Коммуникативное развитие ребенка с нарушением интеллекта

Наумова Елена Николаевна
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности

В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях таких отечественных и зарубежных психологов и педагогов, как Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожеца, Ж. Пиаже, И. Лингарта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др.

Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний. В ходе общения со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать. Общение самый важный фактор психического развития. Для детей с нарушением интеллекта характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у дошкольников с нарушениями интеллекта нарушено речевое общение.

Отклонение в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта, выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. Изучение особенностей общения со взрослыми имеет огромное значение для понимания своеобразия, формирования психики ребенка с нарушениями интеллекта. У таких детей наблюдается недостаточность коммуникативной способности. Следовательно, проблема формирования коммуникативной способности очень важна для педагогики.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Особый вклад в изучение игровой деятельностиребенка внесли следующие ученые: Л. С. Выготский, Н. К. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Э. Берн и др.

Игра необходима для развития детей любого возраста, но особенно в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.

Общение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта существенно отличается от общения нормально развивающихся сверстников, т. к. идёт с большим отставанием. У отсталых дошкольников не происходит и своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Эмоциональное общение со взрослыми у них появляется лишь к концу первого — началу второго года жизни, т. к. является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью. Интерес к игрушкам и игровой деятельности у детей с интеллектуальным нарушением не сформирован. Действия с игрушками процессуальны и неспецифичны. В играх дети малоактивны, безучастны, взаимодействие друг с другом начинают преимущественно по требованию или совету педагога. Как правило, реальные отношения в играх преобладают над ролевыми. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Игры носят маловыразительный характер, эмоционально бедны. Изучение специфики развития коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта необходимо так же для определения своеобразия их отставания в личностном развитии. В настоящий момент целостность представлений о закономерностях становления у аномальных детей навыковобщения не достаточно освещены: условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их коммуникативного акта. Проблема обучения дошкольника с нарушениями интеллекта общению имеет огромное значение, а речь ребенка это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками.

Как же помочь ребенку с нарушением интеллекта успешно адаптироваться в детском саду и активно включиться в учебно-воспитательный процесс? Необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия, развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.

Читайте также:  Книги для ребенка 8 лет список для развития познавательные

В совместных играх у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснить, помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Это обучение игре осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей. Однако использование лишь фрагментов игровой деятельности на занятиях и воспитательных целях с детьми с нарушением интеллекта явно недостаточно для решения поставленных задач, поэтому «Обучение игре» у нас в группе введено в расписание как отдельным занятием.

На этом занятии мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:

— развитие познавательной сферы ребенка.

— развитие эмоционально-волевой сферы.

формирование коммуникативных навыков.

формирование навыков культурного поведения.

— обогащение представление об окружающем мире,

— развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

— преодоление страхов и отрицательных эмоций.

Для реализации поставленных задач на занятиях используем следующие игры: дидактические, сюжетны, ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные.

Каждый вид игры выполняет специфические функции.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения.

Дидактические игры — одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность.При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т. е. представляют себя другим лицом, совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры мы создаём такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.

Театрализованные игры — это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого — содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка — проговаривания реплик. В театрализованных играх мы следим за выразительностью интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика,

Для детей с нарушением интеллекта в конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.

В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.

Весь этот процесс является зависящим от определённых педагогических условий,среди которых важнейшими являются следующие:

*организация игрового уголка и оборудование его в соответствии с поставленными задачами обучения игре;

*наличие специально подготовленного взрослого, который готов играть с ребёнком на его уровне потребностей и умеет поставить перед ребёнком игровую задачу, а также помочь ребёнку решить игровую задачу доступными для данного ребёнка способами — подражанием, жестами, по образцу, по речевой инструкции;

*регулярность и повторяемость обучения игровым действиям;

*постепенное усложнение программных задач обучения и игровых действий.

В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний и умений в различных областях.

В процессе игр обогащается запас знаний об окружающем мире, пополняется лексический запас, развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета другим предметом.

Читайте также:  Задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни

Таким образом, игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально — волевая сфера.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Источник

Оксана Соленова
Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий

Особенности развития

социально-коммуникативных навыков у детей

с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий

Общение – важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций.

Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества, а присвоение этого опыта, в свою очередь, происходит не стихийным образом, а посредством именно общения, общения со взрослыми.

Исследования умственно отсталых школьников, проведенные Г. М. Дульневым, показали, что 20% обследованных учащихся не проявляют стремления к общению в совместной игровой деятельности. Лишь в 20% случаев отмечаются самостоятельность в игре и целенаправленное общение.

Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

В работе Д. И. Аугене показано значительное отставание в развитии разных форм общения у умственно отсталых детей 6—7 лет от имеющихся возрастных норм. Оно заключается в том, что для 73% детей, по данным автора, характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Лишь 27% из них овладели ситуативно-деловой формой общения к концу дошкольного возраста. Внеситуативно-личностная форма общения, которой дети с сохранным интеллектом овладевают к 5—7 годам, оказалась недоступной ни одному умственно отсталому ребенку старшего дошкольного возраста.

В ряде экспериментальных работ по социализации тяжело умственно отсталых людей уделено внимание обучению их навыкам общения. Это проявляется в неразвитости и недостаточной дифференцированности общения. Данная особенность коммуникаций обнаруживает тенденцию к усугублению по мере нарастания выраженности дефекта. При этом отмечается, что наиболее часто общение осуществляется в процессе совместного проживания (45,1%, совместной трудовой и общественно полезной деятельности (20,7%) и совместного досуга (15,8%).

Игровая трудовая и общественно значимая деятельность, как наиболее сложная, предполагает развитие интерактивной стороны общения, то есть умения вырабатывать единый план действия, наличие мотивов общения, произвольности, достаточного уровня развития перцептивной стороны общения. Между тем именно эти стороны общения и страдают при умеренной умственной отсталости. С углублением степени умственного недоразвития одновременно увеличивается число лиц, вообще не имеющих реальной основы общения.

Вместе с тем можно говорить об имеющихся потенциальных возможностях развития общения умственно отсталых лиц. Для этого необходимо расширение контактов умственно отсталых лиц путем специальной организации игровых навыков поведения.

Коммуникативные навыки являются одной из основных составляющих эффективной социализации лиц с умственной отсталостью. Как указывалось выше, многие дети, особенно с тяжелой умственной отсталостью, не могут общаться на вербальном уровне, поскольку у них отсутствует речь. Однако умение строить межличностные отношения как в семье с взрослыми, так и с посторонними людьми и сверстниками, даже в отсутствие разговорной речи, необходимо и возможно, этому можно обучить, применяя специальные технологии, которые успешно разрабатываются как в нашей стране, так и за рубежом.

Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.

Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания.

Читайте также:  М кольцова двигательная активность и развитие мозга ребенка 1973

Однако возникает и обратная ситуация. Дети с нарушениями интеллекта чаще всего нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.

Согласно М. И. Лисиной «общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Общение есть не просто действие,но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Однако ребенок с нарушениями интеллекта не ставит перед собой цели как таковые и для него не свойственно проявлять так необходимую в общении активность.

Известно, что дети с нарушением интеллекта отстают по уровню сформированности социально-коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.

Основным средством общения является речь. Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллектуальное развитие. Те же исследователи утверждают, что речевые нарушения (в том числе и общее недоразвитие речи, у детей с задержкой психического развития или с умственной отсталостью встречаются гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому принято рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка.

Л. А.Ладыженская подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».

Таким образом, общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, что, в свою очередь, еще больше затрудняет ситуацию для детей с нарушениями интеллекта, которые в силу своих особенностей не стремятся, а иногда и не могут, общаться.

Значительное число детей — детей имеющих интеллектуальные нарушения к трем — четырем годам являются практически безречевыми. Известно, однако, что дети, у которых все же сформированы речевые навыки, почти ими не пользуются. Такие ребята, молча, производят различные манипуляции (не играют) с игрушками и не обращаются к сверстникам или взрослым с вопросом, просьбой.

Следует отметить, что у данной категории детей нет многообразия и дифференцированности эмоций, им свойственна косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Дети подражают поведению сверстников, зависимы от общего настроения. У них недостаточно развита эмоциональная чувствительность, эмпатия.

Несформированность коммуникативного умения, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству является большой проблемой при социализации ребенка с нарушением интеллекта.

Зачастую дети с нарушениями интеллекта пытаются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается кратковременным и не всегда полноценным.Это объясняется следующими причинами:

— быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

— отсутствие у ребенка информации, необходимой для ответа;

— бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

— непонимание собеседника – дети с интеллектуальной недостаточностью не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Психологи и педагоги отмечают существенные отклонения в развитии коммуникативных умений при общении детей с нарушением интеллекта как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети с интеллектуальными нарушениями часто не умеют слушать и слышать партнеров, выражать свои мысли, доносить суть действия так, чтобы партнер точно понял, что и как делать, принимать комплименты и выслушивать критику, взаимодействовать с другими. Из-за этого возникают различные сложности, их отношения носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом. Нередко испытывают недоверие, руководствуясь негативными мотивами; сближение с другими людьми им кажется угрожающим. Их не покидает мысль, что их предадут, сделают больно, обидят.

Источник