Семинар для родители на тему игра и развитие ребенка

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

— Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;

— Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;

-Просветить родителей в вопросах организации игры в семье

Предварительная работа:

1. Изготовить приглашения для родителей

2. Провести анкетирование родителей; (Приложение 1)

3. Изготовить памятки для родителей с советами по проведению игр.

3. Папка – передвижка с консультацией «Играем вместе с ребёнком»;

4. Организовать выставку: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»;

5. Организовать семейную выставку «Наша любимая игра»

6. Подготовить презентации:

— Видеофильм «Мы играем»,

— «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»,

— «Игра в жизни ребёнка»;

Оборудование: листы бумаги, ручки, 2 набора игрушек – заместителей, фишки красного, жёлтого, синего цвета, коробка, мультимедийная установка,

2 комплекта небольших карточек с написанными на них цифрами, настольно-печатная игра.

Ход встречи

I.Организационная часть

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

II Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме встречи, а она действительно заслуживает внимания.

Давайте сегодня поговорим об игре. Но прежде чем начать наш разговор посмотрите видеофильм «Мы играем».

Вы посмотрели видеофильм, в котором увидели, в какие игры играют наши дети. Наверное, вы обратили внимание, какие игры преобладают у мальчиков, какие у девочек. В этом фильме я старалась показать как можно больше вариантов различных игр.

«Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем — сегодня новый век.

Без знаний и учебы нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают и все хотят понять:

Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей, а мы же ожидаем

Хороших новостей, что снова поиграем

В компании друзей! Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем, и лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!»

Зачастую, когда ребёнок просит Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребёнка реплики: «Ну, что же ты такой! Сам не можешь поиграть!».

Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры. Некоторые родители считают, что игра – это пустое занятие. Так ли это?

Зачем нужна игра ребёнку? Во что играют наши дети? На все эти вопросы мы вместе найдём ответы. Давайте, для начала, выясним, что такое игра.

Игра – задание

Так как ваши мысли и мнение по этой теме для меня очень интересны, а Вы люди грамотные, мы поиграем в игру, она будет деловой, вопросно – ответной.

Я раздам Вам листочки и карандаши для того, чтобы Вы в письменном виде могли продолжить фразу: «Игра для ребёнка – это…».

— А теперь мы сложим листочки пополам и наполним ими вот эту коробочку, под музыку будем передавать эту коробочку из рук в руки, а когда музыка стихнет, тот человек, в руках которого окажется коробочка, достанет первый попавшийся листок и зачитает его вслух. Готовы? Начали!

— Выберете, пожалуйста, листок и зачитайте записанную фразу. Могли бы вы её как-то прокомментировать? Совпадает ли ваше мнение с мнением автора?

Мнения могут быть разные, и все они имеют право на жизнь, так как в них заключается наш с вами опыт, с которым мы идём по жизни и на который ориентируемся при взаимодействии с ребёнком.

Давайте узнаем, что такое игра с точки зрения знаменитых философов и педагогов.

Игра с давних времён выступает как форма обучения, как первичная форма воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Педагог В. А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

А теперь я вам хочу немного рассказать про игры.

Рассказ воспитателя «Игра – это серьёзно»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В Игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды их сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Интересные игры создают доброе, родственное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важная и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Задача воспитателя и родителей – помочь ребёнку организовать эти игры, сделать их увлекательными.

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,

  • Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;
  • Рассказываю о своих играх в детстве;
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;
  • Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Анализ результатов анкетирования «Создание условий для игровой деятельности в семье»

По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.

Читайте также:  Риски для психического развития ребенка во время беременности

Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать. «Зазывалочки»

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую, не скажу! А потом не примем,

За уши поднимем. Уши будут красные

До того прекрасные.

Тай, тай, налетай в интересную игру

всех принимаем и не обижаем.

А кто опоздает, в небо улетает.

Приглашая вас играть, я привела пример двух зазывалочек, которые можно использовать в играх с детьми, они это очень любят.

Игра «Атомы» — (деление на группы).

Предлагаю всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, по моему сигналу «Молекулы» собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т. д. У нас получились две группы.

Сейчас мы проведём небольшое соревнование: «Мозговой штурм»

В жюри мы пригласили воспитателя с другой группы. Прежде чем приступить к выполнению заданий, проверим насколько ваша команда сплочённая.

Игра «Посчитай»

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

1 задание

Написать как можно больше детских игр, которые Вы знаете, в которые Вы играли в детстве, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.

2 задание

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации).

3 задание

Игра «Слон»

Две команды, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Чья команда быстрее выложит, получает фишку.

