Диагностический прием на выявление проблемы в развитии ребенка

Диагностический прием на выявление проблемы в развитии ребенка thumbnail

Диагностический прием на выявление проблемы в развитии ребенкаЖелание каждого родителя — развитый, смышленый, одаренный ребенок. Осуществляется оно путем раннего развития, когда детям предлагаются специальные игры и занятия. А понять, эффективные ли методы воспитания и воздействия используют родители, призвана диагностика проблем развития детей.

Данное исследование помогает не только выявить недочеты, но и своевременно принять необходимые меры для нормального развития детей.

Индивидуальные проблемы ребенка

Изучаются следующие аспекты развития личности:

I. Психическое.

Каждый человек представляет собой психологическую структуру, состоящую из характера, темперамента, способностей, особенностей психических процессов, сочетания чувств с мотивами. Формирование, развитие, совершенствование склада личности происходит в течении жизни.

Психологическая диагностика детей — трудоемкий процесс, предполагающий использование различных методик для разностороннего исследования психики. В результате специалист может правильно и объективно оценить психическое состояние.

Задача эксперта заключается не только в правильном подборе методик для конкретного малыша, но и в умении чередовать их, иначе он заскучает и откажется взаимодействовать.

II. Умственное.

Часто используется метод французского психолога Альфреда Бине, который задавал детям вопросы и по их ответам понимал степень знакомства с тем или иным понятием. Данный метод позволяет выявить детей, которым следует учиться в специализированных школах. Разработаны опросники разной степени сложности, позволяющие работать с ребятами в возрасте от 3 до 18 лет. Они необходимы для проверки навыков счета, памяти, словарного запаса, логического мышления, пространственной ориентировки и так далее.

III. Речевое.

С каждым годом число детей, у которых диагностируют общее недоразвитие речи, увеличивается. Диагноз не сказывается на интеллекте, но может привести к нарушению мышления. Также возникают проблемы личности ребенка, так как ему тяжело взаимодействовать с людьми, что осложняет процесс социальной адаптации.

Ранняя диагностика важна. Признаками нарушения являются:

  • Отсутствие лепета и гуления в возрасте 2-х месяцев.
  • В 8 месяцев малыш не откликается на имя, не реагирует на просьбы выполнить простые действия, повторить звуки.
  • В 2 года не старается повторять слова, не имеет словарного запаса.  
  • В 2,5 года не понимает названий частей тела, не берет указанный предмет, не составляет словосочетания.
  • В 3 года через раз понимает, что ему говорят другие, не может строить простые предложения, не выполняет простые действия по указанию взрослого.

Основные причины задержки развития речи:

  • Механическое или органическое повреждение головного мозга в результате травмы, заболевания, внутриутробного развития.
  • Функциональные нарушения созревания нервных клеток.
  • С ребенком мало разговаривают.
  • Недостаточный телесный контакт с ребенком
  • Нарушена функция слухового или речевого аппарата.

Данные индивидуальные проблемы ребенка родители могут диагностировать сами, но за лечением рекомендуется обратиться к специалистам.

IV. Отклонения в развитии.

Комплексный анализ затрагивает такие науки как генетика, детская психология и неврология, педиатрия и нейрофизиология. Поэтому проводится в специализированных учреждениях.

Школьные проблемы детей

Адаптация к школе осложняется кризисами возраста 6-7 и 13-14 лет, когда дети переходят на новый этап жизни.

