Как происходит развитие ребенка гетерохронно

Как происходит развитие ребенка гетерохронно thumbnail

Понятие и сущность гетерохронии развития

Определение 1

Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.

Гетерохрония развития направлена на обеспечение высокой приспособляемости организма на каждом из этапов онтогенеза и надежности функционирования всех биологических систем, проходящих этапы формирования и становления.

Созревание отдельных элементов органа в раннем онтогенезе протекает неравномерно и постепенно, соединяясь и объединяясь с элементами другого органа, созревшего несколько раньше. Тот орган, который созрел ранее, принимает участие в создании необходимой функциональной системы.

Таким образом, происходит необходимое минимальное развитие жизненно важных функций, которое принято называть «принципом минимального обеспечения».

В качестве примера можно рассмотреть развитие у ребенка сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания одними из первых, еще во внутриутробном периоде, созревают круговые мышцы рта, а также мышцы, обеспечивающие поворот головы. Среди рецепторов языка первыми созревают механорецепторы и хеморецепторы, расположенные у корня языка. Механизмы по координации дыхания и глотания созревают ближе к рождению ребенка. Таким образом, осуществляется обеспечение самых необходимых операций, которые связаны с питанием новорожденного: захват, удержание ртом соска, вкусовые ощущения, сосательные движение и постепенное направление пищи по соответствующим путям.

Общая закономерность гетерохронного развития была описана на примере системы восприятия информации:

  • Первый э Этап – протекает в период новорожденности, характеризуется функционированием созреванием блока системы, который обеспечивает реагирование по типу «стимул-реакция».
  • Второй этап – первый год жизни, характеризуется генерализованным однотипным вовлечением в сформированную систему элементов из системы более высокого уровня. Обеспечение надежности данной системы осуществляется за счет дублирования ее элементов.
  • Третий этап – период дошкольного детства, характеризуется организационной иерархией многоуровневой системы регулирования, которая обеспечивает уже специализированное вовлечение элементов из систем разного уровня в организацию деятельности и обработку информации.

Проявление гетерохронии развитии

Гетерохрония развития не имеет внешнего проявления. Наблюдая за развитием ребенка можно сказать, что оно протекает плавно, посредством перехода «от простого к сложному».

Однако развитие протекает поэтапно, каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. При этом различные психофизиологические функции формируются с различной скоростью. Так, одни функции на конкретном возрастном этапе опережают другие, становятся ведущим. Однако со временем скорость их формирования и развития может уменьшаться, а функции, которые были отстающими на новом этапе, напротив, могут развиваться быстрее. Это все и является гетерохронией, которая проявляется между развитием отдельных функций.

В ряде случаев гетерохрония может быть временной, факультативной или постоянной.

Примером гетерохронии развития наиболее ярко проявляется в развитии речи, которая в своем развитии может опережать иные функции развития.

Так, у детей от 2-х до 5-ти лет можно наблюдать опережающее развитие речи и восприятия по отношению к движениям и действиям, которые развились значительно ранее, а на этапе развития речи они замедляются. Кроме того, на данном этапе восприятие по отношению к решению строится на основании гностического принципа. Данный принцип предполагает то, что ребенок пытается назвать и обозначить словами, все, что он видит вокруг себя.

Слуховое же восприятие, внутри развития речи, осуществляется значительно раньше, нежели речепорождение. То есть, экспрессивную речь опережает импрессивная.

Таким образом, гетерохрония на примере развития речи проявляется в том, что внутри данного развития ее составные элементы (речедвигательный, слуховой и т.п.) развиваются с различной скоростью, следуя друг за другом, например, у детей 2-5 лет, отмечается опережение развития речи и восприятия по отношению к действиям и движением. Ведущее место в иерархии по отношению к речи занимает восприятие.

Виды гетерохронии развития

Различают следующие виды гетерохронии развития:

  1. Внутрисистемная гетерохрония – проявляется в постепенном усложнении каждой конкретной функциональной системы в процессе ее развития.

    Данный вид гетерохронии характеризуется тем, что первоначально формируются исходные элементы, которые обеспечивают простые (исходные) уровни работы, которые в дальнейшем, в процессе развития усложняются и включают в себя высшие психические процессы.

    Так, в сфере наглядного отражения – это процесс перехода от элементарных сенсорных процессов к восприятию и полноценно сформированной общей картины мира. В мышлении – переход от определенных простых понятий к разнообразным уровням абстракции и обобщения.

  2. Межсистемная гетерохрония – представлена неодновременной закладкой и формированием различных систем организма.

    Межсистемная гетерохрония характеризуется тем, что первоначально на уровне психики развивается такое межфункциональное отношение, как ассоциативные, которые позволяют на время объединить разномодальные ощущения в комплекс на основании их пространственно-временной близости. В процессе дальнейшего развития данные межфункциональные связи усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении психической деятельности.

Источник

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков происходит не одновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами с некоторым его замедлением. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела. Выделяют три периода интенсивного роста: первый — от рождения до I года, когда длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела утраивается; второй — полуростовой скачок — в возрасте от 6 до 8 лет, когда за I год длина тела может увеличиться на 6-8 см; третий — от 11 до 13 лет, когда увеличение длины тела за 1 год может составить 10-12 см. В эти годы снижаются защитные силы организма, функциональные резервы, возникает повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам, уменьшается работоспособность.