4 задание

Командам раздаются коробки с игрушками – заместителями. Надо подумать и рассказать, чем могут быть эти предметы в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.

5 задание

Назовите как можно больше игровых действий в игре (мишка заболел, угостим куклу чаем ….).

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…

Подведение итогов конкурса.

— Как вы думаете, что вы получили в качестве приза?

(Новые знания и умения)

Рефлексия

Прием «Выбери дистанцию»

— Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.

Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

— Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.

4. Принимать активное участие в жизни детского сада.

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

 Приложение 1

Анкета для родителей

«Создание условий игровой деятельности в семье»

1. Есть ли у ребенка отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки?

А) да

б) нет

в) частично

2. Что предпочитает Ваш ребёнок?

А) просмотр мультфильмов и телепередач

б) активные игры (подвижные)

в) обучающие и развивающие игры

г) чтение художественной литературы

д) компьютерные игры.

3. Как часто и по какому поводу Вы покупаете ребёнку игрушки?

А) как подарок по особым случаям

б) часто по просьбе ребёнка

в) редко, при наличии средств.

4. Какую игрушку Вы предпочитаете купить?

А) куклы или машинки

б) развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д

в) мягкая игрушка

г) игрушки, имитирующие военные действия

5. Часто ли Ваш ребёнок ломает игрушки?

А) очень редко

б) иногда

в) постоянно

6. Как Вы относитесь к сломанным игрушкам и порванным книгам?

А) ремонтируем

б) не обращаем внимания

в) выбрасываем.

7. Моему ребёнку всегда доступны бумага, пластилин, краски

а) да

б) нет

в) иногда

8. Имеется ли у ребёнка игровое оборудование для физического развития: (нужное подчеркнуть)

а) спортивный уголок

б) мяч, скакалка, обруч, дротики

в) другой спортивный инвентарь (лыжи, коньки и т. д.)

9. Есть ли в семье детская фонотека, музыкальные инструменты?

А) да

б) нет

в) частично

10. Привлекаете ли Вы ребёнка к уходу за комнатными растениями и домашними животными?

А) да

б) нет

в) иногда

11. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?

А) мама

б) папа

в) старший (младший) ребёнок

г) бабушка

д) дедушка

е) друзья

ж) играет один

Источник

Татьяна Киптенкова
Семинар-практикум для родителей детей двух-трех лет. «Вся жизнь игра. В чем моя роль?»

Семинар-практикум для родителей детей двух-трех лет.

«Вся жизнь игра. В чем моя роль?»

Цель:

Расширение знаний родителей о детских игрушках и изготовление их из подручных материалов.

Задачи:

1. Создать психологический настрой на совместную работу.

2. Способствовать сплочению участников группы.

3. Повышать компетентность родители в их роли при игровой деятельности ребенка.

4. Обучать практическим способам изготовления и использования игр для детей.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в орле

5. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений.

Предварительная работа:

1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей.

Любит ли Ваш ребенок играть?

В какие игры Вы играете с детьми дома?

Чему могут научить ребенка эти игры?

Любимая игра ребенка дома?

В какие игры ребенок любит играть папой?

В какие игры ребенок любит играть с мамой?

Какие игрушки Вы покупаете ребенку?

Нужно ли играть с ребенком и почему?

Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами Вашего ребенка? [1.73]

Размещение консультации для родителей «Игровая деятельность детей двух-трех лет».

2. Материалы: мяч, лоток с фасолью, пуговицы, пластмассовые стаканы, поролоновые кубики, листы белой бумаги А4, маркер, шнурки (отрезки, стеклянные камушки, пластиковая бутылка, бумажная салфетка, ткань, нитки, пластилин, ореховая скорлупа, зубочистки.

Участники: родители второй младшей группы, педагоги, педагог-психолог.

Рекомендую использовать данный семинар как вторую встречу с родителями. На первом собрании родители знакомятся друг с другом, закладывается основа для тесного сотрудничества педагогов с родителями (с целью конструктивной совместной деятельности в дальнейшем).

Ход встречи:

– Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на семинар. Сегодня мы обсудим игрушки, необходимые детям двух-трех лет для всестороннего развития, изготовление игр и игрушек и способы использования их для развития детей, а также роль родителей в игре.

Приветствие:

Предлагаю начать с игр.

«Имя – движение». Цель: повысить тонус группы и сплотить участников, дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Играющие становится в круг. Участники по очереди называют свои имена и показывают движения со словами «Меня зовут …» (например, Таня) и я умею делать вот так (показывает движение, делая шаг в круг. Остальные, все вместе, повторяют имя и повторяют движения, со словами «Ее зовут Таня и она умеет делать вот так» (повторяют движения). Игра продолжается до тех пор, пока все участники не зовут свое имя.

«Мяч радости». Цель: снизить тревожность участников, создать психологический настрой на совместную работу. Родители становится в круг вместе с педагогами и педагогом-психологом. Педагог-психолог: «У меня сегодня радостное настроение и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперед руки, поверните их ладонями вверх и наш «Мяч радости» будет катится по ним, даря вам мое радостное настроение. Правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен катится. Игра продолжается пока мяч не подарит радость каждому участнику.

Основная часть.

Упражнение «Предмет моего детства». Цель: вернуться в детство к своему внутреннему ребенку. Перед родителями за столом разложены различные предметы (мяч, кукла, конструктор, барабан, солдатики и другие). Инструкция: все мы были детьми, это было незабываемая время для каждого. Выберете для себя тот предмет который связан с вашим детством и расскажите соответствующий эпизод из своей жизни. Родители по очереди делятся своими историями.

– А чем увлечены ваши дети, что им нравится? Во что они играют?

Ответы родителей.

– Как вы считаете, какие игрушки нужны ребенку в 2–3 года?

Ответы родителей.

Предлагаю вам материал на тему: «Какие игрушки нужны ребенку в этом возрасте».

Уважаемые родители! Вы уже ознакомлены с информацией о том, что ребенку игра необходима. Игра детей неотделима от игрушек. Что же такое игрушка?

Игрушка – вещь, служащая детям для игры. Предмет забавы, развлечения.

Игрушки является не только «помощниками» родителей, но и источником развития ребенка.

Существует различные классификации игрушек, я предлагаю вам следующую.

*Обучающие

Обучают малышей необходимыми навыками, развивают пространственное мышление, мелкую моторику, логику и глазомер.

1) Сюжетно-ролевые (куклы, коляски, кухни, машинки, инструменты, наборы для игр в больницу и другие) — все это помогает ребенку повторять действия взрослых.

2) Игрушки, развивающие детей, формируя важные движения (шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы и другие) — развивают глазомер, мелкую моторику, усидчивость, координацию, внимание, мышление.

*Развивающие.

1) Кубики (можно строить башни, домики, учить различать цвета и размеры).

2) Мозаика и пазлы (учат анализировать и группировать объекты).

3) Конструктор (развивает пространственное мышление, представления о цвете, форме, размерах. Улучшает координацию движений рук, стимулирует воображение).

*Дидактические игрушки.

Помогают ребенку познать мир, научиться сравнивать, анализировать. К ним относятся парные картинки, пазлы, кубики с иллюстрациями на гранях, которые собираются воедино, дидактические карточки с изображениями и наименованиями. Настольные игры (лото, домино) способствуют накоплению необходимых знаний и понятий у ребёнка. Данные игрушки требуют активного участия взрослых (показать способ действия, что должно получиться в результате). При попадании дидактических материалов в игру есть два способа взаимодействия с ними: либо дидактические материалы становится предметами для занятий с правилами (по инструкции, либо в свободной игре они могут использоваться как приметы-заместители. Начинать нужно со знакомства с игрушками по определенным правилам, то есть ребенок для достижения результата должен выполнить определенную последовательность действий.

*Музыкальные игрушки.

Развивают музыкальные способности и мелкую моторику, дыхание и координацию, слух, чувство ритма. К ним относятся — свистки, дудочки, бубны, маракасы, барабаны, любые шумовые инструменты.

*Игрушки для физического развития.

Дети двух-трех лет постоянно находятся движении. Любая игрушка развивающая и обучающая не занимает внимание малыша надолго. Чтобы перенаправить «лишнюю энергию» нужно обеспечить себя необходим оборудованием для подвижных занятий дома.

1) Мяч (учить бросать вперед, подбрасывать вверх, отбивать об пол, забрасывать в корзину на полу).

2) Кегли (ребенку нужно путем прокатывания меча попасть в цель. Цель можно сделать на картоне, например, мишка открыл рот, туда закатить мяч. Также поставить ворота, закатить мяч под ворота).

3) Транспорт (самокаты, велосипеды трехколесные, развивает координацию движений, укрепляет организм, расходует избыток энергии).

4) Бассейн с цветными шарами (сухой бассейн полезен для формирования правильной осанки, позвоночник принимает правильное анатомическое положение. Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, удовлетворяют естественную потребность ребенка в движение, позволят чередовать упражнения с отдыхом.

*Интерактивные игрушки.

Обучающие планшеты, коврики, плакаты. Такие игрушки более интересны для детей, чем обычный зайчик, эта игрушка может плакать, смеяться, рассказывать сказки, некоторые игрушки способный повторять речь. Игрушка может учить развивать речь, мышление (если куклу положить она заплачет, если взять на руки она успокоится). Однако никакая игрушка не заменит общение с родителями.

