Значение сказки в развитии ребенка

Раиса Митина
Значение сказок в развитии дошкольников

Сказки занимают довольно прочное место для развития воображения и восприятия художественных произведений, которое ярко проявляет себя в игре у детей дошкольного возраста. Сказочный вымысел произведений стирает грань между игрой и реальностью, а простой и доступный язык сказки помогает детям увидеть происходящее действие в увлекательном, красочном и ярком виде. Сказочные образы помогают детям разобраться в ситуации, как надо лучше поступить, создавая разнообразие детского воображения и постоянный интерес к происходящему действию. Сказка помогает формировать у детей нравственные понятия, помогая сопоставить себя наравне с положительными героями, приучая их к тому, что необходимо делать людям добро и быть примером для всех.

Художественное восприятие становится активным процессом у детей дошкольного возраста, помогая формированию нравственных качеств, главное из которых человечность. Вживаясь в образ полюбившихся героев, дети дошкольного возраста проникают в их внутренний мир и, копируя их характер, сопереживают вместе с ними. С помощью своего воображения, дети становятся участниками происходящих сказочных событий. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Сказка становится содержательной основой развития человеческих чувств, способствуя ненавязчивому воспитанию дошкольников. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание, формируя готовность и способность к творческому труду, развивая хорошие качества, такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность.

Сказка имеет большое значение в эстетическом развитии дошкольников, развивая у них благородство души, чуткость и сострадание к чужому горю. Познавая сказочный мир не только умом, но и сердцем, дети откликаются на события, выражая своё справедливое отношение к добру и злу. Благополучное окончание сказки помогает воспитать у детей оптимизм и уверенность в своих силах для преодоления любых трудностей.

Для формирования правильной и красивой речи также помогает сказка. Для развития речи дошкольников можно воспользоваться испытанным методом, при котором дети придумывают новые названия к известным сказкам, не изменяя при этом идеи произведения. Так для сказки «Рукавичка», можно придумать новые названия: «Новый дом для зверей», «Домик дружбы», «Потерял дед рукавичку», «Рукавичка, дед и звери» и т. д.

Благодаря сказке у детей также развивается чувство ко всему прекрасному не только в жизни, но и в природе. Сказка может в воображении детей нарисовать различные картины природы, ведь основном на фоне природы происходят все действия сказок. В сказке можно увидеть и «чистое поле», и «быструю речку с крутым бережком», и «белую берёзоньку», и «яблоньку, с наливными яблочками» и многое другое.

Благодаря таким описаниям природы у детей развивается эмоциональное восприятие, и они впервые начинают понимать красоту окружающего их мира.

Волшебные сказки и сказки о животных всегда были любимыми у детей и своим содержанием служат раскрытию жизненной правды. Дети узнают о животных, об их образе жизни и повадках, а также о многих интересных особенностях поведения животных, недоступных для наблюдения, но видных в процессе действия сказок. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.

Также можно объяснить значение животного в природе. У детей дошкольного возраста такие первичные представления о животных узнаются под влиянием сказок.

Сказочные образы в сознании детей живут долго и всегда эмоционально и ярко окрашены. Сказка усиливает у детей мыслительную деятельность, учит мечтать, обобщать в индивидуальном образе существенные признаки, подчёркивая главное. Сказочный вымысел используется как средство обогащения внутреннего мира детей, воспитывая в них лучшие человеческие качества. Герои сказок становятся для детей родными и близкими, они любят своих героев и становятся примером для подражания. Главная роль взрослых в том, чтобы тактично направить в нужное русло чувства и мысли малышей.

Источник

Елена Карловна Макарова
Значение сказки в развитии и воспитании детей

Первые годы жизни ребенка – важный этап в воспитании и развитии ребенка. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют дальнейший путь жизни. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, которые передаются ребёнку, усваиваются им, становятся близкими, родными, незаменимыми. В образах, красках, звуках родного языка предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее образы, тем большее влияние они оказывают.

Народное творчество доступно детям с самого раннего возраста. Колыбельные песни, потешки, поговорки, и другие произведения народного творчества передаются из поколения в поколение помогая в воспитании детей. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки.

С малых лет ребенку доступен мир сказок, разнообразных по настроению и содержанию. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед малышом возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, мышки-норушки и многие другие — входят в жизнь детей, раскрывая перед ними, в доступной для их понимания форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказка учит побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключение храброго Колобка в народной сказке для маленького ребенка настоящая героическая эпопея. А сказка «Репка» помогает воспитывать чувство взаимопомощи. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку; они умеют говорить, думать. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Читайте также:  Дальнейшего развития школ для вашего ребенка

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит малыша удивительными приключениями, превращениями и героями. Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша его эмоциональности, а так же развития творческих способностей. Чтение сказок прекрасный способ общения со взрослыми, что помогает наладить тёплые, доверительные отношения, создать уют в семье.

Почему же мир сказок так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершённость отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание и запоминание сказок, что особенно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища («мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик» и др.) – это вызывает интерес и способствует быстрому запоминанию. Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую, но именно этим сказка и привлекает малыша. Обычно взрослые читают детям сказки или рассматривают иллюстрации к ним не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны!

