Факторы возникновения и развития речи у ребенка

Факторы возникновения и развития речи у ребенка thumbnail

Г.Л.
Розенгарт-Пупко развитие детской речи
в раннем возрасте делит на два периода:
подготовительный период и период
оформления самостоятельной речи.

Первый
период длится с первого месяца жизни
до того момента, когда начинает
оформляться самостоятельная речь
ребенка — до 1,5-2 лет. Подготовительный
период делиться на ряд этапов.

Первый
этап — эмоциональное общение — возникает
на первом полугодии жизни ребенка.
Здесь самое важное приобретение
заключается в том, что у ребенка возникает
потребность в общении со взрослым,
которое вызывает у него радостные
переживания. На основе эмоционального
общения у ребенка развивается интерес
к окружающему.

Первые
звуки ребенка — крики. Это инстинктивные
или рефлекторные реакции. По своему
фонетическому составу первые звуки,
которые издает ребенок, приближаются
к гласным а,
е, у;
к
ним прибавляется в виде придыхания
звук, близкий к х
и
к
гортанному р,
в
основном сочетание эрэ.
Из
согласных, далее, одними из первых
появляются губные м,
п, 6;
затем
идут зубные д,
т,
наконец,
шипящие.

Около
начала третьего месяца у ребенка
появляется лепет, как бы игра звуком.
Лепет от крика отличается, во-первых,
большим разнообразием звуков, а
во-вторых, тем, что звуки лепета, продукт
игры звуком, менее связны, более свободны,
чем инстинктивные крики. В лепете
ребенок овладевает произнесением
разнообразных, свободных по отношению
к инстинктивным реакциям звуков. Лепет
благодаря этому подготовляет возможность
овладения в дальнейшем звуковым составом
слов речи окружающих взрослых.

Второй
этап — понимание движений, мимики,
жестов, а затем и речи взрослого —
возникает на втором полугодии жизни.

На
основе понимания, сначала очень
примитивного, речи взрослого и овладения
своим голосовым аппаратом начинает
развиваться речь ребенка. Он начинает
овладевать новым специфически
человеческим способом общения с людьми,
посредством которого он может сообщать
им свои мысли и чувства, воздействовать
на их чувства и направление их мыслей.

Первые
осмысленные слова, произносимые
ребенком, появляются к концу первого
— началу второго года. Они состоят
преимущественно из губных и зубных
согласных, соединенных с гласным в
слог, обычно многократно повторяющийся:
мама,
баба, папа.
Имея
очень ограниченное применение и
нестойкое значение эти слова, еще не
составляютсамостоятелъной речи. Это
третий этап подготовительного периода
в развитии самостоятельной речи детей.

Обозначающая
функция речи выделяется позднее
(приблизительно к полутора годам). Ее
появление знаменует, несомненно,
значительный сдвиг в развитии ребенка.
Ребенок начинает интересоваться
названиями предметов, требуя от
окружающих ответа свои вопросы.
Результатом этой активности является
начинающийся обычно с этого момента
быстрый рост словаря, особенно имен
существительных.

Ребенок
узнает, что посредством слова можно
указать на вещь, обратить на нее внимание
взрослых, получить ее. Основным и
решающим в речевом развитии ребенка
является не само по себе овладение
обозначающей функцией слова, а именно
то, что ребенок приобретает возможность
посредством речи вступать в сознательное
общение с окружающими [34; 42].

В
течение второго — третьего года жизни
ребенок успешно овладевает фонематической
организацией речи. Развивается
избирательное, преимущественное
выделение ребенком тех или иных
фонематических различий среди других
характерных свойств звуков речи.
Интенсивно развивается также процесс
фонематического восприятия и овладения
произношением фонем в словах. Однако,
как показали исследования, задача
правильного произношения слова,
предлагаемая ребенку взрослым, не сразу
принимается и решается первым как
речевая. Для того чтобы ребенок принял
речевую задачу как таковую, нужно чтобы
у него возникла потребность ориентироваться
на взрослого как на старшего партнера
по сотрудничеству.

Принятие
ребенком речевой задачи как таковой
означает лишь начало активного овладения
звуковой структурой слова. Но до того
как речь ребенка достигнет уровня
звуковой структуры речи взрослых, он
проходит ряд последовательных этапов
развития. имеющие специфические
особенности. Основной единицей усвоения
детьми системы фонем родного языка
является слово. Поэтому наряду с ее
освоением ребенок должен еще овладеть
слоговой структурой и интонационно-ритмической
стороной языка. Определенные успехи в
усвоении интонации подготавливают
ребенка к дальнейшему овладению слогом.

Вначале
ребенок усваивает открытый тип слога.
Характерным для этого периода является
трансформирование и закрытого слога
в открытый тип.

