Портрет ребенка с нарушением развития

Портрет ребенка с нарушением развития thumbnail

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ

(Е.И.Морозова «Проблемные дети и дети-сироты». Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2002)

Психологические особенности, симптомы

Советы

«Неудачники»

Основной псхологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении.

* низкие достижения ребёнка. Взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность, в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребёнка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной;

* высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Это центральное психологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее бесполезной сферой является школьно-учебная;

* установка на исполнительность, высокая значимость для ребёнка оценок, дающихся взрослыми.

* обеспечить ему ощущение успеха;

* снизить ценностное значение школьных отметок (ноне знаний);

* хвалить ребёнка не за результат, а за любую попытку его достижения;

* обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребёнок может оказаться успешным, реализовать себя.

«Мечтатели»

Уход от реальной деятельности , во внутренний мир, в игровое фантазирование. Ребёнок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. В данном случае дело не в повышенной отвлекаемости. Ребёнок не отвлекается на что-то постороннее, а погружен в себя: в свои фантазии и мечты.

* пассивность ребёнка, выражающаяся в разных формах, успеваемость при этом может быть как низкой, так и высокой;

* проявления демонстративности принимает мягкие, социально приемлемые, негрубые формы;

* склонность к фантазированию;

* повышенный уровень тревожности.

Активное воображение ребёнка надо вернуть из мира фантазий, направив его на решение реальных творческих задач. В этой реальной творческой деятельности ему необходимо постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, внимание, ощущение успеха. Необходимое условие «лечебного» воздействия творчества.

«Умники»

Отличаются хорошим логическим мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия. Как правило, отстаёт и двигательная сфера.

* высокий уровень развития логического мышления;

* недоразвитие образной и эмоциональной сферы;

* низкий уровень самостоятельности ребёнка;

* трудности в общении со сверстниками, предпочтение общения со взрослыми.

Следует хоть немного «разбавить» умственные занятия чем-то более эмоционально насыщенным.

«Говоруны»

Характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами – в том числе, и над логическим мышлением.

* неожиданно низкая успеваемость;

* неорганизованность;

* трудности в общении со сверстниками или с учителем;

* нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребёнка управлять своими действиями.

* с ребёнком необходимо заниматься рисованием, лепкой и другими «детскими» занятиями на доступном ему уровне;

* нужно ограничивать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

«Путаники»

Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребёнка-путаника резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребёнок может ломать ценные вещи. Выясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.

* ребёнок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребёнок «не понимает, что можно, а чего нельзя», « не удаётся объяснить ему, как нужно себя вести» и т.п.);

* отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим».

* необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно только наиболее грубые проявления;

* все мелкие нарушения нужно как-бы оставлять без внимания: они не должны влечь за собой наказания;

Читайте также:  Когнитивные особенности развития ребенка дошкольного возраста

* следует понемногу расширять круг правил поведения, задаваемых ребёнку, доводя до возрастной нормы;

* серьёзность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых ребёнком проступков;

* очень важно поддерживать и повышать самооценку ребёнка;

* всегда помнить, что ребёнок нарушает правила не намеренно, а из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию;

* оказывать ребёнку помощь в налаживании общения со сверстниками;

* полезно обсуждать с ребёнком рассказы и сказки, выясняя, кто из персонажей поступил хорошо, а кто – плохо;

* необходимо постоянно разъяснять ребёнку-путанику возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые нормы поведения.

«Актёры»

В основе демонстративного поведения лежит повышенная потребность ребёнка во внимании к нему окружающих. Детям-актёрам свойственно несколько нарочитое («театрализованное») поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнуто «идеальное» поведение и даже подчёркнутая застенчивость. Чрезмерно высокий уровень демонстративности приводит к истероидному складу личности. Для ребёнка с такими личностными чертами характерны склонность к частым колебаниям настроения, кратковременность и неустойчивость переживаний, могущих возникать по незначительному поводу и исчезать без всякой видимой причины.

* помнить, что загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может породить серьёзные нарушения в развитии личности;

* не допускать фиксации ребёнка на своих болезнях;

* помогать ребёнку, найти те формы активности, в которых потребность его во внимании может успешно удовлетворяться;

* искать сферы деятельности, в которых ребёнок сможет себя реализовать;

* поддерживать устойчивую позитивную самооценку, которая побуждает ребёнка преодолевать трудности и неудачи, добиваться высоких достижений.

