Факторы определяющие рост развитие ребенка

Факторы определяющие рост развитие ребенка thumbnail

РОСТ И РАЗВИТИЕ

1. Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.

a. Подготовительный этап:

1) Период формирования наследственности

2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей

3) Предконцепционный период

b. Внутриутробный этап:

1) Зародышевый период (1 нед) – оплодотворение, гаструляция, бластуляция

2) Имплантация (2 сут) – в стенку матки

3) Эмбриональный период (2-7 нед) – формирование закладок органов и систем

4) Эмбриофетальный период (7-8 нед) – формирование плаценты

5) Ранний фетальный подпериод (9-28 нед)

6) Поздний фетальный подпериод (28 нед — роды)

c. Интранатальный этап

d. Внеутробный этап – (СОБСТВЕННО ДЕТСТВО):

1) Период новорожденности(до 4 нед.)

2) Период грудного возраста(4 нед-12 мес)

3) Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 лет)

4) Дошкольный период (3-6 лет)

5) Младший школьный период (7-11 лет)

6) Старший школьный период (12-17(18) лет)

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).

2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факторы их определяющие.

Законы:

1) Закон неуклонного торможения энергии роста и развития:
рост с возрастом меньше. Исключения – новорожденность (физиол.убыль массы тела) и пубертат.

2) Закон неравномерности скорости роста (по Штрацу):
Период первой полноты(1-4 года)
Период первого вытягивания (5-7 лет)
Период второй полноты (8-10 лет)
Период второго вытягивания (11-14 лет)
Период медленного роста (15-18(20) лет)

3) Закон аллометрического роста:
Чем участок дистальнее тем быстрее растет.

4) Закон половой специфичности:
Девочки развиваются быстрее, но развитие в итоге меньше.

Закономерности:

1) Неодинаковость суточного и годового роста
Рост больше ночью и летом

2) Асимметрии роста
Разные системы растут с разной скоростью

3) Гомеорезис (феномен канализирования)
При тяжелой болезни (стрессе) рост останавлявается. Затем добор до нормы.

Акселерация:
Ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Есть гармоничная и дисгармоничная.
Причины:
Комплекс социально-биологических факторов (нутритивная теория, алиментарная теория, теория смешанных браков, etc.)

Ретардация
Задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.

3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития.

ФР-процесс обусловленного возрастом созревания органов и систем, изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.

Факторы определяющие рост и развитие детей:
Генетические – определяют темп, возм.предел роста, особенности телосложения. Представлены гормонами – соматотропный, инсулиноподобные факторы роста, тироксин, андрогены.
Средовые – главным образом, на скорость роста.
Представлены питанием, режимом жизни (гипокинезия), достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, заболевания, климато-географические условия.
Неклассифицируемые – порядковый номер беременности, родов, срок наступления родов, масса плода, возраст матери и отца, сезон рождения ребенка.

Методы оценки: антропометрия(оценка – эмпирика, сигмальн., центильн.), соматоскопия(осмотр и описание), динамометрия(динамометр), исследование физической работоспособности(стептест, велоэргометр), иногда – физиометрические показатели(ЖЕЛ, ЭКГ).

4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.

БВ – морфо-функциональная зрелость организма.

Показатели:

Нврожд – рефлексы новорожденных(?), прорезывание зубов
Дошкольный возраст – смена зубов

Подростки – половое созревание.

В разные годы – Длина тела, Кл. ан. Крови, Костный возраст:
Порядок появления точек окостенения здесь следующий: на 1-м году — головчатая и крючковидная кости, на 2-3-м — трехгранная кость, на 3-4-м — полулунная, на 4-6-м — кость-трапеция и трапециевидная, на 5-6-м — ладьевидная. У девочек все точки окостенения закладываются на один год раньше, чем у мальчиков. Окостенение гороховидной кости происходит у девочек в 7-8 лет, у мальчиков в 10-11 лет,
Индексы:

Для последнего:

Для оценки индексов используют 2 методики:

1. Какого возраста больше по результатам всех индексов

2. Среднее первых четырех индексов
=1 год

=1-4 года

=5-7 лет

=8-10 лет

> 11 лет.

Значение определения биологического возраст – принятие индивидуальных мер по организации образа жизни, здоровья, питания и т.д.

5. Физическое состояние. Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).

Читайте также:  Основа полноценного социально личностного развития ребенка

ФС – Текущее состояние физического развития ребенка на момент осмотра.

Гипотрофия – отставание от ДМТ (должн. массы тела) на 11% и более. 3 степени – 11-20%, 20-30%, >30%. Термин используется только на первом году. Может быть следствием заболеваний, алиментарной недостаточности, заболеваний матери.

Паратрофия – превышение ДМТ на 11% и более. 4 степени – 15-24, 25-49, 50-99, >100. Термин используется на 1 году. Может быть следствием заболеваний ребенка и матери, алиментарной недостаточности.

