Физическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Физическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.

      Целью является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:

  • Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;

  • Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;

  • Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;

  • Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;

  • Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

  • Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;

  • Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

  • Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений

  • психофизическом развитии ребёнка;

  • Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;

  • Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;

  • Формировать у детей игровые двигательные действия.

На занятия по физическому воспитанию решаем как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физио-логических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания,

становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы

Метание – один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Общеизвестно, что в онтогенезе движений хватание развивается раньше прямостояния. Развитие руки стимулирует формирование остальных двигательных функций организма, активизируя всю психическую дея-тельность ребенка. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схва-тывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движение от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта.

Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со сверстниками.

Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности.

Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание участвовать в совместной деятельности.

Прыжки направлены на развитие основных движений ребенка, трени-ровку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребенка (физиологами доказано, что для безопасного выполнения прыжков необходимо наличие у ребенка развитого брюшного пресса и 3-образного изгиба позвоночника). Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Прыжки подготавливают тело малыша к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.

Ползание, лазанье, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем. Данное направление работы является одним из важнейших, поскольку представляет высокую коррекционную значимость, как для физического, так и для психического развития ребенка. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел.

Читайте также:  Взаимодействие семьи и доу в воспитании и развитии ребенка

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укрепляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях выделяют следующие группы движений:

  • упражнения без предметов;

  • упражнения с предметами;

  • упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

  • упражнения для развития равновесия.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить свое место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной совместной деятельности.

В процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников.

Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе (при активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья).

Диагностика и мониторинг результатов физической подготовленности детей

В физическом воспитании дошкольников диагностическое тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования можно сравнить динамику развития движений ребенка; проводить отбор физических упражнений для занятий; осуществлять объективный контроль обучения детей движениям; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы групповых и индивидуальных занятий.

Диагностика и мониторинг результатов физической подготовленности детей с ОВЗ

Для комплексной оценки физического состояния детей необходимы учет и анализ данных физической подготовленности, которая характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Диагностику физической подготовленности детей и развития физических качеств детей проводим в соответствии с методическими рекомендациями Тарасовой Т.И.

У детей с ОВЗ в каждой возрастной группе 2 раза в год проводится диагностика развития основных видов движений (в сентябре – на начало учебного года и в мае – на конец учебного года). Тесты на каждой возрастной группе аналогичные и на начало и на конец учебного года, чтобы можно было оценить динамику развития движений. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей с ОВЗ и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

Критерии оценки качественно-количественных результатов диагностики детей в развитии движений представлены в приложении

Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы по возрастным группам.

Оценка уровня овладения детьми основными видами движений в начале

  • конце учебного года производится следующим образом:

  • по каждому из указанных параметров в столбце с фамилией и именем ребенка выставляются полученные им баллы;

по каждому ребенку подсчитывается итоговый показатель (сумма балов в столбце делится на количество параметров, полученный результат округляется до десятых долей).

Полученный показатель на начало учебного года выявляет трудности в обучении движениям на предыдущем году обучения (или у вновь пришедших детей); определяет уровень актуального развития; фиксирует характер отклонений в двигательном развитии; выявляет личностный ресурс ребенка, определяет зону ближайшего развития и помогает в разработке плана конкретных мероприятий на текущий учебный год, направленных на решение выявленных проблем.

Полученный показатель на конец учебного года показывает эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка и помогает в составлении прогноза относительно дальнейшего физического развития ребёнка.

Итоговый показатель мониторинга результатов физической подготовленности детей по каждой возрастной группе детей помогает описать общегрупповые тенденции развития движений детей, ведения учета результатов освоения программы по разделу «Физическое воспитание», а также для подготовки к административно-групповым совещаниям, где все специалисты, работающие на данной возрастной группе, обсуждают и анализируют полученные результаты по каждой образовательной области.

Приложение

Качественно-количественные оценки результатов диагностики детей

1 балл /низкий уровень/: ребенок не демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель той или иной образовательной области; либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая; либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна; ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.

1,5 балла /уровень ниже среднего/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель только в единичных случаях, или это носит случайный характер; необходима обучающая (объяснение способа выполнения задания) или организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; либо ребенок сам постоянно обращается за помощью к взрослому, эффект незначителен.

2 балла /средний уровень/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки, незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания), либо организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; владеет главными элементами техники большинства движений; способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа; иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх; увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат; в играх — активен.

Читайте также:  Недоношенный ребенок 3 степени развитие

2,5 балла /уровень выше среднего/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима эмоционально-регулирующая

(положительная или отрицательная оценка деятельности), либо стимулирующая (активизация собственных сил ребенка) помощь.

3 балла /высокий уровень/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребенка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях требуется стимулирующая помощь («подумай» и т.д.); ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям; осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх; наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.

107

Тесты для обследования мелкой и общей моторики ребёнка с синдромом раннего детского аутизма и нарушением опорно-двигательного аппарата

(Ф.И.О.)

Дата обследования: …… 20…. года

Тесты для обследования

Результаты выполнения тестов ребёнком

1

Сидение на стуле

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

2

Вставание со стула

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

3

Стояние

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

4

Ходьба (особенности движения)

5

Манипуляции кистью:

ведущая рука –

– резко ограничены;

– частично ограничены;

– не ограничены.

– сжать пальцы в кулак

– поднять кисти вверх

– опустить кисти вниз

– хватательные движения пальцами (сжать

с силой указательные пальцы инструктора в

кулачках)

6

Манипуляции руками:

– вытянуть руки в стороны

– поднять руки вверх

– согнуть руки в локтях, кисти к плечам

7

Тест на ручную умелость (намотать

верёвку длиной 2 метра, с кеглей на конце, на

палку, поворачивая палку пальцами рук, время

определить по секундомеру)

8

Бросать мяч, подвешенный на резинке,

о стену двумя руками от груди и ловить его

после броска.

9

Поворот туловища, лёжа на коврике

с живота на спину –

со спины на живот –

10

Приседания, руки на поясе

11

Наклоны туловища вперёд-вниз из

положения стоя, руки подняты вверх –

достать руками пальцы ног

12

Работа ног на велотренажёре (дети

первого года обучении не обследуются на этот

тест, т.к. ноги не достают до педалей)

13

Ползание по скамейке, лёжа на животе

вперёд, подтягиваясь руками –

назад, толкаясь руками –

14

Подъём и спуск по гимнастической

лестнице

Источник

Авторы: Воробьева Дарья Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы, преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ «Педагогический колледж №10»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ (И. Н.)

Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и

развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в

организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку

всех органов и тканей, их структурную перестройку.

На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково:

периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая

система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная

функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает

положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-

мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций

дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.

Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического

развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками

мотивации физической активности детей.

В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с

развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество

отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти

отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики,

большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом

недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений,

мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях

равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена

нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль

за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в

становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У

многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При

этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики

(крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом

развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных

сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно

сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии

проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных

актов.

У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в

физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова

опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног

не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе

отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка

согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги

опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны.

При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной

ноге.

Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать

мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок

нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта

очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.

Читайте также:  30 занятий успешного развития ребенка скачать

Физическое воспитание и физическое развитие детей с ОВЗ должно быть направлено на решение

задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи,

направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом

развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его

телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной

деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной

работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание

организма.

Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие

ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление

системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и

совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных

отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию

детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание

детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и

гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для

любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно

приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или

отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной

работоспособности детей, нарушение коррекционно- воспитательной работы в целом.

В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» предусмотрены

специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех

возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится

также на занятиях по музыкальному воспитанию.

В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной

активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в

утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-

дефектолога и воспитателя.

Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по

физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития

детей данной группы.

Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и

воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.

Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где

используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание

детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет

определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим

образом:

й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка» называют

их и определяют цвет;

й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик

соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;

й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты

раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый

и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу

взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей

обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа».

Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».

Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала —

нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по

цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность

целенаправленно ориентироваться в пространстве.

Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-

дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание

уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений,

ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие —

одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и

совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и

упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем

театрализованные игры для рук.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются

занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная

активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду

строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных

движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,

плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию

равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию

движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом

каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к

физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по

сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная

работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку,

и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной

мускулатуры и нормализации двигательной активности.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,

так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют

ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.

Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей

ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть

подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают

осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к

подвижным играм.

При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и

практические методы.

Источник