Наблюдения
и специальные исследования показывают,
что прежде чем ребенок научится
безошибочно произносить слово, он
проходит длительный путь усовершенствования
своего произношения.

Исследование
попыток ребенка воспроизводить слова
показало, что такие попытки самокоррекции
совершаются не хаотически, а имеют
внутреннюю логику развития.

Более
или менее стабильно воспроизводя
слоговой контур слова, ребенок значительно
варьирует его звуковой состав.
Устойчивость и вариабельность заполнения
контура слова звуками зависит от ряда
факторов: от возраста детей, сложности
звукового состава слова, трудностей
при выполнении ребенком инструкции
взрослого.

Произношение
того или иного слова иногда бывает так
искажено, что делает отдельные слова
ребенка совершенно непонятными.
Встречается несколько типов таких
дефектов, наиболее распространенным
из которых является пропуск звуков.
Другой тип произношения — замена одних
звуков другими. Ребенок заменяет еще
не усвоенные им звуки уже усвоенными.
Распространенным типом ошибок является
также и перестановка звуков в слове на
несвойственные для них места. Разные
категории звуков в неодинаковой мере
страдают от дефектов произношения. Как
правило, опускаются, заменяются,
переставляются в большей степени
согласные звуки, чем гласные.

Ребенок
осваивает не отдельные фонемы, а группы
фонем, объединенные известными
отличительными признаками, причем
здесь существует определенная
последовательность. Этот процесс идет
от более глубоких противопоставлений
групп фонем по определенным признакам
к все более тонким.

Исследования
разных авторов (Швачкин, 1948; Гвоздев,
1961; Джоунс, 1970; и др.) показывают, что
система гласных звуков осваивается
ребенком раньше, чем система согласных.

Овладение
произношением тех или иных звуков
служит условием того, чтобы ребенок
использовал их в качестве фонем, т.е. в
качестве звуков-смыслоразличителей.

Возникающая
у ребенка в совместной со взрослыми
предметной деятельности потребность
быть понятым, а также исходящие от
взрослого требования четкого
воспроизведения слов заставляют детей
очень рано ориентироваться на норму
произношения, принятую в данном обществе,
активно усваивать ее.

Ориентировка
ребенка в фонематической действительности
носит поисковый характер. Овладение
произношением происходит по эвристическому
принципу. Речевые действия ребенка
формируются путем их «прилаживания»
к речевым образцам взрослых. С помощью
практических проб ребенок пытается
выделить фонематическую сторону речи,
смоделировать и присвоить ее.

В
развитии структуры детской речи
отправным пунктом является
слово-предложение, выполняющее на
ранних стадиях ту функцию, которая в
речи взрослых выражается целым
предложением: «стул» -значит «посади
на стул». Будучи по структуре одним
словом, оно функционально приближается
к предложению. В среднем между 1,5-2 годами
у ребенка появляются первые не однословные
предложения из 2-3 слов; они представляют
собой сначала как бы цепь однословных
предложений. Около 2 лет слова становятся,
как в речи взрослых, зависимыми составными
частями предложения: реоенок переходит
к флексийной речи.

Читайте также:  Как происходит развитие и оплодотворение ребенка

Развитие
флексийной речи является значительным
шагом в речевом развитии ребенка;
впервые прокладывается путь к отражению
отношений — основного содержания
мышления. Первые флексийные формы —
склонения, спряжения, сравнительной и
превосходной степени — и различные
способы сложных словообразований
ребенок, конечно, приобретает от
окружающих, усваивая их тогда, когда
его развитие подготовило его к этому.

В
первый период появления предложений
2-2,5 года речь ребенка представляет
собой простое рядоположение главных
предложений; придаточные предложения
отсутствуют. Главные предложения не
связаны или очень слабо связаны тонкой
нитью таких союзов, как «и», «и вот», «и
еще». Затем, приблизительно с 2,5 лет,
начинает появляться форма придаточного
предложения — гипотаксис. Это значит,
что в речи ребенка устанавливаются
отношения подчинения (между придаточным
предложением и главным) и соподчинения
(между различными придаточными
предложениями). Архитектоника речи
усложняется. В речи выделяются отдельные,
относительно самостоятельные части,
которые связываются между собой
различными отношениями -пространственными,
временными (когда, где). Около 3 лет
появляются первые «почему», выражающие
причинные отношения.

«Факт
столь раннего появления в речи ребенка
форм, выражающих причинные, а затем и
различные логические отношения —
отмечает С.Л. Рубинштейн, — не доказывает,
что ребенок вполне осознал и те принципы
или отношения, для выражения которых
они служат в речи взрослых: в дошкольном
возрасте развитие формальной структуры,
грамматических форм речи часто опережает
развитие мышления. Между речевой формой
и ее мыслительным содержанием, между
внешней и внутренней, смысловой, стороной
речи у детей часто существует расхождение;
первая опережает вторую. Наличие слова
или термина не гаран чарует еще его
понимания, наличия соответствующего
понятия» [29 ].

Определенный
уровень развития мышления является
предпосылкой каждого дальнейшего шага
в речевом развитии ребенка. Но речь в
свою оказывает определенное влияние
на умственное развитие ребенка, включаясь
в процесс формирования его мышления.

С.Н.
Карпова утверждает, что для каждой
стадии психического развития ребенка
характерны специфические особенности
его ориентировочно — исследовательской
активности, направленной на те или иные
стороны речи. Такая активность зависит
от ведущей деятельности ребенка и
типичных в этом возрасте форм общения
со взрослыми. В раннем возрасте
ориентировочно — исследовательская
активность ребенка преимущественно
направлена на звуковую, фонематическую
сторону речи, а вдошкольном
возрасте — на семантическую, сторону
значения.[11]

К
концу раннего детства ребенок практически
овладевает основными фонемами родного
языка. Однако темп усвоения звуковой
стороны речи индивидуален и зависит
от ряда факторов: от условий воспитания,
структуры семьи, пола ребенка и др.

Достигнутый
ребенком к концу раннего детства уровень
физического и психического развития
и возрастающая на этой основе тенденция
ко все большей самостоятельности
приводит на следующей возрастной
стадии, в дошкольном возрасте, к
значительным изменениям в сфере его
жизненных отношений, выходящих уже
далеко за пределы непосредственной
совместной деятельности ребенка и
взрослого.

Ведущим
видом деятельности становится
сюжетно-ролевая игра, в процессе которой
ребенок, беря на себя роль взрослого,
моделирует и тем самым выясняет для
себя социальные отношения людей, мотивы
и нормы этих отношений, принятые в
данном обществе.

Меняются
задачи, содержание и условия общения
ребенка с окружающими людьми. На смену
ситуативно-деловой форме общения
ребенка раннего возраста, протекающей
в процессе практического сотрудничества
со взрослыми, приходит
внеситуативно-познавательная. Дети
стремятся к своеобразному «теоретическому»
сотрудничеству со взрослыми, к совместному
обсуждению событий, явлений и
взаимоотношений в предметном мире.
Внеситуативно-познавательная форма
общения со взрослыми наиболее типична
для младших и средних дошкольников. У
старших дошкольников развивается
внеситуативно-личностная форма общения,
служащая целям познания социального
мира — мира людей и взаимоотношений
между ними.

Возникновение
новых видов деятельности ребенка и
новых отношений его со сверстниками и
взрослыми приводит к дальнейшей
дифференциации функций и форм его речи.
Возникает и развивается новая форма
речи — развернутое монологическое
высказывание. Совершенствуется также
диалогическая и внутренняя речь,
используемая ребенком в функции
планирования и коррекции своей
деятельности.

Требования
новых видов деятельности и форм общения
ведут к дальнейшему интенсивному
овладению языком: словарным составом,
грамматическим строем, в результате
чего речь ребенка становится все более
связной. Необходимым условием этого
является особый характер ее социальной
направленности. Суть ее заключается в
учете ребенком слушателя при высказывании,
содержание которого все более выходит
за пределы непосредственно переживаемой
ситуации.

Итак,
на протяжении дошкольного возраста
функции и формы речи ребенка развиваются
и усложняются. К семи годам ребенок
овладевает всеми основными формами
связной речи.

Достигаемый
к школьному возрасту уровень овладения
родным языком является очень высоким.
Усваиваемый русский язык становится
для него действительно родным.

Итак,
рассматривая речь, нужно рассматривать
ее как деятельность. Речевая деятельность
– целенаправленная, мотивационная
деятельность, опосрелованная знаками
языка и воздействующая на мысли, чувства
и поступки другого человека или на
самого себя через создаваемый в ее
процессе текст.

Речь
является одним из важнейших средств
развития личности ребенка в целом.
Понимание речи окружающих и собственная
активная речь сопровождают всю
деятельность ребенка. Речевое развитие
ребенка в первые годы жизни оказывает
значение на всю его последующую жизнь,
поэтому речевое развитие необходимо
начинать с первых дней жизни ребенка.

Соседние файлы в папке марина диплом (1)

  • #
  • #

Источник

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Общение в семье — важная составляющая развития речи ребенка

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Читайте также:  Избранные психологические труды том 1 психическое развитие ребенка

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Развитие связной речи у дошкольников

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Читайте также:  Центр естественного развития ребенка казакова

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

В 1 год ребенок произносит 5–10 простых слов

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Малыши активно общаются со сверстниками

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

Мать общается с грудным ребенком

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

При подозрении на ЗРР необходима консультация специалистов

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

Рекомендации по речевому развитию ребенка

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Источник