Развитие и социализация ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте

Елена Ефимова
Социализация детей дошкольного возраста

Социализация детей дошкольного возраста

Социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах — семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт. Овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.

Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.

Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.

-воспитательно-сильная семья. Воспитательные возможности в этих семьях близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля

— воспитательно-устойчивая. Семья обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологической близости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов, и, прежде всего школы

-воспитательно-неустойчивая. Этот тип определен по признаку наличия неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д., которая в то же время замыкается и корректируется. Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.

-воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте, контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально, поэтому «чем больше ослаблено влияние семьи. тем больше места в жизнедеятельности подростка и его развитии занимает стихия неформальных групп».

Остальные типы семей (воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная; с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д. ; преступная; психологически отягощенная,характеристики которых, как и уровень воспитательного потенциала, отчетливо видны в их названиях, также нередко встречаются в социально-педагогической действительности. Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его также многообразны, как типы и разновидности семейных союзов.

Читайте также:  Тетради для развития ребенка в два года

До сих пор специалистам не удалось раскрыть психологические механизмы перехода семьи из относительно благополучной в категорию неблагополучной.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, педагогу необходимо следовать определённому алгоритму:

1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4. Включить детейв конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы)

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольникистановятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

4.Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми? Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

Читайте также:  Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка кратко

Источник

Ирина Морошкина
Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДС

Социализация человека- явление сложное, а полноценное социально-нравственное развитие происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания.

И если социальное воспитание, как целенаправленный педагогический процесс может быть организован и спланирован в соответствии с заранее спланированными целями, то его результативность намного зависит от того социального окружения, где ребёнок находится.

Одним из важных условий социально- нравственного развития ребёнка является сотрудничеств и взаимодействие взрослых с детьми.

При поступлении в детский сад ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими его людьми, в частности с воспитателями и приобретает опыт общественного поведения.

Работая с детьми 2 младшей группы я уделяю очень большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде, самостоятельной деятельности. У меня есть возможность упражнять их в хорошем поведении многократно и это способствует выработке привычки.

Любой из режимных моментов в детском саду содержит огромные воспитательные возможности по социально- нравственному развитию.

Обучая детей правилам этикета, я наблюдаю, как дети здороваются со своими сверстниками и со взрослыми, при этом имеет значение и то как будет сказано детям «Здравствуйте» и «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим.

Приучая детей здороваться мы используем и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с сотрудниками д/с и персонажей сказок и т. д.

Многократные упражнения помогают ребёнку осознавать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые».

Одни дети здороваются охотно, а другие после напоминания, а третьи вообще не отвечают на приветствие, это как факт появления невежливости. Стараюсь разобраться, почему не поздоровался и помочь ему справиться. При этом очень важен пример взрослых, их приветливость и доброжелательность передаются детям.

У меня в группе есть такой обычай, малыши провожая своих родителей, машут им на прощание рукой из окна, казалось бы, это пустяк, но это создаёт какую-то особую теплоту, близость отношений.

Когда же дети находятся в раздевалке, при этом они всегда вступают во взаимоотношения со сверстниками. Я стараюсь упражнять детей в доброжелательности уступить, прийти на помощь (завязать шарфик, застегнуть пуговицу, достать с верхней полки шапку и т. д.).

Только надо попросить вежливо, а потом поблагодарить за оказанную услугу.

Мы взрослые должны с самого детства воспитывать чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно- помоги ему», «Если тебе трудно- обратись за помощью»— вот правила которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в раннем детстве кратко

Работая с детьми 2 младшей группы также воспитываю у детей бережное отношение к вещам, игрушкам, книжкам.У меня в группе есть такое правило: «Каждой вещи- своё место», и стараюсь строго контролировать его выполнение, показывая детям на конкретных примерах, как важно и необходимо соблюдать это правило.

Культура еды, умение культурно принимать пищу- один из первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка. Это я воспитываю путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Во 2 младшей группе я стараюсь воспитывать любовь и привычку к труду.И считаю важным правилом воспитания: «Не делай за ребёнка того чего он может сделать сам».

По формированию у детейморальных представлений о труде использую в своей работе различные педагогические ситуации:

1) «Надо помочь помощнику воспитателя накрыть на стол».

2) «Наблюдение за уборкой участка д/с».

3) «Беседы о труде дворника».

4) «Экскурсия на кухню- о труде повара».

Использую также художественную литературу: стихи и сказки

Например: в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», где только благодаря труду и взаимовыручке удалось спасти петушка.

Очень много проводила бесед о том, где и как трудятся родители.

Большое значение в социально- нравственном развитии имеет индивидуальный подход в руководстве подвижными играми с правилами, ведь подвижные игры способствуют формированию таких проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают возможность почувствовать себя членом коллектива, стремление принести пользу игровому коллективу, чуткость, гуманизм, сочувствие, сопереживание. Во время проведения подвижных игр я стараюсь распределить роли, руководить игрой, при этом показывая образец поведения и взаимоотношений всех играющих.

Когда я во 2 младшей группе знакомим детейс литературными произведениями: стихами, потешками, сказками при этом предлагаю им разные модели поведения мужчин и женщин.

В процессе их восприятия происходит социализация, в ходе которой мальчики подражают поведению мужчин, а девочки поведению женщин.

Примеры из детских сказок помогают мальчикам понять мужскую роль в обществе: он защитник, сильный, находчивый, ловкий, способный помочь близким, он должен быть всегда в действии (созидать, строить). А девочка- добрая и заботливая, ласковая и нежная, несущая тепло и миротворчество. На примере художественных произведений детей легче научить понимать мужские и женские поступки.

Развивая музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость в детском возрасте, я не ставлю перед собой задачу воспитать из детей артистов, поэтов, музыкантов, а стремлюсь создать фундамент музыкальной культуры, как часть общей духовной культуры в будущем «Разбудить их социальные эмоции»— этот происходит и на праздниках, развлечениях, и во время драматизации сказок.

Очень интересные занятия и развивающие игры провожу по теме: «Я- человек», где знакомлю детей со своим организмом. Учу детей отвечать на вопросы, что умеют делать руки, ноги,зачем нужны: глаза, уши, язычок, почему необходимо тепло одеваться и т. д. Делаю это очень непринуждённо, эмоционально, доступно нашего возраста играя с детьми.

Я считаю, что если ребёнок чувствует, что он нужен и любим не только членами семьи, но и его окружающими взрослыми, у него возникает чувство защищённости, безопасности.

И на этой основе складывается доброжелательное, открытое отношение к окружающему миру, жизнерадостность и положительное отношение к себе.

Источник