Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности thumbnail

Самостоятельность – одно из важнейших качеств, которое стремится воспитать в своих детях каждый родитель. Именно от того насколько ребенок готов принимать самостоятельные решения, во многом зависит его успешность во взрослой жизни.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Что такое самостоятельность?

  • Умение проявлять инициативу там, где это необходимо
  • Выполнять повседневные задачи без напоминания со стороны
  • Правильное использование прошлого опыта в похожих ситуациях
  • Адекватность оценки своих возможностей и контроль над ситуацией


Когда начинать воспитание самостоятельности?

Формировать самостоятельность у детей лучше с первых дней жизни. Но, если вы сейчас поняли, что упустили этот момент, а вашему сыну или дочке уже больше десяти лет, не волнуйтесь, начинать такое важное дело никогда не поздно.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Поощряйте инициативу

Когда ваш малыш еще маленький не мешайте ему проявлять инициативу, ведь это первые шаги к дальнейшей самостоятельности. Если он хочет что-то сделать и это не угрожает его жизни и здоровью – разрешите ему.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Пусть сам попробует надеть ботиночки, убрать игрушки или даже помыть небьющуюся тарелку. Возможно, потом вам потребуется что-то переделать или доделать, но не забудьте похвалить ребенка – он же так старался!

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Эксперты советуют при обучении самостоятельности проявлять терпение и не ругаться на малыша, если он что-то делает не так, а мягко указать ему на ошибку и показать, как правильно.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Дождитесь просьбы о помощи

Если малыш чем-то уже долгое время занят, например, надеванием любимой  кофточки, а у него никак не получается, не спешите бежать на помощь. Если вы никуда не торопитесь – дайте ребенку время.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Дождитесь пока он сам попросит вас помочь ему. Когда будете помогать, объясняйте, как правильно, похвалите его, что он почти все сделал сам и в следующий раз обязательно все получится.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Дайте ребенку делать те вещи, которые он уже умеет

Держать ложку, собирать игрушки, застегивать пуговицы, если ребенок все это уже умеет пусть делает сам. Он же уже научился, не стоит своими действиями убеждать его в обратном.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Разрешите ребенку самому выбирать, что ему хочется

В любом деле, которое касается интересов ребенка важно учитывать его мнение. Начиная от малого, во что сегодня одеться на прогулку, заканчивая решением идти ли в тот или иной кружок или секцию, или это не интересно.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Если родители или другие родственники все время решают все за ребенка – это совсем не способствует его самостоятельности.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Закрепите за ребенком домашние обязанности

Пусть это будет что-то не слишком сложное, но ребенок должен выполнять это через какое-то время без напоминаний с вашей стороны. Пусть это будет уборка своих игрушек и одежды, уход за домашним любимцем или что-то еще.

Ребенок должен чувствовать, что у него теперь есть дела наравне со взрослыми и быть ответственным за них. С возрастом круг обязанностей расширяется, а их сложность увеличивается соответственно возросшим способностям.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Не заостряйте излишнего внимания на ошибках

Все мы учимся на ошибках. Если ребенок где-то сплоховал сначала похвалите его за то, что было сделано правильно, а затем укажите где он ошибся. Такой подход будет более продуктивен, чем постоянное указывание на недочеты. Подумайте вместе, как можно было бы избежать ошибки и какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Позвольте ребенку самому находить себе занятие

Если взрослые заняты ребенок должен сам придумать, чем заняться. Игра в одиночестве – одна из форм самостоятельности ребенка. Есть множество вещей, которыми дошкольник может занять себя сам, от игры в машинки до рисования.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Уже в год малыш должен уметь на некоторое время занять себя сам и с возрастом продолжительность самостоятельных занятий должна только увеличиваться.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Поддерживайте ребенка в его начинаниях

Предложите помощь или просто поддержите словами о том, что у него все получится. Такое отношение со стороны родителей окрыляет и дает дополнительный стимул для завершения начатого.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Перестаньте чрезмерно контролировать ребенка

Гиперопека подавляет любую инициативу. Уже будучи взрослыми, дети, которые выросли у излишне опекающих родителей, страшатся принимать самостоятельные решения, что негативно сказывается на самооценке и, соответственно, на всех аспектах жизни, включая карьеру и личную жизнь.

Если вы заметили за собой признаки гиперопеку, проанализируйте ее причины. Возможно следует обратиться к специалисту психологу, чтобы он помог справиться с вашей тревожностью.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Подавайте пример

Будьте самостоятельны. Проявляйте инициативу, занимайтесь домашними делами с воодушевлением. Если родители не могут быть самостоятельны, не знают, чем себя занять, как они смогут научить ребенка?

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Помните, что дети в первую очередь смотрят на старших и берут пример с них. Так что подавайте правильный пример, и ваши дети будут самостоятельны и инициативны.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Воспитывая в ребенке любое качество главное помнить, что все получится не сразу. Поэтому запаситесь терпения и создайте условия, в которых у ребенка будет возможность принимать свои решения, учится на ошибках и нести ответственность за свои действия и у вас все получится. Помните, легче всего воспитать самостоятельность еще в раннем возрасте, чем добиваться ее позже.

Читайте также:  Значение игрушки в развитии навыков ребенка

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Фото самостоятельного ребенка

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Источник

Как происходит формирование самостоятельности у детей

Самостоятельность ребёнка обусловлена природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода мы не получим взрослого человека. Если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.

Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью зависит от мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца. Это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

С 1 до 3 лет мы встречаемся с яркой манифестацией желания отделиться — «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Так дети выражают протест на слишком большое участие взрослого в своей жизни. Апофеоз этого процесса мы наблюдаем в возрасте трёх лет. Это не значит, что дети становятся полностью независимыми и способны жить своей жизнью. Но они уже осознают себя как отдельную единицу со своими интересами.

Почему мы должны предоставить детям самостоятельность? Почему должны радоваться, когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я ценен для общества!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия. Всё это начинается здесь, с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание, то развитию ничто не помешает.

Где и как практиковать самостоятельность ребёнка

С 6 месяцев уже можно обращать внимание на первые попытки младенца как-то поучаствовать в своей жизни. Лучший вариант, который мы можем предложить — это держание ложки. Практикуйте его сразу, как только малыш научился сидеть. Посадите его на отдельный стульчик и дайте ему ложку. И неважно, чем вы его кормите и как, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке.

Поощряйте любые попытки младенца поучаствовать в одевании, за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это очень важно, его нужно предоставлять как можно раньше. Так у ребёнка появится больше времени потренироваться в накоплении опыта.

Начинать следует всегда с двух элементов. Например, спросить: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок ещё не разговаривает, но может показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Ниже разберём на примерах, как научить ребёнка самостоятельности — что важно, а что можно проигнорировать. Расскажем, какими способами можно включить детей в совместную деятельность, которая позже перерастёт в самостоятельность.

Повседневные дела от года

Повседневные дела до трёх лет

Мытьё рук

Мытьё рук начинаем сразу, как только ребёнок начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте доступ к воде с помощью специальной лесенки или скамеечки. Это позволит взобраться на неё и дотянуться до крана.

Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что ребёнок бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это столько времени, сколько потребуется.

Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, самое время познакомить его с мылом. Но ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.

Дети моют рукиМытьё рук, это не только «Я сам!», но и развитие мелкой моторики

Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста ребёнка. То есть он вытирает руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у него возникло это желание.

Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

На любом этапе это должно быть его собственное решение.

Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить самостоятельно на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

Дети очень любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг очень много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей. Так вы оборудуете пространство для развития самостоятельности ребёнка и ему станет доступно то, что вы предлагаете делать. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность. А это нежелательно, ведь задача взрослого — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

На видео показана презентация мытья рук в Монтессори-классе

Одевание

Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2—1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды и как-то помочь — тянуть руками вверх или вниз.

У каждого элемента одежды есть свой алгоритм. Как только освоили один вариант одевания, меняем формат и предоставляем ребёнку больше самостоятельности — где-то подтягиваем, где-то не подтягиваем. То есть на начальном этапе мы максимально участвуем, а на последнем не участвуем совсем. А вот промежуточные этапы — это про такой поступательный отход.

Обратите внимание на необычный способ надевания куртки, многих родителей он удивляет. Но с его помощью ребёнок без поддержки взрослого уже с полутора лет умеет надевать куртку или кофту. Куртка раскладывается капюшоном или воротником к себе, ребёнок просовывает обе руки и резко поднимает их вверх, куртка перекидывается через голову. Дети осваивают этот вариант с нескольких попыток, а уже потом с удовольствием снимают-надевают. На видео вы можете посмотреть, как это происходит, начиная с 1:17.

