органы чувств ребенка, знакомить его с формами, цветом, величинами и т.д. Все это будет способствовать формированию первичных представлений о свойствах предметов и явлений.
Организация элементарных образных исследований, способствующих познанию свойств предметов и связанных с ними явлений. Например:
- Наблюдать, как сухие камешки меняют цвет, если их намочить
- Сравнивать камешки по размеру и цвету (большой — маленький, темный – светлый и т.д.)
- Из сухого песка ничего нельзя построить, потому что он рассыпается, а если его намочить, то можно использовать для строительства.
В процессе манипулирования предметов, взрослый должен сопровождать все свои действия комментариями. Это способствует не только усвоению знаний, но эмоциональному отклику со стороны ребенка.
Организация прогулок в соответствии с Программой и ожидаемые результаты её освоения
По мнению авторов Программы наибольшую радость и интерес у детей вызывают прогулки на свежем воздухе. Это связано с тем, что в доме (квартире) ребенок практически все изучил, в то время как на прогулке можно увидеть так много интересно, а мир представляется большим и красочным.
Больше всего ребенку младшего возраста интересна погода. Удивление вызывает ее изменчивость и смена сезонов. Для того, что закрепить у ребенка сезонные знания можно при подготовке к прогулке собирать не только ребенка, но и предложить ему самостоятельно собрать любимую игрушку.
Основными объектами наблюдений на прогулке являются деревья, так как они более наглядно отражают изменения природы в зависимости от сезона. Задача взрослого не просто показать, как меняются деревья, но и научить ребенка бережно относиться к ним.
Цель и содержание прогулки зависит от времени года. В разное время года детей знакомят с изменениями в природе (трава, цветы, деревья и т.д.), рассказывают, чем занимаются животные, как и где они проживают, как от состояния погоды зависит поведение животных и т.д.
Замечание 3
Таким образом, основной упор в Программе делается на развитие и воспитание ребенка через прогулки, знакомство с природой, наблюдения за природными явлениями.
Ожидаемые результаты освоения Программы:
- Всестороннее и своевременное развитие ребенка
- Формирование у детей инициативности и самостоятельности
- Развитие мыслительной деятельности
- Овладение умением поэтапно формировать необходимые навыки
- Развитие сенсорных представлений
- Развитие у детей социально-адаптивных навыков и уважительного отношения к другим людям
- Формирование необходимого словарного запаса и развитие устной речи
- Полноценное и всестороннее развитие личности ребенка
Источник