Выбор игрушек для малыша интересное и важное занятие. Необязательно, что вашему крохе будут интересно все вышеперечисленное. Любую игрушку взрослому следует убрать, если очевидно, что малыш «наигрался». Через определенное время ее можно будет снова предложить ребенку. Учитывайте возрастные особенности детского внимания (не более 5-7 игрушек, остальные убрать). При выборе игрушек помните, она должна соответствовать возрасту. Игрушки должны быть разными по способу взаимодействия с ними. Наличие в доме разнообразных игрушек способствует гармоничному развитию малыша.

Практическая часть.

Часть 1.

Прежде чем учить ребенка играть — научись сам. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % того, что видят, 90 % того что, сам делает. Сейчас мы будем сами изготавливать игры и учиться играть с ними.

Инструкция. У нас на столах находятся материалы для создания игр и упражнений. Ваша задача — придумать как можно больше вариантов заданий для детей. Родители работают по командам за столами, один стол — одна команда. Варианты записываются. Набор материалов одинаковый: лоток с фасолью, пуговицы разного цвета и размера, два пластмассовых стакана разных цветов, кубики из поролона (можно нарезать из губки для мытья посуды, лист белой бумаги А4, маркер, несколько коротких шнуров разной длины и цветов (5, 7, 10 сантиметров, стеклянные камушки. Родители совещаются, выполняют задания. По очереди каждый стол зачитывает варианты. Как правило, несколько материалов остаются незадействованными.

Читайте также:  Развитие способности ребенка к самоопределению

— Все вы молодцы и очень старались. Сейчас я перечислю способы взаимодействия с данными предметами, и вы сможете пополнить свой опыт. А также и сами попробовать поиграть. Я озвучиваю действие, вы выполняете.

*Пуговицы.

1. Можно предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам: по цвету, по форме, по величине.

2. Продолжи ряд.

Например, красные, синие, зеленые пуговицы. Разложить и дальше…

3. Дорожки.

На листе бумаги нарисовать прямую и извилистую дорожки. Предложить ребенку выложить эту дорожку пуговицами. Предложить пройти по дорожке, зажимая пуговичку пальчиком.

4. Раскраски.

Нарисовать на листе (например, яблоко, цветочек или домик, предложить детям закрасить раскраски пуговицами.

Стекляные камушки можно использовать в ряде упражнение вместо пуговиц.

*Кубики из поролона.

1. Сортируем по цветам. Разложить пальцами кубики по стаканам, ориентируясь на цвет (красный стакан — красный кубик).

2. Собираем урожай.

Задача — наполнить один стакан как можно больше, а другой немного.

*Лоток с фасолью.

1. Погружаем руки в емкость, захватывая как можно больше фасоли в каждую руку. Далее поднимаем руки над емкостью и медленно высыпаем фасоль обратно. Вариация упражнения: высыпать фасоль можно из рук, сложных лодочкой.

2. Опустив руки в емкость, стараемся захватить как можно больше фасоли, удерживая ее между пальцев. Задача не уронить не одной фасоли.

3. Стараемся захватить как можно больше фасоли внешней стороной ладони. Используем напряжение рук для выполнения задания.

4. «Поможем мышке сделать запасы». Наполняем фасолью один стакан полностью с помощью рук. Разделяем запас на два стакана поровну (необходимо отсыпать содержимое первого стакан во второй до середины).

5. «Найди червяка». Ищем в фасоли шнурки и выкладываем на стол. Сортируем по длине, по цвету. Выкладываем из шнурков предметы (яблоко, зонт и другие).

6. Наполняем лоток с фасолью пуговицами, шнурками, стеклянными камушками. Это «сундук сокровищами». Вынимаем из «сундука» все предметы, кроме фасоли, и складываем в стакан, — это «сокровища».

Перечисленные дидактические игры развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, внимание, речь, восприятие, усидчивость. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. На пальцах рук находятся множество рецептов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если обратить упражнения в игры, малышу будет интересно и не скучно.

Часть 2.

Часто мы оказываемся в ситуациях, когда рядом нет игрушек, ребенку скучно и хочется играть. Как сделать общение с ребенком интересным? А игрушки из подручных материалов.

Предлагаю вам самим изготовить игрушки из имеющегося материала, подключить фантазию и воображение.

