Детские игры для социального развития ребенка
Игры и упражнения, способствующие социально — личностному развитию детей
В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо развивать у детей коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность ребенка, научить детей быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует дальнейшему укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занять лидирующие позиции в своем настоящем и будущем окружении.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.
Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:
- Внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
- Проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
- Быть активным, уверенным в общении, уметь выражать свое отношение к предмету разговора;
- Ясно и последовательно выражать свои мысли;
- Уметь ориентироваться в ситуации общения;
- Уметь договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
- Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью произносимых фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Предложенные игры направлены на достижение центральной цели – установление уважительных, партнерских отношений между детьми в коллективе ДОУ.
Развитие умения договариваться, действовать совместно с другими, выражать свои идеи и понимать мысли участников игры.
Игра «Передай предмет»
Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда — победитель.
Игра «Строим цифры»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться.
Игра «Психологическая лепка»
В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется.
Игра «Есть или нет»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».
- Есть ли в поле светлячки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли море у реки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у коры?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибки?
Игра «Сержусь и радуюсь»
Ведущий говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы… Другое выражение лица – веселое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трех, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.
Формирование нравственных представлений о культуре
взаимодействия со сверстниками
Игра «Ситуации»
Взрослый предлагает ребенку ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Если играет группа детей, то им отводятся остальные роли. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя. Ситуации можете придумать сами, можно взять ситуации, которые реально были в жизни ребенка.
Например:
- У тебя твой друг взял игрушку поиграть, а вернул ее сломанной;
- Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделишь эти конфеты? Почему?
- На занятии ты очень хотел ответить, но спросили Машу. Ты расстроишься? И т.п.
Развитие умений общаться со сверстниками,
формирование представлений о правилах этикета
Игра «Комплименты»
Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Подарки»
Дети находятся в кругу. Ведущий говорит, что сейчас каждый сможет подарить и получить подарки. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести. Чем необычнее будет подарок, тем лучше.
Из детского сада ребенок возвращается домой, и если дома он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в детском саду, сводится к нулю. Поэтому очень хочется, чтобы дома родители соблюдали те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Это позволит достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
Источник
ÐÑли Ð²Ð°Ñ Ñебенок заÑÑенÑив и ÑÑÑдно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, можно поигÑаÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ в игÑÑ, в коÑоÑÑÑ Ð½Ñжно ÑоÑÑÑдниÑаÑÑ Ð¸ взаимодейÑÑвоваÑÑ. Такие ÑвеÑелиÑелÑнÑе занÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑплоÑÑÑ Ð´ÐµÑей, но и помогÑÑ ÑаÑкÑÑÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑникÑ.Â
ÐÑедлагаем 10 Ð¸Ð³Ñ Ð½Ð° ÑазвиÑие ÑоÑиалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков, в коÑоÑÑе можно игÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, на пÑазднике, в деÑÑком ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на пÑиÑоде!
«ÐÑÑ Ð´ÑÑга»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ ÐºÐ°ÑÑинок или Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑек (2-3 миÑки, 2-3 зайÑика, 2-3 кÑклÑ, 2-3 кÑклÑ). ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²ÑдаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° игÑÑÑка или одна каÑÑинка, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой еÑÑÑ Â«Ð´ÑÑзÑÑ» â Ñакие же каÑÑинки.
ÐеÑÑм пÑедлагаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи дÑÑзей Ð´Ð»Ñ Ñвоей игÑÑÑки (найÑи паÑнÑе игÑÑÑки, Ñо еÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñика найÑи дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñиков, Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¸Ñки â дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ñек). Ðод мÑзÑÐºÑ Ð´ÐµÑи иÑÑÑ Ð´ÑÑзей. ÐÑо игÑа ÑаÑÑÑиÑана Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, коÑоÑÑе еÑе ÑолÑко ÑÑаÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом.
«ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок»
Ð ÑÑой игÑе игÑоки ÑÑаÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑÑÑÑ Ð² паÑе, подÑÑÑÐ°Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñвои дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ðº дейÑÑвиÑм паÑÑнеÑа. ÐгÑаÑÑ Ð¿Ð°Ñами. Ðдин игÑок â «кенгÑÑÑ». Ðн ÑÑоиÑ. ÐÑÑгой игÑок â «кенгÑÑенок». Ðн вÑÑÐ°ÐµÑ Ðº кенгÑÑÑ Ñпиной и пÑиÑедаеÑ. ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. ÐадаÑа игÑоков в паÑе â дойÑи до окна (до ÑÑенÑ). РигÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ ÑамÑми маленÑкими деÑками и дома, и на пÑогÑлке.
«ÐоÑиÑÑй ÑиÑÑнок»
ÐгÑа оÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑÑаÑ. Рнее можно игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ вдвоем. Ðдин Ñеловек наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑоваÑÑ â ÑиÑÑÐµÑ Ð½Ð° лиÑÑе бÑмаге закоÑÑÑкÑ. ÐÑоÑой игÑок паÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑиÑÑнок и Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð±ÑÐ¼Ð°Ð³Ñ Ð¸ каÑÐ°Ð½Ð´Ð°Ñ Ð¿ÐµÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð³ÑокÑ. ÐеÑвÑй игÑок Ñнова пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¸ Ñак до ÑеÑ
поÑ, пока ÑиÑÑнок не бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñен. ÐбÑÑждаем, ÑÑо бÑло задÑмано пеÑвÑм игÑоком, коÑоÑÑй наÑинал ÑиÑоваÑÑ, и ÑÑо полÑÑилоÑÑ.
ÐгÑа Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ñем деÑÑм, здеÑÑ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñем не Ñкована.Â
«ÐÑÐ±Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка»
ÐÑе вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг. Ð ÑÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð²ÐµÐ´ÑÑего игÑÑ Ð¼ÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка. Ðн говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ней неÑколÑко Ñлов â комплименÑов: «ÐдÑавÑÑвÑй, мÑÑонок! Ð¢Ñ Ñакой веÑелÑй. ÐÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбим Ñ Ñобой игÑаÑÑ. ÐоигÑаеÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸?». Ðалее ведÑÑий пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑм поигÑаÑÑ Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑкой.
ÐгÑÑÑÐºÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð² кÑÑгÑ, и каждÑй игÑок, полÑÑивÑий ее, говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± игÑÑÑке лаÑковÑе Ñлова: «У ÑÐµÐ±Ñ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑимпаÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑдоÑка», «Ðне Ñак нÑавиÑÑÑ Ñвой длиннÑй Ñ
воÑÑик», « Ð¢Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð°Ð²Ð½Ñй», « У ÑÐµÐ±Ñ Ñакие кÑаÑивÑе и мÑгкие ÑÑки».
ÐгÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑоводиÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкими деÑÑми â пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¸Ð¼ наÑало ÑÑазÑ, коÑоÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½ÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ: Â«Ð¢Ñ Ð¾ÑенÑâ¦Â», « У ÑÐµÐ±Ñ ÐºÑаÑивÑеâ¦Â».
«ÐоÑобка Ñ ÑекÑеÑом»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно болÑÑÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ñобка (напÑимеÑ, из-под компÑÑÑеÑа или дÑÑгой бÑÑовой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸). РнаÑей гÑÑппе «Ð¨ÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° лÑÐ¼ÐºÐ°Ñ » Ð²Ñ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑе и дÑÑгие полезнÑе игÑÑ Ð¸Ð· подÑÑÑного маÑеÑиала — обÑзаÑелÑно поÑмоÑÑиÑе. Ð ÑÑой коÑобке Ðам нÑжно бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑоÑезаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑие оÑвеÑÑÑÐ¸Ñ â Ñакие, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ñвободно пÑолезла ÑÑка. ÐÑего нÑжно ÑделаÑÑ 4-6 оÑвеÑÑÑий.
ÐгÑаÑÑ 4- 6 Ñеловеr (ÑколÑко оÑвеÑÑÑий в коÑобке, ÑÑолÑко и игÑоков Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð² игÑе). ÐгÑоки пÑоÑовÑваÑÑ ÑÑÐºÑ Ð² коÑÐ¾Ð±ÐºÑ (ведÑÑий в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑидеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð±ÐºÑ Ð½Ð° ÑÑоле), Ñам Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑÑ-Ñо ÑÑкÑ, Ñ Ð½ÐµÐ¹ знакомÑÑÑÑ Ð¸ ÑгадÑваÑÑ, кÑо ÑÑо бÑл, Ñ ÑÑей ÑÑкой они ÑолÑко ÑÑо познакомилиÑÑ.