«Негативисты»

У детей с особенно высокой потребностью во внимании к ним, т.е. с ярко выраженной демонстративностью, часто складывается негативное самопредъявление. Главное проявление негативного самопредъявления состоит в том, что ребёнок привлекает внимание окружающих к себе с помощью постоянного нарушения правил поведения. Образом дисциплинарные воздействия, которые взрослые используют для взыскания, оказываются для ребёнка-негативиста поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания.

* сознательное нарушение ребёнком правил поведения, чтобы вызвать к себе внимание в виде наказания или замечания;

* яркая демонстративность, нарочитость при нарушении правил;

* отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, взрывчатость.

* Основной принцип – это чёткое распределение, регуляция внимания к ребёнку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший.

* Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций в ответ на проступки ребёнка, ибо их-то он и добивается.

* Основной способ наказать «негативиста» за его проделки – это лишить его общения. А главная награда – это любящее, открытое, доверительное отношение.

* Очень важно помнить, что ребёнка с негативным самопредъявлением ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Особые дети. Психолого-педагогический портрет ребёнка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила педагог – психолог МБДОУ № 40 М. А. Архипова Особые дети. Психолого

Описание слайда:

Выполнила педагог – психолог МБДОУ № 40 М. А. Архипова Особые дети. Психолого-педагогический портрет дошкольника с нарушением интеллекта

2 слайд

Умственно отсталые дети или дети-олигофрены составляют 2,5% от общей детской

Описание слайда:

Умственно отсталые дети или дети-олигофрены составляют 2,5% от общей детской популяции. Умственная отсталость – это врождённая патология, но имеет прижизненную динамику, т.к. организм сохраняет некоторые возможности развития сохранившихся интеллектуальных функций.

Читайте также:  8 месяцев ребенку развитие статьи

3 слайд

У такого ребёнка имеется глубокое диффузное разлитое поражение головного моз

Описание слайда:

У такого ребёнка имеется глубокое диффузное разлитое поражение головного мозга или сочетание диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей (устанавливается в ходе специального медицинского обследования с использованием методов ЭЭГ компьютерной томографии и др.)

4 слайд

Для познавательной деятельности характерно Стойкое снижение или отсутствие п

Описание слайда:

Для познавательной деятельности характерно Стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; Ребёнок не исследует предметы, у него нет зрительно-моторной координации Орудийные действия не формируются отсутствие инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности

5 слайд

Часто ребёнок с нарушением интеллекта имеет нормальное зрение, но не умеет в

Описание слайда:

Часто ребёнок с нарушением интеллекта имеет нормальное зрение, но не умеет видеть, имеет нормальный слух, но не умеет слышать. Восприятие развивается неравномерно. Представления о цвете, величине, форме, количестве не формируются без специального обучения. Усвоенные эталоны зачастую нестойкие, расплывчатые.

6 слайд

С трудом после обучения выделяет и отыскивает предмет из ряда других, не выд

Описание слайда:

С трудом после обучения выделяет и отыскивает предмет из ряда других, не выделяет главное при восприятии предмета не воспринимает связи между частями предмета. Ориентировка во времени и в пространстве формируется с большим трудом в результате специального обучения. К 7-ми годам немногие дети достигают уровня восприятия, характерного для начала периода дошкольного детства нормально развивающегося ребёнка.

7 слайд

Мышление Мыслительная деятельность у умственно отсталого дошкольника формиру

Описание слайда:

Мышление Мыслительная деятельность у умственно отсталого дошкольника формируется с особенно большими трудностями.

8 слайд

Ребёнок с ОВЗ Наглядно-действенное мышление Метод проб и ошибок Задания, тре

Описание слайда:

Ребёнок с ОВЗ Наглядно-действенное мышление Метод проб и ошибок Задания, требующие наглядно-образного мышления, доступны только после обучения в упрощённом варианте (действие по образцу) Не критичны , не замечают ошибок Нормально развивающийся ребёнок Наглядно-образное мышление , доступен перенос усвоенного способа действия на решение других задач Метод зрительного соотнесения Элементы логического мышления ( устанавливают закономерности, логическую последовательность событий, выполняют исключение , обобщение, сравнение по существенному признаку) Могут оценить свою работу, исправить ошибки Мышление

9 слайд

Внимание При возникновении трудностей ребёнок не пытается преодолеть их а пр

Описание слайда:

Внимание При возникновении трудностей ребёнок не пытается преодолеть их а просто бросает работу. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако недоразвита его произвольная сторона, т.к. при возникновении трудностей ребёнок не пытается преодолеть их, а просто бросает работу. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте.

10 слайд

Память Лучше воспринимает внешние, иногда случайно зрительно воспринимаемые

Описание слайда:

Память Лучше воспринимает внешние, иногда случайно зрительно воспринимаемые признаки Испытывают трудности не столько в получении и сохранении информации, сколько в её воспроизведении, т.к. не понимают логику событий Почти не формируется произвольное запоминание

11 слайд

Круг представлений и знаний об окружающем мире резко обеднённый и суженный.

Описание слайда:

Круг представлений и знаний об окружающем мире резко обеднённый и суженный. Часто не знают своего имени, адреса, имён близких, плохо ориентируются в обыденной жизни.

12 слайд

Темп усвоения знаний, навыков, способов действий и приёмов деятельности резк

Описание слайда:

Темп усвоения знаний, навыков, способов действий и приёмов деятельности резко замедлен, необходимо постоянное подкрепление, повторный показ, объяснение и т. п.; затруднено усвоение не только навыков умственных действий но и навыков практической деятельности

13 слайд

Т.о., основным клиническим психическим симптомом является недоразвитие высши

Описание слайда:

Т.о., основным клиническим психическим симптомом является недоразвитие высших мыслительных процессов и операций. К этому основному симптому присоединяются дополнительные симптомы, охватывающие и остальные сферы.

14 слайд

Свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, крайний характер п

Описание слайда:

Свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья, недифференцированность и нестабильность чувств. В понятной ситуации ребёнок с ограниченными возможностями здоровья способен к сопереживанию, эмоциональному отклику. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы

Читайте также:  Фазы развития ребенка до года

15 слайд

Недостаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменять поведение в зависимо

Описание слайда:

Недостаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменять поведение в зависимости от неё. По поведению такие дети неоднородны: одни – возбудимы, импульсивны; другие – более уравновешены и спокойны; некоторые вялы и медлительны. Поведение

16 слайд

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса всё,

Описание слайда:

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса всё, что попадается им на глаза, кривляются. Другие напротив , молчат, испуганно смотрят по сторонам, не вступают в контакт со взрослым, в связи с чем кажутся более отсталыми, чем есть на самом деле. Инертность нервных процессов создаёт трудности в формировании правильного поведения, способствует стереотипности реакций.

17 слайд

Игра появляется и развивается только после обучения. Игра бессодержательна (

Описание слайда:

Игра появляется и развивается только после обучения. Игра бессодержательна (манипулирование игрушками); контакт с другими детьми нестойкий; недостаточный запас сведений и умений.

18 слайд

Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в горазд

Описание слайда:

Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие их нормально развивающихся сверстников. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он оказывается способен овладеть необходимым «инструментарием» познания.

19 слайд

Специальные исследования показали, что отсутствие квалифицированной коррекци

Описание слайда:

Специальные исследования показали, что отсутствие квалифицированной коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С.Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения рассматривается как социальная дезадаптация.

20 слайд

Отклонения «вторичного» характера принимают достаточно устойчивые формы, нак

Описание слайда:

Отклонения «вторичного» характера принимают достаточно устойчивые формы, накапливаются все признаки «педагогической запущенности». Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не может самостоятельно без особой ответственной позиции взрослого развернуть свою собственную (наследственную) программу развития, но он может воспринимать и понимать окружающий мир, если рядом находится грамотный сопровождающий взрослый.

21 слайд

 Успехов в работе!

Описание слайда:

Успехов в работе!

Выберите книгу со скидкой:

Портрет ребенка с нарушением развития

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Портрет ребенка с нарушением развития

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Портрет ребенка с нарушением развития

Курс повышения квалификации

Портрет ребенка с нарушением развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Умственно отсталые дети или дети-олигофрены составляют 2,5%
от общей детской популяции. Умственная отсталость – это врождённая патология,
но имеет прижизненную динамику, т.к. организм сохраняет некоторые возможности
развития сохранившихся интеллектуальных функций.

Такой ребёнок часто имеет нормальное зрение, но не умеет видеть, имеет нормальный слух, но не умеет слышать.

  • Психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие их нормально развивающихся сверстников.

Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он оказывается способен овладеть необходимым «инструментарием» познания.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-672556

Вам будут интересны эти курсы:

Источник