Игровая деятельность как фактор развития ребенка дошкольного возраста

Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.

Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.

Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.

Различные виды игр:

• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу

• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)

развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы

развивают речь, обогащают словарь детей

развивают самостоятельность в выборе игры

• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности

Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.

У детей развивается умение:

• придумать несложный сюжет, выбирать роль

• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)

• выполнять роль в совместной со сверстниками игре

• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку

• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений

• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное

• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения

Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.

Организация игры.

1. Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.

2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.

3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.

Содержание игры.

1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.

Роль.

1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.

2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Ролевые действия.

1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.

2. Действия развертываются в последовательности сюжета.

Речь.

1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Общение.

1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.

2. Взаимодействие в игре без конфликтов.

В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.

Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.

Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей, в которой происходит:

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Обучение детей речевым средствам общения.

Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.

Источник

Наталья Сатушкина
Игровая деятельность как приоритетный фактор развития ребенка

Проект

«Игровая деятельность как приоритетный фактор развития речи детей»

Автор: Сатушкина Наталья Михайловна

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: 4 года

Состав участников: дети, родители, педагоги МАДОУ,

Актуальность:

Игра — один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры — это театрализованные игры. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач — развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Читайте также:  Развитие ощущения у глухого ребенка

Инновационность данного проекта заключается в

совместном творчестве детей, родителей и педагогов. Совместная творческая деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. Родители вместе с детьми и педагогами принимают участие в создании костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклям, исполняют роли в театральных представлениях, утренниках, праздниках. При этом дети и взрослые чувствуют радость от процесса совместного творчества, получают навыки позитивного общения, обучаются новым способам взаимодействия. Это способствует положительному изменению самих отношений между детьми и родителями, между родителями и педагогами.

Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Расширять словарь детей, активизировать его; формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов, звуков. Совершенствовать диалоговую речь. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика) ;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

Создание в группе развивающей среды

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей через различные формы работы с семьей;

Этапы реализации:

1. Подготовительный

-Определение цели, задач.

— на педсовете МАДОУ утверждение плана реализации долгосрочного проекта с использованием ЦОР в процессе обучения.

-подбор литературы,

-изучение современных образовательных технологий по данной теме

2. Основной

— Создание предметно – развивающей среды, включающей в себя

разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков.

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-упражнения на развитие детской пластики;

-ритмические минутки (логоритмика);

-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

— совместное с родителями изучение литературных текстов, потешек, песенок.

-проведение совместно с родителями праздников, театров-экспромтов.

-практикум для воспитателей ДОУ с использованием ЦОР

3. Заключительный

— оформление конспектов, методических разработок

— Родительское собрание «Первые результаты по театрализованным играм»

— Подготовка отчетной документации

— Защита проекта на заседании МО воспитателей Туапсинского района

Прогнозируемые результаты:

— Дети научатся инсценировать знакомые сказки, народные песенки,

потешки, занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения.

— Разовьется умение пользоваться собственным голосом, общаться между

собой посредством театральных образов, отвечать на вопросы воспитателя.

— Активизируется и обогатится словарный запас детей.

— Охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.

— Театральный уголок группы пополнится различными видами театра.

— Повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.

Источник

                                                                                                                                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

Игровая деятельность как приоритетный фактор развития речи

у детей дошкольного возраста

                                         (Консультация для воспитателей)

                                                                                            Подготовила:

                                                                                воспитатель

                                                                                Штефырца Алена Юрьевна,                    

г. Белово

 2013

       Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме обучения».

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалочек, сюрпризов, интегрирующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли раньше. Воспитатель так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятиях.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру, как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей

Читайте также:  Лекарство для развития речи у ребенка список

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы» разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: « скажи коротко, но чтобы тебя все поняли».

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Игра это на просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие речи. Поэтому все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Возникнув в раннем детстве (игра) на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, его сначала надо учить играть — сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям их последовательности. Что является путем познания предметного мира.

Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр:

  1. Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях (направлены на рассмотрение предмета с трех позиций: предмет как таковой, предмет как результат действия взрослого, предмет как творение человеческой мысли. ) Целями этих игр является обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах. К играм первой группы относятся:
  1. игры-раскладки (направлены на формирование умения определять, к какому миру относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т.д.;
  2. игры — определения, (-определить способ использования предметов. «Что лишнее», «Найди пару», «Скажи как использовать предмет» позволяют выяснить назначение, строение предметов, материалы из которых они сделаны: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Подбери материал для названного предмета» и т.д.;
  3. игры — загадки и отгадки: « Найди заданный предмет», «Угадай инструмент» и т.д.
  4. игры-описания

(развивают умение описывать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям;

  1. игры-турне (« Определи время предмета», «Что было — что будет» и т.д..;
  2. игры-путешествия ( «На чем мы путешествуем», «Чудесное превращение волшебной палочки» и.п. — (раскрыть удивительный и многообразный предметный мир;
  1. Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, моделирующие и т.д.) с предметами. (направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой)
  1. Игры — эксперименты, игры-опыты (исследования)
  1. Игры, направленные на стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Играя, дети могут сами, объяснить, почему и как один и тот же предмет изменился, как еще его можно изменить.

  1. Игры-преобразования: «Цепочка слов», «Соедини детали — получи новый предмет» и т.д.

При реализации данных этапов основным назначением является — развитие у детей внимания к слову, его точному употреблению. Создаются условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Формируются практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками.

Ребенок уже умеет самостоятельно действовать с предметами, а значит, начинает осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное — отражение отношений между людьми. Заменяются реальные предметы на другие , с помощью которых     можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Читайте также:  Нормы развития психических процессов ребенка 3 4 лет

Выстраивание занятий в форме игровых ситуаций, побуждает детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам. На игровых занятиях целесообразнее использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа «от простого к сложному».

Что требуется от воспитателя во время таких занятий?

  1. Терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу),
  2. Желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок.
  3. Умение принимать детей, такими, какие они есть.
  4. Умение выслушивать любой ответ, любое решение ребенка.
  5. Способность к импровизации.

Когда ребенок пройдет весь игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Ученые давно заметили, что речь и — ручные действия очень тесно связаны между собой.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это неслучайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме этого доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скорость, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальце рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слушать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  1. игры в кукольный театр;
  2. игры-драматизации;
  3. игры-представления (спектакли).

Актер тетра должен четко произносить текст, выразительно передавая мысли автора. Поэтому в качестве мотива на развитие речи может быть выбрана театральная игра, которая помогает развитию связной речи и грамматически

правильной речи, в ненавязчивой форме, что является необходимым условием увлекательной деятельности.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог);

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

В заключении хочется поделиться одним очень интересным психологическим исследованием, проделанным А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдовичем, прослеживали историю двух близнецов, которые существенно отставали в своем речевом развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь не была отделена от предметных действий; они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали достаточно хорошо. Выяснилось, что эти дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Им говорили, что ножик это как будто веник, и показывали, как им можно подметать. Обычно дети 3—5 лет охотно принимают новые значения предметов и легко совершают подобные игровые действия. Но наши близнецы, взяв ножик в руки, начинали точить карандаши или что-то резать. Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал «срубить» дерево, но дети удивлялись и не могли понять, как это ложка может быть топором… Они не могли изменять значение предмета и действовать с ним в соответствии с этим новым значением. А ведь эта способность и есть основа ролевой игры.

Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада. Теперь они не были оторваны от игровой деятельности других детей, как это было раньше, и должны были вступить в разнообразные речевые контакты со сверстниками. Через три месяца ситуация резко изменилась, у близнецов появилась богатая речь, которой они сопровождали свою игру.

Таким образом, через игру активно развивается речь ребенка.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Список литературы

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду — М., «Просвещение», 1991
  2. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников — М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте — Екатеринбург, деловая книга, 1999
  4. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников — М., «Просвещение», 1996
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997
  6. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка — М., 2009

Источник