Истоки базисная программа развития ребенка дошкольника 1997

Валерия Попова
Анализ программы «Истоки»

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

Коллективом научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование».

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека

Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программевыделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий,:— младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий че»тыре компонента:

1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);

2) задачи развития («цветок»);

3) показатели развития («яблоко»);

4) базисные характеристики личности («детское личико»).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».

В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».

В приложении даны факультативы:

1) «Обучение второму языку»;

2) «Компьютер в дошкольном учреждений»;

3) «Мир природы в городе и ребёнок».

Программа рекомендована Московским комитетом образования

Анализ программы «ИСТОКИ«

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В Программевыделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Программаобеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

Источник

«Истоки» — программа нового типа

  В ней отражено базисное содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа, являясь комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития ( ), взаимосвязь всех его сторон.

  Базисная программа направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает необходимый уровень развития детей каждого психологического возраста. В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1989), воспитание должно быть направлено на развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объёме. Реализация стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребёнком, семьёй и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

Читайте также:  Деятельность является движущей силой развития ребенка

  Базисная программа имеет открытый характер. Она задаёт основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволит перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.

  Программа строится на достижении отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В её основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребёнком и взрослым (социальная ситуация развития); определённую иерархию видов деятельности и её ведущий тип; основные психологические достижения ребёнка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

  В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); и дошкольное детство – младший школьный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребёнка, но не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные коллективы.

  В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются её содержание и форма.

  В каждом психологическом возрасте ест главная задача – генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений ребёнок – взрослый. Её решение жизненно важно для полноценного развития ребёнка и успешного перехода на следующий возрастной этап.

  Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

  Игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребёнка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.

  В Программе обозначены задачи развития ребёнка в деятельности по четырём основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Развитие ребёнка по каждой из этих линий происходит неравномерно, поэтому в Программе их содержание каждом возрасте представлено с разной полнотой.

  «Социальное развитие» характеризуется общением со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности – главные условия присвоения ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

  В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребёнка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

  «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребёнка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития – формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

  В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребёнку ощущения «мышечной радости». Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

 Программа включает два блока: базис и вариант его реализации.

  Базисная часть Программы (её элементы обозначены кружком) для каждого возраста составляют четыре компонента:

·  характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка;

·  задачи развития;

·  показатели развития;

·  базисные характеристики личности.

  К ним относятся: компетентность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Эти характеристики складываются в дошкольном детстве не одновременно и на каждом возрастном этапе имеют своё содержание.

  К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы». В нём раскрываются рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место самодеятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специфика дошкольного обучения, работа «предметников» в общем педагогическом процессе и др.); принципы создания развивающей предметной среды; содержание и формы сотрудничества педагога с семьёй; работа психолога в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Оценка развития ребенка по рисунку

  Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Воспитатель по своему усмотрению, с учётом собственного профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы.

  «Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы.

  В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребёнка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка, и как результат процесса нормального хода его развития.

  В разделе «Речь и речевое общение» доминирующее значение приобретает развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчёркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами.

  Приобрели новую направленность и традиционные разделы Программы.

  Так, основная цель раздела, связанного с ознакомлением старших дошкольников с окружающим – «Мир, в котором мы живём» — сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребёнка; формировать у него чувство принадлежности к определённой культуре; уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своём городе и в своей стране. Этот раздел во «2-м издании вобрал в себя содержание другого – «Культура быта.

  В основе ознакомления детей с живой и неживой природой («Природа и ребёнок») лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания.

  Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования основ чтения, письма и счёта в условиях организации особой общности детей – группы ровесников. Во 2-м издании большое внимание уделено дошкольной специфике в работе с детьми.

  Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах Программы, как «Мир, в котором мы живём», «Природа и ребёнок», «Культура быта» и др.

  В Приложении даны факультативы: «Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном учреждении», «Живой мир природы в городе и ребёнок», который во 2-м издании дополнен новым содержанием о растениях. Факультативы предназначены для учреждений, работающих в этих направлениях.

  Кроме того, Приложение дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации».

  Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

  Изображённый символ – «источник» – означает, что ребёнок вместе со взрослым, они оба, черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

  Поэтому основным лейтмотивом всей Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребёнок со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. Содержание программы предполагает также диалоги культур и поколений.

  Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов – сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. .

  Создавая программу, авторы опирались на работы выдающихся отечественных учёных: , , и др.

  Коллектив авторов программы развивает идеи исследователей – психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: , , А. М, Фонарёва, Н. А, Ветлугиной, В. Г, Нечаевой и др.

Источник

Предтечи программы «Истоки»

Сначала была разработана Концепция программы «Истоки» как базисная программа развития ребенка. В 1997 г. вышло 1-е издание программы «Истоки», которая была апробирована в практике воспитания дошкольников в Москве и ряде регионов России. Авторы программы проводили семинары с практиками, получив от них одобрение, вопросы и замечания по тексту программы. Эта «обратная связь» помогла при подготовке 2-го издания сделать программу «Истоки» полней и доступней для широких кругов педагогов, работающих с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.

Концепция
базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки»

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Изменения в дошкольном воспитании – на первой ступени системы образования – характеризуются как положительными, так и отрицательными тенденциями.

К первым относится создание гибкой многофункциональной системы разнообразных дошкольных учреждений, в которой, наряду с обновляемыми традиционными их типами, возникают новые: комплексы «Детский сад – школа», прогимназии, «Дошкольные центры» и др. Положительным также является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Читайте также:  Общие и специфические закономерности аномального развития ребенка

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате – к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие базисной программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике.

Стандарт дошкольного уровня образования – это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Стандарт образования обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1989 г.), воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме (статья 29).

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей.

Достижение стандарта дошкольного уровня образования обязательно для всех дошкольных учреждений, независимо от их профиля (кроме тех, в которых воспитываются дети с определенными типами отклонений в физическом и психическом развитии).

Многие годы базисной программой была «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.), основанная на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики. Она построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. В ней изложены основы физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей первых семи лет жизни; определены объем и содержание разнообразных занятий с ними. «Типовая программа» до настоящего времени была лучшей по результатам воспитания.

Однако, отражая социальный заказ своего времени, она была излишне идеологизирована и содержала целый ряд тем, далеких от жизни и опыта ребенка и зачастую недоступных его пониманию. Заявленный в этой программе деятельностный подход не был в полной мере реализован, поскольку ребенок не выступал в ней как субъект собственной деятельности. Не предусматривались фактически условия для саморазвития ребенка и реализации его творческого потенциала как интегративного, родового человеческого качества.

Возраст в программе был представлен как календарный и «привязан» организационно, в плане распределения программного материала, к соответствующим группам детского сада. Это затрудняло видение перспективы развития, не позволяло педагогу строить воспитательно-образовательный процесс с учетом неравномерности и индивидуального темпа развития каждого ребенка.

Все сказанное делает остроактуальной разработку новой базисной программы развития ребенка, которую и представляет научно-исследовательский Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуально-ориентированный подход к ним.

Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (Запорожец А.В.). В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного.

Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе преду-смотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Теоретические основы концепции

Date: 2015-09-02; view: 241; Нарушение авторских прав

Источник