Эмоции и чувства ребенка их развитие в младшем школьном возрасте

Эмоции и чувства ребенка их развитие в младшем школьном возрасте thumbnail

У каждого человека эмоции проходят сложный путь развития. Прежде чем говорить об особенностях закономерностей формирования эмоциональности школьников различных возрастов и, в частности, школьников младшего школьного возраста, следует кратко охарактеризовать главные направления развития эмоций человека.

Прежде всего, развитие заключается в постепенной дифференциации эмоций — обогащении качественной палитры переживаний. Одновременно с этим меняется содержание эмоций: усложняются объекты, расширяется круг этих объектов, эмоции новорождённого примитивны: удовольствие от насыщения, купания, неудовольствие от спазмов пустого желудка, мокрых пелёнок. Эти недифференцированные эмоции связаны лишь с органическими первичными потребностями.

По мере того как дети развиваются, они начинают усваивать правила проявления чувств, то есть специфических для данной культуры нормы выражения эмоций в конкретной обстановке или при общении с конкретным человеком либо, с определённым кругом людей. (14,с.15)

Эмоции младшего школьника чрезвычайно богаты оттенками. Эмоциональный отклик вызывает у него самые разнообразные явления: события, происходящие в его непосредственном окружении и во всём мире, взаимоотношения с другими людьми, свои собственные дела, поступки, мысли, чувства, мир прекрасного. Особенно богаты оттенками эмоции, которые рождаются при общении человека с другими людьми: это и сопереживание, и сочувствие, и ненависть, и жалость, и зависть, и гнев, и умиление, и презрение.

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств, возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.

К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Как мы уже говорили, младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности -учении. Учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создаёт новые условия для личностного развития ребёнка.

Януш Корчак, обращаясь к учителям, писал: «Если вы умеете определять радость ребенка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость — преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастья самостоятельности, овладения и обладания «. Сухомлинский В.А говорил «дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания». (17,с.33)

Одна и основных целей воспитания эмоций — формирование радостного положительного отношения к жизни. Однако это вовсе не исключает а, напротив, предполагает воспитание адекватных отрицательных эмоциональных откликов на события, заслуживающие отрицательного отношения. Необходимо учить детей не только радоваться, но и печалиться, осуждать, возмущаться, ненавидеть. Необходимо воспитывать содержательную сторону эмоций, то есть научить детей не бояться трудностей, радоваться успехам и радостям окружающих, сопереживать, осуждать неблаговидные поступки, раскаиваться по поводу собственных ошибок.

К.Д.Ушинский говорил о том, что счастье не может быть беззаботным и бездумным. Януш Корчак, страстно защищавший право детей на каждодневную радость, призывал специально учить их науке ненависти, распознаванию лжи. В.А.Сухомлинский, в системе воспитания которого эмоциям и чувствам уделялось особое внимание, писал: «Не уводите ребёнка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе, пусть горе других людей входит в сердце ребёнка «.

Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок осваивает не только информацию, но и ее оценку взрослыми. Он учится эмоционально — целостному отношению к окружающему миру. Обучение разными средствами учит ребенка чувствам прекрасного, комического и другого. Ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явления жизни открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.

Учение и коллективная деятельность способствует развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к родине, чувства коллективизма, сочувствия, чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

Читайте также:  Развитие ребенка от года реан

Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем вызывать к ней. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от проступка. Он может гордиться не только поступком, который одобрил взрослый, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознаёт. (42, с. 38)

Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.

Что касается эстетических чувств, то у младших школьников они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильные впечатления производят одни сочетания цветов, например, сочетание, светло — зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например, черного с фиолетовым. Но при восприятии картины, дети обращают внимание, прежде всего, на ее содержание и не видят других художественных особенностей. (36, с. 15)

При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические переживания детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Большие возможности для формирования эстетических чувств представляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассматриванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.

Видение и переживание красоты окружающего мира — один из важнейших источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни. Чувства, которые пробуждаются под влиянием восприятия тончайших оттенков окружающего мира, развивают чуткость, впечатлительность души.

Как указывал Ш.А. Амонашвили, духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через чувства сопереживания, через познавательный интерес. Насильно обогащать этот мир невозможно; он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеалы, убеждения. (41, с.12)

Личностная готовность к школе заключается в готовности не к усвоению знаний, а к новому положению в обществе, к новым отношениям. Все большую значимость для школьника приобретает коллектив одноклассников, сверстников, отношение товарищей, их мнение. Потребность общения со сверстниками постепенно превращается в одну из главных. Поэтому такое общение становится одним из основных источников разнообразных эмоций. Таким образом, основной почвой и для положительных, и для отрицательных переживаний младшего школьника является все то, что связано с учением и общением со сверстниками.