«Ðайди Ñвоего Ñебенка»
ÐÑо игÑа Ð´Ð»Ñ ÑемейнÑÑ Ð³ÑÑпп и ÑемейнÑÑ Ð¿Ñаздников. ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° две командÑ. Родной команде â ÑодиÑели, в дÑÑгой â Ð¸Ñ Ð´ÐµÑи. РодиÑелÑм по оÑеÑеди завÑзÑваÑÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°, и им нÑжно найÑи Ñвоего Ñебенка ÑÑеди вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей на оÑÑпÑ. ÐеÑÑм запÑеÑено пÑи ÑÑом ÑÑо-либо говоÑиÑÑ Ð¸ подÑказÑваÑÑ.
ÐаобоÑоÑ, нÑжно запÑÑаÑÑ ÑодиÑелей â напÑимеÑ, поменÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑнÑÑÑ Ð±Ð°Ð½Ñик Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð¾Ñ, пеÑебежаÑÑ Ð² дÑÑгое меÑÑо комнаÑÑ, пÑиÑеÑÑÑ (ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ догадалиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑÑÑ) и Ñак далее. Ðак ÑолÑко ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ñгадал Ñвоего малÑÑа, он говоÑиÑ: «ÐÐ¾Ñ ÐаÑа!» (назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼Ñ Ñебенка) и ÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑзкÑ. ÐÑли ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ñгадал â Ñо он полÑÑÐ°ÐµÑ ÑанÑ, коÑоÑÑй оÑÑгÑÑваеÑÑÑ Ð² конÑе игÑÑ.
«ÐеÑкало»
ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° паÑÑ. Ðдин игÑок в паÑе â ÑÑо зеÑкало. «ÐеÑкало» ÑÐ¸Ð½Ñ Ñонно повÑоÑÑÐµÑ Ð²Ñе Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑоÑого игÑока в паÑе. ÐаÑем они менÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑами.
«ÐдÑавÑÑвÑйÑе»
ÐÑжно ÑÑпеÑÑ Ð·Ð° огÑаниÑенное вÑÐµÐ¼Ñ (1 минÑÑа или пока звÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑзÑка) поздоÑоваÑÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ðº можно болÑÑим колиÑеÑÑвом пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей. ÐаÑанее оговаÑиваеÑÑÑ ÑпоÑоб, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого Ð¼Ñ Ð±Ñдем пÑивеÑÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга â напÑимеÑ, пожаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ ÑÑки. РконÑе игÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð¸Ñоги â ÑколÑко Ñаз ÑÑпели поздоÑоваÑÑÑÑ, не оÑÑалÑÑ Ð»Ð¸ кÑо-Ñо без пÑивеÑÑÑвиÑ.
«ХÑÐ¾Ð¼Ð°Ñ ÑÑоÑка»
УÑоÑка Ñломала лапкÑ, и ÑепеÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ. Ðе ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑполнÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из деÑей. Ребенок, игÑÐ°Ñ ÑолÑ, ÑÑоÑки, ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ, как ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñно, Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ и гÑÑÑÑно. ÐÑе дÑÑгие деÑи его ÑÑеÑаÑÑ, гладÑÑ, говоÑÑÑ Ð»Ð°ÑковÑе Ñлова, обнимаÑÑ, поддеÑживаÑÑ. Ðожно игÑаÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð´ÐµÑи Ñами вÑполнÑли Ñоли, а можно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑки и говоÑиÑÑ Ð·Ð° Ð½Ð¸Ñ . Ð ÑÑой коммÑникаÑивной игÑе малÑÑи ÑÑаÑÑÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑ ÑоÑÑвÑÑвие.
