Телевизор и развитие речи ребенка

Телевизор и развитие речи ребенка thumbnail

Елена Булюкина
Консультация для родителей «Телевизор и его влияние на речь ребенка»

В каждом доме есть телевизор, и без сомнения можно сказать, что телевидение прочно вошло в наши жизни. Многие из нас, приходя домой, после тяжелого трудового дня, включают телевизор и начинают выполнять различные домашние дела, а ребенок в это время предоставлен сам себе, и чаще всего он сидит перед экраном и смотрит очередной мультфильм или телепередачу. Но, каждый раз, включая телевизор, мы вряд ли задумываемся о его воздействии на развитие ребенка.

Можно ли и нужно ли смотреть телевизор маленькому ребенку? На эту тему существует множество различных мнений. Давайте, рассмотрим некоторые из них.

Для начала, определим, в чем же польза телевидения? Несомненно, в наше время без просмотра мультипликационных фильмов, детских передач не обойтись. Они способствуют развитию ребенка, формированию его мировоззрения и расширению кругозора, познанию нового материала.

Но, существует и значительный вред от просмотра телевидения, на который хотелось бы обратить Ваше внимание. Множественные исследования доказали, что у детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержку речевого развития.

Почему ребенок, который постоянно смотрит телевизор и постоянно слышит экранную речь, говорит значительно хуже своих сверстников? Дело, все в том, что развитие речи происходит только при живом общении, когда происходит диалог между взрослым и ребенком. Речевые звуки, которые исходят с экрана телевизора, не обращены к ребенку лично, тем самым они не предполагают никакого ответа, не побуждают ребенка к конкретному действию, в нашем случае ведение диалога, тем самым никаким образом не влияют на развитие речи. Мозг ребенка не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека, потому что телевизор является «точечным» источником звука, когда в реальности звуки окружающего мира более живые и объемные. Как следствие, дети не умеют концентрировать свое внимание на конкретном звуке, страдают дефицитом внимания и нарушением слухового восприятия, у них снижен процесс формирования речи и развития артикуляции. Бывает и так, что дети не смотрят телевизор, но он постоянно работает в семье, издавая определенный фон, который тоже мешает понимать речь родителей и других членов семьи, тем самым «тормозит» речевое развитие ребенка.

Чаще всего дети, которые рано начинают смотреть телевизор и все свое основное время проводят возле него, обычно предпочитают молчать или отвечать односложными фразами, изъясняться жестами или непонятными звуками.

Отмечено, также влияние телевизора на физическое и психическое развитие ребенка. Так у детей, постоянно смотрящих телевизор, плохо развиты психические процессы (память, внимание, воображение и др., нестабильность эмоций (агрессия, плаксивость, повышенная возбудимость и др., длительный просмотр программ и несоблюдение правил просмотра телевизора способствуют снижению зрения, ограничение двигательной активности во время просмотра телепередач вызывают значительные проблемы со здоровьем.

Телевизор, конечно, смотреть можно, но чтобы не нанести вред своему ребенку необходимо соблюдать ряд правил:

— тщательно выбирать мультфильм или телепередачу, которые Вы решили показать ребенку, а лучше посмотреть их вместе, чтоб в дальнейшем можно было с ребенком обсудить увиденное;

— соблюдать определенного положение тела при просмотре «голубого экрана»: лежа смотреть телевизор запрещается, необходимо во время просмотра программ сидеть прямо.

— если ребенок носит очки, то просмотр телепередач только в них;

— возрастные нормы для просмотра телепрограмм:

— до 2 –х лет просмотр запрещен;

— с 2 до 3 лет — по 20—30 минут в сутки в три захода по 10 минут;

— с 3 до 7 лет не более 50 минут в день;

Есть и определенные противопоказания для просмотра телевизора:

ранние периоды после операции на глазах или различные заболевания глаз, когда ребенок нуждается в ограничении зрительной нагрузки (только после консультации с офтальмологом); заболевания у детей нервной системы или соматически ослабленные дети.

Запомните, чем больше ребенок уделяет времени просмотру телепередач, тем хуже он говорит и развивается, тем меньше у него остается времени на общение с Вами.

Предложите ребенку альтернативу просмотрам телепередач — различные совместные развлечения и мероприятия, которые еще крепче вас объединят и помогут развитию вашему малышу.

Сюда можно отнести прогулки на свежем воздухе, посещение различных развлекательных мероприятий (детский театр, цирк, кружки и секции, общение и игры с другими детьми на детских площадках, общение с животными (если нет противопоказаний). В домашних условиях — лепка из различных материалов (пластилин, различные массы для лепки, глина, соленое тесто); рисование (красками, карандашами, фломастерами, песком, крупами или макаронными изделиями, с помощью различных предметов — кисточки, пальцы, кусочки меха, ватка и др.);

аппликации из различных предметов; совместное чтение книг (пересказ и разыгрывание сюжетов сказок, проговаривание отдельных слов, фраз или тексов различными голосами и интонациями, придумывание собственных сказок и историй) и многое другое.

Развитие вашего малыша, полностью в Ваших руках, поэтому подумайте несколько раз прежде чем включить очередной мультфильм, может стоит отложить какое-либо домашнее дело, и посвятить эти 10-15

минут совместной игре ребенком, ведь на свете ничего нет важней Вас и вашего ребенка.

Источник

31 Авг32535

Телевизор и развитие речи ребенка

Часть 5. Влияет ли просмотр телевизора на развитие речи?

Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», дети не учатся концентрировать внимание на звуке. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия.

Елена Маслова, Москва, психолог-консультант, защитила диплом о влиянии телевидения на сюжетно-ролевые игры детей. С любезного согласия автора я буду печатать некоторые отрывки, которые кажутся мне особенно актуальными в свете нашего разговора о детских играх.

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Тот, кто уже с младенчества оказался избалован и обездвижен нянькой-телевизором, будет молчать и взрослея. У родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь примерно двенадцать минут в день», сообщает Борбонус.

Читайте также:  Идеи для креативного развития ребенка

Как показали специальные исследования, в наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.

Тем временем проблема приняла такие масштабы, что в Великобритании пришлось принимать специальные аварийные программы для первоклассников. В 1996г. пресса сообщала об этом следующее: «Теперь в 360 британских школах вводятся аварийные программы, рассчитанные на обучение поступивших в первый класс детей тому, как здороваться или спрашивать дорогу».

Между тем было проведено множество исследований. Английское Общество помощи детям с дефектами речи в 1996г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». Проведенные в Болгарии в 1998г. опросы показали, что от 21 до 27% дошкольников страдают расстройствами речи. Объединение немецких логопедов на своей ежегодной конференции, проведенной в Аугсбурге в 1998г. на тему «Расстройства речи и артикуляции у детей», констатировало, что проблемы с речью отмечаются у 15 – 30% всех детей дошкольного возраста. При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования; одинаково страдают дети профессоров и подсобных рабочих. Значит причины надо искать намного глубже.

Дороти Сингер в 1981г. констатировала, «что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже».

Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если детям покупают собственный телевизор. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей, имеющих собственный телевизор, просмотровое время постоянно растет. В 1999г. уполномоченная радиостанции «Свободный Берлин» по работе с молодежью Инга Мор пришла к выводу: «Дети с собственным телевизором каждый день смотрят передачи более трех с половиной часов». Заставляет задуматься ее примечание, что эти дети больше всего любят смотреть взрослые передачи в вечерних и ночных программах.

Особенно важно, что в 1998г. это касалось уже детей от трех до шести лет, — таких, что смотрят телевизор от двух до четырех часов ежедневно, было 10,3%, а еще 2,4% смотрели передачи по четыре-шесть часов и больше. Хайнеман замечает по этому поводу: «Но как раз эти дети, по нашим данным, смотрят дополнительно еще и видеофильмы и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере».

Хайнеман подчеркивает, что телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. «Даже детские передачи, — сетует он, — часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности.

К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия». Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции.

Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, предупреждает Борбонус, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. «Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны», — гласит его вывод» .

Что почитать:
Пацлаф Райнер. Застывший взгляд. – М.: evidentis, 2003

Елена Маслова, Москва, психолог-консультант
Источник: https://marinaozerova.ru/rus/

Источник

Психология ребенка

Телевизор и развитие речи ребенка

Часть 5.Влияет ли просмотр телевизора на развитие речи?

Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», дети не учатся концентрировать внимание на звуке. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия.

Елена Маслова, Москва, психолог-консультант, защитила диплом о влиянии телевидения на сюжетно-ролевые игры детей. С любезного согласия автора я буду печатать некоторые отрывки, которые кажутся мне особенно актуальными в свете нашего разговора о детских играх.

Влияние телевидения на развитие речи

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Тот, кто уже с младенчества оказался избалован и обездвижен нянькой-телевизором, будет молчать и взрослея. У родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь примерно двенадцать минут в день», сообщает Борбонус.

Как показали специальные исследования, в наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Тем временем проблема приняла такие масштабы, что в Великобритании пришлось принимать специальные аварийные программы для первоклассников. В 1996г. пресса сообщала об этом следующее: «Теперь в 360 британских школах вводятся аварийные программы, рассчитанные на обучение поступивших в первый класс детей тому, как здороваться или спрашивать дорогу».

Читайте также:  Онлайн развитие для ребенка 3 лет

Между тем было проведено множество исследований. Английское Общество помощи детям с дефектами речи в 1996г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». Проведенные в Болгарии в 1998г. опросы показали, что от 21 до 27% дошкольников страдают расстройствами речи. Объединение немецких логопедов на своей ежегодной конференции, проведенной в Аугсбурге в 1998г. на тему «Расстройства речи и артикуляции у детей», констатировало, что проблемы с речью отмечаются у 15 – 30% всех детей дошкольного возраста. При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования; одинаково страдают дети профессоров и подсобных рабочих. Значит причины надо искать намного глубже.

Дороти Сингер в 1981г. констатировала, «что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже».

Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если детям покупают собственный телевизор. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей, имеющих собственный телевизор, просмотровое время постоянно растет. В 1999г. уполномоченная радиостанции «Свободный Берлин» по работе с молодежью Инга Мор пришла к выводу: «Дети с собственным телевизором каждый день смотрят передачи более трех с половиной часов». Заставляет задуматься ее примечание, что эти дети больше всего любят смотреть взрослые передачи в вечерних и ночных программах.

Особенно важно, что в 1998г. это касалось уже детей от трех до шести лет, — таких, что смотрят телевизор от двух до четырех часов ежедневно, было 10,3%, а еще 2,4% смотрели передачи по четыре-шесть часов и больше. Хайнеман замечает по этому поводу: «Но как раз эти дети, по нашим данным, смотрят дополнительно еще и видеофильмы и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере».

Хайнеман подчеркивает, что телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. «Даже детские передачи, — сетует он, — часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия». Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, предупреждает Борбонус, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. «Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны», — гласит его вывод» .

Читайте также:

О телевизоре в доме

Телевизор и дети

Автор Елена Маслова 

психолог-консультант

Источник:»Сознательно.ru»-видеопортал для думающих родителей

Первоисточник: http//marinaozerova.ru/rus/

все записи

Источник

Содержание:

  • Не все дети одинаковы
  • Как развивать речь ребенка: 6 советов родителям

Вы привели своего малыша в детский сад или группу кратковременного пребывания и видите, что он отстает по развитию речи от сверстников? Есть много способов улучшить речь ребенка — некоторые мы приводим в этой статье. Но прежде всего избавьтесь от желания сравнивать: все дети начинают говорить в разное время.

Не все дети одинаковы

Нормы развития речи рассчитаны для среднестатистического ребенка, но ни у кого из нас такого «усредненного» ребенка нет. У нас есть конкретные Джо и Саманта, Марта и Питер. Несмотря на широкие различия в развитии речи, все они совершенно нормальны.

Джо начал говорить только в 17 месяцев, потому что в младенчестве часто переносил ушные инфекции. К тому же у него было двое старших братьев, и они буквально не давали ему и слова вставить. Представление о том, что дети, рождающиеся позже, разговаривать тоже начинают немного позже, в чем-то верно, хотя и не совсем. Они не получают такого количества нашего внимания и, вероятно, такого количества данных для обработки, как первенцы. Однако можно найти некоторое утешение в том факте, что к возрасту 3–4 лет вы ни за что не отличите в группе детей тех, которые произнесли свое первое слово раньше, от тех, кто сделал это позже.

А есть еще Саманта. В свои 16 месяцев она довольно прилично говорит, но не выказывает склонности называть все предметы подряд, как это делает ее старший брат Мэтт. Он сводит с ума всю семью, заучивая названия каждого предмета, который попадается ему на глаза, — дома, в музее, на дороге. А Саманте нравится встречаться с людьми и здороваться. Она говорит «привет» и «пока» каждому встреченному человеку, и хотя словарный запас у нее невелик, она также знает и некоторые этикетные формулы, такие как «пожалуйста» и «спасибо».