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций.

Эмоциональные состояния можно условно разделить на благоприятные (положительные) и неблагоприятные (отрицательные) в зависимости от степени эмоциональной удовлетворенности и вовлеченности ребенка в деятельность.

Благоприятные состояния способствуют личностному развитию ребенка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи. Можно выделить такие типичные благоприятные состояния, как радость, удовольствие, веселье, восторг, спокойствие, удивление.

Положительные чувства у младших школьников возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр, в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. По мере усложнения сюжета, отраженных в нем разных взаимоотношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры, развиваются нравственные чувства детей.

Однако не следует переоценивать возможности младшего школьника. Осознание своих чувств и соответственно понимания чувств других людей у них еще далеко не совершенны. Они часто не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающих то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или иных чувств окружающих, что влечет за собой и неадекватную реакцию ребенка.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка красноярск

Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекать от учебы. Неблагоприятное состояние дает ощущение дискомфорта и неблагополучия и предполагает нарушение меры (например, осторожность -страх, гнев — ярость). К типичным неблагоприятным состояниям школьников можно отнести грусть, обиду, тревогу, эмоциональную напряженность, агрессию, страх. (14, с.76)

Неблагополучие индивида, испытывающего подобное состояние, проявляется в психической неуравновешенности, отсутствии гибкости, ответственности и смысла конкретного действия, поступка. Любые раздражители (действия одноклассников, предложенное задание и другое) в этот момент преломляются через призму неблагоприятного состояния. Вся личность подчинена сильным переживаниям, пронизывающим систему отношений и поведение ребенка.

Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги.

Полностью снять тревогу, устранив все трудности познания невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекает не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находиться на оптимальном (не слишком высоком) уровне, и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с ней.

Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы полностью изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного спокойствия детей, а в том, чтобы, во-первых, удержать тревогу не выше определенного уровня, во-вторых, дать ребенку средство конструктивного преодоления ее. Большинство учителей пытаются освободить свои взаимоотношения с учениками от всякого страха.

песня жанровый эмоциональный школьник

Вывод

Итак, при воспитании эмоций надо стремиться к тому, чтобы школьники остро чувствовали радость бытия, были счастливы. Надо воспитывать у них радость от каждого прожитого дня и стойкость в преодолении трудностей, глубокий и действенный отклик на все, что с нравственной точки зрения заслуживает сочувствие или осуждение. Учителя должны доводить до сознания детей, начиная с младшего школьного возраста, притягательность, социальную значимость таких содержательных эмоциональных свойств, как отзывчивость, умение сопереживать, доброта, любовь к труду. Следует подчеркивать ценность и таких свойств, как оптимизм, жизнерадостность, эмоциональная устойчивость. Влияние педагогов на самовоспитание содержательных эмоциональных свойств означает, по сути, участие в формировании у детей внутренних моральных инстанций, то есть является частью нравственного воспитания, нацеленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Источник

В процессе обучения
изменяется содержание чувств младшего
школьника и происходит их дальнейшее
развитие в плане все большей осознанности,
сдержанности, устойчивости.

С приходом ребенка
в школу его чувства и эмоции начинают
определять не столько игра и общение
с детьми в процессе игровой деятельности,
сколько процесс и результат его учебной
деятельности, та потребность, которую
он в ней удовлетворяет, и в первую
очередь оценка учителем его успехов и
неудач, выставленная отметка и связанное
с ней отношение окружающих.

Правда, встречаются
иногда случаи безразличного отношения
детей к учебе, когда оценка не вызывает
переживаний, что не способствует
формированию положительной мотивации
учения.

Вместе с тем
возможности осознания младшим школьником
своих чувств и понимания чужих чувств
ограничены. Как выяснилось в исследованиях
Н. С. Лейтеса и П. М. Якобсона, семилетний
ребенок часто не умеет правильно
воспринимать выражения гнева, страха
и ужаса. Несовершенство в восприятии
и понимании чувств влечет за собой
чисто внешнее подражание взрослым в
выражении чувств. Так, в большинстве
случаев доброжелательный или
недоброжелательный стиль общения с
людьми передается и ребенку.

Участие в учебной
деятельности и соответственно общение
с учителем, коллективом класса требует
сдержанности в чувствах, что в первое
время дается ученику с трудом.

Импульсивность
поведения, особенно на первом году
обучения, часто еще проявляется у
первоклассника. То он засмеялся на
уроке, увидев в окно прыгающих по ветке
птичек, то при коллективном просмотре
спектакля, увлекшись сюжетом, нарушил
правила поведения.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в 9 месяцев что должен уметь

Ко II, III классу
начинает проявляться все большая
сдержанность в проявлении чувств.
Ученику необходимо управлять своими
чувствами, выполняя повседневные
школьные обязанности, требования
учителя, классного коллектива. Моторные
импульсные реакции, характерные для
дошкольника и часто еще для первоклассника,
начинают заменяться речевыми. К III
классу заметно развиваются речевая
выразительность, обогащается интонация.
Младший школьник, начиная с I класса,
старается справиться с сильным волнением,
побороть свои желания, подчиниться
требованиям, т. е. постепенно произвольность
поведения начинает отражаться и на
сфере чувств.

В целом общее
настроение младшего школьника
жизнерадостное, бодрое, веселое. Это —
возрастная норма эмоциональной жизни.

Все более глубокими,
осознанными становятся высшие чувства
школьника: нравственные, интеллектуальные,
эстетические.

Нравственные
чувства, и их развитие в младшем школьном
возрасте.
В
младшем школьном возрасте в процессе
обучения идет развитие таких нравственных
чувств, как любовь к Родине, коллективизм,
чувство товарищества, дружбы, долга,
чести. Осознанность нравственных чувств
к III классу проявляется в том, что дети
выбирают друга, товарища не по случайным
внешним обстоятельствам (рядом живут,
вместе идут домой), а мотивируют свой
выбор, характеризуя нравственные черты,
которые способствовали сближению с
одноклассником.

Безусловно,
понимание и раскрытие школьником того
или другого нравственного понятия
(товарищ, друг, патриот и пр.) еще не
всегда говорит о проявлении самого
чувства. Осознанность и действенность
нравственных чувств проявляется и
формируется в поступках.

Развитию нравственных
чувств, их осознанности способствует
жизнь в коллективе, который объединяет
учебная деятельность, участие в
общественных делах, личность самого
учителя.

Под влиянием
учителя в совместной учебной, трудовой
и игровой деятельности у учащихся
появляется способность к сопереживанию.
Но учитель должен помнить, что мало
вызвать у ребенка жалость, сочувствие,
симпатию; необходимо, чтобы эти чувства
влияли на поступки, поведение ребенка
и стали одним из звеньев его нравственного
опыта.

Интеллектуальные
чувства в младшем школьном возрасте.

К этим чувствам относятся любознательность,
удивление, сомнение, удовольствие от
удачного решения задачи, разочарование
при неумении ее решать. Первоклассник
испытывает огромную радость от того,
что научился читать, писать, решать
задачи. Процесс познания, вызывая
удовольствие, способствует формированию
познавательных интересов. Младший
школьник стремится узнать, что было,
где, когда и как, его больше интересуют
сами факты, чем причины.

Эстетические
чувства в младшем школьном возрасте.

Это особые чувства наслаждения,
переживания, испытываемые при восприятии
прекрасного. Эстетические чувства
проявляются в самых разнообразных
формах. Источники эстетических чувств
— произведения искусства: литература,
живопись, музыка и др. Учеников захватывают
поступки героев художественных
произведений, фильмов, мультфильмов
и т.д., они с волнением следят за их
жизнью, восхищаются ими, сопереживают.
Книга открывает перед детьми одну из
страниц культуры человечества, пробуждает
воображение, познавательный интерес,
развивает ум.

Особенности
произвольно-волевых действий младшего
школьника.
Как
известно, воля проявляется в умении
совершать действия или сдерживать их,
преодолевая внешние или внутренние
препятствия. В младшем школьном возрасте
можно говорить о произвольно-волевых
поступках, т.е. большую роль играют
чувства, которые нередко становятся
мотивами поведения.

С поступлением в
школу на ребенка действует большое
количество разнообразных сильных
раздражителей. В процессе учебной
деятельности он должен уметь
сосредоточиться и под руководством
учителя осознанно выбрать главное
существенное для своей деятельности.

0чень важна для
младшего школьника при этом доступность
целей. Разрешимость задачи часто
определяется не только тем, в какой
мере он владеет средствами для ее
решения, но и тем, насколько ему видна
цель. Поэтому ребенку небезразлично,
где начало и конец задания. «Открытость
целей в наибольшей мере обеспечивается
таким ограничением объема работы,
которое создает возможность обозрения
всего пути к цели. Обозначение каких —
либо вех на этом пути, указание конечной
цели при наличии промежуточных вех и
четкое определение отдельных шагов к
решению являются необходимыми условиями
придания деятельности школьника
целенаправленности. И наоборот,
размытость границ видения, не —
очерченность задачи становится
препятствием для ее решения.

Другим условием
проявления учащимися организованности,
упорства и других волевых качеств
является такая организация деятельности,
при которой ребенок добивается всего
собственными усилиями.

В процессе обучения
и развития произвольно-волевые качества
младшего школьника совершенствуются.
Дети начинают проявлять целеустремленность,
решительность, настойчивость, выдержку,
смелость, дисциплинированность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник