Психомоторное развитие ребенка до 1 года мастюкова

Психомоторное развитие ребенка до 1 года мастюкова thumbnail

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Читайте также:  Физическое развитие ребенка до года пропорции тела

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

Первый год жизни имеет важнейшее значение
в пси­хическом развитии ребенка. Мозг
развивается в наибо­лее высоком темпе.
Ребенок, вначале беспомощный, к концу
первого года жизни овладевает
прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной
деятельностью, на­чальным пониманием
обращенной речи. Именно в этот период
начинается становление речи как средства
обще­ния, т. е. формируется сугубо
человеческая функция, на развитие
которой в эволюции ушли миллионы лет.

В психомоторном развитии ребенка первого
года жизни выделяют несколько периодов,
на каждом из ко­торых происходит
поступательное усложнение довербальных
форм общения, составляющих основу для
ста­новления речи и мышления (Л. Т.
Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

Уже в первый период – период
новорожденности (О–1 мес.)
наряду с
набором врожденных приспособительных
реакций, играющих основную роль в
жизнедея­тельности организма, можно
с 3–4-й недели жизни вы­явить начальные
предпосылки так называемого
комму­никативного поведения: в ответ
на обращенный к ре­бенку ласковый
голос или улыбку начинает возникать
ротовое внимание–ребенок замирает,
его губы слегка вытягиваются вперед,
он как бы «слушает» губами. Вслед за
этой реакцией появляется улыбка. Уже в
пе­риод новорожденности можно отметить,
что ребенок бы­стрее реагирует на
голос, чем на звучащую игрушку.

Во втором периоде (1–3 мес.)у ребенка
наряду с интенсивным развитием реакций
на зрительные и слу­ховые раздражители
более отчетливо проявляются эмо­циональные
реакции на общение со взрослым:
стабили­зируется» улыбка, а к концу
периода появляется смех. К 3 месяцам у
ребенка начинает развиваться выражен­ная
эмоциональная реакция на появление
взрослого– «комплекс оживления».
Попытка вступить в контакт с ребенком
10–12 недель вызывает у него радостное
оживление, повизгивание, вскидывание
ручек, перебирание ножками, голосовые
реакции. На этом возраст­ном этапе
комплекс оживления возникает при виде
как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая
выраженность комплекса оживления
свидетельствуют о нормальном психическом
развитии ребенка.

У детей, которые в дальнейшем демонстрируют
вы­раженные отклонения в психическом
развитии, комплекс оживления и другие
эмоционально-мимические и голо­совые
реакции на все окружающие стимулы
отсутству­ют. Недоразвитие отдельных
компонентов комплекса оживления,
например движений рук или ног (двусто­роннее
или одностороннее), может указывать на
пора­жение двигательной сферы; слабость
или отсутствие го­лосовых реакций
или носовой оттенок голоса характер­ны
для поражения речедвигательной
мускулатуры, что в дальнейшем может
привести к речевым расстройствам.

Отсутствие комплекса оживления или его
парадок­сальность, например появление
страха, крика и других отрицательных
эмоций, характерны для детей с
эмоци­ональными нарушениями–ранним
детским аутизмом, ранней детской
нервностью и другими расстройствами.
Поскольку комплекс оживления формируется
в тес­ной взаимосвязи с развитием
зрения и слуха, то при де­фектах этих
анализаторов он может отсутствовать
или проявляться в рудиментарной форме.
При врожденной слепоте или глухоте и
особенно при сочетании этих де­фектов
комплекс оживления на данном возрастном
эта­пе отсутствует.

Читайте также:  Значение развития ребенка первого года жизни

При нерезко выраженном поражении
центральной нервной системы у детей,
перенесших родовую травму, асфиксию,
желтуху новорожденных, а также у
недоно­шенных и незрелых комплекс
оживления проявляется в более поздние
сроки. Он также может отсутствовать у
детей, воспитывающихся в условиях
эмоциональной депривации.

В третьем периоде (3–6 мес.) реакции,
входящие в комплекс оживления, все более
дифференцируются. Ре­бенок старше 4
месяцев при приближении к нему взрос­лого
и при попытке вступить с ним в контакт
внима­тельно всматривается в лицо
взрослого, широко откры­вает глаза и
рот, притормаживает общие движения.
Та­ким образом у него проявляется
ориентировочная реак­ция, которая в
одних случаях переходит в радостное
оживление, а в других сменяется страхом
и криком. Следует отметить, что реакция
страха на этом возраст­ном этапе
появляется не у всех детей. Это зависит
от индивидуальных особенностей ребенка,
а также от ус­ловий его воспитания и
окружения. Чрезмерная же выраженность
реакции страха на этом возрастном этапе
характерна для детей с повышенной
нервной возбуди­мостью, ранним детским
аутизмом. Она может быть пер­вым
признаком врожденной детской нервности,
легкой мозговой дисфункции, повышения
внутричерепного дав­ления при
гидроцефалии. Она также характерна для
детей с детским церебральным параличом.