Марта — это нечто из ряда вон выходящее. В свои два года она — прирожденный оратор и разговаривает целыми параграфами. А еще есть Питер, у которого речь развивается очень медленно. Как признается Джессика, мама 18-месячного Питера: «Мне становится неуютно всякий раз, когда мы идем играть вместе с другими детьми. 16-месячная Элисон и 17-месячный Джейк так и выпаливают слово за словом. А Питер произносит всего два!».

Филлис, опытная мама еще одного ребенка из той же группы, отмечает поразительные различия между двумя своими старшими детьми. «Я веду дневник для каждой из дочек. В 18 месяцев Сюзи знала 61 слово, а Арлен — только 5». Медленный прогресс третьего отпрыска уже не так сильно беспокоит Филлис, поскольку она знает, что Арлен впоследствии освоила язык так же хорошо, как и Сюзи.

Читайте также:  Скачать программу для развития ребенка 5 лет

Если развитие речи у детей движется такими разными темпами, откуда нам знать, когда нужно начинать беспокоиться? Ключевым указателем являются несколько выраженных признаков. Если ребенок вообще не произносит ни одного слова к 24 месяцам и не складывает 2 слова в предложение к 2,5 годам, стоит проверить, нет ли у него какой-нибудь скрытой проблемы. А еще, если ребенок не смотрит вам в глаза, когда вы разговариваете, и кажется несколько отстраненным — возможно, есть повод для беспокойства. Если проблема действительно существует, то чем раньше произойдет вмешательство, тем лучше. Первый шаг — проверить слух ребенка и поговорить со своим педиатром.

Как развивать речь ребенка: 6 советов родителям

Родители не обязаны быть преподавателями языка для своих детей, но должны быть их партнерами. Мы даем детям возможность слушать речь и становиться маленькими статистиками, подсчитывающими, «насколько часто» и «при каких обстоятельствах» проявляются разнообразные аспекты языка. Это дает им возможность открывать для себя правила. Мы также приглашаем их к участию в разговоре, хотя порой их вкладом будет только бурчание или детский лепет. Порой — целая история. Мы должны освобождать для них пространство и замедлять темп своей жизни настолько, чтобы услышать то, что они хотят сказать.

Разговаривайте о том, что ваш ребенок наблюдает и делает. Когда нам удается завладеть вниманием своей аудитории, она впитывает каждое наше слово. Но порой мы не используем эти обучающие моменты. Вот наблюдение, которое одной из нас случилось сделать в знаменитом музее «Пожалуйста, трогайте!» в Филадельфии, где все экспонаты можно трогать руками.

Ребенок совершенно поглощен разглядыванием большого слона, сделанного из электронных устройств и стоящего перед входом в музей.

Мать: Ну, давай, пошли… ой, смотри! Взгляни только, здесь есть экспозиция «Алиса в Стране Чудес»!

Ребенок по-прежнему смотрит на слона.

Мать: (начинает раздражаться; хватает ребенка за руку). Пойдем-ка посмотрим, какие там замечательные экспонаты…

Ребенок продолжает оглядываться на слона, пока его тащат к следующей экспозиции.

Многие из нас узнают себя в этой зарисовке. Как так, мы только что выложили кучу денег за посещение музея, а наш ребенок знать ничего не хочет, кроме одного этого слона?! Но ведь мы могли бы завести разговор о слоне, поговорить с ребенком на равных, а затем двинуться дальше. Для кого затеян этот поход в музей? Неужели ребенку действительно так уж необходимо не пропустить ни одного экспоната?

Мы должны помнить, что ритм жизни наших детей медленнее, чем наш собственный. Им требуется больше времени, чтобы впитать информацию, которую мы обрабатываем очень быстро. Для них все на этом свете внове. Всякий раз, как наши дети оказываются чем-то полностью поглощены, мы должны рассматривать эти моменты как возможности для обучения и ориентироваться на фокус их внимания.

Опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок. Ученые называют это распространением предложений, и похоже, что этот прием имеет огромное значение для наших детей. Вероятно, это происходит потому, что мы исподволь показываем им, что существуют и другие, более сложные способы изложить то, что они только что сказали. Этот способ также добавляет диалогу информативности, и полученную в его ходе информацию дети могут использовать в следующий раз. Вот пример того, как один папа (даже не подозревая об этом) распространил предложение, произнесенное Джоэлем (2,5 года), чтобы поддержать беседу.

