Роль пластилина в развитии ребенка

Роль пластилина в развитии ребенка thumbnail

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

Польза игр с пластилином для детей

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.

Интересное занятие

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:

  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.

При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Польза игр с пластилином для детей

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Источник

Анастасия Куликова
Роль пластилинографии в развитии мыслительных способностей детей

Всех, кто еще не знаком с «Пластилинографией», очень хочу познакомить с этой интересной нетрадиционной техникой в художественном творчестве, которую очень полюбили мои воспитанники.

В настоящее время педагоги – специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связанно с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

«Пластилинография» — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений или природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют огромную возможность для развития и обучения детей. Они способствуют развитию таких психических процессов,как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обоих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста, является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.). Такое построение занятий, способствует более успешному освоению образовательной программы.

Читайте также:  Вред и польза раннего развития ребенка

Источник

«Роль лепки в развитии ребёнка».

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

И один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества – это лепка. Она имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Также как и другие виды изобразительной деятельности, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, уважение и бережное отношение к искусству. У маленького ребёнка особая острота восприятия к прекрасному.

Даже создание ребёнком самых простых скульптур – это для него творческий процесс. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Ребёнок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Во время работы с пластилином и глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.

Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина и глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Одновременно ребёнок знакомится с различными свойствами глины и пластилина, с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер. Лепка часто становится любимым занятием детей.

Она развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Лепка оказывает выраженное эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции. Особенно ярко проявляется тактильная активность у детей именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

Лепка воздействует на эстетическое воспитание посредством объёмной формы предмета, пластики и ритма.

В большей мере, чем рисование и аппликация, лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку, расслабится, и благотворно влияют на его психику.

Источник

оксана минабутдинова
Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста

Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста) объемные образы и композиции с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и др.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Тематика работ для детей дошкольного возраста огромна: начиная с элементарных вещей как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций.

Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольников формируются качества необходимые для последующего обучения в школе.

Лепка, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, интересует и глубоко волнует дошкольников, вызывает положительные эмоции. В процессе работы с пластическим материалом дети могу радоваться, также могут и огорчаться, если у них что-то не получается.

Очень часто психологи обращаются к лепке как к одному из направлений арттерапии, т. к. она помогает детям справиться с внутренними переживаниями и страхами. С помощью лепки дошкольники могут выразить тревогу и страх, злость и боль, которые есть в его жизни, таким образом, лепка снимает напряжение, дает возможность проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Для многих детей лепка является своеобразным посредником между реальностью и миром фантазий. Благодаря ей дети способны перейти из мира фантазий в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством. Лепка является идеальным средством, способным помочь детям ощутить свою уникальность и личностную ценность, а также и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.

В первую очередь, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Е. А. Флерина, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.

Источник

Родив трёх дочек, Альбина и Александр взяли под опеку девочку из детдома. А потом мальчика. А потом ещё и ещё. Сегодня в семье Готоуловых 11 приёмных детей. Говорят: всё хватит, возраст уже не тот. Но они так и раньше говорили…

У забайкальцев какой-то особый менталитет. Как раньше говорили – есть стержень. Видно, он и помогает людям сохранять достоинство в бедности. А живут там действительно бедно. Особенно в деревнях, где нет работы, и приходится рассчитывать только на себя.

Читайте также:  Лабиринты для развития ребенка скачать бесплатно

Казалось бы, в таких жизненных условиях нет места многодетности – не прокормить. К тому же то и дело приходится слышать резкое – мол, хватит уже плодить нищету. Хорошо, у северян с интернетом плохо. А может, просто внимания не обращают на мнение таких «продвинутых» в вопросах семьи. Живут своим умом. И совестью. 

Три и ещё одна

В селе Кыкер, до которого из Читы не так-то просто добраться (около 400 км на маршрутке), живёт семья Готоуловых. У Альбины и Александра 14 детей, из которых 11 – приёмные. Ещё подростком Альбина сказала себе – вырасту, возьму из детдома ребёнка. В Кыкере был детдом, его воспитанники учились в местной школе.

После школы Альбина поступила в педагогическое училище. Вышла замуж. В семье уже родились три девчонки, и разговоров о том, чтобы взять приемных, Альбина и Александр не вели. Всё произошло как-то само собой.

В семье уже родились три девчонки, и разговоров о том, чтобы взять приемных, Альбина и Александр не вели. Всё произошло как-то само собой. Фото: архив семьи Готоуловых

«В школе одна девочка подружилась с моей дочкой Настей и стала захаживать к нам домой. А однажды – хочу у вас остаться. Я стала собирать справки, забрала Юлю. Девочка уже подростком была, а ничего не умела –  ни постирать, ни убрать за собой, ни уроки выучить. Мои девчонки всё умели. Всего за год Юля преобразилась, изменилась до неузнаваемости.

