Как определять уровень актуального развития ребенка

Как определять уровень актуального развития ребенка thumbnail

    

    Уровень актуального развития

    — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.

    Словарь-справочник по педагогической психологии.
    М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
    2001.

    Смотреть что такое «Уровень актуального развития» в других словарях:

    • уровень актуального развития — Условимся <…> называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <…> [5.1, 127] Условимся называть <…> уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок… …   Словарь Л.С. Выготского

    • Уровень актуального развития — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно …   Словарь по педагогической психологии

    • Зона актуального развития — (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • зона развития — ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под …   Большая психологическая энциклопедия

    • зона развития ближайшего —      (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под… …   Большая психологическая энциклопедия

    • зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… …   Википедия

    Источник

    Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
    Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
    № п/пПараметры обследования Возрастные категории
    Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
    Методическое обеспечение психологического обследования
    1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
    Цель: — установить контакт с ребенком;
    — выявить общий уровень представлений об окружающем мире
    Диагностическая беседа
    2 Восприятие
    Цель: — определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
    — выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
    -методика «Заштрихованные картинки»;
    — рисование по образцу;
    — методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
    -методика «Заштрихованные картинки»
    — графические пробы;
    — методика «Разрезные фигуры»
    3 Внимание
    Цель: — определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
    — выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
    — методика Пьерона -Рузера4 Память
    Цель: — определить особенности памяти;
    — выявить преобладающий тип памяти — методика «Повтори предложение»;
    — выполнение простых речевых инструкций;
    -методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
    — методика «Найди отличия»;
    -методика исследования зрительной памяти
    5 Мышление
    Цель: — определить тип мышления;
    — выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
    анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
    — методика «Классификация предметов»;
    — методика «Раз-резные картинки»;
    — соотнесение предметов по цвету, форме, количеству — методика «Классификация предметов»;
    -цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
    -установление последовательности событий;
    -методика «Исключение предметов»;
    — методика « Кубики Кооса;
    -методика «Классификация предметов»;
    — методика «4-й лишний»
    6 Эмоционально-личностные особенности
    Цель: — выявить преобладающее настроение;
    — установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
    — методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
    — методика «Цветовой тест отношений»;
    — методика «Рука»
    Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.

    Приложенные файлы

    • diagnostika 2.doc
      Диагностика уровня актуального развития
      Размер файла: 15 kB Загрузок: 39

    Источник

    Картинка взята с сайта smartprogress.do

    Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

    Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

    Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

    Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

    В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

    Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

    Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

    ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

    Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

    Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может «прыгнуть выше головы». Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

    Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

    Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

    Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

    Источник

    (начиная с 2-летнего возраста)

    Диагностическое занятие проводится специалистом логопедом-дефектологом. При необходимости к процессу подключаются нейропсихолог или психолог.
    По результатам проведенного обследования, определяется уровень актуальных возможностей ребенка в данный момент. И разрабатывается план занятий для необходимой помощи.

    Что такое «Зона актуального развития»?
    Это то, что есть на данный момент; то, что ребёнок может выполнить сегодня.

    Что такое «Уровень актуального развития ребенка»?
    Это задачи, которые ребёнок может решать самостоятельно.

    Диагностика уровня актуального развития включает в себя оценку по следующим характеристикам:

    • Общая осведомленность ребёнка, его эрудиция, кругозор
      То, что ребёнок знает о себе, семье, окружающем его мире. Умение рассуждать и делать собственные выводы, умозаключения.
    • Темп работы и работоспособность
      Возможность узнать, насколько ребёнок готов к нагрузкам, в том числе и школьным (без ущерба для здоровья и психики).
    • Характеристика моторики
      Различают крупную и мелкую моторику.
      Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, бег, прыжки и т.п.
      Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
    • Характеристика внимания
      Внимание – это умение сосредотачиваться на информации, поступающей через органы чувств. Для памяти внимание помогает удерживать информацию в кратковременной памяти. Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
    • Характеристика мышления
      Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека.
    • Особенности запоминания (памяти)
      Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
    • Особенности речевого развития
      Благодаря речи люди получают возможность общения друг с другом. Однако, на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения, письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
    • Сформированность пространственных представлений
      Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Несформированность пространственных представлений проявляется в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
    • Характеристика интеллектуального развития
      Интеллект – это способность к обучению. Интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.
    • Характеристика эмоционально-волевой сферы
      Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.
    • Эмоционально-личностные особенности
    • Характер межличностных отношений

    Для посещения диагностики необходимо предварительно записаться по телефону.

    Источник