Семья как институт воспитания и развития ребенка

Анастасия Мльникова
Семья — главный институт воспитания

Здравствуйте, Вас приветствует воспитатель Мельникова Анастасия Григорьевна.

Консультация для родителей.

Уважаемые родители, проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является очень важной на данный момент.

«Семья – главный институт воспитания»

Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жестокий контроль над поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров нередко физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего – то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствует формированию тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной.

Источник

Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совме­стным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей

Функции семьи: репродуктивная (продолжение рода), хозяйственно-экономическая, воспитательная (формирование личности ребенка и раз­витие его способностей; систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения («И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше на­шим соприкосновением с ними»)); социальная (являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приоб­щения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его круго­зора и опыта); психотерапевтическая: рекреативная (восстановитель­ная), регулятивная — регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом; фелицитологическая — создание условий для счастья каждого члена семьи, коммуникативная.

Читайте также:  Гбдоу 38 центр развития ребенка красносельского района

Субъект – носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.

В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры).

Роль семьи в воспитании:

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направле­ниям:

• в результате целенаправленного процесса воспитания;

• по механизму социального научения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Например, в процессе одного из них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II).Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброжелательность. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелос­ти — это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоцио­нальном уровне. Общение — это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность — то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Графически особенности стилей отражены на рисунке.

Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Примером такой модели можно назвать мудрых родителей семейства Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера, где никто не тиранит детей, но и не дает им отбиться от рук. У семерых Глассов, от старшего до самого младшего, множество общих интересов с родителями.

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Примеров подобной модели в мировой литературе, пожалуй, больше всего — это и обращение с детьми Плюшкина, и тираническая мамаша из «Господ Головлевых» и — если обратиться к более современным образам — многие персонажи произведений Людмилы Петрушевской.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Дата добавления: 2015-04-06; просмотров: 4174; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9797 — | 7486 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

 I.Семья, определение…………………………………………………………4

 II.Характерные признаки
семьи и её функции……………………………..5

 III.Воспитательная функция…………………………………………………6

3.1.Стереотипы семейного 
воспитания……………………………………..6

3.2.Четыре тактики воспитания 
и четыре типа семейных                                
взаимоотношений…………………………………………………………………8

IV.Семья – главный институт
воспитания…………………………………10

V.Социология ребёнка………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………..23

Введение:

Традиционно главным институтом
воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его
первым и самым глубоким источником социальных
идеалов, закладывает основы гражданского
поведения. Родители — первые воспитатели
— имеют самое сильное влияние на детей.
То, что ребенок в детские годы приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания
обусловлена тем, что в ней ребенок находится
в течение значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка, и к поступлению
в школу он уже более чем наполовину сформировался
как личность.

Читайте также:  Развитие ребенка в восемь с половиной месяцев

Целью работы является изучения
теоретических аспектов семьи и семейного
воспитания.

Постановка данной цели обусловила необходимость
решения следующих основных задач:

— раскрыть понятие, признаки 
и функции семьи

— рассмотреть стереотипы 
и тактику семейного воспитания

— выявить сущность, понятие 
и особенность семейного воспитания

I.Что такое семья?

Общепринятым является следующее
определение семьи. Семья — это основанная на браке или
кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной помощью,
моральной и правовой ответственностью.

Однако экономисты добавили
в него свои аспекты и у них появилось
такое определение. Семья — это группа
лиц, живущих вместе на одной жилой площади,
ведущих совместное
хозяйство и находящихся в отношениях
родства, брака или опекунства. Правда,
ведение совместного хозяйства — это
признак не семьи, а домохозяйства.

Домохозяйством считается отдельный человек,
семья или группа людей, совместно живущих
и питающихся, но не обязательно имеющих
родственные отношения.  Домохозяйством
называется, к примеру,

группа из трех студентов, живущих
в одной квартире.

Таким образом, если социологи
делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве (и совместном «полжете). Между
двумя подходами не обязательно существует
противоречие. Их можно объединить, дав
такую формулировку: семья представляет
собой домохо-1яйство, т. е. группу совместно проживающих
лиц, объединенных родством или свойством,
а кроме того общим бюджетом. Домохозяйство
— более широкое понятие, чем семья.

Социологи и демографы подчеркивают
еще один важный момент, который упускают
экономисты, — преемственность
поколений. Под семьей, существующей в
течение длительного промежутка времени,
нужно понимать такую целостность, которая
делится и восстанавливается в каждом
поколении, не нарушая преемственности.
Способность восстанавливать свое единство
в каждом следующем поколении — очень
важная характеристика семьи. Она описывает
то, что ученые именуют жизненным циклом
семьи.

Мы уже сталкивались с понятием
жизненного цикла. Но относили его к отдельному
индивиду. Здесь речь пойдет о группе.

Жизненный цикл индивида характеризует
важнейшие этапы жизни человека с момента
его рождения до самой смерти. Рождение
и смерть являются биологическими явлениями.
Но семья рождается не в биологическом,
а в социальном смысле, а именно с момента
заключения брака — оформленного государством
специального документа, который юридически
скрепляет союз двух взрослых людей разного
пола. И умирает семья также в социальном,
а не в биологическом смысле, а именно
после развода, который оформляется государством
в соответствующем документе.1

II.Характерные признаки семьи,
её функции.

Основными признаками являются:

— брак или родство

— взаимная моральная и 
материальная поддержка;

— рождение и воспитание 
детей;

— взаимные личные и 
имущественные права и обязанности;

— совместное проживание 
и ведение общего хозяйства.

Функции семьи – это способы
проявления её активности, способы жизнедеятельности
всей семьи и отдельных её членов. Среди
разнообразных функций семьи важнейшими
являются:

а) репродуктивная — в любой
семье важнейшей является проблема деторождения.
Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей
продолжение рода, и любви как высшего
чувства делает невозможным отделение
одного от другого. Супружеская любовь
в значительной мере зависит от характера
удовлетворения сексуальных потребностей,
особенностей их регулирования;

б) хозяйственно-экономическая
— включает питание семьи, приобретение
и содержание домашнего имущества, одежды,
обуви, благоустройство жилища, создание
домашнего уюта, организацию жизни и быта
семьи, формирование и расходование домашнего
бюджета;

 в) регенеративная — Означает
наследование статуса, фамилии, имущества,
социального положения. Сюда же можно
отнести и передачу каких-то фамильных
драгоценностей;

г) образовательно-воспитательная —
Состоит в удовлетворении потребностей
в отцовстве и материнстве, контактах
с детьми, их воспитании, самореализации
в детях;

д) сфера первоначального социального
контроля — моральная регламентация поведения
членов семьи в различных сферах жизнедеятельности,
а также регламентация ответственности
и обязательств в отношении между супругами,
родителями и детьми, представителями
старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — Связана с отдыхом,
организацией досуга, заботой о здоровье
и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей
членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление
определённого социального статуса членам
семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет
членам семьи удовлетворять потребности
в симпатии, уважении, признании, эмоциональной
поддержке, психологической защите.2

III. Воспитательная функция.

3.1.Стереотипы семейного воспитания.

С социализацией молодого поколения,
то есть с передачей ему накопленных знаний,
опыта, моральных и других ценностей старших
поколений связана воспитательная функция.
Новое поколение, приходящее на смену
старому, способно научиться социальным
ролям только в процессе социализации.

свой жизненный опыт, прививают
хорошие манеры, обучай и ремеслам и теоретическим
знаниям, закладывают основы владении
устной и письменной речью, контролируют
их действия.

Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

Детоцентризм — повышенное внимание к детям,
основанное на ложно понимаемой к ним любви.
В семьях с такой концепцией воспитания
дети вырастают избалованными, не всегда
приемлют ограничения, запреты и обязанности,
в том числе долга перед родителями и другими
членами семьи. Детоцентризм, как правило,
характерен для тех семей, в которых имеется
только один ребенок и в воспитании участвуют
бабушки и дедушки, оберегающие своих
внуков от жизненных трудностей. В результате
вырастают эгоцентричные и инфантильные
молодые люди, не умеющие и не желающие
брать ответственность на себя.

Читайте также:  Рекомендации для родителей психологическое развитие ребенка

Профессионализм — тенденция
своеобразного отказа родителей от воспитания
детей под предлогом того, что этим должны
заниматься педагоги, воспитатели — профессионалы
в детских садах и школах. Такие родители
считают своим долгом материально обеспечить
своих детей. К воспитательным воздействиям
они прибегают редко, обычно лишь тогда,
когда ребенок провинился или «мешает»
им. При таком «подходе» к семейному воспитанию
родители и дети оказываются выключенными
из жизни друг друга, уровень доверительности
в их общении минимален, круг совместно
обсуждаемых проблем крайне узок. В силу
этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога
со взрослыми, слабо развивается потребность
во взаимодействии со старшими, что впоследствии
может осложнить его социальные
контакты.

Прагматизм
— концепция воспитания, ориентирующая
личность ребёнка на достижение
жизненного успеха любыми средствами.
В Каноне ее лежит
выработка у детей практичности, умения
«устраивать. свои дела», ориентация прежде
всего на получение непосредственной
материальной выгоды. В условиях перехода
к рыночным отношениям существует опасность
усиления прагматической тенденции в
семейном воспитании, когда именно утилитаристское
поведение начинает расцениваться на
уровне

 обыденного 
сознания как  наиболее
адекватное новым условиям, как стратегия
выживания.

3.2.Четыре 
тактики воспитания и четыре 
типа семейных взаимоотношений:

Педагоги
выделяют четыре тактики воспитания в
семье и отвечающие им четыре типа семейных
взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство»
и сотрудничество.

Диктат
в семье проявляется
в систематическом подавлении чпенами
семейства (преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства собственного достоинства
других, прежде всего, детей. Родители,
разумеется, могут и должны предъявлять
требования к своему ребенку, исходя из
целей воспитания, норм морали, конкретных
ситуаций, но необходимо принимать педагогически
и нравственно оправданные решения. Те
из них, кто предпочитает всем видам воздействия
приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,
угрозы своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда
откровенной ненавистью. Но даже, если
сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и такие ценные качества, как самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности.

Опека
в семье — это система
отношений, при которых родители, обеспечивая
удовлетворение потребностей ребенка,
ограждают его от всех забот, усилий и
трудностей, принимая их на себя. Вопрос
об активном формировании личности отходит
на второй план. В центре творение потребностей
ребенка и ограждение его от трудностей. Poдители
по сути блокируют подготовку детей к
реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются
менее приспособленными к жизни в коллективе.
По данным психологов, именно эта категория
подростков дает наибольшее число срывов
в переходном возрасте. Как раз эти дети,
которым казалось бы не на что жаловаться,
начинают восставать против чрезмерной
родительской опеки. Если диктат предполагает
насилие, приказ, жесткий авторитаризм,
то опека — заботу, ограждение от трудностей.
Однако результат во многом совпадает:
у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены
от решения вопросом, лично их касающихся,
а тем более — общих проблем семьи.

«Невмешательство»
— система межличностных отношений н семье,
строящаяся на признании возможности
и даже целесообразности независимого
существования взрослых от детей. При
этом предполагается, что в семье могут
сосуществовать два мира: взрослые и дети,
и ни тем, ни другим не следует переходить
намеченную таким образом линию. Чаще
всего в основе этого типа взаимоотношений
лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип
взаимоотношений в семье предполагает
опосредствованность межличностных отношений
общими целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными
ценностями, Именно в ситуации сотрудничества
преодолевается эгоистический индивидуализм
ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является совместная деятельность, обретает
особое качество, становится группой высокого
уровня развития — коллективом.

В последнее
время наметилось снижение воспитательного
потенциала семьи. В 2000 г. выявлено более
120 тыс. детей, оставшихся без попечения
родителей.

Воспитательную
функцию семьи снижают следующие факторы:

— неполный
состав семьи;

— недостаточный
уровень знаний и навыков родителей по
воспитанию детей;

— плохие
отношения между родителями;

— конфликты
не только по вопросам воспитания, но и
по вопросам;

— вмешательство
родственников в воспитание детей.3

IV. Семья
– главный институт воспитания

   Под институтами воспитания 
понимаются общественные организации 
и структуры, которые призваны 
оказывать воспитательное воздействие 
на личность. Наиболее известные 
нам институты воспитания – 
это семья и школа. Формально 
на них лежит основная доля 
ответственности за развитие 
личности ребенка. Однако фактически 
в современных условиях школа 
и семья не всегда доминируют 
в воспитательных воздействиях,
и их влияние нередко уравновешивается 
и даже перевешивается воздействиями 
многих других социальных институтов,
средств массовой культуры и 
информации, друзей, сверстников, внешкольных 
и внесемейных организаций.

          Тем 
не менее традиционно главным 
институтом воспитания является 
семья. То, что ребенок в детские 
годы приобретает в семье, он 
сохраняет в течение всей последующей 
жизни. Важность семьи как института 
воспитания обусловлена тем, что 
в ней ребенок находится в 
течение значительной части своей 
жизни, и по длительности своего 
воздействия на личность ни 
один из институтов воспитания 
не может сравниться с семьей.
В ней закладываются основы 
личности ребенка, и к поступлению 
в школу он уже более чем 
наполовину сформировался как 
личность.

          Семья 
может выступать в качестве 
как положительного, так и отрицательного 
фактора воспитания. Положительное 
воздействие семьи на личность 
ребенка состоит в том, что 
никто, кроме самых близких для 
него в семье людей – матери,
отца, бабушки, дедушки, брата, сестры,
не относится к ребенку лучше,
не любит его так и не заботится столько
о нем. Семья – это тот институт, который
обеспечивает ребенка необходимым минимумом
общения, без которого он никогда не смог
бы стать человеком и личностью. И вместе
с тем никакой другой социальный институт
не может потенциально нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья.

Источник