Материалы: пластиковая бутылка 0,25 миллилитров, маркер, бумажные салфетки, ткань 20х20 см, нитки, бумага, пластилин, ореховая скорлупа, зубочистки. Работаем командами за столами. Лидирует тот стол, за которым изготовлено наибольшее количество игрушек. Родители совещаются, придумывают игрушки. А теперь подведем общие итоги изготовленных вами игрушек.

1. Игра «Сделай куклу». Из бутылки можно соорудить куклу, достаточно лишь ребенку маркером нарисовать ей лицо, потом придумать во что ее одеть (платок, варежки, шнурки и другое). После того как кукла изготовлена можно с ней поиграть (визит к врачу, поход в магазин и т. д.)

2. Игра «Веселые пальчики». Имея только ручку или маркер можно нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы и дать им имена. Придумать с ними игру (пальчики пошли в гости, пальчики поругались, подружились, пошли в лес гулять и другое).

3. Игра «Превращалка». Нам понадобится салфетка. Со словами «салфетка превращается в …» делаем из нее, например, галстук, приложив в соответствующее место. Можно сделать «бабочку», собрав посередине раскрасив края — крылышки. Добавим фантазии с маркером и вперед.

4. Игра «Кошки мышки». Нам понадобятся только пальчики и маркеры, с помощью которых на внешней стороне руки родителями рисуются мордочка кота, а на указательных пальцах ребенка — мордочка мышки. Родитель-кот выставляет руку ладонью вниз — это будет крыша, а ребенок подставляет указательные пальцы — это мышки. Родитель говорит: «Под моей крышей собрались мыши. Мяу, мяу, мяу, цап», и пытается схватить мышек. Если ребенок не успел отдернуть пальчики, он водит. В эту игру можно играть с несколькими детьми.

5. Игра «Кукла на пальчик». Из тканей и ниток путем складывания и перевязывания получаем куколку, надеваем на пальчик и «оживляем» голосом и движением пальца. Ребенку можно предложить другого персонажа и начать шутливый диалог или разыграть мини-сказку.

6. Игра «Кораблики». С помощью бумаги, пластилина, ореховой скорлупы и зубочисток изготавливаем кораблики, которые можно пустить в плавание.

При выполнении этого практического задания на семинаре взрослые развивают творческие способности, логику, фантазию, и в результате рождаются уникальные игрушки, в которые так приятно играть со своим ребенком.

Конечно это лишь некоторые варианты игрушек. Данный практикум проведем для того, чтобы вы увидели, что любой предмет может превратиться в игрушку для ребенка. не бойтесь экспериментировать.

Подведем итоги.

Игра необычайно важна для ребенка и является ведущим видом деятельности. Во время игры происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика, дети приобретают навыки общения. Игра у младших детей возникает в результате попавшего в руки предмета, потому что каждый новый предмет — это новая игра.

Роль взрослого в игре велика. Необходимо учить детей играть. Родитель показывает, как играть с новой игрушкой, как можно еще разнообразить действия со знакомым предметами. Ждать от ребенка, что он начнет играть самостоятельно в этом возрасте — значит тормозить развитие детской личности. Взрослый учит ребенка использовать предметы-заместители, для того чтобы он мог перейти к предметной игре. А предметная игра начинается того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия в других ситуациях

Несколько советов по организации игровой деятельности ребенка.

1) Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры.

2) Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру.

3) Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым.

4) Не наказывайте ребенка лишением игры.

5) Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.

6) Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, а наоборот, эмоционально сближайтесь с ним.

7) Если ребенок просит многократно повторять какой-либо сюжет, ты повторяйте столько, сколько потребуется.

8) Играя с ребенком, вы строите и доверительные отношения, общайтесь с ним на понятно ему мой языке, учитесь понимать его, сочувствовать. А он, свою очередь, начинает лучше понимать вас.

Педагоги психологи призывают вас «Играйте вместе — это оздоравливает взаимоотношения. Совместная игра убеждает детей, что у них есть надежные тылы. У детей появляется желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками. На сегодняшней встрече мы провели обзор игрушек, соответствующих возрасту ваших детей. Изготавливали сами игры и игрушки, придумывали упражнения с ними. Упомянули о важной роли взрослого в игровой деятельности ребенка.

Уважаемые родители, спасибо вам что выделили время, для того, чтобы поучаствовать в нашем семинаре-практикуме. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое, и это информация поможет вам в воспитание ребенка.

Обратная связь.

Нам очень интересно ваше мнение о данном семинаре, просим заполнить бланки с вопросами (Что понравилось в нашей работе? Что казалось для вас новой информацией? Что из увиденного можно применить на практике? Какие недочеты вы видели в нашей работе? На какую тему вы хотели бы поговорить на следующей встрече).

Литература.

1. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 203 с.

Источник