Конспект занятия в младшей группе.

Тема: «Сказка в гости к нам пришла»

Задачи: Учить детей узнавать персонажей сказки «Репка

Закрепить последовательность прихода персонажей

Воспитывать интерес к народной сказке

Развивать навыки драматизации

Активизация словаря: Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, огород.

Обогащение словаря: тянут-потянут – вытянуть не могут; большая-пребольшая.

Ход занятия

Воспитатель приносит красивый сундучок, привлекает внимание детей:

Тише детки не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

Сундучок отопрись

Сказка деткам покажись!

Из-за сундучка появляется дед (кукла настольного театра,

Дед: «Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки приглашаю всех

в свою сказку. А в какую, сами догадайтесь. Помощники выходите!»

Воспитатель достает кукол настольного театра: бабку, внучку, собаку,

кошку, мышку и расставляет их на столе, просит детей назвать героев сказки и назвать сказку. С помощью воспитателя дети рассказывают сказку, расставляя

персонажи на игровом коврике, вспоминают последовательность их появления.

Проводится игра-имитация «Изобрази героев», со словами:

В сказке «Репка» дедка есть,

Бабушка и внучка

Вместе жили кошка, мышка

И собачка Жучка.

Дедка репку посадил,

Долго он её растил.

Выросла какая?

Большая-пребольшая.

(воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя)

Проводится игра-драматизация. Дети по желанию надевают шапочки-маски,

решают, где будет огород, и с помощью воспитателя инсценируют сказку.

В конце педагог хвалит детей и говорит, что все герои останутся в группе, с ними можно будет ещё поиграть.

Источник

  Значение сказки для всестороннего  развития ребёнка

         Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человечка сказка?

 Сказка — это  основа духовной пищи маленького ребенка, это — неотъемлемая часть фундамента его будущих представлениях о мире, это  — совершенно особый язык, и особый мир.

Почему об этом стоит говорить? Потому что все мы рассказываем или читаем сказки своим детям. Покупаем книги или достаем с полок те, по которым учились сами много лет назад. Позволяем смотреть любые мультфильмы. И крайне редко при этом задумываемся над смыслом самих сказок и о том, как они влияют на ребёнка.

    Достоверно установлена связь между некоторыми основными ценностными установками взрослых людей с тем, какую сказку они больше всего любили в детстве. Соответственно, по любимой когда-то (и обязательно рассказанной или прочитанной много-много раз) сказке можно угадать многие особенности характера человека. В некотором смысле сказка программирует глубинную основу личности.

Вопрос:  что именно и как программирует?

Главная сила и главная опасность любой сказки состоит в том, что она влияет непосредственно на подсознание. Для ребенка сказка — первый источник представлений о том, что есть добро, а что есть зло, не в значении примитивно-бытового «хорошо-плохо» (это ребенок усваивает в повседневном общении с родителями), а именно в морально-этическом плане. Другим способом представления об этих понятиях ребенку дошкольного возраста передать невозможно. Конечно, он может зазубрить определения в виде схемы «добро — это то-то и то-то», но без наглядного (пусть условного) примера, они останутся для него пустыми словами. Психологами проведено немало экспериментов, доказывающих, что даже реальные этические задачи многие дети младшего возраста начинают решать правильно,  если подтолкнуть их к проведению аналогии между поведением положительных и отрицательных героев.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное — следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка видео онлайн

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем, освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула — к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка». В чувашской присказке «У одного была умная кошка» кошка умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил крест и на кресте написал так: «У одного была умная кошка…» и т.д. И так до тех пор, пока слушатели смехом и шумом («Хватит!», «Не нужно больше!») не лишат рассказчика возможности продолжать сказку.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости — на камне, что выучено в старости — на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек — четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Читайте также:  Влияние внешних факторов на внутриутробное развитие ребенка

Источник

Значение сказки в развитии ребенка

                                                          «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

I. Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из  

сложной ситуации; сказка «Теремок» учит дружить.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.

Сказка – это школа развития чувств детей.  Выразительные  высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,   которые  им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию  речи детей (накоплению словарного запаса, помогает верно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры  со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась…

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия,  

                                                           формируется интонационная выразительность речи.

II. Наши занятия с детьми ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники и зрители происходящего.  Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый  сначала сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов воспитатель использует различные приемы: это может быть настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия.

                           

Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания  усложняются: от рассматривания картинок и звукоподражаний ребенок переходит к договариванию знакомой фразы и , наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок,        

 давать характеристику героям.

III. Выбирая сказку для ребенка, важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту – свою сказку!

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

                         

IV. Чтение сказок дает очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону! Ведь даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

V. Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают «поверить в сказку», где добро всегда побеждает, и все обязательно закончится хорошо!

 ГБДОУ №38 Невского района г. Санкт-Петербурга

 Воспитатель: Ладыгина Галина Владимировна

Источник