Доречевое развитие ребенка с дцп

Доречевое развитие ребенка с дцп thumbnail

Доречевое
развитие у детей с церебральным параличом
происходит по тем же этапам, что и у
здорового. Но длитель­ность доречевого
периода у больного может увеличиваться
до нескольких лет в зависимости от
тяжести поражения цен­тральной нервной
системы. Доречевой период у здорового
заканчивается к 12 мес, у детей с
церебральным параличом может длиться
до 3—5 лет и более.

Особенности
I
этапа доречевого развития у детей с
детс­ким церебральным параличом.
Доречевое
развитие начина­ется с первого крика
новорожденного. У ребенка с детским
церебральным параличом часто отсутствует
крик при рож­дении или же он слабый,
недостаточно продолжительный и быстро
истощаемый. В дальнейшем не формируется
инто­национной выразительности крика.
При оценке состояния артикуляционного
аппарата таких детей в период
новорожденности обращается внимание
на особенности строения этого аппарата.
У большинства детей отмечаются дефекты
в строении твердого нёба: высокое, узкое
«готическое» или уп­лощенное. Почти
во всех случаях можно наблюдать
асиммет­рию лица, сглаженность
носогубных складок. Форма языка и его
положение в полости рта неправильные.
Язык у ребен­ка с церебральным параличом
часто бывает очень толстый, без выраженного
кончика, напряженный, оттянутый кзади.
Нередко можно видеть язык, «вываливающийся»
из полос­ти рта. Уже в первые дни жизни
отмечаются беспокойство и тремор языка.
Такой язык почти не принимает участия
в актах сосания и глотания.

Существенные
изменения наблюдаются и в состоянии
мышечного тонуса губ, языка и всей
мимической мускулатуры. Язык может быть
очень вялым, распластанным на дне Полости
рта или же напряжен и «чашечкой» поднят
кверху.

Губы
из-за изменения их тонуса плохо смыкаются,
вялые и не участвуют в сосании. Молоко
в этих случаях вытекает из одного или
обоих углов рта. При напряженности
губной мус­кулатуры ребенок не может
оформить губы для принятия соска, не
может вытянуть их вперед. Все эти
нарушения от­ражаются на процессе
вскармливания. Почти всегда отме­чаются
псевдобульбарные симптомы: поперхивания,
тихий голос, повышенное слюноотделение
и т. д. В особо тяжелых случаях наблюдается
длительное угнетение врожденных
бе­зусловных рефлексов (сосательного,
глотательного, поиско­вого, хоботкового,
ладонно-рото-головного), поэтому многих
детей в первые дни жизни кормят через
зонд. У детей с тя­желыми формами
детского церебрального паралича в
воз­расте 1,5 мес. почти невозможно
выявить зрительное и слу­ховое
сосредоточение.

Характерным
для новорожденных с церебральной
пато­логией является кратковременность
бодрствующего состоя­ния, постоянно
прерываемого сном или отрицательными
эмоциональными реакциями. Улыбка
появляется с большим опозданием, часто
она недифференцированная, неадекват­ная.
Нередко можно отметить патологию и со
стороны ды­хания: оно поверхностное,
аритмичное; цианоз при кормле­нии.
Иногда наблюдается асинхронность
дыхания, сосания и глотания. Ребенок не
может сосать и дышать одновремен­но,
давится, поперхивается. При этом молоко
вытекает че­рез нос ребенка. В тяжелых
случаях появляется стридор.

Особенности
формирования
II
этапа
до
речевого развития
у
детей
с церебральными параличами.
Этот
период харак­теризуется значительной
выраженностью патологических проявлений.
Прежде всего усиливается псевдобульбарная
симптоматика, проявляющаяся в выраженных
нарушени­ях сосания, глотания, дыхания,
крика. Нарушение актов со­сания и
глотания может быть обусловлено парезом
мышц губ, языка, дискоординацией движения
этих мышц и дыха­тельной мускулатуры,
а также тоническим спазмом мышц языка
в связи с влиянием на них лабиринтного
тонического рефлекса (К. А. Семенова,
1972).

При
обследовании артикуляционного аппарата
ребенка с церебральной патологией уже
на этом этапе можно отме­тить нарушение
мышечного тонуса всего артикуляционного
аппарата, проявляющееся в паретичности,
спастичности, дистонии, гиперкинезах
и треморе языка. Наряду с этим от­мечаются
выраженные нарушения крика, который
может быть очень тихим, монотонным,
фрагментарным. Его харак­тер не
приобретает интонационной выразительности.
Сла­бый и непродолжительный крик
свидетельствует о выражен­ной
псевдобульбарной симптоматике и имеет
определенное прогностическое значение
в патологии доречевого развития.

Мимика
лица остается маловыразительной, нередко
мож­но отметить асимметрию лица,
сглаженность одной из носогубных
складок, опущение угла рта и перекос
рта в здоро­вую сторону при попытке
к улыбке.