Отсутствие дифференциации комплекса
оживления. на этом возрастном этапе
характерно для задержки пси­хомоторного
развития, в том числе вследствие
недоста­точного общения взрослых с
ребенком. Дифференциа­ция комплекса
оживления раньше происходит у детей,
воспитывающихся дома, чем у детей,
находящихся в детских учреждениях.

К концу этого возрастного этапа ребенок
начинает узнавать мать. Правда, эта
реакция еще очень непосто­янна и ее
появление зависит от многих условий,
поэто­му ее отсутствие не имеет
самостоятельного диагности­ческого
значения. Однако если ребенок узнает
мать, то это говорит о хорошем психическом
развитии ребенка.

Для оценки психического развития на
этом возраст­ном этапе важно проследить,
как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей
формой деятельности в этом возра­сте
становится манипулирование игрушкой.
Ребенок не только длительно фиксирует
взор на игрушках и про­слеживает за
их перемещением, но направляет к ним:
руки, схватывает их, тянет в рот. Это
сопровождается выразительными
эмоциональными реакциями: он то
улы­бается, то хмурится.

К концу периода видоизменяется характер
зритель­ного прослеживания. Если
ранее дети следили за пред­метом не
отрывая взгляда, а выпустив предмет из
поля зрения, больше к нему не возвращались,
то после 5 ме­сяцев ребенок, следя за
предметом, как бы «ощупыва­ет» его
взглядом; если при этом его внимание
переклю­чить на другой предмет (лицо
взрослого), то через се­кунду он может
вернуться к активному рассматриванию
игрушки. Проявление этой функции–очень
важный по­казатель нормального
нервно-психического развития.

В этот период интенсивно развиваются
голосовые ре­акции, которые начинают
приобретать некоторую само­стоятельность.
Наряду с певучим гулением к концу
пе­риода появляются лепет, а также
избирательность и дифференцированность
реакций на звук и способность локализовать
звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль
начинает играть зрительный анализатор:
к концу периода ребе­нок быстро и
точно направляет руку к игрушке,
распо­ложенной в поле его зрения.

На следующем этапе развития (6–9 мес.)при об­щении ребенка со взрослым у
него отчетливо проявля­ется
ориентировочная реакция, которая
сменяется ре­акцией радостного
оживления на знакомые лица и реак­цией
страха на незнакомые. В некоторых случаях
мож­но наблюдать, как ориентировочная
реакция переходит в познавательный
интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического
развития ребенка на этом возрастном
этапе является его готов­ность к
совместному со взрослым манипулированию
иг­рушкой. Кроме того, к концу этого
этапа у ребенка по­являются начальные
элементы общения со взрослым с помощью
жестов. Он протягивает к взрослому руки,
показывая, что хочет на руки, либо тянется
руками к далекому предмету, если хочет
его получить.

Отклонениями от нормального возрастного
развития на этом этапе являются: полное
безразличие к обще­нию со взрослым
(умственная отсталость, выраженная
задержка психического развития, аутизм);
общий комп­лекс оживления и подражательная
улыбка вместо ори­ентировочной реакции
и игрового манипулирования (за­держка
психического развития); чрезмерная
выраженность и длительность реакции
страха, переходящая в реакцию протеста
и препятствующая общению (врож­денная
детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).

Для диагностики отклонений развития
на данном возрастном этапе важное
значение имеет оценка реак­ции ребенка
на обращенную речь. При нормальном
раз­витии к концу этого этапа ребенок
должен проявлять начальное ситуационное
понимание обращенной речи, отвечая
действием на словесную инструкцию.
Например, он поднимает голову и глаза
к лампе на вопрос: «Где огонек?»,
прижимается щекой к матери на просьбу
«Поцелуй маму» и т. п. К концу периода
он также обу­чается игре в «ладушки»,
ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является
появление лепета. При общении со взрослым
после того, как пре­одолена ориентировочная
реакция и страх, ребенок на­чинает
произносить цепочки слогов ба-ба-ба,
ма-ма-ма.
Если взрослый начнет отвечать
ему тем же, голосовая активность ребенка
возрастает, появляется радостное
оживление и ребенок будет стараться
подражать взрос­лому и самому себе.
К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета,
он обогащается новыми звуками, интонациями
и становится постоянным ответом на
голосовое обраще­ние взрослого.

При отставании в психическом развитии,
при детском церебральном параличе,
аутизме, глухоте, выявляемых в дальнейшем
тяжелых нарушениях речи лепет отсут­ствует
или проявляется в рудиментарной форме.