Школьные проблемы детей условно делятся на группы:

  • Неподготовленность к школе. Несоответствие уровня подготовки спровоцирует психологический дискомфорт и приведет к школьной неуспешности.
  • Психологическая неготовность к обучению в школе. Когда поведение и интересы школьника находятся на уровне дошкольника, ему неинтересно учиться. Он скучает на уроках и не проявляет активности, в то время как другие учат буквы или считают наперегонки. Родителям следует обязательно обращаться к психологам для того, чтобы они оценили готовность к школьной жизни, и в случае необходимости оставить ребенка еще на один год в детском саду.
  • Сложности, обусловленные биологическими особенностями ребенка. Основной источник трудностей — гиперактивность. Дети не могут долго сидеть на одном месте, им тяжело сосредоточится, они часто отвлекаются, поэтому плохо учатся. Задача родителей заключается в постоянном контроле знаний , также следует помогать в усвоении материала, развивать усидчивость. Обратная ситуация с чрезмерной медлительностью школьника, что также сказывается на успеваемости.
  • Проблемы, возникшие во время адаптации в коллективе. Педагогический коллектив хоть и следит за порядком, но редко вмешивается в конфликты между детьми. Поэтому семье следует проявить внимание и заботу к отпрыску, дабы своевременно разрешить ситуацию.

В случае возникновения вопросов или проблем обращайтесь во французский психолого-педагогический центр «СОКРАТ».

Источник

Понятие диагностики в специальной психологии. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии. Методы психолого-педагогической диагностики. Требования к методам (надежность, валидность, точность). Принципы психолого-педагогической диагностики. Понятие дефектцентризма.

Психодиагностика нарушенного развития призвана определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения. Другими словами, психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

Для того, чтобы психологическая диагностика была достаточно надежным средством исследования и позволяла получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно сделать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.

Валидность буквально означает «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или измеряемого психологического свойства).

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов

Методы специальной психологи

Изучение продуктов деятельности аномальных детей. Этот метод широко применяется на практике. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности (тетради) позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображение ребенка, сформированность у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированности навыков учебной деятельности и др. В продуктах деятельности аномальных детей очень часто отражается их отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту. Особенно большое значение имеет изучение школьных работ при отборе детей во вспомогательные школы.

Как правило, продукты деятельности аномальных детей по сравнению с нормой имеют типичные особенности. Рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, необходимо выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп аномальных детей. Это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике.

Читайте также:  Влияние пластилина на развитие ребенка

2. Метод наблюдения. Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным. При наблюдении необходимо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без всякого вмешательства в деятельность ребенка до наблюдения в процессе систематизированных занятий. Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении ребенка, в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений его с детским коллективом и педагогами. Некоторые недостатки этого метода ограничивают сферу его применения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Активное наблюдение Этот вид наблюдения при психологическом изучении предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к развитию и обучению ребенка. Данный вид наблюдения (эксперимента) совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием. Результаты такого наблюдения позволяют разработать целенаправленную программу обучения ребенка, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для такого изучения.

Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка являются наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности. Наблюдение за игрой аномальных детей как метод изучения может быть применено в различных целях. Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает установить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Начиная обследование с наблюдения за игрой ребенка, можно, расположив его к себе и ситуации, постепенно и незаметно перейти к экспериментальным заданиям. Таким образом, применение метода наблюдения за игрой ребенка подготавливает возможность использования метода эксперимента.

3. Метод беседы. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении аномальных детей метод беседы используется в 2-х направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причин затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, т. е. беседа дает некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. При изучении особенностей психического развития аномальных детей метод беседы используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности аномального ребенка. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что подготавливает проведение обследования при помощи специальных заданий.

4. Метод эксперимента. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Моделирование заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных для ребенка, несколько искусственных условиях.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой деятельности.

В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика. Прежде всего она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку. Кроме того, сама подача модели должна идти особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме; это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д. Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.

Рекомендуемые страницы:

Источник

«Комплекс диагностических методик, направленных на выявление трудностей в обучении младших школьников»

Для выявления основных трудностей в обучении школьников применяются различные диагностические методики.

Одной из наиболее распространенной и эффективной считается методика практической психодиагностики М.В. Матюхиной по выявлению мотивов учения, разработанная в виде тестовых заданий.

Качественный анализ ответов позволяет определить уровень школьной мотивации учеников.

Назначение теста: методика В.М. Матюхиной помогает получить довольно широкий спектр характеристики и особенности психики ребенка, за достаточно кратковременный промежуток времени, а так же их мотивов обучения. Данная диагностика должна проводиться в процессе обучения, и носить систематический характер и только тогда, можно будет проследить положительные результаты деятельности с неуспевающими учениками.

Применяются тестовые методы для выявления причин неуспеваемости ребенка на начальном этапе работы психолога.

Мотивы обучения, применяемые в данной методике, можно разделить на:

— мотивы ответственности и долга, самосовершенствования и самоопределения – это широкие социальные мотивы обучения;

— мотивы престижа и благополучия – узколичностные;

— мотивы, связанные с содержанием процесса обучения – учебно-познавательные;

— мотивы, позволяющие избежать неприятностей.

Так же, данная методика является развивающей и способствует ученикам понять и осознать собственные мотивы в учении.

Инструкция к тесту: Тест проводится в три испытания: в первом испытании учащимся раздают карточки, на которых написаны суждения. Необходимо разложить карточки по группам:

— в первую группу: положить все карточки с мотивами, имеющие наиболее важное значение, для учения;

— во вторую группу: просто имеющие значение;

— в третью: имеющие значение, но не большое;

— в четвертую группу: имеющие маленькое значение;

— в пятую группу: не имеющие совсем значение.

Вторая серия испытаний: необходимо из этих же карточек, выбрать 7 штук, которые, по мнению учащегося, имеют наиболее важное для него значение.

Третье испытание: нужно из всех тех же карточек отобрать 3 шт., на которых написаны особо важные суждения для учащегося.

Первая категория испытания позволяет делать выбор из большего пространства. Второе испытание ставит ученика перед строгим выбором, ограничивающее его выбор. Это помогает лучше понять свои мотивы и побуждения. В третьей серии испытания необходимо очень тщательно обдумывать свой выбор, осознавая свое отношение к мотивам учения.

Образец тестового материала для определения мотивов учения

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

Читайте также:  Ребенок в детском саду занятия по развитию речи

3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

4. Хочу окончить школу и учиться дальше

5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

10. Хочу быть лучшим учеником в классе.

11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

12. Хочу занять достойное место среди товарищей.

13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.

14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

15. Не хочу получать плохие отметки.

16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.

17. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

18. Люблю решать задачи разными способами.

19. Люблю думать, рассуждать на уроке.

20. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Обрабатывая результаты теста, учитываются случаи совпадения, когда в сериях испытания наблюдались одинаковые варианты ответов. Например, если ученик в двух сериях испытаний (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива учения выбирает карточку, на которой написано: «Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности», то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Ключ к тесту представлен в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 — Ключ к тесту

Суждения

Количество суждений

Мотивы долга и ответственности

1 — 3

Самоопределения и самосовершенствования

4 — 6

Благополучия

7 — 9

Мотивация престижа

10 – 12

Мотивация избегания неприятностей

13 — 15

Мотивация содержания учения

16 — 20

Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности

1 — 15

Вторая известная методика это личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, Т.А. Немчина). Данная методика позволяет измерить уровень тревожности школьника.

Количественный анализ ответов, позволяет оценить уровень тревожности школьников.

Описание теста: Тест состоит из 50 утверждений, предъявляемый ученику в виде списка или набора карточек.

Тестовый материал представлен в Приложении 1.

Варианты ответов представлены в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 — Ключ к тесту проверки уровня тревожности у школьников

«Да» высказывания

«Нет» высказывания

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.

1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Результаты теста:

40-50 баллов

рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности;

25-40 баллов

свидетельствуют о высоком уровне тревожности;

15-25 баллов

о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности;

5-15 баллов

— о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности

0-5 баллов

о низком уровне тревожности.

Третья методика диагностики выявления неуспеваемости детей в школе – это проверка умений школьников самостоятельно работать на уроке.

Целью данной методики является выявление учащихся самостоятельно работать в процессе учебного занятия, является качественным анализом исследования.

Ход экспериментального занятия: Необходимо на протяжении пяти разных уроках наблюдать за детьми в классе и отмечать такие важные показатели по шкале как:

2- умение выражается ярко;

  1. умение присутствует;

  1. умение отсутствует.

Критерии оценки наблюдения состоят из 8 показателей:

1. Стремится начать выполнять только после того, как понял и «принял» задачу.

2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции, 
3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки). 
4. Контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать).

5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу).

6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа. 
7. Хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать).

8. Не переделывает работу заново. 

По итогам наблюдательной диагностики, данные полученных результатов необходимо усреднить и подвести итог по каждому ученику, если выявились дети, у которых возникают определенные трудности, далее разрабатывается индивидуальная схема работы с ребенком.

Результаты диагностики оцениваются:

Пункты 1 — 8 характеризуют умение работать самостоятельно. Это сложное умение состоит из умений планировать деятельность, организовывать ее, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль.

Пункты 1 и 7 — это умение планировать деятельность и т. д. 

Данная коррекционно-развивающая работа позволяет достигнуть улучшений в умении школьников самостоятельно работать на уроке.

Коррекционная работа строится на основании диагностики выявления причин неуспеваемости учеников, которая охватывает все аспекты факторов возникновения этих причин и предполагает быстрое ее устранение, применяя различные методики и приемы педагогического воздействия.

В приложении 2 представлена психодиагностическая таблица, которая включает в себя феноменологию трудностей, возможные психологические причины, а также психодиагностические методики, которые можно применить при выявлении каких-либо трудностей в обучении детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на выявление уровня тревожности

Уважаемые ученики!

Ознакомьтесь со всеми предложенными высказываниями, которые касаются черт характера. Если Вы согласны с высказыванием, нужно отметить ответ «Да», в противном случае ответ «Нет». Время на обдумывания ограничено. Важен спонтанно быстрый Ваш ответ.

Я редко устаю.

7

Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым

8

Практически я никогда не краснею.

9

По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10

Я краснею не чаще, чем другие.

11

У меня редко бывает сердцебиение.

12

Обычно мои руки достаточно теплые

13

Я застенчив не более чем другие.

14

Мне не хватает уверенности в себе.

15

Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16

У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17

. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18

У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19

Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие

20

Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21

Мне нередко снятся кошмарные сны.

22

Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я

пытаюсь что-либо сделать.

23

У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24

Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25

Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26

Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27

Я работаю с большим напряжением.

28

Я легко прихожу в замешательство.

29

Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30

Я склонен принимать все слишком серьезно.

31

Я часто плачу.

32

Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33

Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34

Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35

Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36

Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37

Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38

У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39

Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

Читайте также:  Что делать для быстрого развития ребенка

40

Даже в холодные дни я легко потею.

41

Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44

Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45

Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46

Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47

Я почти все время испытываю чувство голода.

48

Ожидание меня нервирует

49

Жизнь для меня связана с необычным напряжением

50

Меня нередко охватывает отчаяние.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Психодиагностическая таблица трудностей.

6. Неусидчив (11,2%)

1. Низкий уровень развития произвольности

1. Методика «Графический диктант»

2. Индивидуально- типологические особенности личности

2. Методика изучения темперамента

3. Низкий уровень развития волевой сферы

3. Методика 11 Графический диктант «Домик»

4.Другие психологические причины

7. Трудно понимает объяснение с первого раза (7%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

1. Методика «Узор»

2. Слабая концентрация внимания

2. Модификация метода Пьерона-Рузера

3. Низкий уровень развития восприятия

3. Методика изучения восприятия

4. Низкий уровень развития произвольности

4. Методика «Домик», «Графический

Диктант»

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

5. Методика Векслера «для соответствующего возраста»

6. Другие психологические причины

8. Постоянная грязь в тетради (12,5%)

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

1. Методика «Змейка»

2. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Методика «Узор»

3. Недостаточный объем внимания

3. Методика определения объема внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

4. Методика «Оперативная память»

5. Другие психологические причины

9. Плохое знание таблицы сложения и умножения (16,2%)

1. Низкий уровень развития механической памяти

1. Методика изучения логического и механического запоминания

2. Низкий уровень развития долговременной памяти

2. Методика изучения долговременной памяти

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

3. Методика Векслера для соответствующего возраста

4. Низкий уровень развития произвольности

4. Методика «Графический

Диктант»

5. Слабая концентрация внимания

5. Методика изучения концентрации внимания

6. Несформированность приемов учебной деятельности

6. Методика «Узор»

7. Другие психологические причины

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (10,6%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

1. Методика «Узор»

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика «Графический

Диктант»

3. Другие психологические причины

11. Постоянно забывает дома учебные предметы (8,5%)

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика «Графический диктант»

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

4. Другие психологические причины

12. Плохо списывает с доски (8,5%)

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

1. Методика «Узор»

2. Низкий уровень развития

произвольности

2. Методика «Графический диктант»

3. Низкий уровень переключения внимания

3. Методика изучения переключения внимания

4. Недостаточный объем внимания

4. Методика изучения объема и распределения внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Методика «Оперативная память»

6. Другие психологические причины

13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (7,5%)

1. Низкая скорость протекания психических процессов

1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г.

2. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Методика «Узор»

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика «Графический

Диктант»

4. Другие психологические причины

14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (8,9%)

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика Графический диктант

3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

3. Методика «Узор»

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

4. Методика «Узор»

5. Другие психологические причины

15. Постоянно переспрашивает учите- ля (6,4%)

1. Низкий уровень объема внимания

1. Методика изучения объема и распределения внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития переключения внимания

3. Методика изучения переключения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

4. Методика «Оперативная память»

5. Низкий уровень развития произвольности

5. Методика Графический диктант

6. Несформированность умения принять учебную задачу

6. Методика «Узор»

7. Другие психологические причины

16. Плохо ориентируется в тетради

(7,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

1. Тест Керна-Йирасека субтесты 2, 3

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика Графический диктант

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

3. Методика «Змейка»

4. Другие психологические причины

17. Поднимает руку, а при ответе молчит (5,9%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. Заниженная самооценка

2. Методика изучения самооценки

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика Графический диктант

4. Другие психологические причины

18. Опаздывает на уроки (8,8%)

1. Несформированность приемов самоконтроля

1. Методика «Узор»

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика «Домик» Графический диктант

4. Возможные трудности в семье

4. Методика «Кинетический рисунок семьи»

5. Причины вторичной выгоды

5. Методика «Незаконченные предложения»

6. Другие психологические причины

19. Постоянно отвлекается, на уроках залезает под парту, играет, ест (5,7%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)

3. Индивидуально- типологические особенности личности

3. Методика Рене Жиля

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4. Методика изучения концентрации внимания модификация метода Пьерона — Рузера

5. Низкий уровень развития произвольности

5. Методика «Домик» Графический диктант

6. Несформированность приемов учебной деятельности

6. Методика «Узор»

7. Другие психологические причины

20. Испытывает страх перед опросом учителя

(5,37%)

1. Заниженная самооценка

1. Методика изучения самооценки

2. Возможные трудности в семье

2. Методика Кинетический рисунок семьи

3. Внутреннее стрессовое состояние

3. Методика Люшера

4. Индивидуально- типологические особенности личности

4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Айзенка Г.

5. Другие психологические причины

21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,4%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

1. Анкета для определения школьной мотивации

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика Графический диктант

4. Несформированность приемов учебной деятельности

4. Методика «Узор»

5. Другие психологические причины

22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,3%)

1. Отсутствует учебная мотивация

1. Методика изучения мотивации (По Белопольской)

2. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Анкета для определения школьной мотивации

3. Заниженная самооценка

3. Методика изучения самооценки Спилбергера

4. Внутреннее стрессовое состояние

4. Методика Люшера

5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

5. Методика Векслера для соответствующего возраста

6. Другие психологические причины

23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)

1. Возможные трудности в семье

1. Методика Кинетическ