Задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни

Задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни thumbnail

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» — ребёнок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всё чаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре: состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).

Читайте также:  Диагностика на развитие памяти ребенка 5 лет

В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1).

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (1).

План:

1. Понятие речи, этапы её становления.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

1. Понятие речи, этапы её становления.

В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Про организованное обучение на занятиях поговорим в следующий раз, а сегодня остановимся на развитии речи детей в повседневной жизни.

Что же такое речь?

Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Словарь общей психологии)

Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:

Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.

Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.

Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. (Рузская А. Г. Словарь психологии развития)

Стадии развития речи:

1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т. е. возникновением у детей пассивной речи.

2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. Корень «ку» обозначает – кушать и курица, корень «де» — может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать, а корень «па» — упал, папа, лопатка, палка. Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения. «Пить» — я хочу пить. «Собака» — по улице бежит собака. «Папа» — Папа пришёл с работы и т. п.) и «телеграфная речь». Дети начинают употреблять двусловные предложения. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда других частей речи (Мама иди, дай лялю, Киска спит, и пр.) «Телеграфная» речь способствует освоению грамматики языка. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время. Речь становится сложной и грамотной.

3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:

1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать:

— слова, обозначающие людей,

— своё имя, имена близких людей,

— слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных,

— бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять,

— игровые действия (покатай, сними, закрой,

— наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда,

— названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок,

— слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,

— простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.

2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.

а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:

— к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г. -1г. 3м.,

— называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би — машина) (1г. 4м. -1г. 6м., предметы и действия.

б). Формировать умение:

— подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,

— воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…

в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла).

г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).

д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.

е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 год 6 месяцев — 2 года:

Читайте также:  Консультация для родителей значение сказки для развития ребенка

1. Развитие активной речи.

а). Учить:

— произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества,

— пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти)

— правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить,

— слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка)

б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).

в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.

2. Совершенствование понимания речи.

а). Расширять пассивный запас слов:

— обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка,

— некоторых животных и растений, их части и свойства,

— действия людей и животных,

— назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.

б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки,

в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.

г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице, а не только в непосредственном окружении.

Задачи развития речи детей на третьем году жизни:

1. Формирование словаря.

а). Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.

б). Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус).

в). Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т. д.).

г). Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

д). Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.

2. Развитие грамматического строя речи.

Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:

а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

б). образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных,

б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)

4. Развитие связной речи.

а). Поддерживать стремление ребёнка:

— активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами,

— откликаться на вопросы и предложения взрослого,

— инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.

б). Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.

в). Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.

г). Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда).

д). Способствовать освоению диалогической формы речи.

е). Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.

ж). Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)

Источник

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие — уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.

В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними.  Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.

Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).

Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).

В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.

 

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.

Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.

 

Читайте также:  Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.

Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом — неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.

 

Общие задачи речевого развития ребенка:

— развитие понимания речи окружающих,

— развитие активной речи,

— формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

— развитие умения грамматически правильно говорить.

 

Советы по развитию речи детей

•    Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.

•    Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.

•    Как можно больше рассказывайте, поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребенку.

•    Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.

•    Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?

•    Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.

•    Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

•    Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.

•    Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.

•    Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.

•    Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.

•    Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.

•    Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.

Показатели речевого развития детей

2 года – 2 года 6 месяцев

Понимание речи

•    Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.

•    Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.

•    Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

•    Эмоционально реагирует на песенки и потешки.

•    Выполняет словесные инструкции.

•    Понимает значение предлогов.

Активная речь

•    Называет себя по имени и местоимением  «Я».

•    Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

•    Говорит предложениями из 3-х и более слов.

•    Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.

•    Задает вопросы «Где?», «Что это?», «Куда?», «Почему» и другие.

•    Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

•    Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.

•    Может составить рассказ по картинке (из двух — трех предложений).

•    Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

•    Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

•    Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).

•    Делится своими переживаниями.

2 года 7 месяцев — 3 года

Понимание речи

•    Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 — 8 раз превышающий активный).

•    С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.

•    Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.

•    Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

 

Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):

•    Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.

•    Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».

•    В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.

•    Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.

•    Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

•    Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

•    Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

•    Может называть взрослых по имени и отчеству.

•    Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (говорит или показывает на пальчиках).

•    Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.

•    Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.

•    Стремится к общению с взрослыми и детьми.

•    Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.

•    Появляется склонность к рифмованию слов.

•    Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.

•    Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.

•    Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).

•    Знает названия частей тела у человека и животного: у человека — руки, у птицы — крылья.

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Автор: Дарья Колдина

 

Источник