Уход за растениями

Начиная с этапа уверенного хождения, в 2—3 года, ребёнку можно доверить уход за растениями. Покажите, как поливать цветок, протирать или опрыскивать листья. Губку, лейку и опрыскиватель держите недалеко от растений, в доступном для малыша месте. Так у него появится дополнительный стимул для самостоятельных действий.

Чтобы не пострадали обои или пол, оборудуйте для цветка специальное место. Можно застелить плёнкой или поставить в глубокий поддон, в зависимости от того, к чему наблюдается склонность — поливать по 10 раз в день, или брызгать.

Поливка цветовГубка должна помещаться в детской ладони, а лейка и опрыскиватель быть объёмом не больше 100 мл

Безопасные растения для детей:

  1. Аглаомена.
  2. Драцена.
  3. Нефролепис.
  4. Пальма арека.
  5. Плющ обыкновенный.
  6. Сансевиерия, или «тёщин язык».
  7. Спатифиллюм.
  8. Сциндапсус.
  9. Фикус.
  10. Филодедрон.
  11. Хамедорея.
  12. Хлорофитум.

Нарезание фруктов и овощей

Дети готовы к нарезанию около 1,5 лет. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги, за то, что ребёнок порежется. Это волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. Но одна сторона всё равно должна быть режущая. В нарезании важно полное сопровождение взрослого на начальном этапе. Потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Как только вы будете уверены, что навык сформирован, то можете постепенно отпускать ребёнка. Вы отходите на шаг назад, становитесь за спиной, и наблюдаете, чуть-чуть нависая. Через 2—3 месяца практики, можно уже не наблюдать и постепенно отходить.

На видео пример того, как научить ребёнка резать морковь волнистым ножом. Мы рекомендуем начинать с бананов.

Приготовление еды

К приготовлению еды можно привлекать в 1,2—1,3 года. Что-то перемешать, добавить, переложить, насыпать, долить — это первый этап совместной готовки.

Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или, моет фрукты и овощи. Даже если ещё нет доступа к крану, это можно сделать в миске.

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык, уплотняйте консистенцию.

Предлагайте ребёнку украшать торты и пирожные или раскладывать ингредиенты на пицце. Конечно, у него вряд ли получится сделать красиво. Но формирование самостоятельности у детей гораздо важнее, чем симметрично разложенные маслины на пицце. Это то самое время уважительного отношения к выбору ребёнка, к его способности творить.

Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не очень эстетично, разделите на двоих — вы украшаете своё пирожное, а ребёнок — своё. И пусть он делает с ним всё, что хочет. Сейчас его интерес — это не готовое пирожное и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

Читайте также:  Если ребенок родился на 37 неделе может ли он отставать в развитии

Кулинария начинается с простейших вещей. Таких, как салат. При его приготовлении ребёнок учится нарезанию и перемешиванию. Позже это может быть выпечка, простые печенья и кексы. Как только осваиваются определённые навыки, можно переходить на сложные рецепты — где нужно порезать, помешать, накрыть и поставить в духовку. Такая деятельность доступна ближе к трём годам.

Когда вы положите в доступное место собственную посуду, это очень поддержит самостоятельность ребёнка. И если ещё в год допустима пластиковая посуда, то уже чуть попозже, с формированием уверенного хождения, запаситесь керамической. Да, она бьётся, но это то знание, которое дети должны приобрести из своего опыта. Также, замечательная форма взаимодействия ребёнка с предметами — мытьё посуды. Оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.

Уборка

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже поместите в свободный доступ его собственные ведро, тряпку и щётку.

Ребёнок моет полНачинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с ростом навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу

Роль взрослого в развитии самостоятельности детей

Основная задача взрослого — предоставить настолько много свободы, чтобы ребёнок перестал в нём нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но полгода назад малыш вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Этот эмоциональный фон передаётся детям. Так вы показываете, что это не обязательства, которые они в этом возрасте ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это совершенно не значит, что начиная с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у взрослого есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь. И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык. И здесь нужно иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а отойти.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол. Этого ничего не должно быть. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерность, чтобы тряпка , губка или мыло помещались в ладони.  Всё продумывается, но не объясняется, но показывается. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков, желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

Статья подготовлена по материалам семинара Тамары Киселёвой, эксперта курса «Одеваюсь сам!»

Фото предоставлено ММЦ «Отрада»

Источник