Гипостатура – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ психомоторного развития. (Обычно набл. при длительных хронических заболеваниях).

Гипоплазия – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела БЕЗ задержки ПМР.

Ожирение – то же что паратрофия, но после первого года жизни.

Гигантизм – превышение нормы роста на 3σ и более (2,5-3σ — субгигантизм)

Нанизм – отставание роста от нормы на 3σ и более (2,5-3σ — субнанизм).

6. Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Истинное и ложное преждевременное половое развитие.

Пол – совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.

Этапы формирования:
Генетический пол – оплодотворение
Гонадный пол – дифференциация гонад либо в яички либо в я/кл. – 6-10 нед.
Морфологический пол
внутренний генитальный – 10-12 нед.
наружный генитальный – 12-20 нед.
опускание яичка – 22-32 нед.
Психо-социальный пол – с 3 лет.

Виды пола: генетический, гонадный, морфологичекий, психо-социальный.

Изосексуальность – состояние, когда все виды пола – одинаковы.

Гетеросексуальность – отсутствие единства какого-то из полов с остальными.

Сроки пубертата: М: 10-18 лет; Ж: 9-16(17) лет. Различают раннее, среднее и позднее начало пубертата. Также различают быстрый средний и медленный темп пубертата (по сроку протекания в годах).

Начало М: 10-12, 12-14, 14-16; Начало Ж: 9-11, 11-13, 13-15;

Темпы М: 3-4, 4-5, 5-6; Темпы Ж: 2-3, 3-4, 4-5;

Последовательность М: VPLAxF. Яички-гортань-волосы на лобке-ломка, гинекомастия-начало оволосения лица, перв.эякуляция-созрев.сперматозоидов-оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по телу, появл.сперматозоидов

Последовательность Ж: MaPAxMe. Незнач.приподним.сосков-куполообразн.приподнятие мол.железы, начало оволосения лобка-рост внутренних гениталий-начало подмыш.оволосения-первая менструация-не устоявшийся цикл-устоявшийся цикл.

ЗПР – группа заболеваний репрод.системы. Критерии: отсутствие втор.пол.признаков к 13,5 годам ИЛИ отсутствие menses к 15 годам. Возм.причины: Позднее созревание гонад. Позднее созревание рецепторов половых клеток к ФСГ и ЛГ. Низк. чувствительность тканей половых органов к половым гормонам.

ППР – группа заболеваний разл.этиологии критерии – начало полового созревания М: до 9,5; Ж:до 8л или menarche до 10 лет.
Истинное ППР – появл.пуберт.изменений из-за гипоталамич.стимуляции. Заканчивается сперматогенезом(овуляцией). Может быть идиопатическим. Прогноз для такого – благоприятный.
Ложное ППР – появл.втор.полов.призн-в не заканчивается сперматогенезом/овогенезом. В основе – поражение н/почечников, но м.б. ятрогенное – прием анаболических стероидов.

Источник

Генотип – совокупность генов данного организма

Фенотип – присущая индивидууму совокупность всех признаков и свойств, которые сформировались в процессе его индивидуального развития. Фенотип возникает в результате взаимодействия между генотипом индивидуума и окружающей средой.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма; развитие индивидуума от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.

Ретордыция – отставание в физическом развитии.

Акселерация – опережение физического развития.

Факторы. 1. Социально-экономический 50%

                      2. Экологический ф-р 25%

                      3. Биологический фактор 10-15%

                      4. Социально-медецинский ф-р  ост%

Рост— количественное увеличение размеров тела. Развитие— приобретение качественных свойств.

Принципы роста и развития. 1.
Неравномерность роста и развития ,2. Неодновременность роста и развития отд. Органов и систем(который важней разв. 1-м), 3. Обусловленность роста и развития полом, 4. Обусловленность рос. и раз. факторами наследственности и окр.среды.

Рост и развитие развиваются не равномерно— гетерохрония.

Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.

В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. в антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.

Читайте также:  Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка

Многие факторы могут оказывать влияние на процессы роста и развития. Генетические и средовые — наиболее важные из них. Распознать роль генетических факторов очень сложно, гораздо легче выявить средовые влияния, среди них — плохое питание, дефицит витаминов, двигательные и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, климат и место проживания — все они могут как положительно, так и отрицательно сказываться на росте и развитии организма. Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

В последние десятилетия в развитых странах мира явно прослеживаются тенденции акселерации — ускорения полового созревания — дети растут быстрее и достигают показателей, значение которых выше, чем у людей, живших столетие назад.

На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные) и экзогенные (или средовые).

Экзогенные факторы — социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.

Человек — социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами. Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития. Одна из важнейших причин морфофункциональных различий — это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями.  

Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.

Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.

Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье).

Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.

Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.

Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза. Генетический контроль действует на протяжении всего периода роста. Однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.

В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.

В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.

Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.

Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания

Источник

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по математике

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.

    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:

    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник