Кроха программа развития ребенка с

Кроха программа развития ребенка с thumbnail

Программа и методика последовательного воспитания, обучения и развития малыше до 3-х лет. Авторы — Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.

Впервые подготовлена для родителей программа воспитания ребенка от рождения до 3 лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено: что, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие.

Цель программы: комплексно развивать, воспитывать и обучать детей в возрасте до 3 лет.

Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Младенческий, ранний возраст — наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.

Авторы особое внимание в программе обращают на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, инициативности. Программа состоит из четырех глав. Впервые в нее включен материал, посвященный предродовой педагогике (первая глава). Вторая глава — «Как я буду расти и развиваться» — содержит характеристику особенностей физического, психического, личностного развития ребенка от рождения до 3 лет и условий, в которых оно происходит. Третья глава — «Гуленька» — представляет программу воспитания и развития детей 1-го года жизни. В четвертой главе — «Я сам» — предложена программа воспитания и развития ребенка 2-го и 3-го года жизни по видам деятельности. Так легче проследить основные этапы развития малыша и реализовать их цели и задачи. В конце каждого параграфа и главы книги резюмируются основные положения программы воспитания и развития. Программа предусматривает экологическое воспитание малышей. В ней выделен раздел «Как прекрасен этот мир!» (начало экологического воспитания).

Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. М.: Просвещение, 2001.

Программа и методика воспитания и развития ребенка младенческого и раннего возраста. Адресована педагогам и родителям. Здесь вы найдете информацию о том, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок рос добрым и общительным, самостоятельным и сообразительным, развивался полноценно и был здоровым.

Оглавление

  • Уважаемые мамы и папы! Бабушкин дедушки! Старшие сестренки и братишки! (Г. Г. Григорьева)
  • Слово к педагогам, которые будут читать эту книгу (Г. Г. Григорьева)

Глава I. Мы ждем тебя, малыш!

  1. Я уже живу (Развитие и воспитание ребенка до рождение)
  2. Слово к отцу
  3. Готовимся к встрече малыша

Глава II. Как я буду расти и развиваться (Особенности и условия развития ребенка раннего возраста)

  1. Вот какой крепыш я буду {Особенности физического развития ребенка до трех лет)
  2. Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью! (Общие вопросы развития личности)
  3. Только так из человека выйдет Человек! (Г. Г. Григорьева)
  4. Для меня важно, как организован мой день (Общие требования к режиму дня)

Глава III. Гуленька (Воспитание и развитие ребенка первого года жизни)

  1. Я пришел в этот мир (Особенности ребенка первого года жизни)
  2. Как я развиваюсь в первый месяц жизни
  3. Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать (Воспитание и развитие ребенка от 1 до 3 месяцев)
  4. Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой (Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев)
  5. Я учусь ползать, я начинаю понимать вас (Воспитание и развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев)
  6. Ура-а-а! Я хожу и говорю! (Воспитание и развитие ребенка от 9— 10 до 12 месяцев)
  7. Мой день упорядочен (Режим дня на первом году жизни)

Глава IV. Я сам (Воспитание и развитие ребенка второго-третьего года жизни)

  1. Вот и стали мы на год взрослей (Особенности воспитания и развития ребенка на втором-третьем году жизни)
  2. Мой день (Режим дня)
  3. Я продолжаю учиться действовать с предметами
  4. Пробую есть сан (Кормление ребенка на втором году жизни)
  5. Умываюсь и ем сам! (Кормление ребенка на третьем году жизни)
  6. Я одеваюсь сам
  7. Я начинаю трудиться вместе с мамой и папой
  8. Я с удовольствием играю
  9. Мне надо много двигаться (Развитие движений детей на втором-третьем году жизни)
  10. Я люблю поговорить (Развитие речи детей на втором году жизни)
  11. Меня понимают все (Развитие речи детей на третьем году жизни) (Г. В. Груба)
  12. Взял я в руки карандашик… (Изобразительная деятельность ребенка на втором году жизни)
  13. Как живу я и расту е стране Акварелни (Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет)
  14. Покажите мне спектакль (Домашний театр)
  15. Как прекрасен этот мир! (Начало экологического воспитания)
  16. Собираюсь в детский сад (Я. Я. Кочетова)
  17. В какой семье я расту и как меня воспитывают (Типы семенного воспитания)
Читайте также:  Возрастная периодизация характеристика возрастных периодов развития ребенка

Приложение
Литература

Структурно-содержательная характеристика

Автор раздела Е.Ф. Терентьева выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Программа опирается на ряд методических положений.