Нарушение
функции мышц языка приводит к тому, что
образуется его патологическая форма,
без выраженного кон­чика. Такая форма
препятствует сосательному движению.
Язык занимает в полости рта неправильное
положение, при котором он может быть
напряжен и утолщен в области корня, при
этом всей своей массой язык оттягивается
кзади. В других случаях можно видеть
увеличенный и утолщенный язык, за­полняющий
всю ротовую полость или даже выступающий
из полости рта и не конфигурирующийся
при сосательном дви­жении. Не менее
часто можно отметить значительную
вялость языка, при которой он распластан
на дне полости рта и почти совсем не
участвует в акте сосания, так как не
принимает соот­ветствующей формы для
обхвата соска.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в норме и с нарушением интеллекта

Такое
многообразие и различие патологии в
артикуляци­онном аппарате, а особенно
в языке, имеет определенное ди­агностическое
значение для выявления в последующем
дет­ского церебрального паралича с
выраженной задержкой доречевого и
речевого развития.

В
возрасте 1,5—3 мес. у ребенка с церебральной
патологи­ей неблагоприятными
прогностическими симптомами явля­ются
нарушения крика, дыхания в сочетании с
длительным отсутствием врожденных
безусловных рефлексов либо, наобо­рот,
с резким их усилением. Появление этих
рефлексов (по­искового,
ладонно-рото-головного, хоботкового,
губного) в возрасте после 3 мес. является
симптомом, указывающим на возможность
возникновения оральных синкинезий и
автома­тизмов, которые задерживают
и затрудняют реализацию про­извольных
движений артикуляционного аппарата.

В
тех случаях, когда усиленно звучат
безусловные ц0.
исковые рефлексы, имеющие расширенную
зону вызыва­ния, произвольные движения
губами запаздывают или не появляются
(у здорового ребенка они формируются с
2 мес, когда ребенок начинает гулить).
Наряду с отсутстви­ем выразительности
крика у ребенка с церебральным па­раличом
в этот период не возникает и характерных
для этого возраста первых согласных,
заднеязычных звуков характеризующих
гуление.

По
данным К. А. Семеновой, качественное
видоизмене­ние крика и появление
гуления совпадает с развитием мо­торики,
а именно с началом становления
установочного ла­биринтного рефлекса
с головы на шею, первых попыток ребенка
изменить положение тела, приподнять,
удержать голову в положении на животе,
что создает новые условия для дыхания,
фонации и артикуляции.

Ввиду
того, что у ребенка с церебральным
параличом за­держивается двигательное
развитие, а также наблюдается нарушение
артикуляционного аппарата, голоса и
дыхания, своевременное развитие гуканья,
а затем и гуления невоз­можно и
задерживается на несколько месяцев, а
в особо тя­желых случаях и до нескольких
лет.

Одной
из основных причин, задерживающих
появление гуления, является нарушение
тонуса языка, выражающее­ся в
спастичности его корня, при которой
произвольное при­поднимание задней
части спинки языка затруднено, в
ре­зультате чего у ребенка отсутствуют
заднеязычные звуки.

У
ребенка с формирующимся церебральным
параличом на II
этапе доречевого развития отмечается
отставание ори­ентировочных реакций.
Если здоровый ребенок к 3 мес. ус­певает
пройти уже два этапа в развитии
ориентировочных реакций, то ребенок с
церебральной патологией едва дости­гает
первого этапа либо эти реакции не
формируются.

I
этап ориентировочной реакции (в норме
1-й мес.) ха­рактеризуется притормаживанием
общих движений при зрительных или
слуховых раздражителях, II
— появлени­ем двигательного компонента,
то есть на оптический и слуховой
раздражители ребенок поворачивает
глаза и голову в соответствующую сторону.
По данным К. А. Семеновой, это совпадает
с развитием лабиринтного установочного
и началом становления цепного шейного
выпрямительного реф­лекса. Так как у
детей с церебральной патологией
задерживается развитие этих рефлексов,
а также наблюдается нарушение сенсорного
восприятия, то формирование ори­ентировочных
реакций, которые в норме хорошо выраже­ны
уже к 5 мес, задерживается у ребенка с
детским цереб­ральным параличом на
многие месяцы.

Одной
из существенных причин задержки
формирова­ния ориентировочно-исследовательской
деятельности ре­бенка с церебральным
параличом является недостаточ­ность
зрительного восприятия. Последнее
обусловлено не столько нарушением
зрения (Э. Л. Басова, 1977), сколько
невозможностью фиксации взора и
прослеживания за предметами.

У
детей с церебральными параличами
довольно часто от­мечается недостаточность
ориентировочных реакций на слу­ховые
раздражители. У некоторых детей, наоборот,
отмеча­ется повышенная чувствительность
на любой слуховой раздражитель и вместо
ориентировочной реакции возника­ют
защитные реакции, вздрагивание (рефлекс
Моро).

Так
как в этот период у детей с церебральной
патологией не формируется
ориентировочно-исследовательской
деятель­ности, задерживается развитие
сенсорного восприятия, то и эмоциональный
контакт невозможен, не развиваются
харак­терные для этого возраста в
норме первые положительные эмоции. У
таких детей эти эмоции бывают связаны
только с удовлетворением их органических
потребностей (состояние сытости, сухие
пеленки и т. п.). Внешние раздражители
вы­зывают у них отрицательные эмоции
и защитно-оборони­тельные реакции.

Описанная
патология свойственна детям с наиболее
тяже­лыми формами церебрального
паралича. В менее тяжелых случаях может
формироваться зрительное и слуховое
вос­приятие, соответственно возрасту
развиваются эмоции, но на фоне некоторого
благополучия отчетливо может прояв­ляться
патологическая симптоматика двигательного
разви­тия и артикуляционного аппарата.

Источник

Все дети в зависимости от уровня развития их голосовой ак­тивности могут быть отнесены к четырем группам, которые со­ответствуют четырем уровням доречевого развития.

1 уровень — отсутствие голосовой активности.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Го­лосовая активность детей проявляется только в плаче и крике. Голос детей с церебральным параличом тихий, слабый, немо­дулированный, быстро истощающийся. По крику нельзя оп­ределить состояние ребенка и его желания. Дифференциро­ванной голосовой активности нет — дети не гулят. Период бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицатель­ные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у де­тей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.

Читайте также:  Развитие ребенка по доману отзывы

Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на пред­метах и игрушках слабо выражена. Прослеживание движущегося оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на звуковые раздражители снижена.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборо­нительные реакции в виде вздрагивания, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выра­женный познавательный характер.

Характеристика двигательного развития. Положение тела де­тей вынужденное, отсутствуют произвольные движения Дети не удерживают голову, не могут повернуть ее в какую-либо сторону при прослеживании за движущейся игрушкой. Функции рук не развиваются.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. У детей с церебральным параличом изменения мышечного тону­са губ, языка проявляются в паретичности, спастичности, дисто-нии или гиперкинезах. Нарушение подвижности губ и языка зат­рудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ или носа. Лицо амимичное. Иног­да нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинх­ронно с сосанием.

2 уровень — наличие недифференцированной голосовой ак­тивности.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посред­ством недифференцированных движений тела, головы, сопровож­дающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует ран­нему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является сред­ством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулиро­ванный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недо­статочность зрительного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слу­ховой раздражитель, которая находит свое выражение в защит­ных реакциях в виде плача и вздрагивания.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возника­ют при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равно­душны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.

Характеристика двигательного развитая. Произвольная мото­рика крайне ограничена. Дети слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях. У них начинает развиваться зритель­но-моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятель­ность отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы. Наличие оральных синкинезий зат­рудняет произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии. Голос детей слабый, немодулирован­ный. Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдо-бульбарная симптоматика.

3 уровень — гуление. Этот уровень у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии характеризуется не­равномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-мо­торной координации, ориентировочно-познавательной деятель­ности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружаю­щими.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реа­гируют на интонации голоса человека. У них ярко выражены «ком­плекс оживления» и направленность на общение со взрослыми. Крик детей на этом этапе уже является средством выражения со­стояний, желаний и, следовательно, средством общения с людь­ми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные звуки в сочетании с гласными (бу, пу, ма, ха, ко). В гулении появ­ляются аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.

Характеристика сенсорного развития. У детей появляются диф­ференцированные зрительные и слуховые реакции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Труд­ности восприятия сильно ограничивают возможности познава­тельной деятельности детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные мани­пуляции. Дети эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.

Характеристика двигательного развития. У детей, находящих­ся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координа­ция. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитив­ные манипуляции, но их движения ограниченны, напряжены, крайне неловки; игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоя­нии удержаться в вертикальном положении в специальном сту­ле, но самостоятельно не сидят и не стоят.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка до 1 года мастюкова

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса корм­ления. Часто проявляются такие патологические симптомы ар­тикуляционного аппарата, как спастичность, паретичность, дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно ограничена.

4 уровень — лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональ­ной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Сред­ствами общения с окружающими являются выразительные дви­жения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, уп­рощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими глас­ными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается.

Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отражен­ный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены край­не слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся ред­ко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хоро­шо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инст­рукции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.

Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зре­ния и т.п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способ­ствует тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зри­тельного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взором и т.д.). Нарушения слухового восприятия проявляются в снижении слу­хового внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятель­ности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоци­ональном контакте; их эмоции носят дифференцированный ха­рактер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает раз­виваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значи­тельно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.

Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипули­ровать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев. При помощи взрослых дети могут стоять и преступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приво­дит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеет место повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Таким образом, изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимуществен­но его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гу­ление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недо­развития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети пред­почитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепе­та у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхалалии, т.е. само­подражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговой лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появ­ляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие де­тей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задер­живают развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нару­шена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы язы­ка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии…

Источник