«ÐÑÑанка»
ÐгÑоки вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг и беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. Ð Ñки ÑаÑÑеплÑÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ! ÐгÑоки запÑÑÑваÑÑ ÐºÑÑг â не ÑаÑÑеплÑÑ ÑÑк, пеÑеÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑеÑез ÑÑки, обоÑаÑиваÑÑÑ Ð¸ Ñак далее. Ðогда пÑÑанка гоÑова, в комнаÑÑ Ð¿ÑиглаÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´ÑÑий. ÐÐ¼Ñ Ð½Ñжно ÑаÑпÑÑаÑÑ Ð¸Ð³Ñоков обÑаÑно в кÑÑг, не ÑаÑÑеплÑÑ Ð¸Ñ ÑÑк.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
Источник
Наталья Ткачева
Развивающие и социальные игры для детей раннего возраста 2–3.5 лет
Цель занятий:
Развитие некоторых коммуникативных умений детей раннего возраста.
Развитие общих умственных и физических способностей детей.
Развитиевысших психических функций: внимание, мышление, речь.
Задачи занятий:
1. Создание позитивного настроя на совместные игры, занятия.
2. Обучение детейнекоторым способам общения: называть свое имя, откликаться на свое имя, участвовать в общей игре, взаимодействовать с детьми и взрослым.
3. Развитие способности выполнять задание по инструкции взрослого; следовать элементарным правилам игр.
4. Развитие произвольности и саморегуляции.
5. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
6. Формирование и развитиемыслительных операций: действия идентификации, классификации, сериации.
1 занятие
1. Приветствие. Игра «Колпачок».
(Установка на начало занятия, знакомство)
2. Игра с мячом.
Взрослый кидает, а ребенок ловит мяч обеими руками.
(Установка контакта, настрой на общение; скоординированость движений, развитие крупной моторики)
3. Двигательная разминка «Высоко — низко».
Дети повторяют за взрослым движения – поднимают руки вверх,тянутся и говорят: «высоко», затем опускают руки вниз, приседают – «низко», затем постепенно выпрямляются, тянутся вверх — «растут» — «высоко».
(Развитие крупной моторики, скоординированности движений; выполнение движений взрослого – произвольность внимания)
4. Игра за столом с сенсорными дощечками.
Дети вынимают фигуры – круг, квадрат, треугольник – из пазов-«домиков» (детки пошли погулять) и затем складывают их в пазы в соответствии с формой и величиной (пошел дождик и детки бегут в свои домики.
(Концентрация внимания; действия идентификации; развитие мелкой моторики)
5. Игра «Котята».
Взрослый – «мама кошка», детки – «котята». Мама кошка говорит то спокойным, тихим, ласковым голосом текст своей песенки, то громким, веселым, бодрым голосом. Котята в соответствии с маминой песенкой – то лежат и отдыхают, то скачут и веселятся.
(Спокойно, тихо, ласково) Серые котята –
Нежные ребята,
Спать котята хотят
И легли отдыхать…
(Бодро, громко, весело) Серые котята –
Веселые ребята!
Больше спать не хотят –
Будут прыгать и скакать!
(чередование текстов 2-3 раза)
(Смена состояний покоя – активности, развитие саморегуляции, снятие эмоционального и мышечного напряжения)
6. Свободное катание на горке.
(Снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие крупной моторики)
2 занятие
1. Игра «Колпачок».
Играем вместе: держась за руки, идем по кругу, повторяем за взрослым песенку про Колпачок, выполняем движения вслед за взрослым.
Колпачок – колпачок! идем по кругу
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, останавливаемся,
Танцевать заставили. выставляем вперед поочередно ноги,
Танцуй сколько хочешь! хлопаем в ладоши
Выбирай кого захочешь!
Я люблю, конечно, всех, взрослый гладит по голове одного из детей,
Ну а, (имя) больше всех! улыбается ему и поглаживает его по щечкам
мягкой игрушкой (поцелуй, или одевает
колпачок на его голову.
(Совместная игра, принятие)
2. Игра с мячом.
Взрослый смотрит в глаза ребенку, устанавливает контакт, затем,обращаясь к нему говорит: «(имя, лови мяч!» и кидает обеими руками ему мяч. Ребенок ловит мяч и бросает его обеими рукам назад взрослому.
(Установление контакта, взаимодействие; развитие крупной моторики, скоординированности движений)
3. Двигательная разминка «Высоко — низко».
4. Игра «Котята».
5. Игра за столом с сенсорными дощечками (круг, квадрат, треугольник)
Взрослый показывает одну фигуру, н-р,круг и обращается к каждому ребенку: «… (имя, покажи круг. Где у тебя еще круги?» и т. д. Ребенок осуществляет поиск фигуры, которую демонстрирует взрослый и показывает ее. Затем вставляет ее соответствующий паз.
(Выполнение задания по инструкции взрослого; произвольность движений; концентрация внимания)
Свободное складывание фигурок в пазы (действия идентификации; развитие мелкой моторики)
6. Игра с платочками «Море».
Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать понравившийся ему платок – шифоновое полотно (н-р, синий или зеленый). Затем,все начинают раскачиваться и махать полотнами под текст:
Море волнуется – раз! Раскачиваем вверх-вниз полотно
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри! Накрылись полотном – «спрятались».
Взрослый «ищет» ребят, которые стоят
неподвижно.Он спрашивает: «А где у нас … (имя?»
или «Кто у нас … (имя) ?»
Кого он «найдет» — назовет по имени, тот снимает
с себя полотно и говорит: «Я здесь!» или «Это я!»
(Возможность выбора; чередование состояний активности и покоя, произвольность движений, выполнение элементарных правил)
7. Игра «Карусели»
Играем вместе: держась за руки, идем по кругу, повторяем за взрослым слова, выполняем движения вслед за взрослым.
Еле-еле, еле-еле Идем по кругу медленно.
Завертелись карусели. Идем, ускоряя шаг.
А потом-потом-потом Держась за руки, бежим по кругу.
Все бегом-бегом-бегом…
Тише-тише, Постепенно замедляем ход по кругу.
Не спешите,
Карусель остановите. Останавливаемся, дети повторяют движения за
Раз-два, раз-два!взрослым: попеременно хлопаем в ладоши,
Вот и кончилась игра! затем ладонями по коленям. Машем друг другу
руками – прощаемся.
Педагог, называет каждого ребенка по имени,
гладит его по голове и хвалит за участие в
занятии.
(установка на завершение занятий; снятие эмоционального и мышечного напряжения;
развитие саморегуляции; принятие)
3 занятие
1. Игра «Колпачок».
2. Игра с зайчиком «Знакомство».
Взрослый, присев, держит зайчика на уровне лица ребенка, поглаживая ребенка,спрашивает от лица зайчика: «Как тебя зовут?»Ребенок отвечает: «… (имя)».Зайка говорит: «Давай играть!» и гладит ребенка по голове, щечкам.
(Установление эмоционального контакта, принятие)
2. Игра с мячом.
(Установление контакта, взаимодействие)
3. Игра «Море».
4. За столом игра с сенсорными дощечками.
Взрослый раздает детям дощечки с фигурами (круг, квадрат, треугольник) определенного цвета. Дети свободно манипулируют фигурками. Затем взрослый перемешивает фигурки разных цветов и просит ребят собрать фигурки только своего цвета – цвета своей дощечки. Затем дети меняются дощечками и игра повторяется.
(Выполнение задания по инструкции взрослого; произвольность движений; концентрация внимания; развитие мелкой моторики; действия идентификации (форма, величина, цвет)
5. Пальчиковая зарядка «Мальчик-с-пальчик».
Дети повторяют за взрослым слова и движения:
Мальчик-с-пальчик, Массируем мизинчик.
Где ты был?
С этим братцем – в лес ходил. Массируем безымянный палец.
С этим братцем – щи варил. Массируем средний палец.
С этим братцем – кашу ел. Массируем указательный палец.
С этим братцем – песни пел. Массируем большой палец.
(Развитие речи, мелкой моторики; произвольность, скоординированость движений)
6. Игра «Карусели».
Занятие 4
1. Игра «Колпачок».
2. Игра «Далеко — близко».
Взрослый показывает, а дети за ним повторяют движения. Дуем на свои ладошки,говоря слова:
Мы подуем высоко, Рука поднята над головой, тянемся к ней и дуем.
Мы подуем низко. Рука опущена вниз, наклонились к ней, дуем.
Мы подуем далеко, Рука вытянута вперед, тянемся к ней и дуем.
Мы подуем близко. Рука приближена к лицу, дуем на ладонь.
Затем гладим себя по груди, голове.
(Выполнение движений вместе со взрослым; произвольность движений; развитие крупной моторики; концентрация внимания; принятие)
3. Игра «Море» с большим полотном.
(Все становятся вокруг одного большого полотна, держась за его края. Вместе одновременно поднимаем и опускаем полотно, «раскачиваем море, делаем волны»).
(Групповое сплочение, взаимодействие; скоординированость и произвольность движений)
4. Игра «Догонялки».
Под музыку дети бегают по залу. Взрослый бегает за ними с игрушкой в руках, н-р, зайчиком и догоняет их. Догнав, обнимает ребенка, кружит его. Игра заканчивается, когда затихнет музыка.
(Снятие эмоционального и мышечного напряжения; принятие)
5. Игра «Котята».
6. Игра «Карусели».
Занятие 5
1. Игра «Колпачок».
2. Игра «Далеко — близко».
3. Игра «Паровозик».
Дети вместе со взрослым выстраиваются друг за другом, держась за пояс.Движутся по залу со словами:
Едет-едет паровоз – дети идут вслед за ведущим
Сто друзей и сто колес.
Он вагончики повез:
Тух-тух, чух-чух!
Раз-два-три – паровоз, замри! все останавливаются
(Групповое сплочение; произвольность движений)
4. За столом игра с карточками «Спрячь мышку».
Каждый ребенок получает комплект из четырех карточек: синей, красной, желтой и зеленой, в центре которых изображена мышка. Также рядом лежат квадратики этих же цветов – «дверки от мышкиного домика». Детям надо к каждому домику подобрать такую же по цвету дверь, чтобы кот не смог найти мышку. Если цвет двери будет отличаться от цвета домика, то кот найдет мышь и съест ее.
(Выполнение задания по инструкции взрослого; выполнение правила игры; действия идентификации (по цвету)
5. Пальчиковая зарядка «Мальчик-с-пальчик».
6. Игра с большим полотном «купаемся в море».
На расстеленное полотно ложатся дети. Взрослый раскачивает полотно, делает «волны». Дети могут лежать, барахтаться «в волнах».
(Снятие мышечного и эмоционального напряжения)
7. Игра «Карусели».
Занятие 6
1. Игра «Карусель».
2. Игра с мячом.
Дети и взрослый стоят в кругу и кидают друг другу мяч. Взрослый помогая, руководит действиями детей,н-р: «Ваня, кинь мячик Свете! Молодец! Света поймала мяч? Умница! Света, кинь мяч Саше» т. п.
(Организация взаимодействия, общей игры)
3. Игра «Паровозик».
4. За столом игра с фигурами (круг, квадрат).
Дети сидят за общим столом. Перед ними лежат разноцветные круги. Взрослый просит ребят взять круг и показать его, затем найти еще круг и опять показать его. Далее взрослый собирает круги и выкладывает на стол различные квадраты. Также просит детей показать квадраты. Затем взрослый перемешивает круги и квадраты и опять просит ребят найти сначала круги, затем квадраты, показывая их всем. Взрослый поощряет детей. Затем все вместе раскладывают по коробочкам отдельно круги, отдельно квадраты. Взрослый хвалит всех ребят за то, что они так хорошо помогли разобрать фигурки по коробочкам.
(Действия идентификации; действия классификации; совместное выполнение одного общего задания)
5. Игра «Пес Барбос».
На стуле сидит игрушечная собака – пес Барбос. Взрослый и дети крадучись подходят к стулу с собакой со словами, которые произносят сначала негромко,а затем усиливая звук:
(говорим тихо)
Вот сидит наш пес Барбос. Идем в направлении стула.
В лапах прячет черный нос. Прячем ладонями свой нос.
(говорим громко)
Ну, Барбос, скорей вставай! Стоим возле стула и грозим пальцем.
Ребятишек догоняй! Взрослый берет игрушку и бежит за ребятами,
которые убегают от него.
Игра повторяется 2-3 раза.
(Совместная игра; соблюдение элементарных правил; развитие речи; произвольность поведения)
6. Игра «Карусели».
Занятие 7
1. Игра «Колпачок».
2. Двигательная разминка «Ножки шагали по дорожке».
Дети идут по комнате вместе со взрослым, чередуя шаг и бег.Взрослый говорит слова:
Большие ноги шагали по дороге. Делаем большие шаги, широко шагаем,
Топ – топ – топ. идем медленно.
Маленькие ножки бежали по дорожке. Передвигаемся бегом, быстро бежим.
Топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ.
Чередование проводится 3-4 раза. Затем все садятся на ковер, поглаживают ноги.
Устали наши ножки,
Мы отдохнем немножко…
(Совместная игра, развитие произвольности движений)
3. Пальчиковая зарядка «Дождик».
Дети повторяют за взрослым движения и слова:
Дождик, дождик, веселей! Свободными кистями рук стучим по ногам,
Капай, капай, не жалей! опуская руки сверху вниз – «капельки падают».
Только нас не замочи – Грозим указательным пальцем.
Зря в окошко не стучи! Стучим согнутым указательным пальцем правой
руки об левую распрямленную ладонь.
(Совместная игра; произвольность движений)
4. Игра «Ладушки».
Вместе со взрослым дети говорят слова и повторяют за ним движения.
Ладушки, ладушки. Хлопаем в ладоши.
Где были? У бабушки!
Испекла нам бабушка Прихлопывая, меняем положение ладоней – поочередно Вкусные оладушки. то вверху, то внизу. Движения бодрые.
Маслом поливала, Гладим одной ладошкой другую. Движения плавные.
Деток угощала.
… (имя ребенка) дала? Взрослый поочередно называет каждого ребенка
…. (имя другого ребенка) дала? по имени. Каждый ребенок, чье имя прозвучит,
хлопает в ладоши.
Всем дала! Всех накормила,
Никого не забыла!
Игра повторяется 2 раза.
(Совместная игра; произвольность движений; произвольность внимания; развитие речи)
5. Игра «Пес Барбос».
6. За столом игра с фигурками (круги, квадраты, треугольники).
Взрослый просит деток помочь мишке разложить фигурки по корзинкам: в первом случае перемешаны круги и квадраты; затем детям предлагается разобрать по группам круги и треугольники; и затем – треугольники и квадраты. Взрослый от имени мишки хвалит ребят и благодарит их за помощь.
(Действия классификации)
7. Игра «Карусели».
Занятие 8
1. Игра «Колпачок».
2. Игра «Ножки шагали по дорожке».
3. Игра «Ладушки».
4. За столом игра с сенсорными рамками «Радуга».
Детям предлагаются дощечки со вставленными в них последовательно фигурами (квадраты, треугольники, круги, звездочки). Взрослый объясняет детям как можно играть с ними. Можно все выложить и затем вставлять поочередно,соблюдая логику действий: сначала вставляется самый большой предмет, затем из тех, что остались вновь выбирается самый большой и т. д. Можно разложить фигурки в ряд – от самого большого до самого маленького из них. При необходимой помощи взрослого, дети выполняют задания.
(Действия сериации)
5. Игра «Колыбелька».
Все дети и взрослый садятся в круг, посередине расстилается небольшое покрывало. На него при помощи взрослого ложится один из детей. Все остальные берутся за края покрывала и начинают медленно, плавно раскачивать «колыбельку».Взрослый поет песенку:
Вечер нам глядит в окошко.
Спи, … имя ребенка, наша крошка.
Баю – бай, баю – бай,
… имя ребенка, вставай!
Так раскачивают всех детей поочередно.
(совместная деятельность; релаксация; принятие)
6. Игра с пальчиками «Пальчики спят».
Взрослый говорит стишок и показывает движения, а дети за ним повторяют движения.
Этот пальчик хочет спать. Поглаживаем поочередно все пальчики
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик – прикорнул.
А вот этот уж уснул.
Тише, пальчики, пока. Приложили пальчики к губам.
Расставаться нам пора. Машем друг другу руками, прощаемся.
(развитие мелкой моторики; установка на окончание занятия, прощание)
Источник