Роль семьи в развитии одаренного ребенка

Роль семьи в развитии одаренного ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

Роль семьи в развитии одаренности ребенка

Ключевые слова: одаренность,
способности, задатки, семейное воспитание.

Одаренность интересует как психологов, так и общество
в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую
культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В
настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к
проблемам их семейного воспитания.

Многие родители считают своего ребенка одаренным,
потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в
развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.
Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей,
позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и
справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями
[3; с.254].

Одаренность – это сложное психофизиологическое
явление, и оно определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей
ролью познавательной мотивации, интеллектуальным развитием, творческой активностью,
развитием специальных способностей, личностными проявлениями.

Существует классификация одаренности:

– дети с высокими показателями по специальным тестам
интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей
(творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности (музыканты, художники, математики) – талантливые дети;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая
одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное
отношение к пониманию одаренности как психического явления. [5; с.15-16]

Целенаправленное обучение и имеет большое влияние на
развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее
эффективного развития одаренности. Только родители, как постоянные наблюдатели
развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить
первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и
отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека. Процесс раскрытия
таланта в ходе познания и творчества доставляет удовольствие не только ребенку,
но и его родителям.

   Одаренность –
это задатки самой природы, которые не исчезают со временем и непременно
проявятся в дальнейшей жизни, но с условием постоянного развития этих задатков,
в котором большую роль играет семья.

Одаренность «определяет возможность достижения
успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности».[6;с.
592]

Иногда неблагоприятные условия развития, такие как
плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав
семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание,
поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития
одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в
его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто
особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях,
где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только
этому ребенку.

В семьях с одаренными детьми нередко сами родители
имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения
в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока.

Одаренность ребенка зависит от одаренности самих
родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки
природы. Ребенок сначала бессознательно подражает родителям, а позже вполне
осознанно перенимает манеры поведения и отношение к окружающим людям, вещам, событиям.
Именно семья создает условия для творческого развития ребенка: индивидуальные
занятия со специалистом, организация посещения специальных кружков и секций,
организация рабочего места, обеспечение необходимым материалом.Родители включаются в познавательную деятельность
вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных
проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению
дружеских отношений между родителями и ребенком.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том,
что развитие детской одаренности в семье возможно только при владении
родителями информацией о проблемах и признаках одаренных детей, а так же при психологически
благоприятной атмосфере в детско-родительских отношениях, что обусловливает
необходимость разработки программы специальной психолого-педагогической помощи
родителям по проблемам семейного воспитания и развития детей.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в норме таблица

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, которая основывается на сознании самоценности
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

Источник

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка дошкольного возраста.

     Как бы не влияло на развитие личности и одаренности ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одаренности в процессе развития одаренного ребенка — процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям.

  Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья.

  Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются безразличны для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок смысл жизни. Или ребенок является единственным в семье и все внимание направлено только на этого ребенка.

  Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

Читайте также:  Крошка енот центр развития ребенка

  В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.

  Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны.

  Так, в некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

  На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.

   Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Выступление на тему: «Роль семьи в развитии детской одаренности»

педагога дополнительного образования

Балабаевой О.А.

Мичуринский район, 2017г.

Одаренность, безусловно, дар природы. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависти судьба юного дарования. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа, оказывается, не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, и сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

 В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.  Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Ведь в основе взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. Традиционно стало использование  электронного почтового ящика, через который я могу общаться непосредственно с учеником и его родителями, обмениваясь файлами с информацией, в большие праздники подписываю и рассылаю поздравительные открытки каждой семье.

Очень популярны открытые занятия, которые организуются с целью ознакомления методикой преподавания. По желанию родителей и в удобное  время  проводятся занятия, где любой родитель может посмотреть, как занимается его ребенок, как ведет себя, порадоваться за успехи. Также традиционны стали досуговые спортивные мероприятия, где родители соревнуются вместе с детьми.  

Читайте также:  Тренинги для развития мышления ребенка

Нередко, внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются не значимы для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Не секрет, что такие семьи есть, и дети являются жертвами сложных, порой, неразрешимых родительских отношений. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии. И вот здесь ребенок ищет тот островок счастья и желаний, где бы он мог реализовать себя, открыться.

  Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития  способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы. С такими семьями очень легко общаться  и реализовывать планы. Они с удовольствием идут на контакт, предлагая свою помощь.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Много таких примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например отличный слух и прекрасный голос и огромное желание стать артистом, что у него природный дар отбивать чечетку и прославится этим  мастерством. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии.

 В некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился самостоятельно одеваться. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области изобразительного искусства, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре.

Известны случаи, когда ребенок владеет отличными знаниями, хорошо эрудирован для своего возраста, но не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Вот здесь очень важно, вовремя заметить этого ребенка, помочь раскрыться ему, дать понять самому себе свою значимость в той или иной деятельности.  Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Завершить свое выступление хочется словами К. Маркса: «Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться».

Источник