Общие и специфические закономерности аномального развития ребенка

В отечественной
психологии интерес к закономерностям
психического развития при различных
видах недостаточности возник уже давно.

С момента создания
специальных образовательных учреждений
все психологические исследования были
направлены на изучение своеобразия
познавательных процессов у детей. В
ходе этого изучения становилось понятно,
что наиболее общие закономерности,
обнаруживаемые в психическом развитии
нормального ребенка, прослеживается и
у детей с различными патологиями
развития. Первым кто попытался
целенаправленно рассмотреть данный
вопрос был Г.Я. Трошин, а затем Л.С.
Выготский.

К
таким закономерностям относятся
определенная последовательность стадий
развития психики, наличие сензитивных
периодов в развитии психических функций,
последовательность развития всех
психических процессов, роль деятельности
в психическом развитии, роль речи в
формировании высших психических функций,
ведущая роль обучения в психическом
развитии
.
Эти конкретные проявления общности
нормального и нарушенного рахзвития
были четко показаны в работах Занкова,
Власовой, Соловьева, Розановой, Шиф,
Петровой.

Рассматривая
умственную отсталость, слепоту, глухоту,
он отметил, что причины их вызывающие
(в основном заболевания, травмы,
наследственность), ведут к возникновению
основного нарушения в сфере психической
деятельности , которое определяется
как первичное нарушение. Так, при слепоте
первичным нарушением является выключение,
или резко выраженная недостаточность
зрительного восприятия, при глухоте –
грубые нарушения, или полное выключение
слухового восприятия, при умственной
отсталости- нарушения аналетико-синтетической
деятельности мозга.

ИЗВЕСТНО, ЧТО при
первичном нарушении, если оно возникает
в раннем детстве, происходят своеобразные
изменения всего психического развития
ребенка, что проявляется формировании
вторичных и и третичных нарушений. Все
они обусловлены первичным нарушением
и зависят от его характера (типа первичного
недостатка, степени выраженности и
времени возникновения). Например, при
глухоте первичным нарушением является
выключение или грубая патология слухового
восприятия. Вторичный дефект — нарушение
речевого развития, т.к. словесная речь
при отсутствии у ребенка слуха
самостоятельно (как это бывает у слышащих)
не развивается. Однако, нарушение
речевого развития в свою очередь
отрицательно сказывается на развитии
мыслительной деятельности, недостатки
в формировании которой выступают уже
не дефекты третьего порядка, ведущие
далее к трудностям общения. При частичном
нарушении слуха – у слабослышащих детей
первичный дефект выражен слабее, а
нарушения в развитии речи имеют иной
характер. Например, речь может
формироваться на основе сниженного
слуха, хотя при этом характеризуется
дефектами произношения, грамматического
строя, ограниченностью словаря,
замедленным формированием понятий и
их недостаточностью. Эти недостатки
также приводят к нарушениям в формировании
мыслительной деятельности и другим
дефектам. При потере слуха в возрасте,
когда словесная речь уже сформирована
(после 6 лет) вторичные недостатки
становятся еще менее выраженными.

Возникновение
вторичных дефектов в процессе психического
равзвития ребенка с проблемами в
развитии было выделено Л.С. Выготским
как общая закономерность аномального
развития.

Он
же выделил еще одну закономерность –
затруднение
взаимодействия с социальной средой и
в нарушениях связей с окружающим миром.

Если общие
закономерности расположить в порядке
их значимости и всеобщности, то это
выглядит так:

-сниженная
способность к приему и переработке
информации;

-при всех типах
нарушений объем информации, который
может быть принят в единицу времени, в
той или иной мере ниже чем в норме (детям
с патологией необходимо больше времени).

Приведет пример
специфических закономерностей проблемного
развития ребенка.

Известно, что речь
у глухого ребенка никогда не разовьется
без специально организованной помощи.
Известно, что у слышащих детей речь
развивается согласно определенным
этапам (гуление, лепет). Глухие дети не
слышат произносимых ими звуков и лишены
стимуляции к развитию лепета, следовательно,
гуление угасает не переходя в лепет. Но
если ребенку на первом году жизни будет
предложен слуховой аппарат, то в той
или иной мере у него появляется возможность
слышать звуки, в том числе и те, которые
он воспроизводит. Т.о., развитие ребенка
приближается к норме.

Специфика
проявляется в психическом развитии
детей с глубокими нарушениями зрения.
80% информации мы получаем используя
зрение. Источниками информации становятся
слух и осязание. Итак, развитие ребенка
иное, чем у зрячего, по иному формируется
образ мира.

При умственной
отсталости, страдает переработка
информации (аналетико-синтетическая
деятельность), отстает формирование
предметной деятельности, речи, понятий,
элементарных мыслительных операций.

Специфика характерна
и для сензитивных периодов развития.
Заметим, что сензитивные периоды у
детей с проблемами в развитии не совпадают
с сензитивными периодами детей,
развивающихся в норме. Это обусловлено
физиологической зрелостью нервных
структур.

Более подробно
можно прочитать в учебнике «Специальная
психология» под редакцией В.И. Лубовского,
либо в учебнике Кузнецовой Л.В., стр.37-41

  1. Понятие «норма»
    и «аномальное развитие». Теория Л.С.
    Выготского о сложной структуре дефекта
    при аномальном развитии

Определение нормы,
степени нормальности является и сегодня
сложной, ответственной междисциплинарной
проблемой. «Норма» по отношению к уровню
психосоциального развития человека
все больше «размывается» и рассматривается
в различных значениях.

Выделяют
статистическую,
функциональную

и идеальную
норму.
Статистическая

норма- это уровень психосоциального
развития человека, который соответствует
средним качественным и количественным
показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции
людей того же возраста, пола, культуры
и т.д. статистическая норма представляет
собой определенный диапазон значений
развития какого-либо качества (роста,
веса, уровня интеллекта, отдельных его
составляющих)., расположенных около
среднего арифметического.

Читайте также:  Карта развития ребенка школьника по фгос образец

Функциональная
норма –
это
неповторимость пути развития каждого
человека. Это индивидуальная норма
развития, которая является отправной
точкой реабилитационной работы с
человеком, независимо от характера,
имеющегося у него нарушения. Т.е., когда
в процессе самостоятельного развития
или в результате психолого-педагогической
коррекционной работы наблюдается
сочетание взаимоотношений личности и
социума, при котором личность без
длительных внешних и внутренних
конфликтах продуктивно выполняет свою
ведущую деятельность. Это своеобразный
гармоничный баланс между возможностями,
желаниями и умениями с одной стороны и
требованиями со стороны социума, с
другой.

Идеальная норма
некое
оптимальное развитие личности в
оптимальных для нее социальных условиях.
Можно сказать, что это высший уровень
функциональной нормы.

В психологии
рассматривается норма реакции (моторной,
сенсорной), норма когнитивных функций
(восприятия, памяти, мышления). Норма
регуляции, эмоциональная норма, норма
личности и т.д. итак, норма-это установленная
мера средняя величина чего-либо. Проблема
критериев нормы приобретает особую
актуальность в контексте коррекционно-
развивающей деятельности для решения
задач, направленных на воспитание и
перевоспитание. В психологии как и в
педагогике пользуются такими понятиями
как

Предметная
норма –
знания,
умения, навыки, действия, необходимые
для овладения ребенком содержанием
учебно-образовательной программы;

Социальная
возрастная норма –

показатели интеллекта и личностного
развития ребенка, которые должны
сложиться к концу определенного
возрастного периода;

Индивидуальная
норма

проявляется в индивидуальных особенностях
развития ребенка.

Аномальное
развитие –
это
отклонение от нормы, закономерности
развития, неправильность развития.
Известно, что число детей развивающихся
в условиях патологии постоянно растет.
Обусловлена данная тенденция различными
факторами. Среди них:

дестабилизация
общества и отдельных семей;

отсутствие в ряде
случаев нормальных гигиенических,
экологических, экономических условий
для будущих матерей и детей из разных
возрастных групп;

у многих детей
отмечается психическая и познавательная
депривация вследствие недостаточности
удовлетворения сенсорных и эмоциональных
контактов и потребностей, которые
приводят к различным заболеваниям и
отклонениям в развитии;

среди прочих
факторов необходимо отметить генетическую
направленность вопроса, а также влияние
эндо и экзогенных факторов в период
пренатального, натального и постнатального
развития.

Понятие «дефекта»,
его первичности, вторичности и третичности
было введено известным отечественным
ученым Л.С. Выготским. Итак, дефект- это
физический или психический недостаток,
вызывающий нарушение хода нормального
развития ребенка.

Первичные дефекты
возникают в результате органического
повреждения или недоразвития какой-либо
биологической системы (анализаторов,
высших отделов головного мозга и др.)
вследствие воздействия патогенных
факторов. Проявляется в виде нарушений
слуха, зрения, паралича, интеллектуальной
недостаточности и т.д. Итак, первичный
дефект всегда биологический по своему
происхождению.

Вторичные дефекты
имеют характер психического недоразвития
и нарушений социального поведения,
непосредственно не вытекающих из
первичного дефекта, но обусловленных
им (нарушение речи у глухих, нарушения
восприятия и пространственной ориентировки
у слепых и т.д.). Они возникают в ходе
жизни ребенка на фоне нарушенного
психофизического развития и негативного
социального окружения. Вторичному
недоразвитию подвергаются те функции

которые
непосредственно связаны с органически
поврежденными ( формирование речи у
глухих);

вторичное
недоразвитие характерно для тех функций,
которые во время повреждения находились
в периоде своего развития;

социальная
депривация — изоляция ребенка от
сверстников и взрослых тормозит усвоение
знаний и умений.

В процессе развития
изменяется иерархия между первичным
и вторичным нарушением. На начальных
этапах основным препятствием к обучению
и воспитанию является органический
(первичный) дефект, затем в случае
несвоевременно начатой коррекционно-развивающей
работы или при ее отстутствии , вторично
возникают явления психического
недоразвития, а также неадекватные
личностные установки, вызванные неудачами
в различных видах деятельности. Здесь
возникает третичный
дефект в виде формирования негативного
отношения к себе, социальному окружению,
основным видам деятельности. Часто
третичный дефект выражается в асоциальном
поведении детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Под
закономерностью понимают объективно
существующую, повторяющуюся существенную
связь между явлениями. Существуют
закономерности общие, отражающие общее
для больших групп явлений, и специфические
(или частные), действующие в какой-либо
подгруппе явлений.

Наряду
с общими тенденциями в развитии нормальных
и «особых» детей выделяют специфические
закономерности психического развития.
Описываются три уровня этих закономерностей.

·
Первый уровень — закономерности,
характерные для всех категорий детей
с нарушениямив развитии.

·
Второй уровень — закономерности,
свойственные развитию детей того или
иного типадизонтогенеза.

·
Третий уровень — закономерности,
характерные для определенного вида
нарушения.

Одна
из первых закономерностей была выведена
Л.С. Выготским, который сформулировал
положение о том, что наличие первичного
дефекта, вызванного биологическим
фактором, влечет за собой появление
вторичных нарушений, возникающих в ходе
последующего аномального развития.
Таким образом, была показана причинная
обусловленность изменения развития
аномального ребенка: наступившее в том
или ином звене нарушение закономерно
в силу действия общих законов
психологического развития влечет за
собой изменение развития аномального
ребенка, что проявляется в отклонениях,
различных по своему характеру, силе и
значимости у каждой категории аномальных
детей. Однако общим для всех случаев
является то, что возникшие изменения
оказывают влияние на весь дальнейший
ход развития ребенка.

Выявлена
зависимость количественного и
качественного своеобразия вторичных
нарушений от степени и качества первичного
дефекта: чем тяжелее первичный дефект,
тем более ярким будут проявления
вторичных нарушений, а также наличие
зависимости между степенью выраженности
возникающих нарушений и временем
воздействия на организм ребенка
патогенного фактора.

Читайте также:  Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка реферат

Чем
раньше возникает первичный фактор, тем
менее благоприятной будет картина
последующего развития.

Общей
закономерностью для всех аномальных
детей являются затруднения во
взаимодействии с окружающей средой и,
прежде всего, с людьми.

В.И.
Лубовский описал специфические
закономерности психического развития
первого уровня:

·
Нарушение процесса приёма, переработки,
сохранения и использования информации
детьми с проблемами в развитии.

·
Нарушение речевого опосредствования.
У детей с нарушенным слухом эта
закономерность также может иметь
преходящий характер, при адекватных
условиях обучения соотношение
непосредственного и опосредствованного
запоминания изменяется в пользу
последнего. Дети учатся пользоваться
адекватными приемами осмысленного
запоминания в отношении наглядного и
словесного материала.

·
Более длительные сроки формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности. У детей с нарушениями
слуха эта закономерность имеет свои
временные и структурные особенности
проявления. По мере овладения речью
глухой ребенок усваивает более точные
и обобщенные значения слов, приобретает
способность оперировать отвлеченными
понятиями.

·
Риск возникновения состояний
социально-психологической
дезадаптированности.

В
психическом развитии детей с дефицитарным
типом нар. выделяют закономерности,
характерные для данного вида нарушения
психического развития. И.М.Соловьев
выделяет две такие закономерности.

Первая
закономерность связана с тем, что
необходимым условием успешного
психического развития всякого ребенка
является значительное возрастание
количества, разнообразия и сложности
внешних воздействий. Из-за пораженияк
примеру слуха объем внешних воздействий
на глухого ребенка очень сужен,
взаимодействие со средой обеднено,
общение с окружающими людьми затруднено.
Вследствие этого психическая деятельность
такого ребенка упрощается, реакции на
внешние воздействия становятся менее
сложными и разнообразными. Формирующаяся
система межфункциональных взаимодействий
изменена. Поэтому компоненты психики
у ребенка с нарушенным слухом развиваются
в иных по сравнению со слышащими детьми
пропорциях. Вторая закономерность —
отличия в темпах психического развития
у детей с нарушениями слуха по сравнению
с нормально слышащими детьми: замедление
психического развития после рождения
и ускорение в последующие периоды.
Изменения в темпах психического развития
внутренне связаны с отличиями в структуре
психики.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Многочисленные исследования определили целый ряд закономерностей, характеризующих аномальное развитие ребенка с тем или иным дефектом. Было установлено, что дефект, возникший вследствие того или иного заболевания, не представляет собой изолированного выпадения. В ходе развития у ребенка с дефектом анализатора пли интеллектуальным дефектом возникает целый ряд отклонений, создается целостная картина атипичного, аномального развития.

В тридцатые годы Л.С. Выготским была выдвинута идея сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом.

В сложной структуре аномального развития прежде всего различается первичный дефект, непосредственно возникающий вследствие болезнетворного влияния, а также целый ряд вторичных отклонений, являющихся результатом нарушений развития, вызванных первичным дефектом.

Примером первичного дефекта может служить: нарушение слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового анализатора ребенка; нарушение зрительного восприятия, возникшего в результате повреждения зрительного анализатора; нарушение элементарных интеллектуальных операций в результате повреждения центральной нервной системы и т.п.

Вторичные нарушения функции обычно являются результатом их аномального развития. Отсутствие обычной опоры, необходимой для каждой развивающейся функции, необходимость использования для ее развития других сохранившихся функций создает глубокое ее своеобразие.

Например, глухота, возникшая в раннем детстве, нарушает нормальный ход развития ребенка.

Своеобразие слухового анализатора, в отличие от прочих анализаторов, состоит в его исключительной роли в развитии и функционировании речи. Иначе говоря, речь — ближайшая, в первую очередь зависящая от деятельности слухового анализатора, функция. При раннем возникновении глухоты у ребенка не развивается устная речь. Немота в данном случае есть вторичный дефект, возникший в результате нарушения развития.

Овладение устной речью у ребенка, потерявшего слух в раннем возрасте, оказывается возможным только в условиях специального обучения с опорой на сохранные анализаторы: зрение, тактильно-вибрационную чувствительность; кинестетическую чувствительность: температурную чувствительность и т.д. Развитие речи в этом случае протекает своеобразно: произношение, лишенное слухового контроля, оказывается резко недостаточным; запас слов накапливается медленно; значение слов усваивается неточно. В процессе специального обучения речи у глухого ребенка наблюдается целый ряд характерных отклонений, которые оказываются следствием ограниченного на раннем этапе развития речевого опыта. Глухой ребенок на раннем этапе обучения замещает одни слова другими. В ошибках употребления слов на раннем этапе развития глухого ребенка обнаруживается чрезмерно конкретное их понимание и относительно долгое время почти полная невозможность понимания слов, имеющих сколько-нибудь отвлеченное значение. Глухой ребенок, обучающийся в начальных классах, не понимает, например, разницы в значениях слов чистый чисто, быстро-быстрый, сильный — сильно и уж совсем долго не может понять отличие этих слов от слов чистота, сила, быстрота. Подобные слова представляют для него большую степень отвлечения. Обобщения, заключенные в грамматических значениях языка, представляют для него большую трудность. Таким образом, вторичные отклонения в развитии речи глухого ребенка приводят к отклонениям третьего порядка — к нарушению словесно-логического мышления.

Под влиянием задержки развития устной речи мы можем наблюдать у глухих детей и другие отклонения в развитии. Они долго не могут письменно выражать свои мысли и понимать читаемый текст, с большим трудом овладевают решением текстовых арифметических задач, так как не понимают их условии.

Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца развитие игры

На ранних этапах их обучения отмечается также задержка соотносящего мышления. Так, например, подбор в определенной последовательности картинок, составляющих рассказ, оказывается глухим детям доступным позже, чем нормально слышащим детям. Серии картинок, которые к правильной последовательности складываются нормально слышащими детьми в 8-летнем возрасте, глухими детьми складываются лишь к 10 годам. Характерно, что глухие дети, обучающиеся устной речи в дошкольном возрасте, справляются с сериями картинок не хуже нормально слышащих. Это доказывает, что недоразвитие соотносящего мышления глухого ребенка имеет своей причиной задержку речевого развития.

И дети, и взрослые глухонемые обнаруживают некоторые черты своеобразия характера,примитивное понимание некоторых нравственных требований и т.д.

Аналогично глухим и у слепых детей можно наблюдать сложную структуру аномального развития. В качестве первичного дефекта у обычного слепого можно отметить неспособность различать свет и тени, возникающую в результате поражения органов зрения.

Наиболее известным вторичным проявлением аномального развития слепых является недостаточность пространственной ориентировки. Еще более характерно наблюдающееся при возникновении слепоты в раннем возрасте наличие ограниченного круга конкретных предметных представлений.

Изменение моторики и особенно походки у лиц, рано потерявших зрение, можно считать вторичным проявлением аномального развития. Своеобразие походки слепого теснейшим образом связано с необходимостью ориентировки в пространстве с помощью осязания икинестетической чувствительности.

Для слепых характерна недостаточная выразительность мимики лица, возникающая как результат отсутствия зрительных впечатлений. Отмечаются также некоторые характерологические особенности.

В структуре аномального развития ребенка с интеллектуальным дефектом, возникшим вследствие поражения мозговой коры, можно отметить, с одной стороны, симптом, непосредственно обусловленный болезнетворным влиянием (т.е. первичный дефект), и, с другой стороны, ряд вторичных проявлений, возникающих в нарушенном ходе развития ребенка.

На примере олигофрении Л.С. Выготский развернул свою идею сложной структуры аномального развития ребенка. Он показал, что отдельные симптомы аномального развития находятся в чрезвычайно сложном отношении к основной причине. В качестве первого и наиболее частого осложнения, возникающего как вторичный симптом при слабоумии, оказывается недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, которые складываются и возникают в процессе социального развития ребенка. Выпадение из коллектива вследствие слабоумия обуславливает вторичную симптоматику в его аномальном развитии.

Недоразвитие высших психических функций является именно этим следствием, т.к. оно связано с первопричиной не прямой, а опосредованной связью. В качестве вторичного образования наблюдается также недоразвитие личности ребенка, страдающего олигофренией: примитивные реакции, повышенная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, которые находятся в динамической связи с его основным дефектом. Часто наблюдаемые при олигофрении невротические реакции Л.С. Выготский также приводил в качестве примера вторичного осложнения. Интеллектуальная недостаточность, по его мнению, представляет исключительно благоприятную почву для возникновения невротических реакций.

Если обратиться к исследованиям детей с недостатками речи, то и у них можно будет отметить, с одной стороны, симптомы первичного порядка, непосредственно обусловленные вызвавшей их болезнетворной причиной, и ряд других симптомов, возникающих в ходе аномального развития. Так, например, при косноязычии (первичный симптом), возникшем в результате расщепления губы и твердого неба, наблюдается недостаточное овладение звуковым составом слова, которое может привести к характерному для этих случаев расстройству письма. Это расстройство при механической ринолалии не обусловлено непосредственно нарушением строения верхней челюсти. Недостаточное овладение звуковым составом слова при ринолалии есть результат нарушенного развития, обусловленного ограниченным и неполноценным опытом наблюдения за собственной речью и невозможностью ее сопоставления с речью окружающих.

Аналогичную структуру аномального развития можно наблюдать и в других случаях, когда дефект той или иной функции нарушает нормальный ход психического развития.

Каждый раз при анализе структуры аномального развития ребенка мы обнаруживаем симптомы, находящиеся в различных отношениях с его первопричиной. Один из симптомов непосредственно обуславливается болезнетворным влиянием, а остальные оказываются в различной мере связанными с первичным дефектом и между собой.

Важно заметить, что в ходе аномального развития первичный симптом и вторичная симптоматика находятся в закономерном взаимодействии: не только первичный симптом создает условия для возникновения вторичной симптоматики, но и вторичная симптоматика создает определенные условия, усугубляющие первичный симптом. Например, при неполной потере слуха остаточный слух не используется, если ребенок не научился говорить. Дефект слуха, таким образом, усугубляется в связи с ограниченным опытом его использования; слуховое восприятие речи оказывается меньше его объективных возможностей. Только по мере преодоления вторично возникшего недоразвития речи развивается способность адекватного использования неполноценного анализатора.

Рассматривая общие закономерности аномального развития ребенка с дефектом той или иной функции, необходимо указать на то, что первичный симптом для своего преодоления нуждается в медицинском воздействии, в то время, как вся вторичная симптоматика должна быть подвергнута корригирующему педагогическому воздействию.

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 2611; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10367 — | 7651 — или читать все…

Читайте также:

Источник