Происхождение языка функции языка развитие речи ребенка

«Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества» (Арутюнова Н.Д. Функции языка // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. С. 609).

Основными функциями языка являются:

— коммуникативная (функция общения);

— мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

— экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

— эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. «Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя», — писал основоположник языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М., 1984. С. 318).

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что «язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает ее связной».

Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета. Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.

Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (произведений фольклора, художественной литературы), но не только для нее – эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

Происхождение языка – очень сложный вопрос, который изучается не только языкознанием, но и другими науками – антропологией и психологией, биологией и этнографией. Происхождение языка связано с происхождением сознания и общества, а это уже вопросы философии. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что о первоначальной человеческой речи и причинах её возникновения мы можем судить только на основании косвенных источников. Поэтому проблема происхождения человеческой речи ограничивается рассмотрением условий и причин её возникновения, характеристикой возможностей речевого аппарата, структуры и функций древнейших единиц языка. Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому великое множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.

Среди биологических теорий наиболее известны две – звукоподражательная и междометная.

Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржание коней, блеяние овец) или как выражение впечатления о называемом предмете. Например, Лейбниц считал, что лат. mel (мёд) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Löwe (лев) – на быстроту. Сторонниками этой теории были Лейбниц, Гердер, Гумбольдт. Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражанием, 2) в слове значение символично, имеет значение по природе вещи. Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова и словесное табу. Однако звукоподражательных слов в языке мало, и, главное, они различны в разных языках, причём в языках примитивных их не больше, чем в языках развитых. Это можно объяснить только при условии, если признать, что звукоподражательные слова есть результат развития языка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка курсовая работа

Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории, – непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Сторонниками рефлексной теории были Штейнталь и Дарвин, Потебня и Кудрявский.

Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория толчком для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличие языка жестов, который выражал более рациональные понятия.

Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Недоучёт социального фактора в этих теориях привёл к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную – «теорией тфу-тфу». И действительно, в этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.

Социальные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека. Так, уже Диодор Сицилийский писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со звериной жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был ещё бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».

Теория социального договора была поддержана в XVIII в. Ж. Дю Белле и Э.Б. де Кондильяком, Адамом Смитом и Ж.Ж. Руссо. У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода – природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, страсти (passion). «Язык первых людей, – писал Руссо, – был не языком геометров, как обычно думают, а языком поэтов», так как «страсти вызывали первые звуки голоса». Звуки первоначально служили символами предметов, действующих на слух; предметы, воспринимаемые зрением, изображались жестами. Однако это было неудобно, и они стали заменяться звуками-предложениями; увеличение количества издаваемых звуков вело к совершенствованию речи. В конце 70-х годов прошлого столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Эту теорию поддержал К. Бюхер. Ее суть: при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначально язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку – выкрикам, причём язык может и не сопровождать трудовое действие. При таком подходе работа, музыка и поэзия признаются равнозначными.

Марксистское учение о происхождении языка

Принципиальное значение в марксистском учении имеют следующие положения:

1. Сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека. Возникновение языка – процесс длительный, сложный и многофакторный.

2. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признаётся производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Язык возникает как средство общения и средство выражения, передачи мысли.

Читайте также:  Настольные игры для развития речи ребенка

3. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение её не только в связи с происхождением человека и общества, но и сознания, т.е. понимания человеком своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношений предметов внешнего мира между собой.

4. Основной мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата.

5. Первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции и истории языка он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений.

Проблема происхождения человеческого языка не является чисто лингвистической. Её решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, палеоневрологии, общей теории коммуникации, семиотики и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 7994; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9157 — | 7770 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Таблица размеров женских носков

Размер стопы, см Размер стельки, см Размер обуви Размер носков
21,3 — 21,9 21,8 — 22,4
21,9 — 22,6 22,4 — 23,1
22,6 — 23,3 23,1 — 23,8
23,3 — 23,9 23,8 — 24,5
23,9 — 24,6 24,5 — 25,2
24,6 — 25,3 25,2 — 25,9

Размерная сетка детских носков

Размер стопы, см Размер обуви Размер носков
10,4 — 11,0
11,0 — 11,6
11,6 — 12,2
12,2 — 12,8
12,8 — 13,5
13,5 — 14,2
14,2 — 14,8
14,8 — 15,5
15,5 — 16,2
16,2 — 16,9
16,9 — 17,6
17,6 — 18,3
18,3 — 19,0
19,0 — 19,7
19,7 — 20,4
20,4 — 21,1
21,1 — 21,8
21,8 — 22,5

Таблица для мужчин:

Размер носков Маркировка на этикетке (по ГОСТу) Фактический размер обуви (ноги) Длина стопы
39-40 39-41 24 — 26 см
41-42 42-43 26 — 28 см
43-44 44-45 28 — 30 см
45-46 45-47 30 — 32 см

Таблица для женщин:

Размер носков Размер обуви Длина стопы
36-37 22 — 24 см
37-38 24 — 26 см

Таблица для детей:

Размер носков Размер обуви Длина стопы Возраст
7 (6-8) 6-8 см до 3 мес.
9 (8-10) 8-10 см до 6 мес.
11 (10-12) 18-19 10-12 см 6 мес.-1 год
13 (12-14) 20-22 12-14 см 1-2 года
15 (14-16) 23-25 14-16 см 3-4 года
17 (16-18) 26-28 16-18 см 4-5 лет
19 (18-20) 29-31 18-20 см 5-7 лет
21 (20-22) 32-34 20-22 см 7-9 лет
23 (22-24) 35-38 22-24 см 10-12 лет

Современные концепции онтогенеза речи

Теория научения.Основные механизмы формирования и развития речи- это подражание и подкрепление. У ребенка есть врожденная потребность и способность к подражанию, получая эмоционально-положительное подкрепление,подражание ведет к быстрому усвоению звуков,фонем, слов, высказываний,правил грамматического оформления, т.е. освоение речи сводится к научению ее основных элементов.

Когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребенка с рождения способностей воспринимать и интелектуально принимать и перерабатывать информацию. Предполагают речевое развитие развитие речи зависит от развития мышления ,а не наоборот.

Исходное положение теории — Первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они понимают.Кроме того дети говорят о том, что для них интересно,т.е. на развитие речи влияет мотивация ребенка.

Биологическая теория(Н.Хомский).В организме и в мозге человека с рождения имеются задатки к усвоению речи, они созревают примерно к году и открывают возможности для ускоренного развития речи до 3 лет- этот возраст называется сензитивным для формирования речи. В дальнейшем речь усваивается на понятийном уровне как феномен мышления- средстве общения(до подросткого возраста- полового созревания).В течение этого времени речь развивается без осложнений вне этого периода- язык усвоить сложно или вообще невозможно.

Читайте также:  Влияние типа семьи на развитие ребенка

Значение родного языка в развитии личности ребенка. Функции языка и речи.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.

Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).

Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:

1) общения как формы социального взаимодействия;

2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;

3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.

Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;

5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;

6) опосредствования высших психических функций человека;

7) развития познавательных интересов;

8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:

9) осознания человеком собственного «Я» и

10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка 9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык находит свое проявление в речи. Речь – использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей; функционирование языка.

Рекомендуемые страницы:

Источник