Пятыйпериод возрастного развития
ребенка первого года жизни (9–12 мес.)
характеризуется прежде всего появлением
нового типа общения со взрослым, а именно
предметно-действенного. Контакт с
ребенком уста­навливается и
поддерживается с помощью ярких пред­метов
и игрушек, которыми ребенок активно
манипули­рует. При этом он начинает
проявлять избирательное отношение к
различным предметам, но у него всегда
от­четливо выражена реакция на новизну.
Характерной особенностью этого этапа
развития является то, что ак­тивная
ориентировочно-исследовательская
деятельность ребенка начинает подавлять
реакцию страха на новые раздражители.

Комплекс оживления в этом возрасте при
нормаль­ном психическом развитии
закономерно угасает. Поэто­му его
выраженность, даже у недоношенного и
ослаб­ленного ребенка, является одним
из признаков задерж­ки психического
развития.

Для диагностики психического развития
ребенка на этом возрастном этапе важное
значение имеет ком­плексная оценка
эмоциональных реакций. При отстава­нии
в психическом развитии у ребенка
отсутствует адек­ватная реакция на
незнакомого человека, нет интереса к
игрушкам, не выражена реакция на новизну,
нет познавательных и дифференцированных
эмоций. Мими­ка таких детей однообразна,
улыбка носит подража­тельный характер
и возникает в ответ на любое улыба­ющееся
лицо взрослого, у них может наблюдаться
не­дифференцированный комплекс
оживления и автомати­ческое зрительное
прослеживание.

Читайте также:  Развитие ребенка по монтессори в домашних условиях от года

У детей с аутизмом предметно-действенное
общение со взрослым не развивается. При
церебральном парали­че обычно
отсутствуют выразительные мимические
и голосовые реакции, из-за двигательных
нарушений ре­бенок затрудняется в
захвате игрушки, и взаимодействии со
взрослым, но при сохранном интеллекте
всегда наблюдается адекватность и
избирательность эмоцио­нальных
реакций.

Важное значение для диагноза и прогноза
отклоне­ний в развитии имеет также
выявление реакции ребен­ка на речевое
общение. Начиная с 9 месяцев дети с
нормальным слухом и интеллектом адекватно
реагиру­ют на обращение, речь, ее
интонацию, откликаются на свое имя,
отвечают действием на некоторые знакомые
словосочетания типа: «открой рот», «дай
ручку» и др. К концу этого периода при
слове «нельзя» большинство детей
перестает тянуться к какому-либо
предмету, т. е. действия ребенка начинают
более отчетливо подчинять­ся словесным
командам, что свидетельствует о начале
развития регулирующей функции речи. К
году ребенок понимает и простую обиходную
речь. Однако необхо­димо отметить,
что указанные функции развиваются у
ребенка не спонтанно, а лишь в процессе
специальных занятий. Поэтому они могут
отсутствовать при педаго­гической
запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует
обратить внимание и на произносимые
ребенком звуки. Для на­чала этого
этапа развития характерен активный
лепет, состоящий из 5–6 слогов. Ребенок
эхолалично повторя­ет слоги, хорошо
копирует интонацию, воспроизводит
мелодическую схему знакомых фраз, с
удовольствием произносит различные
звукосочетания с губными звука­ми,
восклицания, междометия. Все эти звуки
он сопро­вождает выразительной мимикой
и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше,
обра­щает внимание на лицо говорящего,
кивает головой в знак утверждения и
качает головой в знак отрицания. Его
голосовое общение со взрослым расширяется,
он выражает эмоции удовольствия и
неудовольствия. Боль­шинство детей
сигнализирует о биологических
потреб­ностях и интонационно выражает
просьбу.

Качественной особенностью этого периода
является начало общения ребенка со
взрослым при помощи зву­косочетаний.

В норме на этом этапе у большинства
детей конча­ется доречевой период и
начинается развитие речи. Од­новременно
появляется и новый интерес–рассматрива­ние
книг с картинками. В результате специальных
за­нятий ребенок научается узнавать
на картинках знако­мые предметы,
показывать их по инструкции и затем
обозначать лепетными словами. Развивается
также ин­терес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном
объеме яв­ляется показателем хорошего
психического развития. При отставании
психического развития ребенок на этом
возрастном этапе не понимает обращенной
речи и не начинает говорить сам. Он также
не стремится к пред­метно-действенному
общению со взрослым. Следует отметить,
что если у ребенка все позитивные
компоненты этого возрастного этапа
хорошо выражены, но он не на­чинает
произносить собственные лепетные слова,
то это не имеет прямого диагностического
значения, так как появление активной
речи отличается большими индиви­дуальными
вариациями.