Джоэль: Смотри, большая корова!

Папа: Да, я вижу животное, но это не корова. Это лошадь. Она говорит так: «и-и-и-го-го». (Демонстрирует, как «говорит» лошадь.) А ты так можешь?

Джоэль пытается имитировать конское ржание.

Папа: Отлично! Лошади живут в конюшне или в хлеву, и корова вполне может быть подружкой лошади. Хотел бы ты прокатиться на лошадке?

Джоэль: Нет! Слишком большая. Я упаду!

Папа: А, ты думаешь, она слишком большая? Думаешь, ты упадешь? Нет, я буду тебя держать! Я не дам тебе упасть!

Поддерживайте разговор, а не обрывайте его. Найдите способы вовлечь ребенка в разговор так, чтобы он не прерывался. Задавайте конкретные вопросы, а не общие. Когда вы спрашиваете: «Что сегодня было в садике?», то можете получить в ответ: «Ничего!». Зато когда спрашиваете: «Чем вы сегодня занимались, когда сидели в кружок на ковре?» или «А Дженни сегодня была в школе?», вы открываете возможности для беседы.

Не бойтесь использовать детскую манеру речи. Родителям часто кажется, что они должны вести «умные» разговоры с детьми. Они опасаются, что если станут по-детски лепетать, когда их ребенку около годика, то и потом ребенок будет разговаривать точно так же. Но исследования показывают, что в детском лепете нет ничего плохого. Преувеличенно певучая интонация и высокая тональность детской речи, сопровождаемой преувеличенной мимикой, — это как раз то, что нужно, чтобы поддержать интерес ребенка. И не бойтесь, что ваш отпрыск уже поступит в колледж, а вы все будете продолжать лепетать! Родители бессознательно переходят от детской манеры речи к обычной к тому времени, как ребенку исполняется примерно 3 года и он начинает говорить самостоятельно.

Исследования показывают, что детская манера разговора может даже благотворно влиять на детей. Высокая тональность речи, похоже, действует как сигнал о том, что данная речь обращена именно к ребенку. К тому же такая манера транслирует ребенку эмоции, так что она в высшей степени коммуникативна. А поскольку детский лепет активно подчеркивает свойства языка, это помогает ребенку выяснять, как устроен язык.

Ограничьте просмотр телепрограмм. Когда речь идет об игрушках и телевизоре, нам тоже необходимо довериться своим инстинктам. Наука говорит нам, что детям нужен активный, адаптивный партнер по разговору, а не пассивные или пусть даже интерактивные игрушки. Телевизор и компьютерные игры — отнюдь не оптимальные устройства для обучения речи. Телевизионные программы не распространяют сказанное маленьким зрителем и не задают вопросов.

Изучение связи между просмотром телепрограмм и развитием речи все еще находится в начальной стадии. Однако последние исследования показывают, что образовательное телевидение действительно расширяет детский словарь. Такие программы, как «Улица Сезам», «Барни» и «Телепузики» ребенку не повредят. Наилучшая линия поведения (хотя и не всегда осуществимая) — смотреть телевизор вместе с ребенком, чтобы позже можно было обсудить то, что он видел. И, разумеется, время просмотров следует ограничить.

Оцените речевую обстановку в детском учреждении, которое посещает ваш ребенок. Молчание — вовсе не золото, когда речь идет о детском учреждении. Дети должны быть вовлечены в разговор. Потратьте немного своего времени, чтобы понаблюдать за обстановкой, в которой воспитываются ваши сын или дочь, обращая особое внимание на следующие пять показателей здоровой речевой обстановки:

  1. Отзывчивость: отвечает ли воспитатель ребенку, когда тот задает ему вопросы?
  2. Позитивные эмоции: отвечает ли воспитатель с улыбкой и позитивным отношением?
  3. Удается ли воспитателю удерживать внимание детей? Разговаривает ли он о том, что интересует ребенка?
  4. Расширение темы: задает ли воспитатель вопросы, распространяет ли речь ребенка?
  5. Чтение: есть ли в детском учреждении материалы для письма и книги? Читает ли воспитатель детям?

Источник