Читайте также:  Факторы возникновения и развития речи у ребенка

Известно, что периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития, характеризующимися качественными изменениями, когда происходит формирование, созревание и интеграция различных физиологических систем и механизмов, происходит совершенствование организма, повышение его устойчивости, приобретение новых качеств. Эти периоды: от 1 года до 4 лет; 8-10 лет; 14-20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно резко реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям его пропорций. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности (по своим пропорциям ближе к шарику). В дальнейшем, по мере роста, длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4, туловища — в 3, а головы — только в 2 раза и соответственно изменяются пропорции тела (относительно уменьшается голова, туловище и удлиняются конечности).

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие и подвергается инволюции.

Причиной гетерохронности является различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем. Не последнюю роль играют и социальные условия среды. Смысл гетерохронности заключается в перераспределении жизненной энергии и ее мобилизации для успешного развития той функции организма, которая важна в данный возрастной период.

Принцип гетерохронии развития органов и систем был сформулирован А.Н. Северцовым и детально разработан П.К. Анохиным и его многочисленными учениками и последователями в теории си-стемогенеза. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональную систему, выполняющую жизненно важную роль, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, центры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, которые обеспечивают акт сосания.

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и так далее также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разные органы. Эти функциональные системы обеспечивают ему оптимальное взаимодействие с внешней средой.

Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомофизиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Опережающее развитие органов и функциональных систем у детей и подростков — это своеобразная «страховка», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой «во всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.

Следовательно, неодновременное и опережающее развитие функций есть важнейший фактор, который подлежит обязательному учету в педагогической практике. Умелое использование гетеро-хронности, рациональное распределение информации, научный подход к характеру тренирующего воздействия — важное условие сохранения здоровья и залог успешного гармонического умственного и физического развития подрастающих поколений.

Угасание функций органов и систем происходит также гетеро-хронно: наиболее рано снижается активность тех функций, которые утрачивают свое биологическое и социальное значение. Например, репродуктивная функция снижается раньше, чем пищеварительная. Чем востребованнее в процессе жизни та или функция, тем дольше она сохраняет свою активность. При постоянной умственной деятельности интеллектуальная функция сохраняется дольше, тогда, как физические нагрузки позволяют сохранить сердечнососудистую и дыхательную системы в хорошем состоянии. Поэтому гармоничная старость во многом зависит от образа жизни человека в течение всего его онтогенеза.

Гетерохронность не только не мешает правильному гармоническому развитию, но и имеет глубокий биологический смысл, который проявляется в увеличении биологической надежности организма.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются отклонения, которые легко свести к двум основным типам -акселерации и ретардации.

Читайте также:  Программа школа раннего развития ребенка

Под акселерацией понимают ускорение, а под ретардацией -задержку физического, психического, социального развития и формирования отдельных функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей и подростков значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса — на 0,5 кг; у 15-летних соответственно -на 6-10 см и 3-10 кг.

Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов. Акселерация показателей физического развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между ними существует взаимосвязь.

Внутригрупповые акселерация и ретардация выявляются при рассмотрении размеров тела.

По длине тела выделяют следующие группы детей и подростков:

  • • высокие и выше средних — акселеранты — 20%;
  • • средние — 60%;
  • • ниже средних и низкие — ретарданты — 20%.

В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, обусловленное как внешними, так и внутренними факторами. В то же время известно, что дети, развивающиеся средними темпами, отличаются большей надежностью и устойчивостью функциональных систем.

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей — на их качественное преобразование. У таких детей наблюдается отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей, что часто является причиной формирования нарушений опорно-двигательного аппарата. Для формирования гармонического развития высокорослых детей существует система мероприятий, способствующих укреплению и развитию скелетной мускулатуры.

Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т.д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. Процентное соотношение данных групп в различных регионах России, городах, районах, школах неодинаково.

Проблема акселерации и ретардации привлекает внимание многих специалистов всего мира: биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов. Решение ее имеет большое практическое значение и требует пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Так, определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое осуществляется в специализированных классах или в обычных с использованием индивидуальных программ, инновационных технологий.

Ребенок с ускоренным психическим развитием, испытывающий недостаток информации в школе, постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. Эти дети нуждаются в понимании особенностей их биологического, психического развития, в индивидуальном подходе при обучении, воспитании и оздоровлении. При соблюдении этих требований они «подтягиваются» до уровня своих сверстников.

Акселерация не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательство, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечнососудистых заболеваний. Дети-акселеранты чаще, чем их сверстники, страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому требуется четкое выполнение ими рекомендаций по профилактике этих нарушений и адекватное развитие мышечной системы.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Выдвигается много различных гипотез о ее причинах. Наиболее существенные из них:

  • • широкая миграция современного населения и связанное с ней увеличение количества смешанных браков (в основе лежат законы генетики);
  • • урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического и психического развития;
  • • увеличение уровня радиации на земле;
  • • улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.

Несмотря на то что воздействие перечисленных выше факторов сохраняется, в литературе последних лет есть сообщения о том, что процесс акселерации приостанавливается. Это относится к эпохальной акселерации, которая имеет цикличность в своем развитии. Что касается групповой акселерации, то она была, есть и будет и не замечать, игнорировать ее нельзя, так как это реальная биологическая закономерность. Рационально организованная система воспитания и обучения детей в соответствии с уровнем биологической и социальной зрелости позволит всем детям гармонично развиваться, сохранить и укрепить их здоровье.

Источник

Проблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.

Читайте также:  Центр развития ребенка в перми в свердловском районе

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.

Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.

Гетерохрония развития — это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].

Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.

В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.

Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.

Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).

Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее — говорение.

Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии — асинхрония.

Асинхрония — искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].

Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.

Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.

Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.

К основным проявлениям асинхронии относят [4]:

  • 1. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
  • 2. Явления патологической акселерации отдельных функций.
  • 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.

Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.

Источник