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет; показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, необходимо воспитывать наблюдательность и любознательность, учитывая, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, неумению выразить свое отношение к миру природы.

В качестве наиболее эффективных методов приобщения ребенка к природе выделяются: постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач, игры. В программе даются конкретные рекомендации по созданию природной развивающей среды в семье; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома, что позволяет приблизить ребенка к естественной природной среде. Немалое значение отводится атмосфере любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенности взрослых на гармонию с миром природы.

Отмечается, что первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.

Авторы программы рекомендуют иметь дома цветущие комнатные растения, привлекать малыша к совместной поливке, содержанию растений в чистоте, сочетать наблюдения с уходом за живыми существами. Зимой выращивать в комнате овощные растения: лук, морковь, свеклу, петрушку и зелень. Наблюдать за ростом лука — появлением белых корней, зеленых перьев, формировать первые нравственно-эстетические чувства и представления об этом.

Взрослые должны пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным, формировать действенную позицию (помочь, защитить, позаботиться), предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жестокости. Необходимо научить ребенка правильно обращаться с кошкой, собакой: мягко, по-доброму, считаться с их потребностями, замечать хорошее или плохое состояние, помогать правильно себя вести при приеме пищи. Рекомендуется многократно наблюдать за жизнью рыбки в воде, ее поведением. Ребенку следует объяснить, что рыбка в аквариуме не игрушка, а живая, поэтому требует особого отношения.

Необходимо ухаживать за птичкой по возможности в присутствии ребенка. Приучать малыша не мешать животным во время отдыха, сна: вести себя тихо, не шуметь. Покажите, как можно приласкать кошку, осторожно погладить, ощутив мягкий и пушистый мех. Играть с животными можно и нужно, но никакого насилия. Игра должна быть радостной для обоих (с мячом, бантиками, бумажками и др.).

Как отмечают авторы программы, у двухлетнего ребенка есть целый мир — «мир за окном». Предлагается понаблюдать за полетом снежинок, за животными, их движениями. Например, за вороной, сорокой или голубем; за деревьями, ветки которых раскачиваются на ветру; за небом: как по нему бегут облака; за дождем: как на улице появляются лужи. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Детей 2-го и 3-го года жизни не следует загружать обилием информации. Обращайте внимание на отдельные, наиболее яркие явления, характерные для данного времени года. Учите ребенка слушать, рассматривать, совершенствовать его органы чувств, знакомьте с цветом, формой, величиной объектов природы. Представления о свойствах объектов природы (цвете, форме, размере и др.) — изначальное содержание, которым оперирует ум ребенка. Так, например, через собственные действия с предметами природы маленький человечек познает их свойства:

  • намоченные камешки меняются (блестят);
  • камни бывают большие и маленькие, твердые, тяжелые;
  • сухой песок рассыпается, его можно насыпать в ведерко;
  • из сухого песка ничего нельзя построить;
  • сырой песок мягкий, из него можно сделать «пирожки»;
  • камешки тонут в воде, а кораблики, палочки, щепки не тонут;
  • вода теплая (холодная), льется, течет, разливается, бывает чистой и грязной.
Читайте также:  Психоаналитический подход к развитию ребенка кратко

Манипулирование предметами природы, экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: внешним оживлением, весельем, смехом, радостью, удивлением, огорчением при неудачах. На улице малышу прежде всего интересна погода, ее состояние и постоянное изменение по сезонам. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер. Собираясь на прогулку, можно одеть куклу.

В качестве объектов для наблюдений рекомендуются деревья. Важно приучать детей бережно относиться к деревьям: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки, не срывать листья. В парке можно поискать «грустное» дерево, вызвать у ребенка к нему сочувствие, огорчение, объяснить, почему оно попало в беду, чем люди могут ему помочь. Найдите «веселое» дерево, выясните, почему оно красивое, здоровое. Пусть малыш выберет рядом с домом дерево, с которым бы хотел дружить.

Прогулка весной в цветущий фруктовый сад — незабываемое событие, она вызывает у детей особые восторг и радость. Под руководством взрослого они учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие особенности (цвет, размеры), движения. Надо показать детям, как от состояния погоды зависит поведение животных. При встрече с лягушкой или жабой объясните, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь. Она хорошая, безобидная, не надо ее брать в руки, ей нужны травка и вода, а в руке человека ей будет жарко и неудобно.

Весной малышу следует показать труд людей, как копают землю, сажают в рыхлую почву семена на огороде, в цветнике. Можно побудить его посадить на своем огороде лук, крупные семена (горох, бобы, фасоль), на клумбе — ноготки, настурции. Особое внимание обращаем на то, что все делается для хорошего роста семян гороха, моркови и др. (семена посадили в рыхлую, теплую землю, полили бороздки, чтобы семена дружно взошли).

Летом, гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названиями некоторых цветов (ромашка, колокольчик, лютик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, желтый). Рассматривая цветочную клумбу, очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Постоянно приучайте беречь цветы, не рвать их. На летних прогулках в сад дети узнают, где растут яблоки, вишни, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравнивают их по величине, цвету, форме, вкусу; наблюдают за муравьями, как они тащат еловые иголки — они строят свой дом (муравейник), не следует им мешать. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благородная задача взрослых. С первых шагов ребенка каждым своим действием необходимо закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

 Просмотреть/Скачать программу Кроха.

Источник

Общая характеристика Программы

Определение 1

Программа «Кроха» (далее Программа) – это программа и методика, разработанная рядом авторов (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.), для последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3-х лет.

Программа была разработана специально для родителей, по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет. В ней рассматриваются и описываются общие закономерности развития ребенка раннего возраста, четко и ясно обозначено, что и в каком возрасте необходимо делать с ребенком для того, чтобы обеспечить ему своевременное и полноценное развитие.

Замечание 1

Цель Программы – комплексное воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от рождения до 3-х лет.

Программа основана на идеях гуманизации общественного и семейного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Именно младенческий возраст, по мнению авторов Программы, является наиболее ответственным периодом в жизни каждого человека, так как именно в это время осуществляется закладка фундамента личности, происходит формирование психического и физического здоровья.

Наибольшее внимание авторами Программы было уделено развитию у детей таких качеств личности как активность, самостоятельность, любознательность и инициативность.

Структурно Программа состоит из четырех глав:

  • Первая глава – предродовая педагогика (данный материал, впервые вошел в научную и методическую литературу по педагогике).
  • Вторая глава «Как я буду расти и развиваться» — включает в себя материалы по особенностям психического, физического и личностного развития ребенка от рождения до 3-х лет, а также в ней описаны условия, которые необходимо создать вокруг ребенка для его успешного и своевременного развития.
  • Третья глава «Гуленька» — содержит программу развития и воспитания детей первого года жизни.
  • Четвертая глава «Я сам» — содержит программу по развитию и воспитанию детей от 2-х до 3-х лет. В программе описаны основные виды детской деятельности.
Читайте также:  Какую роль играет общение в развитии ребенка

Помимо указанных разделов, Программа содержит раздел, который предусматривает экологическое воспитание детей: «Как прекрасен этот мир!». Данный раздел направлен на начало экологического воспитания.

Замечание 2

Деление Программы на главы обусловлено тем, что так проще отследить основные этапы развития ребенка и реализовать их основные цели и задачи.

В конце каждого параграфа Программы имеются выводы, которые резюмируют основные положения Программы.

Методические положения Программы

Программа опирается на ряд методических положений:

  1. Оказывать ребенку всевозможную помощь в открытии окружающего мира. Взрослый знакомит ребенка с окружающим миром, учит его любить, понимать значимость природы, почему ее нужно беречь и т.д.

  2. Научить ребенка наблюдать за природой, радоваться, любоваться и восхищаться её красотой и окружающего мира. В процессе созерцания, формирует у ребенка наблюдательность и любознательность, умение выражать свое отношение к миру природы.

  3. Создание необходимой эффективной развивающей среды в семье. В Программе даны конкретные рекомендации по созданию среды: наличие живого уголка, домашнего питомца, домашние растения, домашняя библиотека, музыкальные инструменты и т.д. Задача взрослого научить ребенка ухаживать за домашними животными и растениями, объяснить значимость книг в жизни человека, научить видеть красоту музыки и т.д.

  4. Наблюдение за природными явлениями – осуществляется не только во время прогулок, но в процессе наблюдения из окна. По мнению авторов Программы, у маленького ребенка есть целый «мир за окном». Детям очень интересно наблюдать за природными явлениями из окна, следить за прохожими, птицами и животными. Во время таких наблюдений взрослый должен отмечать что изменилось, с чем это связано и т.д.

  5. Через наблюдения совершенствовать органы чувств ребенка, знакомить его с формами, цветом, величинами и т.д. Все это будет способствовать формированию первичных представлений о свойствах предметов и явлений.

  6. Организация элементарных образных исследований, способствующих познанию свойств предметов и связанных с ними явлений. Например:

    • Наблюдать, как сухие камешки меняют цвет, если их намочить
    • Сравнивать камешки по размеру и цвету (большой — маленький, темный – светлый и т.д.)
    • Из сухого песка ничего нельзя построить, потому что он рассыпается, а если его намочить, то можно использовать для строительства.
  7. В процессе манипулирования предметов, взрослый должен сопровождать все свои действия комментариями. Это способствует не только усвоению знаний, но эмоциональному отклику со стороны ребенка.

Организация прогулок в соответствии с Программой и ожидаемые результаты её освоения

По мнению авторов Программы наибольшую радость и интерес у детей вызывают прогулки на свежем воздухе. Это связано с тем, что в доме (квартире) ребенок практически все изучил, в то время как на прогулке можно увидеть так много интересно, а мир представляется большим и красочным.

Больше всего ребенку младшего возраста интересна погода. Удивление вызывает ее изменчивость и смена сезонов. Для того, что закрепить у ребенка сезонные знания можно при подготовке к прогулке собирать не только ребенка, но и предложить ему самостоятельно собрать любимую игрушку.

Основными объектами наблюдений на прогулке являются деревья, так как они более наглядно отражают изменения природы в зависимости от сезона. Задача взрослого не просто показать, как меняются деревья, но и научить ребенка бережно относиться к ним.

Цель и содержание прогулки зависит от времени года. В разное время года детей знакомят с изменениями в природе (трава, цветы, деревья и т.д.), рассказывают, чем занимаются животные, как и где они проживают, как от состояния погоды зависит поведение животных и т.д.

Замечание 3

Таким образом, основной упор в Программе делается на развитие и воспитание ребенка через прогулки, знакомство с природой, наблюдения за природными явлениями.

Ожидаемые результаты освоения Программы:

  1. Всестороннее и своевременное развитие ребенка
  2. Формирование у детей инициативности и самостоятельности
  3. Развитие мыслительной деятельности
  4. Овладение умением поэтапно формировать необходимые навыки
  5. Развитие сенсорных представлений
  6. Развитие у детей социально-адаптивных навыков и уважительного отношения к другим людям
  7. Формирование необходимого словарного запаса и развитие устной речи
  8. Полноценное и всестороннее развитие личности ребенка

Источник