Фгт основные направления развития ребенка

Фгт основные направления развития ребенка thumbnail

Фгт основные направления развития ребенкаФедеральные государственные требования – что это?

Уважаемые родители!

          Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

          На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). С основными положениями документа можно ознакомиться по ссылке:

https://do.isiorao.ru/conference/Project_FGT/

          ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

          Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается

— максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

— в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

         Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

         В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

       Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

  • — формирование их общей культуры,
  • — развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
  • — формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
  • — сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
  • — коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

  1. обязательной части;          
  2. части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
  3. содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
  4. содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  5. планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  6. система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

  1. видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей  (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
  2. специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  с  12-ти  часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

        Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Коротко: ФГТ по дошкольному образованию

Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

«Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:    
 

Направления развития (4)

Образовательные области (10):

1. Физическое развитие

(физическая культура, здоровье)

2. Познавательно-речевое развитие

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

3. Художественно-эстетическое развитие

(музыка, художественное творчество)

4. Социально-личностное развитие

(социализация, труд, безопасность)

Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

  • двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);
  • игровая («Социализация»)-ведущий  вид  деятельности!
  • трудовая («Труд»);
  • восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);
  • коммуникативная («Коммуникация»);
  • познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);
  • музыкально-художественная («Музыка»);
  • продуктивная (Художественное творчество»).

ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:              

1часть – «Совместная деятельность взрослого  детей»

2часть – «Самостоятельная деятельность детей».

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

/По материалам, предоставленным ГЦРО г.Ярославля./

Источник

ФГТ и ФГОС: нормативная база дошкольного

и начального общего образования на разных уровнях управления

 Эпоха человеческого развития, именуемая «детством»,  считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. (Слайд1, 2) И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы. Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС) и федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) является важным моментом для продвижения в решении данной проблемы.      

(Слайд 3) В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Очень важно, что ФГТ преемственны (Слайд 4) Концепции дошкольного воспитания,  провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Слайд 5) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

ФГТ — это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников.

ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.

 (Слайд 6) Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования:

  • требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России;
  • актуальные проблемы системы дошкольного образования вносят в содержание программ необходимые изменения, а именно: ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет  гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования;
  • документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).

Каковы же новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ?  Они  заключаются  в следующем:

  • ФГТ обеспечивают преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, причем впервые в нормативном правовом документе установлен  (Слайд 7) ряд концептуальных требований.
  • В ФГТ выделены (Слайд 8) десять образовательных областей.
  • Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность»  весьма условна.    Например, область «Безопасность» уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» — это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения.  В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы устанавливают (Слайд 9) основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
  • Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:                                                                                          

            — поведение  и  деятельность дошкольников представляют собой  недостаточное  дифференцированное целое;

— «схватывание» целого раньше частей —  позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

  • В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. И в каждой помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
  • ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.
  • Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка, формирование предпосылок универсальных учебных действий.
  •  ФГТ определяют планируемые результаты освоения программы – итоговые и промежуточные.  Промежуточные являются,  по сути, средством,  установления так называемой «обратной связи». 
  • Весь образовательный  процесс  происходит по индивидуально- ориентированной программе.

В соответствии с ФГОС образовательная работа в начальных классах должна сочетать различные формы организации, включая самостоятельную деятельность учащихся, их взаимодействие в различных видах деятельности, общение.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

(Слайд 10) Сопоставление основополагающих документов (ФГТ и ФГОС) позволяет нам убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

 (Слайд 11) Следует заметить, что портрет выпускника ДОУ по  основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

(Слайд 12) Согласно ФГОС УУД —  совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности, представлены на слайде:

 1) познавательные и учебные мотивы

 2) учебная цель

 3) учебная  задача

4) учебные действия и операции

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса,  и выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) —  к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить пять блоков (Слайд 13).

В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все эти универсальные учебные действия как основа умения учиться.

(Слайд 14) В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника,  мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

(Слайд 15) В сфере регулятивных универсальных учебных действий  выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, представленных на слайде

(Слайд 16) В сфере познавательных универсальных учебных действий  выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

(Слайд 17) В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Перечисленные универсальные учебные действия ярко характеризуют этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.

Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению — степенью сформированности внутренней позиции школьника.

(Слайд18) Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

Критерий Я хочу учиться! Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

 Я готов к познанию!

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о  подготовке к школе.

 Я – субъект детского сообщества!

Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки   (Слайд 19) регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования предпосылками (Слайд 20) познавательных логических универсальных учебных действий  могут быть действия, обозначенные на слайде.

Предпосылки (Слайд 21) знаково-символических универсальных учебных действий заключаются:

  • в использовании знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов;
  • в считывании информации;
  • в использовании схем, чертежей, планов, в ориентировке в пространственном расположении предметов.

В сфере формирования (Слайд 22) коммуникативных УУД предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают (Слайд 23) данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

С целью обеспечения  качественного  дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС.  Вместе с тем,  педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым  процессом.

(Слайд 24) Мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения. (Слайд 25)  

Источник