Общение как средство психического развития ребенка

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общениядошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки.На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Читайте также:  Упражнения для развития физического здоровья ребенка

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник

Роль общения в психическом развитии ребёнка

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Л. С. Выготский* считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Общение- основа доверительных отношений между ребенком и взрослым, которые ведут, в последствии к гармоничному развитию ребенка.

Такими как:

-Эмоциональное развитие

-психологическое развитие

-физическое развитие

-Развитие личности 

-Когнитивное развитие.

С одной стороны полноценное общение, будь то с взрослым или со сверстниками, ведет к правильному всестороннему развитию.

С другой стороны само развитие, или взросление ведет к потребности в общении, на новые более сложные уровни.

 Мать — это первая земная вселенная ребенка. Эмоции матери, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.  

В течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке трудно переоценить.. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.

Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

 Развитие потребности в общении 

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

-Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

-Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием (с 6 месяцев).

-Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

-Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

— ситуативно-личностное,

— ситуативно-деловое,

— внеситуативно — познавательное  

— внеситуативно — личностное.

Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет

^ Значение ситуативно–личностного общения состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах. Вначале эти действия обслуживают общение, но, усвоенные в социальной сфере, начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей. Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, так как вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания.

    Возникновение хватания – первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца – приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия–манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Место ситуативно–личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно–деловым общением.

Читайте также:  Значение творчества для развития ребенка

^ Значение ситуативно–делового общения мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм) и возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Рамки прежней формы общения через некоторое время становятся тесными, разламываются, и дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности, которую мы называем внеситуативно–познавательным общением.^ Значение внеситуативно–познавательного общения детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что оно помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно–следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становятся важным условием развития мышления детей. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере, тем более что большинство предметов, окружающих детей, также являются продуктами деятельности ума и рук человека. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, в соответствии с которой преобразуется и деятельность их общения со взрослым.^ Значение внеситуативно–личностного общения в общем психическом развитии ребенка мы видим в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно–ролевых играх и применяют в своей реальной жизненной практике под контролем и руководством взрослого. Благодаря достижениям детей во внеситуативно–личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Источник

Концепция генезиса общения М. И. Лисиной — теория, раскрывающая механизмы генезиса общения у детей. Концепция раскрывает понятие общения, указывает на роль общения в психическом развитии ребёнка, описывает четыре ведущих формы общения ребёнка со взрослым. Разработана советским психологом М. И. Лисиной в 1974 году[1][2].

Характеристика общения[править | править код]

Определение[править | править код]

В своих трудах М. И. Лисина определяет общение как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»[3]. Важно, что в общении принимают участие обе стороны, оба участника являются субъектами. В процессе общения люди обращаются друг к другу в расчёте получить ответ, так что, если ребёнок слушает взрослого, проявляет интерес, смотрит в глаза, можно быть уверенными, что происходит общение. Общение рассматривают как одну из сторон совместной деятельности[4] или собственно коммуникативную деятельность[5].

Структура коммуникативной деятельности[править | править код]

  • Предмет — другой человек.
  • Потребность в общении возникает в связи со стремлением ребёнка познать себя через познание других.
  • Коммуникативные мотивы отражают то, ради чего совершается общение.
  • Действия общения (отдельные акты) разделяют на инициативные и ответные.
  • Задачей общения является цель, достижение которой преследуется с помощью конкретного коммуникативного акта.
  • Средства — операции, служащие для осуществления общения.[6]

Функции общения[править | править код]

  • построение коллективной деятельности с целью достижения наибольшей её эффективности;
  • установление межличностных отношений, в которых осуществляется формирование личности;
  • межличностное познание[3].

Роль общения в психическом развитии[править | править код]

Развитие ребёнка, согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, происходит путём усвоения социокультурного опыта. Носителем этого обобщённого опыта является взрослый, следовательно, общение с ним — неотъемлемая часть процесса развития ребёнка.
Тому можно привести следующие доказательства:

  1. случаи диких детей (так называемых детей «Маугли»): существование маленького ребёнка вне человеческого общества делает невозможным его становление в качестве представителя человеческого рода (влечёт за собой изменение пути психического развития);
  2. феномен госпитализма и его последствия: пребывание маленького ребёнка в больничных условиях или в детском доме в отсутствии близкого взрослого приводит к нарушению развития;
  3. эффект специально организованного опитимизирующего воздействия (демонстрация влияния общения на развитие путём формирующего эксперимента).[7]

Эксперимент состоял в выявлении влияния интенсификации общения взрослого с детьми в возрасте от 2 до 4 мес. на ускорение процесса их развития. Экспериментатор общался с детьми: ласкал их, разговаривал, поглаживал и т. д. на 7 — 8 мин больше, чем это делали с детьми из контрольной группы. В результате эксперимента были получены значимые различия в пользу детей, подвергавшихся экспериментальному воздействию, по следующим показателям:

  • длительность занятий с игрушками;
  • разнообразие действий;
  • радость и удовольствие от манипуляций с игрушками;
  • исследовательская активность;
  • большинство сложных действий по сравнению с простыми.[3]

На более поздних стадиях развития влияние общения наблюдается в сферах любознательности, эмоциональных переживаний, формировании привязанности, овладения речью.
Таким образом, взрослый для младенца является необходимым источником всевозможных стимуляций: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, эмоциональных, а также транслятором опыта, и источником истинно человеческих задач (таких как, например, научиться говорить), которые побуждают ребёнка к развитию[3].

Возникновение общения у ребёнка[править | править код]

Коммуникативная деятельность, как и любая другая, возникает на основе потребности и её опредмечивания. Потребность в общении в качестве жизненно необходимого процесса возникает у ребёнка не сразу при рождении. Об этом можно судить по внешним проявлениям.

В течение первых двух недель обращение взрослого не вызывает никакой реакции ребёнка (только сосредоточение в момент кормления). С третьей недели в присутствии взрослого у ребёнка наблюдается ориентировочно-исследовательская активность. На четвёртой неделе присутствуют ответная улыбка и позже улыбка по собственной инициативе. На втором месяце у ребёнка формируется некоторый комплекс поведенческих проявлений («Комплекс оживления»), свидетельствующий о возникновении у него потребности в общении со взрослым. При этом поэтапно возникают следующие особенности: 1) внимание ребёнка при общении направлено на взрослого, 2) ребёнок проявляет эмоции по отношению ко взрослому, 3) сам проявляет инициативу и привлекает внимание взрослого, 4) способен улавливать отношение взрослого и воспринимает его как оценку.[8]. Таким образом, целью общения становится познание себя через другого.

Читайте также:  Всестороннее и гармоничное развитие ребенка в доу

Потребность в общении возникает в результате опережающей инициативы взрослого, который с первых дней жизни воспринимает ребёнка как любимого человека, как личность, владеющую сознанием. Ребёнок открывает для себя свойства субъектности, личностности — своей и взрослого — с возникновением потребности в общении и в результате общения.
Потребность в общении со сверстниками формируется ближе к третьему году жизни[9].

Средства общения[править | править код]

Средствами общения являются операции, посредством которых человек воздействует на партнёра по общению.

Выделяют 3 основных категории средств, которые осваиваются поэтапно:

  • экспрессивно-мимические (мимика: взгляд, улыбка и другие выражения чувств на лице; выразительная жестикуляция; экспрессивные вокализации);
  • предметно-действенные (позы, локомоции, действия с предметами или их изображение в процессе совместной предметной деятельности ребёнка и взрослого);
  • речевые (необходимые условия для возникновения речи на втором году жизни: близкий эмоциональный контакт со взрослым до года, наличие совместной деятельности со взрослым на границе между первым и вторым годом и «голосовое» взаимодействие, при котором сочетаются словесные обращения взрослого и доречевые вокализации ребёнка).[10]

Развитие общения[править | править код]

Развитие общения от момента возникновения вплоть до школьного возраста происходит путём смены ведущей формы общения как совокупности черт, характеризующих коммуникативную деятельность.

Основными параметрами для выделения формы общения являются:

  • возраст, в котором данная форма становится ведущей, то есть обеспечивает развитие наиболее важных для этого этапа психических процессов;
  • место общения в системе деятельностей;
  • содержание потребности, которая удовлетворяется путём общения;
  • мотивы, побуждающие к общению;
  • средства общения, преобладающие на данной стадии.

Формы общения[править | править код]

  • Ситуативно-личностная.

Возраст — с момента возникновения общения до 6 месяцев.
Место — центральное место в жизни ребёнка, общение обеспечивает выживание и удовлетворение всех базовых потребностей.
Непосредственно общение удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном отношении к нему.
Мотив общения — личностный (взрослый — объект познания, источник ласки и безусловной любви).
Средства — экспрессивно-мимические.

В ходе этого периода происходит развитие перцептивных функций, подготовка к овладению хватанием.

  • Ситуативно-деловая.

Возраст — 6 месяцев до 3 лет.
Место — общение как средство совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым.
Остаётся потребность в доброжелательном внимании и добавляется потребность в сотрудничестве.
Мотив — деловой (взрослый необходим для организации и поддержания игры, помощник, образец действий с предметами).
Средства — предметно-действенные.

  • Внеситуативно-познавательная.

Возраст — 3 — 4 года.
Место — общение разворачивается в ходе познания ребёнком окружающего физического мира, в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности.
К потребностям, побуждающим к общению на предыдущих двух стадиях, прибавляется потребность в уважении.
Мотив — познавательный (взрослый представляется как партнёр по обсуждению феноменов окружающего мира, источник знания).
Средства — речевые операции.

Возникает возможность получать от взрослого информацию не связанную с актуальной ситуацией (внеситуативные знания), что способствует развитию наглядных форм мышления

  • Внеситуативно-личностная.

Возраст — 5 — 6 лет.
Место — общение складывается из отдельных эпизодов и разворачивается в ходе ориентации ребёнка в социальном мире.
В спектре потребностей, побуждающих к общению, возникает потребность к сопереживанию и взаимопониманию.
Мотив — личностный (взрослый выступает как источник социально-нравственных норм, умений и знаний).
Средства — речевые операции.

За счёт этой формы общения ребёнок усваивает ценности, формируется готовность ребёнка к школе в мотивационной, интеллектуальной и коммуникативных направлениях. Новые формы общения обогащают имеющийся у ребенка репертуар, занимая приоритетное положение. Приоритетность форм общения, связанная с характером ведущей деятельности, которую они обслуживают, становится элементом специфики психологического возраста. Переход с одной формы общения на другую происходит из-за рассогласованности текущего уровня общего психического развития ребёнка и уровня развития его коммуникативной сферы.[11]

Критика[править | править код]

Концепция М. И. Лисиной имеет большой значение для развития отечественной психологии[12] и становится предметом научных дискуссий.
Одним из предметов дискуссии стало высказывание об общении как деятельности. Д. Б. Эльконин высказал предположение о том, что предмет исследования М. И. Лисиной было вовсе не общение как деятельность, а «состояние любви» как фундаментальная составляющая общения. А также он подчёркивает, что в коммуникативной деятельности происходит не пользование готовыми структурами, а ориентировочная активность, направленная на опробование и преобразование человека.

В. И. Слободчиков подчёркивал ограниченность понимания общения, принятого в данной концепции, так как не было проработано понятие «связи» между ребёнком и взрослым, которая устанавливается путём общения.[13].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Детская психология // Лисина М. И.
  2. ↑ Вопросы психологии // Мая Ивановна Лисина (некролог), 1983, с. 166—167
  3. 1 2 3 4 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — С. 9, 14, 23, 30, 79-80.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов факультетов психологии университетов / Г. М. Андреева. — Москва : Издательcтво Московского университета, 1980. — С. 95.
  5. Смирнова Е. О. Концепция генезиса общения М. И. Лисиной / Е. О. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 35.
  6. Мишина Е. В. Анализ ситуации психологического консультирования с точки зрения категории «общения» / Е. В. Мишина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 88.
  7. Мещерякова С. Ю. Психология младенчества с позиции концепции М. И. Лисиной / С. Ю. Мещерякова // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 44.
  8. Карабанов О. А. Возрастная психология. Лекции. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — С. 160.
  9. Обухова Л. Ф., Павлова М. К. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей / Л. Ф. Обухова, М. К. Павлова // Культурно-историческая психология — 2009. — № 2. — С. 120.
  10. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп
    .— СПб.: «Детство-пресс», 2005. — С. 32.
  11. ↑ Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — С. 9, 14, 23, 30, 79-80.
  12. Смирнова Е. О. Значение концепции общения М. И. Лисиной для отечественной психологии // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 87—92.
  13. Ермолова Т. В. М. И. Лисина и современная детская психологи / Т. В. Ермолова // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 112—114.

Литература[править | править код]

  • Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.
  • Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997.

Ссылки[править | править код]

  • Ермолова Т. В. Вопросы психологии: М.И. ЛИСИНА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1999). Дата обращения 15 декабря 2018.
  • Рузская А.Г. Общение, личность и психика ребёнка (1997). Дата обращения 15 декабря 2018.

Источник