Индивидуально типологические особенности развития ребенка

Индивидуально типологические особенности развития ребенка thumbnail

Ольга Айткулова
Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при

определённых условиях, факторах, деятельности.

Для развития ребёнка – необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.

Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка — педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.

При выявление индивидуально-типологических особенностей, было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения — это врожденные черты. Судя по внешнему поведению, можно определит, к какому типу из четырёх известных принадлежит ребёнок.

ХАЛЕРИК — хорошо подвижна мимика лица, громкая речь, частые жестикуляция конечностями, этот тип детей держат голову всегда прямо, как бы втягивая шею, взор всегда направлен в перед. В игре этот ребёнок через, чур, активен и назойлив, причем с огромным упорством и уверенностью верит в то, что именно он прав, именно с ним детям интересно-счетает себя лидером. Ребёнок холерик- трудно засыпает, а проснувшись быстро активизируется.

МЕЛАНХОЛИКИ-дети очень чувствительные и ранимые, дети в раннем возрасте обсалютно не создают родителям проблем, его как будто не слышно и невидно. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, быстро устаёт от шума, от замечаний, пассивность, утомляемость, медлительность, ребёнок часто выбирает вместо собеседника- одиночество и пакой, такие детки часто жалуются на головную боль, среди группы детей их часто можно увидеть сидящими на диване в одиночестве — им не скучно это одна из особенностей меланхолика, но у него есть такое качества как отзывчивость, привязанность.

САНГВИНИК — общительный, жизнерадостный, активный — этим сангвиник похож на холерика активная мимика, часто жестикулирует, говорят громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается, легко переключается с активного вида работы на более спакойную, легко выполняет порученное ему дело. У ребёнка сангвиника нет устойчивой позиции – поведения и интересов, про такого ребёнка можно сказать-он быстро загорается, и быстро теряет интерес. Такому типу нехватает-настойчивости.

ФЛЕГМАТИК — малоподвижный. Ребёнок спокоен, мало эмоционален, но трудно засыпают и трудно просыпаются, такое впечатление, что он может спать сутками, мимика слабо выражена, нет лишних жестов и движений. Положительная сторона таких деток– сидчивость, добросовестность, а отрицательная медлительность.

Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и получение желаемого результата, теперь становиться, понятна важность разных игр в течения дня-дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры. Я в начала своей педагогической деятельности не могла понять, почему одни дети идут на контакт быстрее, чем другие, почему одним интересно заниматься лепкой, а другим математикой, почему с утра одни рыдают, а вечером родители не могут уговорить идти домой. Теперь понимаю четко — что такое индивидуально, по-другому ничего не получиться.

Источник

Типологические особенности Высшей нервной деятельности ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

  • 1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
  • 2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
  • 3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
  • 4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от трех до семи лет

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рожденияу ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, ак концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизниобразуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развитияребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развитияребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизниотличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Период до 3-х летхарактеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов — последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время — прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-тилет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годамеще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы — кора больших полушариев.

ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст(с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.

Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст(15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы.

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Индивидуально — типологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Считается, что темперамент обозначает динамические и содержательные аспекты поведения.

Читайте также:  Влияние врожденных расщелин на психическое развитие ребенка

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Так о природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.

Но наибольшее внимание привлекла к себе в 20 г. ХХ в., после того, как И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Теплов Б. М. сформулировал предположение о том, что темперамент определяется свойствами нервной системы. Он предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов:

1) эмоциональная возбудимость; 2) выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. При этом Б.М. Теплов отмечал, что достаточные основания для синтеза имеющегося знания относительно психодинамических и нейродинамических характеристик темперамента еще не определены и предупреждал о возможности ошибочного отождествления психологических характеристик и свойств нервной системы в определении темперамента.

В. Д. Небылицын, а позднее и его ученик В. М. Русалов (1985) две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая представляет, по В. М. Русалову, компонент более высокоорганизованной структуры — интеллекта, а вторая — компонент характера.

Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы современных логопсихологов – Л.Н. Собчик, Е. М. Мастюкова, Н.В.Черепкова, и др.

Из исследований Л.Н. Собчика следует, что уже с первых дней существования ребенка можно говорить о темпераменте, который проявляется темпом психических процессов, их эмоциональной окраской и обращенностью активности преимущественно на окружение или внутрь самого себя. На самых ранних этапах развития можно отметить быстроту или медлительность действий, самостоятельность или неуверенность в принятии решений, преобладание смешливости или плаксивости, общительность или замкнутость, сообразительность или тугодумие, способность осваивать новую информацию постепенно, последовательно, «по кирпичику» выстраивать схему знаний или схватывать целое сразу, не очень заботясь о детальной проработке. Также рано проявляются такие свойства как теплота или холодность эмоциональных проявлений, легко возникающая привязанность к окружающим или отгороженность. Эти ранние и очень прочные проявления обычно причисляются к темпераменту человека, связанному с его конституциональными особенностями, т.е. тем свойствам психики человека, которые проявляются на базе врожденных, переданных по наследству, биологических свойств индивида. Таким образом, базовые свойства личности произрастают из биологических условий и проявляются на первых этапах тем, что обычно называют темпераментом.

В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо — физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента

Е.М. Мастюкова считает, что психофизиологические и психолого-педагогические исследования, а также наблюдения специалистов по речи свидетельствует о том, что детям с речевой патологией свойственны особенности и своеобразие индивидуально-типологических особенностей.

Согласно взглядам темперамент не определяет возникновение того или иного дефекта, а именно дефект вызывает такие изменения характеристик темперамента, при которых их общая комбинация укладывается в рамки нового стиля поведения.

Исследования Черепковой Н.В. показывают, что умеренно-выраженная конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и личности, взаимодействуя с неблагоприятными внешними факторами (социальными, экологическими), способствует негативному дрейфу психотипологических особенностей из диапазона нормы в сторону границ диапазона пограничной аномальной личности органического происхождения; выраженная конституционально-типологическая недостаточность формирует гротескную психотипологическую и личностную изменчивость органического происхождения диапазона пограничной аномальной личности и является условием для негативного дрейфа в конституционально-континуальном пространстве к границам диапазона психопатии

Читайте также:  Авторы теории периодизации развития ребенка

Индивидуальные особенности развития ребенка, которые могут существенно влиять на поведение и эмоциональное состояние, в значительной степени взаимосвязаны с речевым развитием индивида.

Следовательно, проблема влияния речевого дефекта на индивидуально — типологические особенности детей является актуальной.

При проведении исследования необходимо было выяснить, отличаются ли индивидуально-типологические особенности детей, развивающихся в норме от индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Для этого были подобраны методики и на основе их результатов подведены итоги, дан количественный и качественный анализ проявлений индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи и детей с нормальным речевым развитием.

С помощью методики «Перенос кубиков» мы выяснили, что у детей с речевыми нарушениями по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием повышена интенсивность — это говорит о том, что у этих детей реакции более выражены, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоционально — волевой сферы; менее отвлекаемы, что говорит о ригидности детей с речевыми дефектами. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность детей с нарушением речи и нормальным речевым развитием почти не отличаются друг от друга.

При проведении методики «Наконечник» мы обнаружили, что в контрольной группе нет меланхоликов, а в экспериментальной группе двое детей с меланхолическим типом темперамента, так как дети имеющие речевые нарушения более стеснительны, скованы.

В контрольной группе сангвиники образовали 25%, они охотно включались в игру, рвались выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущали их. Они были энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадал, а с ним исчезало и желание продолжать борьбу. Ребенок терял интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным. А у детей экспериментальной группы сангвиники составили, 25%, такие дети не зациклены на своем дефекте, они психически уравновешенны.

В экспериментальной группе преобладают флегматики. В начале проведения методики они не сразу включались в игру. Они присматривались, как играют другие ребята, не суетились, не стремились выполнить задание быстрее всех. На неудачи не обращали внимания, продолжали делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно и добивались положительного результата. Это все потому что они имеют нарушения речи. А у детей контрольной группы флегматический тип темперамента составил 25%, что может говорить о том, что они могут выдерживать значительные психические нагрузки. Однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.

Холерический тип темперамента преобладает в контрольной группе, так как они наиболее настойчивы и азартны, первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются. В экспериментальной же группе, дети имеющие нарушения речи, холерики были выявлены у 25 % испытуемых, это можно объяснить тем, что дети с нарушениями речи более застенчивы.

«Чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у ребенка сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного, что прослеживается в нашем исследовании.

Так же в ходе исследования был проведен теппинг- тест О. Черниковой, исходя из полученных дающий вывод, что типы нервной системы детей с речевыми нарушениями отличаются от свойств детей с нормальным развитием речи меньшей силой корковых процессов — они более чувствительны, у них наблюдается низкая подвижность. Дети экспериментальной группы не проявляют высокой целеустремленности, количество безразличных и заинтересованных детей оказалось равным, а значит, многие дети равнодушны к своему дефекту и не проявляют достаточных активности и стремления для его преодоления. Сниженные адаптивность, предсказуемость физиологических процессов, интерес к новому, частая смена настроения в сочетании с достаточной интенсивностью реакций. Им необходима постоянная стимуляция деятельности.

Таким образом, сопоставив и обобщив данные, полученные в ходе комплексного исследования можно сделать вывод о том, что дети с нормальным речевым развитием более раскрепощены, работоспособны, в отличие от их сверстников, имеющих речевые нарушения. Это можно объяснить тем, что наличие у ребенка дефекта речи ограничивает его от общения, от раскрепощенности из-за дефекта, а следовательно взаимодействие с социумом в целом, как с источником личностного и социального развития. Дети экспериментальной группы стеснительнее, у них снижена работоспособность, что видно из проведенных методик. Все это влияет на определения типа темперамента детей.

Источник