После школы окончила университет в Чите, вышла замуж, работает в государственном учреждении социального обслуживания населения «Милосердие» краевого центра. Теперь сама инспектирует семьи, состоящие на учёте», – рассказывает Альбина Алексеевна.

Из казённого дома в дом родительский

Однажды Готоуловы услышали, что их сельский детский дом закрывают, и решили взять под опеку мальчика – в семье были одни девчонки. Мужу хотелось сына. Так появился двухлетний детдомовец Данька. Ребёнок был проблемный, вспоминает Альбина, совсем не разговаривал. Семья занялась его здоровьем, малыш прошёл необходимое лечение. К школе Даня заговорил. Но речь всё равно полностью не наладилась. Парень – сейчас он учится в восьмом классе — это понимает, нервничает, комплексует. Но он тоже получит полное среднее образование. Все дети Готоуловых, как бы сложно кому ни было в учебе, окончили 11 классов. На этом настояли родители и всеми силами им помогали.

Позже, когда Юля уже училась в университете, Готоуловы оформили опеку над тремя её племянниками, которые жили в детдоме. Так в семье появились 10-летний Гена, 9-летний Вадик и первоклассница Наташа. Их мама, сестра Юлии, бросила, пила, отцу дети тоже были не нужны, такой же пьяница. Родня от них отказалась. Дети были предоставлены сами себе, могли и в канализации заночевать. Юля очень переживала, просила приёмных родителей забрать племянников из детдома. Готоуловы оформили на всех троих опеку.

Сложная судьба была у Ани. В семь лет она оказалась в приёмной семье. Но когда девочка уже училась в седьмом классе, приёмная мама сильно заболела, и соцзащита, зная, что у Готоуловых девочка будет как у Христа за пазухой, попросила Альбину взять к себе и Аню. Девочка из соседнего села, но с первого дня училась в Кыкерской школе. Альбине она была хорошо знакома. Решили: одним больше, одним меньше.

Готоуловы и сами не заметили, как семья разрослась сначала до 10, а на сегодня до 16 человек, включая, конечно же, родителей.

С таким «табором» без подсобного хозяйства не выжить – зарплаты у родителей копеечные. Хозяйство у Готоуловых действительно большое – восемь коров, бараны, курицы, утки, гуси, даже кролики есть. И, конечно, большой огород, как без него. Александр раньше много охотился – у эвенков это в крови. Надолго уходил в лес за пушниной. С появлением приёмных детей охотиться стал реже – жене надо помогать, ей одной с детьми и хозяйством трудно. Особенно трудно было с мальчишками.

Александр вообще семейный повар. Пока жена в школе, муж готовит на всех обед, управляется по хозяйству. А потом идёт на работу, в ту же школу. Мужчина там трудится доставщиком воды в школьную котельную и столовую. Фото: архив семьи Готоуловых

А ведь ещё Альбина работает библиотекарем в школе. Только иногда Александр вырывается на рыбалку, без которой жить не может. Но сетями не ловит, только на удочку – и летом, и зимой. На Нерче может сутками сидеть. Но зато всегда приходит с уловом, обеспечивает семью рыбой. Которую, кстати, сам и готовит.

Александр вообще семейный повар. Пока жена в школе, муж готовит на всех обед, управляется по хозяйству. А потом идёт на работу, в ту же школу. Мужчина там трудится доставщиком воды в школьную котельную и столовую. Другой работы в селе нет, да и эта не сказать, чтобы завидная. Никто в селе не захотел быть водовозом, так как работать надо на своем транспорте, заправляться – своим бензином, да и ёмкость для подвоза воды тоже должна быть своя. Денег на все это у школы нет.

Половина скромной зарплаты Александра (а зимой – больше половины, в морозы машина чаще ломается) уходит на покупку топлива и запчастей для своей старенькой «буханки». Также он на свои деньги купил помпу и водовозку. На эту «работу мечты» Готоулов согласился только потому, что не в его ситуации отказываться от денег, пусть даже и таких крошечных.

У Альбины и Александра 14 детей, из которых 11 – приёмные. Ещё подростком Альбина сказала себе — вырасту, возьму из детдома ребёнка. Фото: архив семьи Готоуловых

«Мы с мужем надеялись: вот вырастут дети, разъедутся – кто продолжать образование, кто – работать, и мы, наконец, поубавим подсобное хозяйство. Всю жизнь в семь встаем, в час ночи ложимся. Готовка, уборка, стирка через день, огород, скотина, а ещё ведь помогать надо детям с уроками каждый вечер. Мне 51, Александру – 53 года. Трудновато уже со всем этим справляться», – признаётся Альбина. И добавляет: «Но не удержались – привели в дом еще малышни».

Решили – хватит! Но как пройти мимо?

В 2018 году Готоуловы решили взять в семью двух сестрёнок – Настю и Валерию, восьми и шести лет, детдомовских, из соседней деревни. «Дети взрослеют, уезжают учиться, и мы подумали, что ещё есть силы поднять кого-то на ноги, воспитать», – объясняет своё решение Альбина. Старшая из сестёр, Настя, в школу пришла слабенькая, училась плохо, едва на тройки тянула. Характер сложный: могла обмануть, насочинять всякого на других. Постоянно спорила, кричала, ругалась со всеми.

Сейчас у Насти всего одна тройка – по русскому. Истерики прекратились. Младшая, Валерия, пошла в первый класс. Учёба у девочек на первом месте. Сёстры раскрепостились, повеселели, посещают кружок танцев в ДК, в школе – физкультурный кружок, занятия по английскому языку.

Валерия однажды подошла, обняла Альбину, говорит: «Мама, ты у меня самая лучшая, самая красивая, никому меня не отдавай». «И все проблемы как-то растворяются в такой любви», – говорит Альбина.

В 2019 году Готоуловы узнали, что у Данилки (брали его двухлетним, сейчас ему 14) есть брат Алёша, который находится в Читинском доме ребёнка. Ему четыре годика. Данилка, узнав о брате, очень упрашивал папу и маму взять его в семью. «Я обратилась в районный отдел опеки, там узнала, что ребенок – отказник. Малыш больной, была операция, не разговаривает, слабенький. Обсудили с мужем – сможем ли, успеем ли поднять ребёнка, нам обоим уже за 50. Ведь тогда ни о каком сокращении хозяйства речи быть не может», – рассказывает Альбина.

Читайте также:  Педология наука о развитии ребенка

Готоуловы не делят детей на родных и приемных. Фото: архив семьи Готоуловых

Готоуловы отправились в Читу, увидели ребёнка, собрали документы. Много времени ушло на оформление медицинских справок, так как в Тунгокоченском районе не было нужных специалистов. В конце ноября 2019 года малыша, наконец, забрали. Ребёнок ходит в детский сад, начал разговаривать. «Мы уже не представляем свою жизнь без него», – говорит многодетная мама.

Старший взял опеку над младшим. Когда братья встречаются – один приходит из школы, другой из садика – всегда обнимаются. Даня спрашивает у малого, как дела. «Смотрю на них и понимаю: мы все правильно сделали», – говорит Альбина Готоулова и добавляет: «Конечно, маленьких детей тяжело воспитывать в нашем возрасте. Это не внуки, которые приедут, погостят и уедут».

Кстати, выплаты за приемных детей совсем небольшие. До октября 2019 года они составляли 7 500 рублей, сейчас на 300 рублей увеличили. На дошкольников опекунское пособие – 6 800 рублей. Плата за детсад – 2 200, питание в школе полностью за деньги родителей.

Кажется, тут завидовать нечему. Но деревня не сразу приняла «приёмышей». «Сначала говорили – Готоуловы зэков набрали, прячьте все ценное! Потом другая версия в ход пошла – рабов понабрали, чтобы хозяйство большое держать. А оно и до приемных детей у нас было большим, – рассказывает Альбина. – Мы работать умеем и любим, позже всех ложимся, раньше всех встаём. Саша, пока дети маленькими были, из леса не выходил, охотился. А сейчас все восхищаются – каких детей вырастили!»

Готоуловы не делят детей на родных и приемных. А мы скажем о них отдельно. Старшая дочь Елизавета преподает математику в родной школе. Средняя, Анастасия, – учитель истории, работала в начальных классах, сейчас – заведующая сельским ДК, младшая, Екатерина, в прошлом году окончила университет с красным дипломом, специалист в сфере социально-культурной деятельности, продолжает учиться, работает также в кыкерском Доме культуры.

В родительском доме на сегодня остались самые младшие. Фото: архив семьи Готоуловых

Приёмные дети. О Юлии уже говорилось – она работает в краевом центре в соцзащите. Николай отслужил на флоте во Владивостоке, поступил заочно на факультет физкультуры и спорта в университет, продолжает (уже по контракту) службу в Вооружённых силах. Геннадий окончил строительное училище, отслужил в танковых войсках, также продолжил службу по контракту в Забайкалье. Вадим в прошлом году окончил школу и поступил в торгово-кулинарное училище.

Готоуловы забрали его в семью, когда Вадик учился в третьем классе. Тогда о нем говорили, что парень необучаем – сплошные двойки по всем предметам. Парень трудный, это правда. В девятом классе не смог сдать экзамен по русскому. Но родители помогли, настояли на пересдаче – Вадим подготовился и всё же сдал, продолжив обучение в школе.