При нормальном психическом развитии к
концу этого этапа наблюдается выраженная
дифференцированность

сенсорных реакций, которые можно оценить,
наблюдая за игровыми действиями ребенка.
Он радостно играет в прятки, звонит в
колокольчик, привлекая внимание
окружающих, играет со своим изображением
в зеркале, ищет спрятанный предмет,
предпочитает пользоваться

звучащими игрушками, начинает применять
предметы по их назначению–пить из
чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у
ребенка ран­него возраста в значительной
степени зависит от усло­вий среды и
воспитания (в широком смысле). При этом
ведущая роль принадлежит общению с
матерью. Наши наблюдения показывают,
что развитие этой «взаиморе­гулирующей»
системы «мать–ребенок» составляет
ос­нову для формирования всех
психомоторных функций у

здорового ребенка и особенно у детей с
отклонениями в развитии.

Роль упражнений анализаторных систем
в созрева­нии коры головного мозга
была экспериментально дока­зана
многочисленными исследованиями. В
частности, еще в 1956 г. Б. Н. Клоссовским
и Е. Н. Космарской было показано, что
полное одномоментное выключение
рецепторов зрительного, слухового и
вестибулярного анализаторов у щенков
раннего возраста приводит к

замедлению роста мозга. Последующие
исследования многих авторов показали,
что лишение зрительного, слу­хового,
двигательно-кинестетического анализаторов
спе­цифических раздражителей в раннем
возрасте, особен­но в период их
интенсивного формирования, ведет к
уменьшению величины корковых отделов,
в которых осуществляется анализ и синтез
этих раздражителей. Та­ким образом,
поскольку созревание мозга после
рож­дения находится в тесной связи с
функционированием анализаторов, особо
важное значение приобретает ран­няя
диагностика сенсорных и двигательных
дефектов и их своевременная коррекция.

Особо важная роль в психическом развитии
ребенка принадлежит речи, причем не
только в развитии выс­ших форм
логического мышления, но и в формирова­нии
восприятия. Речевое недоразвитие обычно
сочета­ется с отставанием в общем
психическом развитии.

Наиболее серьезные нарушения в развитии
имеют место при сложном дефекте. Так, у
детей с церебраль­ным параличом
двигательные нарушения часто сочета­ются
с дефектами зрения, слуха, которые при
отсутст­вии ранней коррекционной
работы приводят к отстава­нию в
психическом развитии.

Развитие психики ребенка зависит от
его взаимодействия с внешним миром.
Специфика сложного дефек­та при
детском церебральном параличе накладывает
ограничения на это взаимодействие, что
является одной из причин нарушений
психического развития.

У детей с сенсорными и двигательными
дефектами не развивается предметное
восприятие и с трудом фор­мируются
предметные действия.

Мы уже отмечали, что для развития
восприятия предметов окружающего мира
важное значение имеет согласованность
движений руки и глаза. У детей с де­фектами
зрения, детским церебральным параличом
зри­тельно-моторная координация
развита недостаточно.

При нарушениях слуха также создаются
неблаго­приятные условия для
психического развития ребенка. В этих
случаях отчетливо выражено отставание
в раз­витии речи, затруднено формирование
словесно опосре­дованных форм памяти,
словесно-логического мышления, навыков
общения.

Ребенок с двигательными и сенсорными
дефектами развивается в условиях
своеобразной сенсорной и дви­гательной
депривации.

Для многих детей с отклонениями в
развитии харак­терно задержанное
формирование гностических функ­ций.
Гнозис представляет собой сложный
комплекс аналитико-синтетических
процессов, направленных на рас­познавание
объекта как целого и отдельных его
харак­теристик.

Недостаточная сформированность
зрительного гнозиса проявляется в
трудностях узнавания некоторых
изображений, особенно заштрихованных,
перевернутых, недорисованных. Специфическим
проявлением недостаточности зрительного
гнозиса у детей с отклонениями в развитии
является трудность выделения целостного
изо­бражения из фона.

Недостаточность слухового гнозиса
проявляется в основном в несформированности
фонематического восприятия, что
задерживает становление понимания
речи, звукопроизношения, а в
дальнейшем–навыков письма.

У большинства детей с отклонениями в
развитии значительно нарушено формирование
пространственных представлений.
Восприятие пространства–результат
совместной деятельности различных
анализаторов, сре­ди которых особо
важная роль принадлежит
двигательно-кинестетическому. При
выраженности пространст­венных
нарушений дети испытывают затруднения
при выполнении таких заданий, как
сложение разрезных картинок, копирование
фигур из палочек, кубиков.

У многих детей с отклонениями в развитии
наблюда­ется недостаточность тонких
дифференцированных дви­жений пальцев
рук, что задерживает у них развитие
предметно-практической деятельности.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник