Индивидуальные занятия с ребенком для развития речи
Мария Шилова
Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития
Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
— Активизация словаря (животные, еда).
— Закрепление коммуникативной ситуации приветствия и прощания.
— Научить понимать значение слов,обозначающих пространственные отношения: открой – закрой.
— Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
2. Коррекционно-развивающие:
— Развивать подражание движениям и речи взрослого.
— Развивать общую и мелкую моторику.
— Развивать артикуляционную моторику.
— Развивать коммуникативные навыки.
— Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.
— Развитие правильного речевого дыхания.
— Развитие слухового внимания.
— Развитие ритма (звукоподражаний, выполнение ритмических движений).
— Развивать память, внимание, мышление детей;
3.Коррекционно- воспитательные задачи:
— Воспитывать навыки социального взаимодействия.
— Воспитывать положительное отношение к занятиям.
Материал: игрушки – Медведь, заяц, волк, лиса, ёжик, макет дома, макеты деревьев, макеты пчёл, разноцветные фигурки.
1.Ритуал приветствия:
Взрослый здоровается с ребёнком, подкрепляет приветствие жестом. (Ребёнок здоровается со взрослым, подходит к столу).
2. Сюрпризный момент.
Педагог рассказывает ребёнку о том, что сегодня в гости к нему пришёл медведь Миша. (Здороваемся с Мишей). Показывает дом Миши, с дверью, которую можно открывать и закрывать, демонстрирует это. (Ребёнок здоровается с Мишей. Пробует открывать и закрывать дверь домика).
3. Миша ждёт гостей. Звери идут в Мише в гости (заяц, лиса, волк, ёжик). Идут они по дорожке. Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке»
Нас позвали к мишке в гости
(качаем головой,
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по коленкам).
Топ-топ
(ладони хлопают по коленкам,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
Топ-топ
(ладони хлопают по коленям,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
В гости к мишке мы пришли. (Ребёнок видит на ковре стоят игрушки животных. Выполнят пальчиковую гимнастику совместно со взрослым на ковре, пытается проговаривать «топ», «прыг»).
4. Перед ребёнком на столе стоит дом Миши. Ребёнок с Мишей находятся в доме.
Игра «Встречаем гостей»:
Взрослый ставит по–одному животному за дверь и стучит. Взрослый вместе с ребёнком открывают дверь домика (проговаривают совместно «открыли» и «впускают» животное, затем закрывают дверь (совместно проговаривают «закрыли»). С каждым здороваются. (Ребёнок вместе сначала вместе со взрослым, затем сам открывает и закрывает дверь домика и пускает животных с каждым здоровается).
5. Игра «Угостим гостей»:
Перед ребёнком раскладываем 5 картинок (гриб, морковь, рыба, огурец, малина). Просим угостить каждого гостя чем-то, например, дай зайке морковку, дай ёжику гриб. (Ребёнок по инструкции взрослого угощает животных и говорит «на»).
6. «Поиграем с пчёлками»
Педагог берет бумажную пчелу и дует на нее, сложив губы трубочкой, предлагая ребёнку сделать то же самое. (сначала тихо, потом сильно подуть). Все пчёлки улетели У- У — У. Мишка улыбается. Облизывает мёд с верхней губы. (Ребёнок берёт пчёлок, кладёт их на ладошку и дует на неё, губы в трубочке).
7. Ритмическая игра «Прогулка по лесу»:
Взрослый предлагает ребёнку пойти вместе с Мишей и его друзьями погулять. На ковре взрослый раскладывает геометрические фигуры разных цветов (круги, квадраты). Взрослый с ребёнком идут, ритмично топают ногами и проговаривают «Топ-топ-топ-топ». Доходят до ковра, на котором разложены фигуры. Взрослый просит дать Мише только кружочки «Раз, два, три круги собери». (Ребёнок идёт со взрослым и проговаривает «топ – топ – топ». Пытается прыгать ритмично за взрослым 2 или 3 раза. Ребёнок собирает и приносит взрослому только круги, лежащие на ковре).
8. Игра «Проводи гостей»:
Взрослый берёт по — одному животному, прощается с ребёнком, просит открыть дверь и убирает животное, затем просит закрыть дверь (совместно проговаривают слова «открыли», «закрыли, ребёнок выполняет соответствующие действия). Провожают по одному всех гостей. (Ребёнок открывает дверь, прощается и провожает гостей. Подкрепляет слово жестом).
9.Итог: Взрослый хвалит ребёнка и прощается с ним. (Ребёнок прощается с Мишей и взрослым).
Источник
Занятия с ребёнком для развития речи в домашних условиях.
Как определить уровень развития речи у ребёнка?
Существуют нормы развития речи, например в 1 год ребёнок должен говорить от 10 до 15 лепетных слов, а к 1,5
годам до 40 слов.Период от 1.5 до 2 лет наиболее бурный в развитие речи.В 2 года у ребёнка появляется фраза.Более
подробно об этапах развития речи от рождения до 17 лет можно прочитать в статье Этапы нормального речевого развития.
Но не всегда действительность совпадает с нормой. В первую очередь необходимо проверить слуховое развитие
ребёнка. Родители должны обратиться к детскому невропатологу, ведь речь это основа высшей нервной деятельности.
Причин задержки речевого развития может быть несколько :
- травмы в родах;
- педагогическая запущенность;
- нарушение слуха.
Но часто, у ребёнка всё в норме.Речь идёт, лишь, о небольшой задержке речевого развития, которую ребёнок сам
наверстает с взрослением.
В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.
Самое главное, что могут, и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,
превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто,занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать
каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и
т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно
сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав».
Развитие понимания речи.
Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —
существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над
фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия
, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем
может действовать, что чувствует.
Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),
одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»
и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,
«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,
«свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.
Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия
действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.
Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых
ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых
понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).
Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких
направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который
постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.
При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство
с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных
играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для
использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже
хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,
констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где
мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что
развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает
в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.
Развитие активной речи.
Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый
говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.
Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка.
Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности
подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит
он пока непонятно и искаженно.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны
руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем
и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-
бай!».
Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:
Игра «Бух»:
На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева
направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем
ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново
предметы слева направо и повторяем игру.
Развивая глагольный словарь ребенка, поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-
кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А,чтобы ребенку было интереснее
заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-
либо простые узнаваемые действия.
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек
и картинок.
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.
Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.
Например:
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….(ко- договаривает ребёнок)
Козы?Нет,не козы!
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….ко
Кони? Нет, не кони!
На лугу , на лугу,
На лугу пасутся….ко
Коровы?Правильно, коровы!
Пейте дети….. (молоко).
Будете здоровы!
Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.
Для этих целей подходят следующие игры:
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра
развивает тактильное восприятие.
Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.
Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения
пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →
Пальчиковая гимнастика.
Занятия дыхательной гимнастикой.
Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий
вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить
ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.
Формируем связную речь.
Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно
придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно
вперёд.
В итоге ,можно сказать, что любые занять по развитию речи с ребёнком дошкольного возраста должны проходить в
форме игры.
Вам будет интересно:
1.Вызывание речи у неговорящего ребёнка 1-2 года.
2.Этапы развития речи в норме.
Источник
Дошкольники часто картавят, не выговаривают звуки, пропускают или меняют их на другие. Объясняется это несовершенством артикуляции, а исправят ситуацию занятия логопеда или домашние уроки по развитию речи.
Логопедическое развитие речи дошкольника от 6 лет
Для данного детского возраста характерен серьезный прорыв в развитии связной речи малыша. Дети более активно общаются, совершенствуют диалог и монолог, без труда пересказывают сюжет любимого сказочного произведения либо разговор близких людей.
Ребенок участвует в речевом процессе, развивает ответы того или иного вопроса. Дошкольник переходит от применения в языке только описания, он больше рассуждает и анализирует, следит за культурой речи, полноценно пользуется навыками во время ежедневного общения.
Возможные проблемы и отклонения в развитии
Если у ребенка, который собирается оформляться в школу, отмечаются проблемы от нормы речевого развития, следует править речь, обратиться к профессиональному логопеду, без промедления начать заниматься логопедическими упражнениями для детей. Бить тревогу надо, если ребенок имеет следующие трудности:
- Говорит непонятно, не выполняет согласование части речи, врач определяет на слух неверное применение слова, предлогов.
- Имеет скудный словарный запас.
- Излагает мысли очень короткими предложениями.
- Не выговаривает множество звуков.
- Коверкает слова.
Обратите внимание! Логопедия не прощает ошибок. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем меньше сил и времени надо будет затратить на исправление недочетов.
Важно! Так как в основе многих проблем речи лежат заболевания ЦНС, при серьезных отклонениях важно обследоваться у врача-невропатолога, а также пройти рекомендованную терапию в сочетании с занятиями с логопедом и уроками дома с родителями.
Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками
По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.
Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.
Общие советы по проведению занятий дома
После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.
Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.
Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры.
Как построить занятие
Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры. Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:
- Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
- Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
- Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
- Упражняться надо часто, но не долго.
- Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.
Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.
Виды упражнений для речевого аппарата
Каждый ребенок индивидуален и со своими проблемами, поэтому на практике применяются разные виды упражнений. Логопедические для речевого развития могут состоять из пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, игр на подражание звуков, формирование слуха, логоритмику (стихи с движениями), стихотворения на обогащение словарного запаса, чтобы развить речь.
Решать проблемы речи воспитанникам средней и старшей группы помогают упражнения дыхательной гимнастики в логопедии.
Скороговорки и чистоговорки
Скороговорки важны для формирования дикции и обучения малыша полноценно говорить. Начинать читать и заучивать скороговорки можно со 2-3 года жизни, потому что это:
- Эффективная тренировка артикуляции звуков.
- Приобретение правильных навыков речи.
- Коррекция речевых дефектов.
- Результативная борьба с косноязычием.
- Формирование фонематического слуха, так как, чтобы сказать фразу, ее надо правильно слышать.
Чистоговорки для постановки речи и улучшения дикции можно подразделить на 2 группы. Стихотворения с повтором определенного звука, который требует практики. Это стихи, в первых строках которых используются повторы слогов, благодаря чему идет отработка необходимого звука. Конец стихотворения представляет собой просто фразу в рифму, может вообще бессмысленную.
Игры и задания
Чтобы развить речь, можно применять любые тематики в конспектах, но уровень сложности лексики должен соответствовать возрасту ребенка. Например, часто используют задание: «Грибы». Ребенку надо ласково назвать «Масленок — Масленочек, Волнушка — Волнушечка, Лукошко — Лукошечко, Поганка — Поганочка» и так далее.
Обратите внимание! Задания полезно дополнять дидактическими играми.
Подойдет игра «Расскажи мне сказку». Надо взять любые предметные изображения, 30 шт., разместить их перед малышом и предложить придумать сказку. Каждый игрок берет картинку и сочиняет 1-2 предложения, применяя выбранный рисунок. И так по очереди, получается интересный сюжет. Играть надо, пока картинки не кончатся.
Логопедические упражнения для детей на каждый день
Наиболее сложный момент — это заинтересовать дошкольника. И это очень ответственный процесс. Ведь усадить гиперактивного ребенка проблематично. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно совместить приятное с полезным — практиковать уроки, когда малыш играет в своем шалаше или прыгает на кровати.
Занятия в форме игры обязательно дадут результат, и родитель не устанет, и малыш материал усвоит без слез и криков — должен быть контакт, а не вражда. Логопедическую гимнастику для развития речи ребенка должен назначить опытный логопед.
Пальчиковые игры
Благодаря пальчиковым играм идет развитие мелкой моторики малыша. Результат занятий достигается, если работать с ребенком каждый день, по 5 минут. Полезной будет игра «Цветок». Пальцы рук должны смотреть вверх, быть сомкнуты вместе. Из полусогнутых ладошек надо сделать бутон, прижав пальцы. Когда композиция собрана, надо говорить четверостишье, делая движения на каждую вторую строку: Солнышко поднимается — Бутон распускается (развести пальцы в стороны, держа низ ладошек сомкнутым). Солнце садится — Цветок спать ложится (вернуть пальцы обратно).
Артикуляционная практика
Артикуляционная гимнастика — это занятия для языка и губ. Они являются базой в процессе произношения звуков. Если язык развит плохо, ребенок будет плохо говорить, его речь будет нечеткой. Заниматься надо перед зеркалом.
Интересно! Один из популярных приемов «Улыбка». Активно растянуть губы, улыбаться, но разжимать их при этом не надо. Держать улыбку следует полминуты.
Игры для формирования полноценного слуха, подражание звукам, логоритмика
«Где звон?» — игра на развитие слуха. Для игры потребуется мини-колокольчик и свободная комната. Малыш стоит с повязкой на глазах, родитель в это время осторожно передвигается по комнатному помещению, звеня мини-колокольчиком в различных местах. Ребенок должен, не оборачиваясь, определить рукой, где звенит.
Для игры на звукоподражание надо взять любой сюжетный рисунок. К примеру, на изображении мальчик везет машинку: «Миша тянет машинку и приговаривает „би-би“. Давай поможем ему! Би-би!». Надо помогать малышу, двигаться с ним, повторяя путь автомобиля, контролируя артикуляцию.
Логоритмика — это упражнения, в которых объединены движения, речь и музыка. Логоритмику обожают дети, им увлекательно. Сначала родитель читает стихотворение и демонстрирует движения, все это проходит под музыкальное сопровождение. Далее ребенок повторяет все самостоятельно или с мамой.
Декламация стихов и скороговорок
Декламация помогает быстрее вникать в стих или скороговорку, и заучивать произведение. Надо включить воображение и «нырнуть с головой» в сюжет. Стараться перенестись в то время, которое описано в стихотворении. Оживить строки.
Совет! Важно помочь малышу представить происходящее, рассказать о деревушке, в которой проживал маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как отцу тяжело было обеспечивать большую семью, о лютом холоде.
Когда будет визуализирован текст, малыш легче примет его, он проникнется эмоциями. А эмоциональное запоминается значительно быстрее.
Советы логопедов, как правильно проводить занятия дома
Исправить произношение сложно, на все нужно время. За один урок научить ребенка четко и внятно говорить, а также применять сложные слова, нереально. В любом занятии важно регулярно тренироваться.
Ошибки — это часть процесса обучения. Надо быть терпеливым, хвалить малыша даже за незначительные успехи, поддерживать, если что-то не получается. Если орать на ребенка, то лучше говорить он не станет, напротив, может замкнуться в себе, что усугубит проблемы речи. Упражняться полезно 5 минут каждый день, а не раз в неделю по 1,5 часа. Изначально можно заниматься 3-5 минут, со временем повышая время до 15-20 минут дважды в день.
Логопедические занятия, организованные правильно, помогут скорректировать проблемы речи. Важно заниматься по рекомендациям опытного логопеда.
Источник