В родительском доме на сегодня остались самые младшие: Наташа учится в 11-м классе, Даниил – в восьмом, Настя – в третьем, Валерия – в первом. Алёше четыре года.

Опекунских денег не хватает, семье приходится влезать в кредиты. На первый купили в Чите ноутбук, телефон, планшет. А папе – мини-электростанцию, так как с электричеством в селе проблема – сельский дизель-генератор часто выходит из строя. Бывало, что и по несколько дней сидели без электричества. У многих в деревне свои мини-электростанции.

В общем, Готоуловы так и живут: одну проблему как-то решат – другая появляется. Фото: архив семьи Готоуловых

Выплатили этот кредит – взяли новый, на машину. Деревня вытянута вдоль реки, дом Готоуловых на самом отшибе, очень далеко от школы, без машины сложно. Купили старую «буханку». Теперь хоть есть на чём возить детей в районную поликлинику на обследование, ездить за покупками в райцентр. Маршруткой – очень дорого, детей-то много. Правда, машина чаще ремонтируется, чем используется. Но у главы семьи руки золотые, сам справляется. Следующий кредит был на трактор, трудно без него в хозяйстве.

В общем, так и живут: одну проблему как-то решат – другая появляется. Сейчас главная забота – печка в доме, она совсем развалилась. Дом Готоуловых стоит не в самом удачном месте, земля подвижная, топкая, в подполе вода, в доме сырость. Как быть с перекладкой печи – непонятно. Новый кредит не дадут – за этот ещё не рассчитались.

Старое село, старые проблемы

Село Кыкер старое, ему 350 лет. Здесь все обветшавшее – школа, клуб, магазины напоминают сельпо 70-х годов прошлого века. Школьная котельная, кажется, чуть ли не первое здание, построенное в этой деревне. Во всяком случае, так оно выглядит. Бревенчатая школа до 2019 года отапливалась дровами – в каждом классе стоит русская печь. Даже в кабинете директора. По словам главы села Владимира Ташлыкова, здание школы давно находится в аварийном состоянии и надежды на капремонт никакой нет.

На ремонт школьной котельной надежды давно не было, хотя износ котлов, по словам Ташлыкова, составляет 300 %. Но в прошлом году поставили новые котлы. Правда, теплее в школе не стало – котлы почему-то постоянно требуют ремонта.

В деревне поговаривают, что школу могут закрыть. Но это нельзя делать, в ней учатся не только кыкерские дети, но и из четырех других северных деревень, удаленных от Кыкера на 120-200 км. При этом только детей из Акимы, расположенной в 20 км, привозят на школьном автобусе утром и увозят вечером. Остальные с осени до лета живут в школьном интернате.

Село потихоньку умирает. Молодежь уезжает, остаются пенсионеры. И все дальше и дальше село уходит от конца ХХ века к его началу (в ХХI век Кыкер ещё даже не заглядывал). Сотовая связь работает плохо, интернет ловит только возле здания администрации (поэтому детей со смартфонами у сельсовета в любую погоду много, как галчат на ветке), электричество подают с перебоями. Из-за этого ломаются телевизоры, компьютеры, стиральные машины, выходят из строя электроприборы.

Когда-то в Кыкере жили богато. Была звероферма на три тысячи лисиц – чернобурых, золотисто-серых, белоснежных – была самой большой в Сибири и на Дальнем Востоке. Фото: архив семьи Готоуловых

Но всё равно, говорят жители села, жить стало лучше. Лет десять назад свет давали на час в день («новости посмотрели, белье постирали»), а сейчас, пусть и с перебоями, но электричество есть.

Когда-то в Кыкере жили богато. Была звероферма на три тысячи лисиц – чернобурых, золотисто-серых, белоснежных – самая большая в Сибири и на Дальнем Востоке. Не стало зверофермы – охотники подались на промыслы. Охота и сегодня – основное занятие местных жителей. Особенно эвенков, потомственных охотников. А больше в Кыкере заниматься нечем. Коров держат только для себя – молоко не принимают. Как и мясо. Самим куда-то продукцию везти – далеко и невыгодно. Некоторые подались было в фермеры, но быстро отказались от своих планов, по той же причине: до ближайшей железнодорожной ветки 220 км, заниматься сельхозпроизводством совершенно нерентабельно.

Сельсовет одно время подумывал купить в кредит оборудование по консервированию грибов и ягод, производству йогуртов – хоть какой-то заработок у сельчан будет. Но постоянные перебои с электричеством превращают эти планы в неразрешимую проблему.

Но молодежь родные места любит, хоть и уезжает после школы в город в поисках лучшей жизни. Помыкавшись какое-то время, многие понимают, что они здесь никому не нужны. И ничего им в городе не светит. Если в Кыкере будет работа – многие с радостью вернутся домой.

Источник