Взаимодействие семьи и доу в воспитании и развитии ребенка

Ганюшкина Любовь Александровна
Доклад воспитателя к семинару. «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»

«Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей»

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Несмотря на то, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия.

В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Суть ее заключается в следующем:

Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие.

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — «личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития».

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Все эти вопросы привели к необходимости работать над проблемой взаимодействия ДОУ и семьи дошкольного возраста.

Приведем схему, разработанную педагогами Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Таблица.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т. д.

Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Заключение.

Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад является институтом вторичной социализации. Все этапы процесса тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.

Необходимо использовать различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

Семейные проекты, мастерклассы где родители активно включаются в образовательный процесс.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.

В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания должны быть обусловлены темой предстоящего собрания.

Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие их дети. К выступлению на собраниях должны подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству.

Читайте также:  Дипломная работа психология развития ребенка

По мнению лекторов,не надо увлекаться развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит».

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения.

Можно изготовить ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получит отклик у родителей. Родители могут задавать разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Наглядно-информационные методы взаимодействия с родителями знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей лишь поверхностно. Очень эффективно использовать видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии.

Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                         Составила воспитатель

                                                                      Петрова Наталья Юрьевна

Щелково

2015

   В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

     Объект исследования: взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Предмет исследования: формы сотрудничества ДОУ с семьёй по воспитанию и образованию дошкольников.

Цель исследования: выявить эффективные и новые формы работы с родителями по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы определили основные задачи:

1) Изучить семью, с точки зрения самого близкого окружения воспитанника.

2) Раскрыть задачи, содержание, методы работы ДОУ с родителями.

3) Дать характеристику роли семьи в воспитании и образовании дошкольника.

4) Выделить формы потенциальных возможностей семьи.

Актуальность рассматриваемой темы на современном этапе педагогической науки  раскрывается определениями исследовательской работы: объект, предмет, цель и задачи.

Методы исследования:

1) Анализ научной и педагогической литературы .

2) Беседа с родителями

3) Наблюдение

4) Анализ взаимодействия с семьями дошкольников.

Дошкольный возраст — период фактического формирования личности и механизмов поведения. Это возраст, когда подготовка ко взрослой жизни идет полным ходом. Когда желания ребенка обрастают социальным опытом, проще говоря, приходит осознание, что «можно» или «нельзя». И так сложилось,

что ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви: это семья и детский сад.

Семья для ребенка – это и место его рождения и основная среда обитания. Сад – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль.

           Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

 Семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка.  Еще  В. А. Сухомлинский говорил:

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Ребенок учится, беря пример с родителей. Но не стоит забывать и о старшем поколении, ведь социальный опыт общения со старшими ребенок  подчерпывает, наблюдая за общением своих мам и пап со старшими родственниками, то есть с бабушками и дедушками. Если родители осознают всю возложенную на них ответственность за воспитание ребенка, они уважают мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Но понимая, что воспитание в дошкольном учреждении тоже важно для всестороннего развития личности ребенка, стараются установить единые требования в семейном и общественном

воспитании. Задача ДОУ скорее педагогическая — это обучение, подготовка к школе, но и про воспитание так же не стоит забывать. То есть ближайшим окружение ребенка становятся как родители — так и воспитатели-педагоги. Но у воспитателей есть свои преимущества, а у родителей есть свои. Например,

в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое. Если они начнут воспитывать и обучать детей

Читайте также:  Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

независимо друг от друга, то положительных результатов вряд ли добьются. Поэтому семья и ДОУ должны найти общие точки соприкосновения, должны выработать единые требования к воспитанию ребенка. Инициатива по установлению сотрудничества должна идти от педагога, поскольку он

профессионально  подготовлен  к образовательной работе, а стало быть, понимает, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Дети – наше будущее. Счастливые и умные дети – залог счастливого и мудрого общества нашей страны. Работа с родителями это кропотливый труд, в котором необходимо наладить контакт с родителями. Сначала завоевав их доверие, изучить  семью, в которой воспитывается ребенок, вовлечь их в сотрудничество с ДОУ, при этом вести педагогическое просвещение родителей.  Во-первых, очень важно завоевать доверие родителей, ведь они должны уверенно вести детей в детский сад. Они должны твердо знать, что работники ДОУ положительно настроены к ребенку. Для этого родители должны чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его

личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Такое доверие само – собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушие и милосердие. Так же культурное общение, такт и

взаимопонимание – это и будет прекрасный воспитатель. При изучении семьи воспитатель знакомится с проблемами родителей в вопросах воспитания ребенка. Здесь мамы и папы, которые обрели доверие к педагогу, могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Таким образом,  и строится общая концепция и преемственность в воспитании дошкольника. Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОУ применяются, как правило, три формы сотрудничества это:

коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные  родительские собрания могут быть как традиционными,  так и нетрадиционными, дни открытых дверей, праздники, занятия  тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование, родительские гостиные, родительские собрания, устные журналы, экскурсии, походы, совместные досуги (посещение театра, музея и т.д.) и др.

Наглядно – информационные:  выставки  детских работ,  музыкально – поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок  краткой информации, фото уголок,  устный журнал, «Окно» — очень короткие  новости», др. Индивидуальные – консультации – «Почтовый ящик».  Если у родителей нет время подойти и побеседовать с педагогом напрямую —  он может спокойно

в свободное время написать вопрос на бумаге и положить в него, так же в современном мире может использоваться электронная почта, куда родители могут отсылать свои вопросы и пожелания круглосуточно, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения

семей, поручения родителям, родительские клубы, мини-библиотека, выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей» и др. Хотелось бы уточнить, что детям очень важно видеть, что родители интересуются их достижениями, праздниками, и зачастую сами в них участвуют. Так же важно видеть,

что родители помогают группе, и не только потому, что они таким образом через личный пример прививают любовь к труду, но и прививают чувство гордости за родителей, сколько любви у ребенка к папе или маме, когда он говорит: «Это мой папа вешает полочку» или «Посмотрите моя мама

нарисовала этот цветочек на стене».

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  

•    обеспечить открытость дошкольного образования;

•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.  Приоритетные задачи в работе с семьей:

•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки;

•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ проводится  работа в трех направлениях:

1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.    Повышение педагогической культуры родителей.

3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Читайте также:  Сердцебиение у плода по неделям развития ребенка

Работа с родителями в   детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому  нужно начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки;

•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.    Повышение педагогической культуры родителей.

3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

— «Круглый стол» по любой теме;

— тематические выставки;

— соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

— консультации специалистов;

— семейные спортивные встречи;

— почта доверия, телефон доверия;

— открытые занятия для просмотра родителей;

— конкурс семейных талантов;

— день открытых дверей;

— сайт ДОУ

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

— Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

— Это учет индивидуальности ребенка.

— Это укрепление внутрисемейных связей,

— Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

— Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

  При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

— Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

— Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

— Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

— Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

— При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

— Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

— Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

— И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Источник